СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский и проектный методы обучения – фактор эффективности повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский и проектный методы обучения – фактор эффективности повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики.»

Пути формирования познавательного интереса на уроках физики. Подготовила Киселёва И. Н. учитель физики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ливны»

Пути формирования познавательного интереса на уроках физики.

Подготовила Киселёва И. Н. учитель физики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ливны»

«Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность»   (Примерная образовательная программа основного общего образования)

«Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность» (Примерная образовательная программа основного общего образования)

Особенности  учебно-исследовательской и проектной деятельности 1) цели и задачи обучающихся определяются как личностными, так и социальными мотивами обучающихся. 2) деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. 3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.

Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности

1) цели и задачи обучающихся определяются как личностными, так и социальными мотивами обучающихся.

2) деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.

 При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:   —  тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя; —  необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно; —  организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи; —  раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

—  тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

—  необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

—  организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

—  раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

 «Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности»   (Примерная программа ООО)

«Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности» (Примерная программа ООО)

  Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями: •  постановка проблемы и аргументирование её актуальности; •  формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности; •  планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; •  собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; •  оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; •  представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

•  постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

•  формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

•  планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

•  собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

•  оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

•  представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях: •   урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; •  учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; •  домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях:

•   урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

•  учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

•  домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Необходимо соблюдать ряд условий:   •   проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося; •  для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества; •  обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта; •  необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

Необходимо соблюдать ряд условий:

•   проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

•  для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;

•  обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

•  необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:   учатся умению самостоятельно добывать знания; испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; развивают навыки самоорганизации; формируют адекватную самооценку; приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

  • учатся умению самостоятельно добывать знания;
  • испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
  • развивают навыки самоорганизации;
  • формируют адекватную самооценку;
  • приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
  • осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
                                  Выпускник научится:                              1.2.3.3. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ •   планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; •   выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; •   распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; •   использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

Выпускник научится: 1.2.3.3. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

•   планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

•   выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

•   распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

•   использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

•   использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; •   использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; •   ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; •   отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; •   видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

•   использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

•   использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

•   ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

•   отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

•   видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

 Выпускник получит возможность научиться:    •   самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; •   использовать догадку, озарение, интуицию; •   использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; •   использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; •   использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; •   использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; •   целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; •   осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний.

Выпускник получит возможность научиться:

•   самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

•   использовать догадку, озарение, интуицию;

•   использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

•   использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

•   использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

•   использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

•   целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

•   осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний.

Только удачное сочетание теоретического материала и эксперимента даёт наилучший педагогический результат.

Только удачное сочетание теоретического материала и эксперимента даёт наилучший педагогический результат.

Я часто вовлекаю детей в подготовку и проведение лабораторного или демонстрационного эксперимента .

Я часто вовлекаю детей в подготовку и проведение лабораторного или демонстрационного эксперимента .

Особенное внимание уделяю развитию практических навыков учащихся.

Особенное внимание уделяю развитию практических навыков учащихся.

Ежегодно участвуем в городской выставке детского технического творчества им. Кулибиных.

Ежегодно участвуем в городской выставке детского технического творчества им. Кулибиных.

Скажи мне, и я забуду.   Покажи мне, и я запомню Дай мне действовать самому,   И я научусь.   Конфуций

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню Дай мне действовать самому, И я научусь. Конфуций