СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский практико - ориентированный проект: «Говорить некогда – нужно действовать!» Глобальные проблемы современного мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет:         Обществознание.

Участники:                        ученики 6, 11 классов.

Продолжительность:    Краткосрочный проект. Три урока, три часа внеурочной деятельности.

Цель:                                  Изучение глобальных проблем современного мира; разработка путей решения глобальных проблем;  презентация.

Педагогическая цель: 

 - Социализация учащихся через групповую и  индивидуальную работу над проблемой;

 - формирование навыков научно-исследовательской и творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский практико - ориентированный проект: «Говорить некогда – нужно действовать!» Глобальные проблемы современного мира.»


Исследовательский практико - ориентированный проект:


«Говорить некогда – нужно действовать!»

Глобальные проблемы современного мира.


Учебный предмет: Обществознание.

Участники: ученики 6, 11 классов.

Продолжительность: Краткосрочный проект. Три урока, три часа внеурочной деятельности.

Цель: Изучение глобальных проблем современного мира; разработка путей решения глобальных проблем; презентация.

Педагогическая цель:

- Социализация учащихся через групповую и индивидуальную работу над проблемой;

- формирование навыков научно-исследовательской и творческой деятельности.

Задачи: - Глубокое изучение глобальных проблем современного мира;

- Создание агитационных плакатов;

- Анализ экологической ситуации в поселке;

- Создание эскизов и презентаций и их обсуждение;

- Презентация проекта.

Оборудование: Информационные технологии, ватманские листы, материалы справочников, словарей, периодической печати, интернета.

Продукт: Агитационные плакаты о защите окружающей среды; Фотопрезентация, разработанные учащимися пути решения проблем.

Презентация: Выступления учащихся, защита плакатов, фотопрезентаций.

Урок – презентация проекта:

«Говорить некогда – нужно действовать!»

Глобальные проблемы современного мира.

«Если мы хотим изменить мир, сначала

предстоит изменить человека, систему его

качеств и ценностей»

А. Печчеи.

Вступительное слово: Минувший век все еще будоражит сознание современников. Ретроспективный взгляд создает образ века атомного, космического, века урбанизации и демографического взрыва, информационных технологий и генной инженерии. Развивая естествознание и технику, человек в тысячи раз увеличил мощь своего оружия, скорость передвижения и коммуникации, заглянул в тайны микро и макромира.

Технический прогресс несомненен. А как же прогресс нравственный? Технически могущественный человек не стал ни счастливее. Ни здоровее, ни духовно богаче. Он растерян, не знает, как распорядиться прошлым, и с тревогой смотрит в будущее.


Суровый вывод нового тысячелетия – Так дальше жить нельзя!


В разных уголках планеты на заре нового века на уровне правительств и международных организаций, среди политиков всех рангов, среди простых обывателей зреет понимание и убежденность: сохранение биосферы земли как экологической ниши человечества – вот общее дело, способное объединить все страны и народы.


Учащиеся 6-го класса представят свое видение экологической проблемы Земли, ими созданы плакаты с изображением бедствий, сотворённых руками человека, а так же предложат своё решение этих проблем.


Учащиеся 11-го класса для решения выбрали проблемы:

народонаселения (Ерошкина Н.), проблема наркомании (Соколова Э., Чукавин А..), Проблема международного терроризма (Леликов Е.), Проблема международного пиратства (Пономаренко Н.), Аудиовизуальный материал по проблемам нашего села представят Игнатова А. и Горобец И.., Проблема детского сиротства и беспризорности (Соколова Э.).

Учащиеся так же представят разработанные пути решения данных проблем мира.


Заключительное слово: «Пойми простой урок моей Земли

Как Греция и Гения прошли,

Так минет все, Европа и Россия

Гражданских смут горючая стихия

Развеется… расставит новый век

В житейских заводях иные мрежи…

Ветшают дни, проходит человек,

Но небо и Земля – извечно те же.»

М. Волошин.


Подробное описание этапов подготовки проектно-исследовательской деятельности на уроке обществознания по теме

«Говорить некогда – нужно действовать!»

Глобальные проблемы современного мира.

ПД наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.

Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.

ПД – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Учащиеся, работая над проектом, овладевая методами научно-творческой работы, принимают участие в исследовании, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха.

Наш урок – это отчет о проделанной работе учащимися как над индивидуальными минипроектами, так и групповом обсуждении деятельности каждого.

Это все, в большинстве своем творческие работы с применением исследовательского метода, основы которого соотносятся с деятельностным подходом.

Проекты, предложенные учащимися – это исследовательские работы непродолжительные по времени, они требуют знаний из разных областей науки, почерпнутых из периодических изданий и интернета.

Тема урока: «Говорить некогда – нужно действовать!»

«Глобальные проблемы современного мира.

Все работы учащихся актуальны и интересны людям на всех возрастных этапах.


Работа над проектом строилась согласно разработанному плану:

  1. Ознакомление с темой.

  2. Распределение обязанностей и составление плана.

  3. Работа над проектом (индивидуальная, групповая).

  4. Оформление.

  5. Предзащита.

  6. Защита.

Более подробный план, включающий этапы деятельности, показан в таблице:


Этапы.

Деятельность учителя и учащихся.

1.Предварительная подготовка.

1.Мотивация учащихся для работы над проектами;

2.Выявление мотивированных детей;

3.Познавательно-просветительская работа с учащимися с целью повышения мотивации.

2.Собственно подготовка.

1.Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта;

2.Получение дополнительной информации;

3.Формирование рабочих групп-11 класс, 6 класс. Внутри каждого классного коллектива формирование минигрупп.

3.Планирование.

1.Выработка индивидуальных и групповых планов работы;

2.Формулирование задач;

3.Определение частных задач, источников и способов сбора информации, ее анализ и синтез (индивидуально и по группам).

4.Планирование работы.

5.Выбор формы и установление сроков отчета. ( научно -практическая конференция, 15 декабря 2008 года).

6.Распределение обязанностей и задач между членами группы.

4.Исследование.

1.выполнение исследований (там, где это необходимо) под руководством педагога.

2.Применение на практике методов исследования (теоретический анализ, наблюдение).

3.Анализ информации и формулировка задач и выводов под руководством педагога.


5.Творчество.

1.Выполнение творческих работ (плакатов, фильмов).

2.Обсуждение в группе по принципу: «ценен совет каждого».

3.Анализ информации и формулирование задач и окончательных выводов под руководством педагога.

6. Дискуссия, обсуждение, предзащита.

1. Обсуждение работ учащихся в минигруппах.

2. Представление проекта на суд старшей возрастной группы.

3. Предзащита.

7. Отчет. Презентация.

Обсуждение и утверждение формы отчета ( защита плаката, аудиовизуальное представление информации по проблеме, устная форма защиты проблемы.)

8.Оценка.

1.Представление и оценивание результатов (качество работы, источников информации, степень реализации замыслов и т.д.)

2.Коллективный анализ деятельности.


1 этап.

На данном этапе была поставлена цель смотивировать абсолютно всех учащихся на работу над проектом, предлагая им дифференцированные виды заданий с учетом психолого-возрастных особенностей и наклонностей.

На данном этапе важно не ошибиться и выделить не только активных, уверенных в себе детей, с удовольствием демонстрирующих свои интеллектуальные умения, но и не забыть таких учеников, которых мы называем «интеллектуальными улитками», так как подчас они выдают неожиданный замечательный результат. 1 этап самый важный и ответственный. На данном этапе важно запустить механизм мотивации, предлагая варианты работы интересно, увлекательно. Ново, интригующе, оригинально. И если это произойдет, дети испытывают творческий подъём, который и будет движущей силой работы над проектом.

2 этап.

После того, как были определены группы учащихся, желающих работать над проектом, начинается поиск темы и определение целей работы.

Я стремилась построить работу так. Чтобы содержание проекта не было во всем упрощенным повторением того, что создано «большой наукой». Старалась, чтобы тема проекта как можно больше интегрировала с различными научными отраслями, так как проект определен в рамках учебного предмета обществознание. Так же, на мой взгляд, выбранная тема должна предполагать будущую значимость для практики лично каждого учащегося, а его результаты представляли интересы для общественности.

Сначала учащимся было предложено самостоятельно определить тему и форму работы. После этого каждому была предложена координирующая помощь со стороны педагога и учащихся внутри возрастной группы.

Данная помощь необходима, так как не всегда в школьном возрасте, особенно в подростковом, возможно объективно оценить актуальность и оригинальность будущего проекта.

Научить учащихся не только ставить перед собой цели, но и делать это логически обоснованно, с высокой степенью результативности (в 11 классе с минимальным, в 6 –м классе с максимальным вмешательством педагога в процесс целеполагание).

Данный вид деятельности на втором этапе помогает четко определить последовательность выполнения работы, помогает выявить и установить причинно-следственные связи между всеми ее частями, а далее, без суеты приступить к реализации проекта.

Выбор темы, ее формулировку, учащиеся 6 и 11 классов определили самостоятельно на совместном уроке обществознания. Главным аргументом в пользу выбранной формулировки являлось личное заинтересованное участие школьников, а так же важность её для современников.

На данном этапе было дано задание сформулировать эпиграф к выбранной теме.

В качестве эпиграфа были выбраны слова А. Печчеи: «Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей».


3 этап.

После определения темы и целей проекта важно установить последовательность выполнения работы. На данном этапе для успешного выполнения работы опять необходим контроль со стороны педагога, так как ученики часто не понимают, как выстроить план действий, как поставить задачи.

В таких случаях им было предложено абстрагироваться от выбранной темы и перенестись в нереальную ситуацию. «Свершилось непоправимое – каждая из выбранных вами проблем приобрела угрожающие масштабы. Говорить некогда – нужно действовать. Но для того, чтобы приступить к действиям, необходимо изучить. Какие методы изучения данной проблемы вы используете?» Ребята высказали самые разные предположения, намечая план своих действий.

  1. Собрать информацию в периодической печати;

  2. Собрать имеющуюся научную информацию по рассматриваемой проблеме;

  3. Проанализировать полученные данные и сделать календарь (графики, таблицы, схемы), отражающие проблему;

  4. Сделать вывод. (И только после этого приступать к практическому решению).

Но мы с вами имеем дело не со столь угрожающими размерами, наша задача пропагандировать отношение человека к Земле как к мегадому и соответственно другим людям (современникам и потомкам). Наша задача изучить, показать, задуматься и, по возможности, не допустить.

После такого тренинга учащимся становится значительно легче реализовать задачи проекта и грамотно их сформулировать. Ставить новые.

В данном проекте логика построения работы выстраивалась сама собой, так как тематика проблем, выбранных учащимися им знакома и близка.

План выглядел так: 1) выяснить происхождение термина «глобальный», дать формулировку.

2) Рассмотреть как в мире на правовой основе рассматриваются те проблемы, которые мы изучаем4

3) Рассмотреть развитие ситуации по выбранной проблеме сегодня;

4) Более детально остановиться на экологических проблемах планеты;

5) Рассмотреть развитие данной проблемы на примере нашего села;

6) Продемонстрировать последствия изучаемой проблемы и то, как они долго будут проявляться; спрогнозировать будущее человечества, в следствии не решения проблемы.

На данном этапе учащиеся разбились на группы и определились с выбором, заинтересовавшей их проблемы.


Осипов Н. 11 класс. « Формулировка термина «глобальный». Правовое оснащение мировых проблем».

Соколова Э., Чукавин А. -11 класс - «Проблема наркомании».

Ерошкина Н. 11 класс. «Проблема народонаселения».

Пономаренко А. 11 класс «Проблема международного пиратства».

Леликов Е. 11 класс. « Проблема международного терроризма».

Соколова Э. «Проблема детского сиротства и беспрезорничества».

Игнатова А., Горобец И. - «Изучение экологических проблем села, подготовка фотоматериала».

6 класс. «Мир на грани экологической катастрофы».


4 этап.

На этом этапе работы ученики определяют источники информации, с которыми им предстоит работать. Выбор материала неограничен. Научно-популярная литература, словари, справочники, материалы периодической печати, интернет. Кроме того для работы над проектом были предложены фото, сделанные самими ребятами в селе, что сделало работу над проектом действительно значимой, повысив у ребят оценку собственного труда.


5 этап.

После определения темы, целей, рабочих гипотез, задач и источников информации, распределения обязанностей внутри группы, приступаем к выбору формы отчета на будущей презентации и представлении. Для этого необходимо точно рассчитать сроки составления развернутого плана, подведения предварительных итогов, представление черновой работы, наглядного материала и т.д.

На данном этапе необходимо обговорить и критерии оценки проекта, включающих в себя, соответствие содержания заявленным целям и темам, структуру работы и её оформление, качество и эмоциональность подачи материала. Оговорив все это, учащиеся приступают к исследованию.


6 этап.

Проектной деятельности свойственен исследовательский характер. Он требует изучения информации, ее анализа и выявления противоречий или недостающих сведений. Работа в группе возможна благодаря самостоятельным, инициативным усилиям отдельных учеников при полном подчинении личных интересов групповым. При работе в группе учащиеся не только дополняют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. По моему мнению, для достижения максимального результата группа должна состоять не более чем из двух человек. В такой диаде каждый достаточно полно использует свой потенциал, и не «забит» более активными участниками, как это часто бывает в больших группах.

Для меня в процессе работы над проектом важно было определить линию поведения с каждым учеником. Каждому из них необходимо было помочь преодолеть настроения, которые мешают плодотворной работе.

В ходе работы над проектом моя роль заключалась в подсказывании лишь общих направлений и главных ориентиров «маршрутов» поисков: «давайте рассуждать…, наверняка у тебя мелькнула не одна мысль, идея, догадка, давай ты постараешься выудить её из своего подсознания и примешь в качестве исходного допущения…, давай поищем решение другого плана…, что получилось? Сплошные противоречия? Дальше пути нет?..., значит надо идти в другом направлении. Это и есть мысленный эксперимент.

Процесс работы над проектом не мыслим без дискуссий. На заключительном этапе «презентация», дискуссии остались «за кадром».

Отсутствие дискуссий отрицательно сказывается в работе над проектом, и часто сводит на нет, все попытки определить направления работы. Дискуссия и обсуждение – это основа проектной работы, предполагающей наличие у учеников своего мнения, готовность аргументировано защитить это мнение и, что наиболее важно, преодолев себя, отказаться от него. Если оно ошибочно.

Очень интересно и плодотворно проходили дискуссии на совместном занятии 6 и 11 классов. Шестиклассники прислушивались к экспертным советам старших и потом воплощали их на своих плакатах.

Работа над проектом – это общий разговор за круглым столом.


7 этап.

После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определенному заключению, приступаем к завершающей фазе работы. Предзащита проекта перед главным «соревнованием» необходима для совершенствования текста, поведения, а так же для того, чтобы исключить волнение.


8 этап.

Заключительный этап – защита проекта на уроке – конференции. Ученики представляют свою мини научную работу (проблему, над которой работали). В идеале обсуждение должно происходить на последнем этапе, но ранее, как я уже говорила, процесс дискуссии между учащимися на 6 этапе работы уже произошел, на заключительном этапе, возможно только услышать мнение комиссии.

Сам этап защиты не менее важен, чем этап подготовки. Именно при обсуждении закладываются ростки будущих интересов.


9 этап.

Оценка проекта самими учащимися. Это должен быть откровенный разговор, который позволит учителю, верно, судить об изменении мышления учащихся. Этот этап может быть своеобразным подведением итогов и подготовкой к следующему проекту.

При оценивании и обсуждении проекта учащимся предстоит обсудить следующие вопросы:

  1. Насколько удачным оказался проект?

  2. Изменился ли я в процессе работы? В чем?

  3. Интересно ли мне было работать над этой проблемой?

  4. Интересно ли мне было работать с этими людьми? Почему?

  5. Хотелось бы продолжить работу в этом же составе над другим проектом?

  6. Какие дополнения в работе над проектом вы бы внесли в будущем?

  7. Оцените урок – проект критически.