СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательных процессов младших школьников посредством интерактивных технологий»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательных процессов младших школьников посредством интерактивных технологий»»

Министерство образования и науки РД

МКОУ «Гимназия №3»

г. Хасавюрт













Исследовательский проект



«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»







Автор –

учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №3»

Махмудова Асият Арсланбековна










Заместитель директора по

учебно-методической работе_________/Султанова З.Б./


Хасавюрт -2019 г


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-5

ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ШКОЛЕ

1.1. Интерактивные методы, формы и средства обучения………………..…6-8

1.2. Общие принципы построения интерактивного занятия…………………..9

1.3. Технология применения интерактивных методов…………………....10-11

ГЛАВА 2.ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

2.1.Диагностика уровня сформированности познавательных процессов младших школьников………………………………………………………..12-22

2.2.Реализация опытно-экспериментальной программы по внедрению технологий интерактивного обучения (игровая форма)………………….23-32

2.3. Анализ результатов исследования……………………………………..33-36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37-38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..39-40

ПРИЛОЖЕНИЯ



















ВВЕДЕНИЕ

Главная задача современного образования-не просто научить ребенка, а обеспечить для него условия для дальнейшей адаптации в современном обществе.

Меня всегда волновал вопрос, как повысить интерес детей к учебной деятельности, к стремлению узнать что-то новое, открыть для себя неизведанное, превратить просто в необычное и сделать сложное доступным? Этот вопрос волновал всех педагогов и во все времена.

Проблема. Если говорить о современном образовании подходе к образованию, то его методологической основой является системно-деятельностный подход. На что он нацелен? Целью данного подхода является формирование целостной, всесторонне развитой личности. В связи с этим предъявляются новые требования и к учителю, и к учащимся.

Таким образом, перед учителем встает вопрос, как сделать процесс обучения интересным и доступным, как повысить интерес учащихся к обучению?

Актуальность. Сегодня учебный процесс сложно представить без современных интерактивных технологий, которые необходимы при обучении разным дисциплинам. Интерактивные технологии в новых условиях обучения позволяют гораздо больше расширить набор качеств, развиваемых у детей в процессе учебы, помогают повысить качество усвоения программного материала, построить работу с учащимися разного уровня готовности к обучению. Не это ли основная, актуальная цель образования сегодня?

Применение технологий интерактивного обучения позволяют объединить деятельность всех участников образовательного процесса, тем самым облегчается процесс усвоения учебного материала, что является актуальным. Интересным является тот факт, что любой учитель может самостоятельно придумать свою личную форму работы с классом, свою собственную технологию, способствующую повышению качества образования.

Цель данной разработки - поиск и анализ интерактивных методов обучения, способствующих развитию познавательных процессов младших школьников.

В соответствии с целью работы и предложенной гипотезой были сформированы следующие задачи:

  1. выделить психологические особенности детей на начальном этапе обучения;

  2. изучить влияние выбранных интерактивных методов на познавательные процессы учащихся;

  3. оценить эффективность интерактивных методов обучения с помощью эксперимента.

Объект исследования: интерактивные технологии

Предмет исследования: влияние интерактивных методов на развитие познавательных процессов младших школьников.

Гипотеза: предположим, что использование интерактивных технологий, а именно игровой формы, повышает качество усвоения учебного материала.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы

  • наблюдение

  • анализ

  • эксперимент

  • моделирование

  • обобщение

Планируемые результаты:

- повышение качества усвоения учебного материала;

- развитие познавательных процессов с помощью включения в учебный процесс интерактивных технологий обучения;

Источниками работы явились теоретико-методические труды исследователей в области интерактивных технологий обучения, психологии и педагогики о познавательных процессах и их диагностики.

Практическая значимость: работа может быть использована учителями и практическими психологами при углубленном изучении данного вопроса.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.























ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ШКОЛЕ

1.1.Интеракивные методы, формы и средства обучения.

Что такое интерактивные технологии? Слово «интерактивные» происходит от английского слова inter-«между» и act-«действие». Таким образом, интерактивные технологии - это способ взаимодействия между собой, а обучение, построенное на интерактивных методах – это взаимодействие всех обучающихся и педагога.

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов особую значимость стало приобретать применение интерактивных методов обучения.

В традиционной организации образовательного процесса основным способом передачи знаний является одностороння форма общения, которая в педагогической практике является пассивным методом обучения. Данный метод можно представить следующим образом:

учитель------------ ученики.

Другой моделью обучения является активная, предполагающая самостоятельность обучающихся. Ее можно представить так:

учитель----------------ученики.

Использование интерактивной модели обучения предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса, совместное решение поставленных проблем. В данной форме обучения, в отличие от пассивной и активной, отсутствует доминирование какого-либо участника процесса обучения:

учитель-----------------ученики.

Существуют следующие подходы интерактивного обучения:

  • творческие задания

  • работа в группах

  • обучающие игры

  • экскурсии

  • социальные проекты

  • изучение видео и аудио материала

  • тестирование

  • дистанционное обучение

  • постановка и разрешение проблемы

  • тренинги и т.д.

Таким образом, интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместного взаимодействия всех участников образовательного процесса, решение поставленных проблем, оценивание действий - своих и других участников.

Особенностью интерактивного обучения является вовлеченность в процессе познания всех участников процесса обучения, т.е. каждый имеет возможность понимать и анализировать то, что они уже знают, то, о чем думают. Интерактивный метод-это высокий уровень взаимонаправленной активности участников обучения, их эмоциональное объединение.

В сравнении с традиционной формой обучения в данной системе меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого, учителя и ученика. Активность учителя уступает активности ученика. Таким образом, главной задачей учителя является создание условий для развития учащихся и проявления их собственной инициативы.

В данном виде обучения педагог не дает «готовых» знаний и способов решения проблемы, а является «путеводителем», побуждает учащихся к поиску решения поставленных задач. Учащиеся находят пути решения проблем на основе собственного, уже имеющегося опыта.

Положительной стороной интерактивных технологий обучения является:

  • проявление интереса учащихся к процессу обучения

  • активное участие каждого в учебном процессе

  • формирование жизненного опыта, навыка самостоятельности

  • формирование умений и отношений между участниками учебного процесса

  • эффективное усвоение учебного материала





































1.2. Общие принципы построения интерактивного занятия.

При организации интерактивного обучения важно соблюдать правила:

  1. В работу должны быть вовлечены все учащиеся. С этой целью нужно использовать те технологии, которые позволяют включить в работу всех участников в процесс беседы.

  2. Перед включением в деятельность необходимо заботиться о психологической подготовке, т.к. не все учащиеся готовы вступать в коллективное обсуждение. Поэтому, можно использовать психологические разминки, поощрять за активное участие в работе, обсуждении.

  3. При обучении важно учитывать количество участников (не более 25 человек), т.к. от этого зависит качество обучения.

  4. Для того, чтобы во время работы участникам было легко перемещаться, необходимо заранее продумать расположение мебели в аудитории.

  5. Все участники совместной работы должны уважать мнение остальных. С этой целью важно устанавливать правила, регламент, которые нельзя нарушать.

Для полноценной деятельности также необходимы доверительные, позитивные отношения между обучающимися.

Таким образом, интерактивные технологии обучения обеспечивают прочные знания, коммуникабельность, командные качества, взаимоуважение.







1.3.Технология применения интерактивных методов.

Применение интерактивных технологий в обучении повышают наглядность, облегчают восприятие учебного материала. Это хорошо влияет на инициативность учеников и повышает качество усвоения учебного материала. Использование технологий интерактивного обучения целесообразно на любом этапе урока для достижения поставленных целей.

Для определения и выбора эффективных интерактивных технологий мною были изучены и проанализированы различные материалы и источники. Таким образом, я выяснила, что существуют следующие виды и формы интерактивных технологий. Вот некоторые из них, которые меня заинтересовали:

  1. Видео-конференция. Это технология, обеспечивающая двустороннее представление информации на расстоянии с помощью ИКТ. Это обеспечивает взаимодействие двух или более участников образовательного процесса, при котором возможен обмен аудио- и видеоинформацией.

  2. Видео-лекция. Это снятое на диск или другой носитель видео с объяснением материала, с фотографиями, схемами и таблицами.

  3. Групповая дискуссия. Для организации данной технологии учащиеся разбиваются на группы, где обсуждают вопросы по теме урока.

  4. Дебаты. Это обмен мыслями между двумя сторонами по заданной теме, направленная на переубеждение в своей правоте третьей стороны.

  5. Игра. Метод, при котором учебная деятельность имитирует различные аспекты жизни человека.

  6. Кейс-метод. Метод анализа ситуаций, основанный на обучении решения поставленных задач-ситуаций (кейсов)

  7. Коллоквиум. Форма фронтального опроса, обсуждения, позволяющая в короткий срок выяснить уровень сформированных знаний, умений, навыков по конкретной теме.

  8. Коучинг. Форма интерактивного обучения, которая преследует цель развивать компетентность межличностного поведения в общении.

Проанализировав вышеизложенные формы интерактивного обучения, я отдала предпочтение игровой форме, так как считаю ее наиболее подходящей для применения в учебном процессе младшего школьного возраста.



























ГЛАВА 2.ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

2.1.Диагностика уровня сформированности познавательных процессов младших школьников

База исследования-МКОУ «Гимназия №3» г. Хасавюрт. Для подтверждения выдвинутой мною гипотезы я провела исследование, направленное на сравнение эффективности традиционной системы обучения и технологий интерактивного обучения. В исследовании принимал участие 3 «е» класс. В школе они учатся по традиционной программе обучения.

В исследовании участвовали две группы: экспериментальная и контрольная.

Работа осуществлялась по трем этапам:

  1. констатирующий;

  2. формирующий;

  3. контрольный.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности познавательных процессов младших школьников.

Второй, формирующий этап работы - внедрение интерактивных технологий обучения.

Заключительный, третий этап исследования, проводился теми же методами, что и первый. Целью этого этапа было выявление индивидуальных изменений в развитии познавательных процессов младших школьников после внедрения технологий интерактивного обучения.

При проведении эксперимента на практике мы использовали следующий инструментарий:

  1. Закрытое тестирование.

  2. Анкетирование.

  3. Срез умений и навыков.

  4. Изучение и анализ литературы.

  5. Рефлексия.

Традиционный подход к классификации познавательных способностей представляет В.П. Беспалько, В.Д. Шадриков 1и другие. Представим данную характеристику познавательных процессов в таблице 1 (см. приложение 1), существенным образом обогатив традиционное рассмотрение категории «познавательных способностей» с точки зрения нашего исследования.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

  1. внимание;

  2. память;

  3. мышление;

  4. речь;

  5. восприятие;

  6. воображение.

Предлагаемая программа, включающая в себя систему психодиагностических методик, имеет своей целью - комплексную оценку уровня психологического развития младших школьников (сферу познавательных процессов).

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, должна решать следующие задачи:

  1. Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребёнка.

  2. Выявить имеющиеся у него задатки и способности.

  3. Выработка рекомендаций.

Основная суть измерительного подхода познавательных процессов младших школьников – в процедуре и содержании тестовых задач.

Диагностика внимания младшего школьника.

С помощью диагностической методики «Корректурная проба» Л.Ф. Тихомировой2 изучали устойчивость, сосредоточенность, объем, переключение и распределение внимания. Материал представлен в приложении 2.

Изучение особенностей внимания.

20 строк букв, по 20 букв в каждой. По сигналу «начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы – 3 минуты.

Работоспособность определяется по формуле:

Работоспособность = количество строк x количество строк / количество ошибок

Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам нужно давать следующим образом: на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке – «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей – «к» и «ч» и т.д.

Оценка результата:

Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных / общее количество просмотренных строк.

Исходя из этого, отметить уровни.

Диагностика памяти младшего школьника.

Для определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти мы использовали нижеприведенную методику.

Применяется стимульный материал, изображённый на рисунке 1 (см. приложение 3). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками.

Инструкция:

«Сейчас мы поиграем. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребёнку последовательно, на 1-2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 2) за 15 сек.

Оценка результатов:

10 баллов - очень высокий уровень развития,

8-9 баллов - хороший,

4-7 баллов - средний,

0-3 балла - низкий.

Кратковременная память необходима человеку для отбора нужной и отсеивания ненужной информации. Методика исследования кратковременной памяти изложена в книге «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других».3

Методика исследования кратковременной памяти

Описание.

Испытуемый должен запомнить, а затем записать максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.

15

39

87

23

94

65

79

46

83

19

94

52


По количеству правильно воспроизведенных чисел проводится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти

- 10-12 единиц – хороший уровень.

- 6-9 единиц – средний уровень,

- 3-5 единиц - низкий уровень.

Диагностика мышления младшего школьника.

С целью изучения особенностей мышления была использована методика «Пословицы» Б. В. Зейгарник описанная Т. Н. Овчинниковой.

В качестве экспериментально материала использовались два набора карточек. На карточках одного набора были написаны пословицы, на карточках другого - фразы. Часть этих фраз ничего общего с пословицами не имела, но в них были включены слова, упоминающиеся в пословицах, часть же фраз раскрывала смысл предъявленных ребенку пословиц.

Пословицы:

  1. Цыплят по осени считают.

  2. Волка ноги кормят.

  3. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

  4. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

  5. Маленькое дело лучше большого безделья.

  6. Недруг поддакивает, а друг спорит.

  7. Злой не верит, что есть добрые люди.

  8. Умел ошибиться, умей и поправиться.

  9. Учение свет, а неучение – тьма.

Фразы:

  1. О деле судят по результатам.

  2. Цыплята вырастают к осени.

  3. Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.

  4. Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

  5. Злой человек не любит доброго.

  6. Ошибку нужно постараться исправить.

  7. Если ты не прав, то друг всегда докажет тебе, что ты не прав.

  8. Учение дается легче в светлое время суток.

  9. Безделие делает день длиннее.

  10. Прежде, чем что-то сказать – подумай. Слово назад не возьмешь.

  11. Волк догоняет свою добычу, он никогда не сидит в засаде.

Перед испытуемым в беспорядке раскладываются карточки с фразами и пословицами. Предлагается внимательно их прочитать. После этого экспериментатор берет карточки с пословицами и поочередно предъявляет их испытуемому, требуя после каждого предъявления пословицы отыскать в имеющемся у ребенка наборе подходящую по смыслу фразу.

Экспериментатор отмечает в протоколе уровень: «хороший», «средний», «низкий».

Диагностика речи младшего школьника.

Методика психодиагностики речи позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом при выражении мысли, а не на саму мысль).

Определение понятий.

В этой методике ребенку предложили следующие наборы слов:

    1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

    2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объ­единять, бить, тупой.

    3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

    4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.

    5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следую­щая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Далее дети дали определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова дети получили по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не отвечает, то зачитывается следующее по порядку слово.

Замечания, которые возникли при ходе игры.

1. Дети могут сами читать стимульные слова, если они умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспери­ментатор читает ребенку слова.

2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.

Оценка результатов.

Максимальное количество баллов, которое дети могли получить за выполнение этого задания равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитали сумму баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора и выяснили, что самый высокий уровень набрал ученик, которого однажды диагностировали при помощи данной методики. Поэтому при повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка с использованием данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития:

10-8 баллов

хороший уровень

7-4 баллов

средний уровень

3-0 баллов

низкий уровень


Оценку речи младших школьников проводили по методике, изложенной О.С. Газман4 и Н.Е. Харитоновой. Игра и игровой тренинг – замечательная возможность для развития познавательных процессов младших школьников.

Школьнику предлагается составить рассказ по картинке. На картинке – бытовой сюжет.

Оценка результата.

Хороший уровень – ребенок говорит полными предложениями, использует в своей речи эпитеты, у него хороший словарный запас. При описании картинки используются разные части речи

Средний уровень – школьник составляет предложение медленно, с трудом подбирает нужное слово, но в целом картинка описана.

Низкий уровень – ребенок плохо составляет предложения, у него маленький словарный запас.

В основном, больше 80 % детей относятся к среднему уровню, т. е. они умеют составлять предложения, но сталкиваются при этом с определенными трудностями.

Диагностика восприятия младшего школьника.

Для того чтобы выявить у учащихся уровень развития восприятия мы провели тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности восприятия, разработанный Л.Ф. Тихомировой.

Тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности представлен в приложении 4.

Задания школьнику.

Перекопируй графические изображения с 100-клеточную таблицу и сосчитай:

  1. Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?

  2. Сколько раз встречается знак «минус» (-)?

  3. Сколько раз встречается знак деления (:)?

  4. Сколько раз встречается знак «равно» (=)?

  5. Сколько раз встречается знак умножения (x)?

  6. Сколько раз встречается знак точка (.)?

Правильный ответ:

  1. 12

  2. 12

  3. 8

  4. 9

  5. 9

  6. 12

Математическое определение уровней.

Сумма точно воспроизведенных графических изображений за определенное время (3 минуты) равна:

0-21- низкий уровень,

22-42 - средний уровень,

42-62- хороший уровень.

Диагностика воображения младшего школьника.

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.

Для диагностики способностей воображения использовали следующие методические подходы, изложенные В. Д. Шадриковым:

  1. Оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;

  2. Тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;

  3. Самооценка параметров образов воображения.

Диагностика воображения проводилась по опроснику Р. Гордона.

Опросник предназначен для оценки сферы воображения. Основан на процедуре самооценки образа-представления и способности манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает «да», «нет», «неуверен». Каждому ответу присваивается определенный балл (2,1,0). Считается, что даже один ответ «нет» говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы:

  1. Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?

  2. Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?

  3. Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?

  4. Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.

  5. Представьте эту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же самом месте.

  6. Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.

  7. Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.

  8. Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.

  9. Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение.

  10. Представьте, как эта машина лежит на свалке.

Математическое определение уровней.

Сумма ответов «да» равна:

0-3- низкий уровень,

4-7 - средний уровень,

8-10- хороший уровень.

Особенности творческого воображения можно определить, используя следующие задачи:

Задача 1.

Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Ход задачи.

Дети прослушивают начало рассказа: «Темнело. Шёл нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чём- то разговаривали. Вдруг…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.

В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2.

Выяснить особенности творческого воображения.

Ход задачи.

Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

На основании проведенного эксперимента мы сделали вывод, что воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.







2.2.Реализация опытно-экспериментальной программы по внедрению технологий интерактивного обучения (игровая форма)

На констатирующем этапе эксперимента, используя различные методики, мы провели диагностику уровня развития познавательных процессов младших школьников до внедрения технологий интерактивного обучения. (см.Таблицу 2).

Таблица 2

Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Группа

Количество человек в группе

Внимание

Память

Мыш-ление

Речь

Вос-приятие

Воображе-ние

Низкое

среднее

хорошее

низкая

средняя

хорошая

низкое

среднее

хорошее

низкая

средняя

хорошая

низкое

среднее

хорошее

низкое

среднее

хорошее

Контрольная

12

2

8

2

0

8

4

2

7

3

0

9

3

2

6

4

3

5

4

Экспери-ментальная

12

1

8

3

1

6

5

1

8

3

1

7

4

3

7

2

2

5

5



Рис. 1. Сравнительные данные сформированности внимания младших школьников на констатирующем этапе эксперимента



Рис. 2. Сравнительные данные сформированности памяти младших школьников на констатирующем этапе эксперимента



Рис. 3. Сравнительные данные сформированности мышления младших школьников на констатирующем этапе эксперимент



Рис. 4. Сравнительные данные сформированности речи младших школьников на констатирующем этапе эксперимент



Рис. 5. Сравнительных данных сформированности восприятия младших школьников на констатирующем этапе эксперимент



Рис. 6. Сравнительные данные сформированности воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимент



На основании данных диагностик (рис. 1 - 6) мы определили, что у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах познавательные процессы находились примерно на одинаковых уровнях, распределение школьников по уровням оценки внутри группы и между группами равнозначно. Мы приступили к эксперименту по развитию познавательных способностей младших школьников с помощью одной из технологий интерактивного обучения - игры.

Рассмотрим формирующий этап исследования.

На этом этапе была составлена образовательная программа интерактивной технологии обучения в форме игры, в которой на каждый психологический процесс, рассматриваемый в работе, были подобраны и разработаны упражнения в игровой форме на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира и других дисциплинах с помощью ИК технологий. Далее на этом этапе проводилась работа по развитию познавательных способностей младших школьников.

Программа для учащихся представлена в приложении 4.

Данная программа реализовывалась с помощью следующих ИК технологий, которые я использую в своей работе с младшими школьниками:

1. С помощью компьютера можно решать такие образовательные задачи, как демонстрация ненаблюдаемых и трудно воспроизводимых явлений, частично заменяя демонстрационные и лабораторные эксперименты компьютерными, а также реализовывать профессиональную направленность преподавания. Компьютеры могут и должны использоваться не только на уроках естественно-научного цикла. Они могут стать незаменимыми помощниками любого преподавателя.

Форма применения:

-Отыщи спрятавшееся слово;

- Отыщи все треугольники;

- Нарисуй картинку из геометрических фигур;

-Продолжи ряд.

2. Учебные программы – это программы, ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью обучающихся.

Форма применения:

-Запомни и повтори только вторые слова;

- Найди спрятанные слова;

3.Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

Форма применения:

-Какое слово длиннее? ;

- Расшифруй и реши пример;

- Расшифруй ребус;

- Составь из букв слова.

4. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

Форма применения:

-Нарисуй и повтори слова;

-Вставь цифры;

- Соедини пример с ответом;

- Соедини геометрические фигуры.

5. Демонстрационные программы предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий, библиотек (картины, фотографии, видеофрагменты). К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы обучающихся.

Форма применения:

-Что лишнее и почему?;

- На что похоже?;

- Постройте из счётных палочек такой домик, который изображён на рисунке.

6. Имитационные и моделирующие программы - предназначенные для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

Форма применения:

- Расставьте в остальных квадратах такие числа, чтобы в сумме во всех клетках по всем направлениям было 9;

- Продолжи ряд;

7. Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

Форма применения:

- Игра «Как это можно использовать?»;

- Придумайте четыре слова с буквой «г» и запиши их в таблицу.

8. Мультимедиа-учебники – это комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Форма применения:

- Зима;

-«Спрятанные предложения»;

- Поменяй местами одинаковые фигуры и прочитай слово.

- Замени символы цифрами и реши примеры;

- Продолжи ряд;

- Слова – невидимки.

Преимущества использования компьютерных технологий

  • возможность использования на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока;

  • многократность использования и возможность приостановки в нужный момент;

  • детализирование изучаемых объектов и их частей;

  • восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

Игра, использованная мною на уроках в нашей гимназии, соблюдает принцип от простого к сложному, а техническая база усиливает их эффективность. Здесь необходимо учитывать наличие занятий, которыми располагают слушатели.

Результатом обучения детей по данной программе является пополнение знаний, развитие познавательных способностей, желание детей работать с книгой, развиваются внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение.

Контроль проводится в игровой форме: игры, тесты, игровые программы, интеллектуально – познавательные игры, викторины и др.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе интерактивной технологии обучения, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям увидеть результаты, создаёт хороший психологический климат в коллективе.

Я постаралась объединить получение знаний и игровую деятельность, поэтому постоянно велось наблюдение за школьниками. Отрадно было наблюдать, как от занятия к занятию меняются дети. У Айзаны было рассеянное внимание. Девочке было трудно сосредоточиться, ее отвлекали малейшие звуки. Казалось, что ей неинтересен процесс, но потом мы заметили, что она очень любит кота Матроскина из мультфильма «Простоквашино». Когда стали предлагать ей познавательный материал об этом животном, то девочка с интересом слушала информацию о зверьке, с интересом рассматривала иллюстрации в энциклопедиях, в театральных моментах пыталась изображать этого героя. Постепенно она полностью включилась в процесс, проблемы со вниманием исчезли.

У Саида были проблемы в произношении твердого звука «л». Мы стали часто включать в игру произношение «гудка парохода»: «лы-ы-ы-ы» с помощью ИКТ. Мальчик движениями и звуками подражал пароходу. Чтобы произнести слово «лы-жи» мы предлагали ему потянуть слог, как бы подражая кораблику. Через несколько занятий у Саида стал получаться «трудный» звук.

Развитие внимания, памяти, речи, восприятия, воображения необходимы в младшем школьном возрасте. Поэтому данная программа заинтересовала родителей и учителей начальной школы.

Был организован систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка. К каждому разделу были подобраны игры или элементы игры. Совместно с детьми разрабатывались и изготавливались настольные игры (лото, маршрут и пр.). Особенно активные школьники выступали разработчиками интеллектуальных рингов.

Знакомству с окружающим миром способствовали экскурсии на природу. Так, например, при изучении птиц родного края проводилось исследование пригородной зоны с целью орнитологического изучения. Особой популярностью среди ребят пользовались пешие экскурсии по старым улочкам нашего города. Они с интересом рассматривали старинные здания, интересовались жизнью купцов того времени.

В основе технологии интерактивного обучения лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. В современном обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значительной степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально. Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые. Поэтому педагогическое взаимодействие нуждается в специальной организации. Педагогическое взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении.

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник. Для взрослого участие в педагогическом взаимодействии связано с моральными трудностями, т.к. в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться возрастным или профессиональным преимуществом и свести общение с ребенком к авторитарному воздействию. Результат педагогического взаимодействия соответствует цели воспитания – развитию личности. В основе педагогического взаимодействие лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. В реализации данной программы технологии интерактивного обучения осуществляется педагогическое взаимодействие: сверстники - педагог – социум - среда. По другому: одноклассники – педагог – кружок (коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, культурной и образовательной жизни) – окружающая среда (Дом детского творчества, природа, город).

При подготовке занятия через решение конкретных задач мы соединяли обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности. На заключительном занятии, была проведена командная интеллектуально-познавательная игра, по аналогу телевизионной, «Счастливый случай», на которой присутствовали все названные виды деятельности. Такие включения в образовательный процесс очень эффективны. Ребята с удовольствием выполняют задания ведущего, болеют за конечный результат, поддерживают друг друга, вносят дополнения и уточнения при ответе члена команды.




2.3. Анализ результатов исследования

Для определения эффективности, разработанной программы развития познавательных процессов с помощью интерактивных технологий детей в младшем школьном возрасте, средствами игры проведен обобщающий этап исследования. Этот этап преследовал цель - выявить какие-либо индивидуальные изменения в развитии познавательных способностей.

Для того чтобы выявить уровень развития ребенка на обобщающем этапе, после выполнения запланированных работ, была проведена рефлексия, результаты которой позволили установить необходимость игровых форм обучения.

Основными задачами обобщающего этапа были:

  1. Анализ тестов, работ (через составление индивидуальных карт).

  2. Анализ рефлексий испытуемых детей.

  3. Сопоставление и сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица 3

Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на констатирующем и обобщающем этапах эксперимента

Группа

Количество человек в группе

внимание

память

мышление

речь

Воспри-ятие

воображение

низкое

среднее

хорошее

низкая

средняя

хорошая

низкое

среднее

хорошее

низкая

средняя

хорошая

низкое

среднее

хорошее

низкое

среднее

хорошее

Контрольная

12

2

8

2

0

8

4

2

7

3

0

9

3

2

6

4

3

5

4

2

7

3

0

7

5

3

5

4

0

5

7

0

10

2

3

7

2

Экспериментальная

12

1

8

3

1

6

5

1

8

3

1

7

4

3

7

2

2

5

5

0

5

7

0

5

7

0

4

8

0

6

6

2

3

7

1

5

6



Используя данную таблицу и анализируя работы контрольной и экспериментальной групп, я сделала вывод, что качественные изменения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Результативность проведенной работы по развитию познавательных процессов с помощью интерактивных технологий младших школьников с использованием игр очевидна и представлена на рисунках 7 - 12.

Таким образом, гипотеза – интерактивные технологии - это эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте, подтвердилась в результате проведенного эксперимента.

Рис.7. Сопоставление результатов анализа внимания в экспериментальной группе на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента



Рис.8. Сопоставление результатов анализа памяти в экспериментальной группе на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента

Рис.9. Сопоставление результатов анализа мышления в экспериментальной группе на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента



Рис.10. Сопоставление результатов анализа речи в экспериментальной группе на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента



Рис.11.Сопоставление результатов анализа восприятия в экспериментальной группе на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента

Данные на рисунках отражают результаты входной и контрольной диагностик, то есть делают наглядными изменения в развитии соответствующих качеств, дают представление изменений познавательных процессов у детей обеих групп. Так в экспериментальной группе не осталось детей с низким вниманием. В начале эксперимента хорошее внимание было у трех человек, в конце - у семи. Восприятие на «хорошо» изменилось с двух до четырех человек.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог, можно выделить основные возможности интерактивных технологий:

  • приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями, интерактивные технологии в современном образовании обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия.

  • когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 

  • интерактивные технологии  обучения позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

  • интерактивные технологии обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. 

Игровая форма разбора и презентации учебного  материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке так и в школе, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя в разных легитимных формах.

Важно также отметить, что передача учащимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.

Таким образом, использование интерактивных технологий позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Амонашвили Ш.А. //Гуманно-личностный подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 1998.

  2. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – М – 1988.

  3. Газман О.С. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Педагогика. – 1996

  4. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М., 1995

  5. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.

  6. Джеймс У. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1997.

  7. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.

  8. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009.

  9. Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1990.

  10. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 2005.

  11. Титаренко Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников. // Начальная школа. – № 9. – 2005.

  12. Титаренко Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников. // Начальная школа. – № 9. – 2005.

  13. Тихомирова Л.Ф.// Развитие познавательных способностей детей. г.Ярославль-1996 г.

  14. Шадриков В.Д.//Познавательные процессы и способности в обучении. Москва «Просвещение»- 1990

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.ug.ru/02.26/po4.htm 

  2. http://www.openworld.ru/school/m.cgi

  3. http://nsc.1september.ru/ 

  4. http://www.advise.ru/articles/80 

  5. http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm


















Приложение 1

Изучение особенностей внимания

20 строк букв, по 20 букв в каждой. По сигналу «начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы – 3 минуты.

ж

ф

с

я

а

б

ц

у

и

к

е

н

г

ш

щ

з

х

ф

м

о

ы

в

а

и

р

о

о

л

д

ж

з

я

ч

м

и

т

ь

с

т

в

о

б

ю

е

а

в

ы

р

е

н

о

л

б

ж

д

л

о

р

у

к

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

з

х

ф

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

я

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

э

ж

д

л

о

р

п

а

в

в

ы

е

а

е

ы

ф

я

ч

с

м

и

т

б

ю

ф

ы

в

а

к

й

ц

э

л

д

ж

э

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

н

е

к

ц

ф

у

к

и

м

с

ч

я

а

х

о

х

р

з

х

о

щ

н

е

к

у

ы

в

ц

к

э

д

ж

л

о

н

с

а

в

и

ф

ю

в

м

б

ю

и

м

е

к

у

ц

з

щ

ш

г

н

е

к

у

ц

м

с

ч

ю

т

и

п

ф

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

з

щ

ш

г

н

е

к

у

н

г

ж

д

л

о

р

п

ф

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

ю

б

и

м

ф

ы

в

к

у

ц

е

н

г

ш

щ

л

о

р

п

и

т

м

с

ч

р

п

а

о

л

д

и

м

с

ч

и

т

б

л

о

д

ш

е

н

г

а

п

р

о

н

е

г

к

у

в

а

п

л

д

ж

и

т

б

м

с

п

а

е

к

н

г

о

л

п

д

ж

ш

н

г

к

у

в

м

с

и

э

л

д

ш

г

н

щ

у

к

е

н

д

о

р

г

с

и

т

п

р

к

у

е

н

г

ш

л

о

р

д

ж

в

а

п

р

н

д

и

т

в

в

а

п

р

н

г

о

л

д

и

т

ж

з

х

к

у

п

р

н

е

с

и

т

р

н

г

е

ц

ы

в

с

и

м

п

р

о

н

е

г

б





Приложение 2



Рис. 1 Стимульные изображения ломаных линий для методики определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.



Рис. 2 Трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений в методике определения объёма кратковременной зрительной памяти











Приложение 3


Тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности


/

II

:

\

+

/

-

I

=

=

-

x

.

.

II

/

\

+

\

:

+

I

\

+

-

II

-

=

I

I

=

II

=

.

x

+

/

/

.

I

x

I

I

-

:

X

x

II

=

/

:

-

II

+

.

-

\

\

+

.

=

:

/

+

-

II

I

/

.

-

.

=

\

.

-

x

\

-

.

-

II

:

+

I

+

+

x

.

+

II

:

x

.

X

\

=

I

/

I

:






























Приложение 4

Развивающая программа, направленная на
развитие познавательных процессов у младших школьников


Оборудование для реализации программы:


-интерактивная доска SmartBoard

-компьютер

-учебные программы

-программы-тренажеры

-контролирующие программы

-демонстрационные программы

-информационно-справочные программы

-мультимедиа-учебники

Название занятия

Цель занятия

Используемые приемы и методы

Кол-во часов

1

Занятие №1

- развитие внимания;
- развитие мышления;
- развитие воображения.

-Отыщи спрятавшееся слово;

- Отыщи все треугольники;

- Нарисуй картинку из геометрических фигур;

-Продолжи ряд.

1

2

Занятие №2

- развитие памяти;
- развитие внимания.

-Запомни и повтори только вторые слова;

- Найди спрятанные слова;


1

3

Занятие №3

- развитие мышления (синтеза);
- развитие слухового восприятия.

-Какое слово длиннее? ;

- Расшифруй и реши пример;

- Расшифруй ребус;

- Составь из букв слова.

1

4

Занятие №4

- развитие мышления;
- развитие самоконтроля и произвольности.

-Соедини половинки слов;

- Соедини половинки слов;

- Нарисовать 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была жёлтая, а последняя – самая маленькая;

- Собери слово.

1

5

Занятие №5

- развитие внимания;
- развитие мышления.

-Перепиши без ошибок;

-Вычёркиваем «А» и подчёркиваем «М»;

- Расшифруй слова;

- Нарисуй также.

1

6

Занятие №6

- развитие памяти;
- развитие мышления.

-Нарисуй и повтори слова;

-Вставь цифры;

- Соедини пример с ответом;

- Соедини геометрические фигуры.

1

7

Занятие №7

- развитие пространственных представлений;
- развитие мышления

-Нарисуй, не отрывая руки;

- Какая пара чисел пропущена?;

- Дорисуй фигуры;

- Продолжи дорожку.

1

8

Занятие №8

- развитие у детей действия моделирования, гибкости мышления;
- развитие воображения.

-Что лишнее и почему?;

- На что похоже?;

- Постройте из счётных палочек такой домик, который изображён на рисунке.


1

9

Занятие №9

- развитие внимания;
- развитие мышления.

- Отгадай стихотворение;

- Зачеркни числа так, чтобы среди оставшихся чисел каждое следующее было на 2 меньше предыдущего;

- Вставь пропущенные знаки.

1

10

Занятие №10

- развитие мышления;
- развитие внимания.

- Продолжи;

- Какое слово спряталось?;

- Найди спрятавшиеся слова;

- Продолжи ряд.

1

11

Занятие №11

- развитие внимания;
- развитие мышления.

-Раскрась все треугольники;

- Спиши без ошибок;

- Слова – невидимки.

1

12

Занятие №12

- развитие памяти;
- развитие мышления.

-Запомни, зашифруй и повтори;

- Вставь буквы.


1

13

Занятие №13

- развитие мышления;
- развитие внимания.

- Замени символы цифрами и реши примеры;

- Продолжи ряд;

- Слова – невидимки.

1

14

Занятие №14

- развитие мышления;
- формирование умения решать комбинаторные задачи.

- Расставьте в остальных квадратах такие числа, чтобы в сумме во всех клетках по всем направлениям было 9;

- Продолжи ряд;

- Решите задачу.

1

15

Занятие №15

- развитие зрительного воображения;
- развитие умения сравнивать и анализировать;

- развивать гибкость мыслительных процессов.

-На что похоже? Дорисуй;

- Реши задачи;

- Заполни пустые квадратики таким образом, чтобы сумма чисел в каждой строке, столбце и по диагоналям равнялась одному и тому же числу;


1

16

Занятие №16

- развивать слуховое восприятие, необходимый темп деятельности;
- развитие внимания;
- развитие мышления и сообразительности.

-Рисование домика лесника;

- Игра «Как это можно использовать?»;

- Придумайте четыре слова с буквой «г» и запиши их в таблицу.

1

17

Занятие №17

- формировать пространственные представления;
- закреплять навыки счёта;
- развитие мышления.

-Составим разноцветный поясок;

- Что лишнее?;

- Какая цифра лишняя?.


1

18

Занятие №18

- развитие логических форм мышления;
- развитие внимания.

-Найди ошибки в предложениях;

- Найди слова и составь предложения;

- Повтори скороговорку.

1

19

Занятие №19

- развитие умения анализировать смысловое содержание текста;
- развитие внимания.


- Зима;

-«Спрятанные предложения»;

- Поменяй местами одинаковые фигуры и прочитай слово.

1

20

Занятие №20

- развитие памяти;
- развивать мышление;
- развивать внимание.

-«Склеенное слово»;

- Найдите 7 спрятанных слов (читать можно в любом направлении); - Повтори слова.


1

21

Занятие № 21

- развитие памяти;
- развитие внимания.

-Запомни и повтори только вторые слова;

- Найди спрятанные слова;


1

22

Занятие № 22

- развитие внимания;
- развитие мышления.

-Раскрась все треугольники;

- Спиши без ошибок;

- Слова – невидимки.

1

23

Занятие № 23

- развитие внимания;
- развитие мышления.

-Перепиши без ошибок;

-Вычёркиваем «А» и подчёркиваем «М»;

- Расшифруй слова;

- Нарисуй также.


24

Занятие № 24

- развитие мышления;
- развитие внимания.

- Замени символы цифрами и реши примеры;

- Продолжи ряд;

- Слова – невидимки.




















1 «Познавательные процессы и способности в обучении». В.Д.Шадриков. Москва «Просвещение» 1990

2 Развитие познавательных способностей детей. Л.Ф.Тихомирова. г.Ярославль.1996 г.

3 «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других». Р.Римская, С.Римский, 2007 г

4 Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Педагогика. – 1996.

26