Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Савинская средняя школа»
Палласовского муниципального района
Волгоградской области
Исследовательский проект
Как преодолеть страх перед публичными выступлениями
Работу выполнила
ученица 10 класса
Айласова Жанна
Руководители проекта:
Сарипова А.К., учитель биологии
Джитваева Н.А., педагог-психолог
Секция: биология, психология
с. Савинка
2021 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические понятия и аспекты изучения страха перед публичными выступлениями…………………………………………………………………….....5
1.1. Исторические сведения определения страха в области философии, психологии и физиологии ……………………….……………………….................5
1.2. Классификация страхов, причины и особенности проявления страха перед публичными выступлениями ………………………………………………...8
Глава 2. Эмпирическое исследование причин проявления боязни выступлений перед публикой у школьников ……………………………….................................12
2.1. Обработка результатов и анализ эмпирических данных ……………..……..12
2.2. Обоснование методов и рекомендаций по преодолению страха публичного выступления ……………………….………………………………………….…….14
Заключение …………………………………………………………………………18
Список использованной литературы ……………………………………………...19
Приложение 20
Введение
Практически каждый человек был в такой ситуации, когда приходилось выступить перед какой-либо аудиторией. Многие, увидев перед собой публику, бегут или теряют дар речи. Они начинают путать слова, а спустя несколько минут сами перестают понимать, о чём говорят. Далеко не каждый может успешно справиться с чувством страха. Навык публичного выступления – ценнейший для современного делового человека. Согласно данным исследований различных социологических и психологических институтов страх публичных выступлений стоит на втором месте в списке страхов человечества. Страх перед публичным выступлением воздействует на человека, как на психологическом, так и на физиологическом уровне. Актуальность данной проблемы имеет большое значение, так как многие, сталкиваясь с этим явлением, не знают, как справиться со своим внутренним состоянием и помочь себе в преодолении страха перед аудиторией.
Проблема: в данной работе изучается проблема страха перед публичными выступлениями среди учащихся образовательного учреждения. Как преодолеть чувство страха перед публичным выступлением? Помогут ли разработанные в ходе исследования рекомендации справиться и преодолеть страх перед публичными выступлениями? Все эти вопросы развивают интерес к изучению данной проблемы.
Объект исследования – учащиеся общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования – страх перед публичным выступлением.
Цель проекта: изучить причины и особенности проявления страха у школьников перед публичными выступлениями.
Задачи:
1) Изучить литературу и Интернет-ресурсы по теме исследования.
2) Используя метод анкетирования, выявить причины появления страха перед публичными выступлениями.
3) Проанализировать полученные результаты и дать рекомендации по преодолению страха публичных выступлений.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:
– теоретические (изучение, обобщение и анализ литературы);
– практические (тестирование, анкетирование, обработка и анализ результатов исследования).
Методики:
При выполнении исследовательской работы были использованы такие методики, как анкетирование и тест-шкала Э. Эриксона «Способность к публичному выступлению».
Научная новизна и практическая значимость заключается в том, что благодаря проведенному исследованию будут разработаны в доступной форме рекомендации для учащихся школы, содержащие информацию о способах и методах нейтрализации страха перед публичными выступлениями.
Гипотеза. Предполагается, что степень проявления тревожности перед публичными выступлениями у учащихся младшего подросткового возраста более выражена, чем у учащихся старших классов.
База исследования: МКОУ «Савинская СШ». В исследовании приняли участие учащиеся 5 «а» и 10 классов.
Глава 1. Теоретические понятия и аспекты изучения страха перед публичными выступлениями.
1.1. Исторические сведения определения страха в области философии, психологии и физиологии.
С давних пор страх будоражил сознание не только простых людей, но и служил объектом рассмотрения многих научных дисциплин: философия, психология, социология, педагогика, физиология и другие. Уже в античной философии люди стремились осмыслить страх с позиций того или иного философского направления и показать многообразие форм страха.
В Средние века философы рассматривали страх с теологических позиций и связывали проблему страха с душеполезностью. В эпоху Возрождения акценты исследования страха сместились в сторону его практического значения. Н. Макиавелли показал социально-политическую роль страха как инструмента управления подданными государя. В Новое время мыслители рассматривали страх как фактор, порождающий предрассудки, ложные и фантастические представления о действительности. Поль Анри Гольбах говорил, что страх является источником социальности человека.
В русской философии сформировались два направления, по-разному ориентированные на решение проблемы страха, – просветительское и религиозно-философское. В первой половине XX века к изучению проблемы страха и тревоги подключились психологи. В XX столетии особое внимание ученых стала привлекать проблема детских страхов. О страхе у детей писал известный русский педагог П. Ф. Каптерев. Он выделил виды страха, описал внешние признаки и причины появления страха у детей. С точки зрения психологии, страх – отрицательно окрашенный эмоциональный процесс. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения. Важно понять, что каждый человек, даже если он не артист, танцор, музыкант или оратор, и имеет какую-либо не связанную с выступлениями работу, все равно каким-то образом соприкасается со страхом. Согласно утверждениям психологов, страх не только живет в каждом человеке, он является и необходимой составной частью психического становления.
Что представляет собой боязнь сцены?
Глоссофобия (страх перед публичным выступлением) часто проявляется за несколько дней до мероприятия. Человек перебирает в голове варианты того, почему его речь может не понравиться публике и быть раскритикованной? Порой реакцией мозга на этот момент управлять практически невозможно. Страх публичных выступлений – один из наиболее разрушительных элементов исполнительского искусства, будь это актерское представление, танец, пение, выступление с речью или игра на инструменте.
Так одаренная скрипачка из Венгрии Като Хавас начала заниматься на скрипке в возрасте пяти лет и уже в семь лет выступила с первым профессиональным сольным концертом. Со временем она побывала во всех крупных европейских столицах, в семнадцать лет дебютировала в Карнеги Холл и везде была отмечена критикой. Като Хавас читать лекции в Оксфорде, проводила беседы и демонстрационные показы на телевидении. В течение нескольких лет она провела серию лекций с показами во многих европейских странах. Она вспоминает: «…из моей короткой, но интенсивной карьеры, начавшейся в семь лет и продолжавшейся до семнадцати лет (моего знаменательного концерта в Карнеги Холл) я узнала, что сценическое волнение и страх перед выступлением — это что-то совершенно непредсказуемое. Оно может начаться и трясти кого-то до самого основания в самый непредсказуемый момент, в маленьких концертных залах, в малозначительных для выступающего местах. И, напротив, в те моменты, когда волнение наиболее ожидаемо, оно почему-то не приходит. Во время последующих туров и выступлений с оркестром я также обнаружила, что, несмотря на страхи публичных выступлений, никакие похвалы, никакие красоты на земле не могли заставить меня почувствовать себя счастливой, если я сама не чувствовала удовлетворения от своей игры…».
Страх способен буквально парализовать человека, лишить его возможности мыслить рационально или, наоборот, может подтолкнуть к неожиданному, но эффективному решению.
Почему страх обладает такой силой? Дело в том, что страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер. Именно эмоция страха побуждает человека спасаться и защищаться. Проявления страха знакомы каждому человеку. Страх проявляется не только на уровне психики, тревогой, беспокойством, нарушением настроения и т.д., но и на уровне физиологических проявлений. Известный физиолог Иван Петрович Павлов утверждал, что страх – это проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительная реакция с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.
В настоящее время существует большое количество литературы, методик и авторских тренингов, предлагающих способы избавления от страха публичных выступлений. Вопрос «Как побороть страх перед публичным выступлением?», возникает у многих людей, связанных по роду своей деятельности с выступлениями перед аудиторией. Каждый из выступающих уверен в том, что именно у него ничего не получается. Глядя на то, как другие легко, с улыбкой выходят на сцену, тут же погружаются в свой творческий мир, но эти люди даже не догадываются, что остальные выступающие так же, как и они, стараются не ошибиться и вынести на сцену все, что было задумано перед выступлением, и, конечно, волнуются. Но их умение преодолевать страх и волнение очень хорошо развито.
Сегодня интерес к изучению страха и тревоги не уменьшается. Философы, социологи, политологи, психологи, психиатры, физиологи продолжают изучать разные стороны этого эмоционального феномена.
1.2. Классификация страхов, причины и особенности проявления страха перед публичными выступлениями.
В психологии существует несколько классификаций страхов. Обратимся к одной из предложенных в 2000г. специалистом по исследованию стресса Юрием Викторовичем Щербатых. Согласно его концепции, существуют три вида страхов:
1) Природные страхи. Сюда относится все, что оправдано природными явлениями (ураганы, землетрясения, цунами, грозы и т.д.) Такие страхи вполне обоснованы и им подвержены даже адекватные люди. Несмотря на то, что сегодня человек прекрасно понимает происхождение большинства природных явлений, страх перед ними остается, и он является естественным. К этой же категории страхов можно отнести боязнь различных животных, насекомых и прочих живых существ.
2) Социальные страхи. Ю. В. Щербатых, беря за основу результаты разных социологических опросов, пришел к выводу, что наибольшие опасения у людей вызывает, конечно же, угроза войны. И этот страх свойственен даже тем, кто никогда в военных действиях не участвовал. Среди других социальных страхов он называет страх преступности, хулиганства и беспорядков, страх за своих близких, страх смерти, страх бедности, страх публичных выступлений (глоссофобия или логофобия), страх перемен и некоторые другие.
3) Внутренние страхи. В детстве многих из нас пугали каким-то бабайкой или сереньким волчком, который придет и заберет нас, если мы не будем слушаться. Мы выросли, однако страх посмотреть ночью в зеркало, заглянуть под кровать или вытащить ногу из-под одеяла остался у многих. Фантазия человека, получившая соответствующий посыл еще в детстве, способна порождать самых разных монстров, с которыми не сравнятся никакие пауки и ураганы. И перестать бояться подобных вещей очень и очень трудно.
Существует еще и градация страхов по возрасту:
1) Детские страхи. Когда ребенок только начинает жить, у него работает генный запас рефлексов. Так, малыш может бояться, когда слышит громкие звуки или видит незнакомцев. Такие реакции являются нормальными и конструктивными, но жизнь идет вперед. Если родительское воспитание было неправильным или на ребенка повлияли какие-то особые обстоятельства, у него могут развиться невротические страхи. Например, если дитя наказывали запиранием в кладовке, у него может развиться клаустрофобия, а если мама однажды потеряла его в торговом центре, он может начать бояться открытых пространств и больших скоплений людей.
2) Страхи взрослого человека. Адекватный взрослый человек прекрасно понимает, что в темном шкафу нет Бугимена, однако его может бросать в ужас от одного вида змей, пауков или богомолов. Точно так же он может бояться, что его оставит любимый человек, или испытывать страх перед сценой; бояться оказаться хуже других или считать себя недостойным многих благ; чрезмерно контролировать свою вторую половину или постоянно переживать за детей и т.д.
3) Страхи пожилых людей. Страхи пожилых людей могут отличаться от страхов детей и взрослых. Они являются специфическими. К боязни темноты, мышей и ураганов может добавиться страх заболеть и стать в тягость своим родным. Но в то же время исчезают страхи, которые раньше беспокоили, например, страх быть непонятым окружающими, страх не испытать любви в жизни. Некоторые страхи могут доходить до крайностей: бабушка, боясь незнакомцев, не открывает дверь даже родным, дедушка, опасаясь транспорта, не подходит к дороге ближе чем на 200 метров и т.д.
Приведённые выше виды страхов не являются единственными в своём роде. Существует множество теорий и взглядов по разделению страхов. У чувства страха есть много градаций.
Таким образом, следует отметить, что в современной психологии чувств и эмоций не существует универсальной классификации страхов. Страхи делят по силе, интенсивности, биологической, психологической и социальной значимости, по степени их осознанности и т.п. Тем самым мы показали насколько многообразно это уникальное явление под названием страх.
Причины и особенности проявления страха перед публичными выступлениями.
В основе возникновения страха перед публичным выступлением лежит множество причин. В книге Андреас Коннира «Сердце разума. Практическое использование методов НЛП», автор выявляет несколько важнейших причин боязни публики. Одной из причин является дискомфорт как результат какого-то внутреннего процесса, который мешает человеку получить полное удовлетворение от своего выступления.
По мнению немецкого исследователя О. Эрнеста причиной появления страха, является чрезмерное погружение в собственные переживания. Все мысли человека направлены на волнение из-за предстоящего выхода на аудиторию и это мешает ему успокоиться и сосредоточиться.
Другой причиной автор называет недооценку собственных возможностей. Нередко ораторы не верят в свои способности, поэтому им необходимо заставить себя поверить в то, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.
Иногда страх перед публичным выступлением возникает из-за недостатка опыта. Часто данный страх может быть связан с тем, что среди слушателей находится значимый, авторитетный для оратора человек, и поэтому выступающий боится забыть текст, что-то не правильно произнести, то есть, другими словами, боится быть осмеянным или непонятым.
Неподходящий (непрезентабельный) внешний вид, непринятие своего голоса и тела, незнакомая обстановка - все эти факторы также сковывают человека и мешают ему в выступлении.
Неподготовленность или плохая подготовка оратора к выступлению, некомпетентность в вопросах, по которым он собирается выступать также может вызвать чувство страха.
Этиология данного расстройства у детей, включает в себя несколько факторов: наследственность и модель воспитания. Фобию провоцируют особенности характера и темперамента, наследуемые человеком от родителей. В этом случае играют роль такие черты как: повышенная эмоциональность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения, повышенная самокритика, заниженная самооценка, педантичность, застенчивость. Перфекционизм – еще одна причина, провоцирующая развитие расстройства. Стремление к идеалу заставляет человека переживать по поводу малейшей возможной неудачи. Данная черта зарождается у детей, когда взрослые предъявляют к ним завышенные требования, учат во всем быть первыми, лучшими. В итоге малейшая неудача способна вызвать страх быть осмеянным, неуверенность в своих силах. Другая нежелательная модель воспитания, провоцирующая фобию – повышенный контроль и деспотичность. Родители постоянно критикуют ребенка, ограничивают его свободу, мешают самовыражаться, устанавливают запреты, порой неуместные, запугивают и подавляют. В итоге из такого ребенка вырастает неуверенный в себе взрослый человек, который предпочитает оставаться в тени, на вторых ролях. Представьте, каково такому индивиду оказаться перед группой людей, пусть даже небольшой, и еще что-то им излагать. Естественно, это вызовет у него массу негативных эмоций.
Удивительно, но глоссофобией страдают и публичные личности: актеры, певцы, музыканты. Пейрафобия (страх сцены) наблюдается 95% населения. У глоссофоба предвестники расстройства проявляются за несколько дней до предстоящего выступления. Рождаются необоснованные сомнения по поводу выступления, уверенность в том, что событие не увенчается успехом.
Особенности проявления данного чувства у человека связаны с изменением вегетативных функций, направленных чаще всего на мобилизацию ресурсов организма: кровь отходит к мышцам и сердцу. Вследствие оттока крови с периферии тела поверхность кожи становится холодной. Сердце начинает усиленно работать, перегоняя больший объем крови. Появляется поверхностное дыхание, повышается давление, учащается пульс и дыхание, цвет лица сереет, глаза широко раскрываются, зрачки расширяются . При сильном страхе может наблюдаться рвота, непроизвольное опорожнение мочевого пузыря и кишечника. Однако могут наблюдаться и противоположные сдвиги, например урежение сокращений сердца, резкое побледнение лица, чрезмерная потливость и слабость, пересыхание во рту и другие проявления. Наверняка этого человека могут сопровождать головные боли.
Сам момент выступления становится настоящим адом для горе-оратора. Он стоит недвижимо перед публикой, не в состоянии пошевелить ни рукой, ни ногой. Жесты фоба становятся неестественными. Мимика оратора отличается странностями. Улыбка – неуместная, неадекватная. Возможен даже неудержимый смех. Часто пейрафобия провоцирует нервный тик. Лицо пронзает мышечная судорога, из-за чего начинает неистово дергаться глаз, или верхняя губа саркастически вздергивается. Чрезмерное волнение вызывает спутанность речи. Она становится сбивчивой, несвязной. Изменяется характер голоса. Становится слишком тихим или, наоборот, чересчур звонким, переходящим в крик. В голосе появляется дрожь. Из других речевых нарушений встречается логоневроз или мутизм. Логоневроз или заикание проявляется у глоссофоба исключительно во время выступления. Вне данного события человек беспрепятственно общается, но стоит ему попасть в общество слушателей, заикание возобновляется.
Мутизм – отсутствие речи при сохранении способности к речевой активности и понимания слов окружающих. Иными словами, несостоявшийся оратор застывает перед публикой в гробовом молчании, неспособный произнести ни слова. Обращенные к нему реплики понимает, но ничего не комментирует, просто молчит.
Крайней степенью расстройства становится развитие панической атаки.
Итак, проведенный нами анализ причин и особенностей проявления данного страха позволяет сделать вывод о том, что человек боится тех ситуаций, в которых он может случайным образом проявить себя не в том свете, не в тех ситуациях, которые повлекут за собой переживания унижения или чувство стыда.
Глава 2. Эмпирическое исследование причин проявления боязни выступлений перед публикой у школьников.
2.1. Обработка результатов и анализ эмпирических данных.
В нашем исследовании для того, чтобы выяснить испытывают ли учащиеся страх во время публичного выступления и, что при этом чувствуют, была разработана анкета «Оценка публичного выступления» (автор-составитель Айласова Ж. Д., автор-разработчик Джитваева Н. А.) среди учащихся 5 «а» и 10 классов. Учащимся нужно было ответить на вопросы, представленные в анкете (Приложение 1). Всего в анкетировании приняли участие – 42 респондента. Результаты анкетирования обработаны, проанализированы и сведены в таблицу (Приложение 2).
Из полученных данных видно, что у большинства детей (33 респондента) выявлено проявление страха перед публичными выступлениями. При этом большинство (30 респондентов) испытывают чувство волнения, при этом 5 человек из всех респондентов, сильно нервничают при публичном выступлении, а лишь 7 человек испытывают чувство спокойствия и не волнуются.
Как видно из представленных данных, одной из причин, почему дети испытывают данный страх, центральное место занимает чувство волнения при выступлении на виду (23 респондента), не уверены в себе 10 человек и лишь 9 человек выделили, что причиной страха может быть плохая готовность к выступлению. На вопрос, от чего зависит успех выступления, большинство (21 респондент) ответили, что знание темы выступления может повлиять на успех, 13 человек отметили, что эмоциональное состояние самого выступающего, 5 человек определили доброжелательно настроенную публику и лишь 4 человека ответили, что внешний вид может обеспечить успех при выступлении.
Также при исследовании уровня тревоги перед публичными выступлениями у школьников для самоанализа выступлений мы использовали шкалу Э. Эриксона «Способность к публичному выступлению» (Приложение 3). Предлагаемая шкала создана в 1969 г. Шкала выявляет степень тревоги перед публичным выступлением. Цель тестирования обычно не сообщается респонденту. При подсчете результатов теста ответ «да» оценивается в 1 балл, ответ «нет» — 0 баллов. Средняя оценка тревоги — 6 баллов. На основе полученных данных делается вывод о проявлении тревоги у детей перед публичными выступлениями. В тестировании всего приняли участие 42 учащихся 5 «а» и 10 классов. При анализе и обработке результатов мы использовали уровневые значения: низкий уровень тревоги – от 0 до 5 баллов; средний уровень тревоги – от 6 до 10 баллов; высокий уровень тревоги – от 11 до 15 баллов.
После обработки результатов диагностики, мы получили следующие данные, которые представлены в диаграмме 1 и диаграмме 2 (Приложение 4). Из полученных данных выяснилось, что у 2-х учащихся (9,50%), 5 «а» класса проявление тревоги находится на высоком уровне, средний уровень выявлен у 16 учащихся (76,20%), лишь у 3 учащихся (14,3%) уровень проявления тревоги низкий.
По результатам полученных данных учащихся 10 класса получилось, что у 1 учащегося (4.80%) 10 класса проявление тревоги находится на высоком уровне, средний уровень выявлен у 8 учащихся (38,10%), а у 12 учащихся (57,10%) уровень проявления тревоги низкий.
Также мы провели сравнительный анализ полученных данных учащихся 5 «а» и 10 классов и сгруппировали их по группам, данные представлены в диаграмме 3 (приложение 5). Из представленных данных выяснилось, что у учащихся 5 «а» класса степень проявления тревожности перед публичными выступлениями более выражена, чем у учащихся 10 класса. Это свидетельствует о том, что данный возраст (младший подростковый) в большей степени подвержен проявлению тревожности и волнению перед публичными выступлениями, что обусловлено не только возрастным аспектом, но психоэмоциональным и когнитивным развитием. Возможно, именно поэтому в младшем подростковом возрасте увеличиваются социально-опосредованные страхи, в том числе и страх перед публичными выступлениями.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается. Становится очевидным, что степень проявления тревожности перед публичными выступлениями у учащихся младшего подросткового возраста более выражена, чем у учащихся старших классов. Отсюда следует, что, чем старше становится человек, тем менее интенсивно проявляется страх перед публичными выступлениями. Конечно, можно сказать, что чрезмерное волнение, тревожность и нехватка уверенности в себе может создать много проблем, потому что когда мы сомневаемся в своих способностях, мы стараемся избегать всего, что кажется нам слишком трудным. Причина в нашем несоответствии и некомпетентности, которые мы сами себе приписываем (”У меня ничего не получится!”). Люди, отрицающие свои способности и предпочитающие оставаться в тени, почти никогда не добиваются успеха. Они лишены возможности почувствовать признание, удовлетворение и восхищение. Неуверенность - это порочный круг, который в итоге может привести к серьезным психологическим проблемам. Признание - один из ключевых “витаминов” души. Отсутствие его заставляет нас страдать.
Данные по вопросу «Как можно развить в себе чувство уверенности?» свидетельствуют о том, что большинство опрошенных не смогли ответить на поставленный вопрос. Нельзя в один прекрасный день проснуться и стать уверенным. Есть целый ряд маленьких ежедневных упражнений и методов, которые могут нам помочь при преодолении чувства страха, неуверенности и волнения.
2.2. Обоснование методов и рекомендаций по преодолению страха публичного выступления.
Методы преодоления страха публичного выступления.
Способов преодоления страха публичных выступлений в интернет-источниках и исследуемой литературе множество. Рассмотрим несколько способов, как перестать волноваться при выступлениях.
В книге Андреас Коннира «Сердце разума. Практическое использование методов НЛП», автор советует постараться присмотреться к аудитории, тогда вы замечаете какие-то картонные глаза смотрящих на вас людей, то постарайтесь найти истинные глаза в слушателях. Продолжайте входить в контакт с глазами этих людей.
Отто Эрнест адресует ораторам следующий совет: «наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе и т.д.». При провале во время выступления Эрнест советует реагировать на это спокойно и рассудительно. Поэтому человек должен уметь определенным образом настроить себя, научиться управлять своими чувствами и настроением, а самое главное, знать способы, помогающие справиться с данной проблемой.
Известный юрист прошлого столетия А.Ф. Кони писал по этому поводу преодоления страха публичного выступления: «Чтобы меньше волноваться, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к выступлению. Чем лучше владеешь темой, тем меньше волнуешься. Уверенность в себе мгновенно повыситься во время самой речи, выступающий почувствует, что говорит свободно. Если человек владеет навыками риторики, это уже обеспечивает ему определённую успешность выступления перед слушателями, а значит, круг составляющих страха публичного выступления становится меньше. Помните, что невозможно доставить удовольствие каждому в аудитории и что Вы не обязаны быть совершенством».
В одном интернет - источнике нам советуют позаботиться о своем внешнем виде. Там говорится, что необходимо продумать все до мелочей - во что вы будете одеты, что будете держать в руках. Вы должны быть уверены, что выглядите если не безупречно, то хотя бы очень хорошо. На сцене вы должны обо всем этом забыть и сосредоточиться на главном - на своем выступлении.
Как побороть страх публичных выступлений при помощи репетиций?
В период подготовки речи создают обстановку, максимально приближенную к реальному выступлению. Это позволит нивелировать моменты неизвестности, затратить меньше энергии и сил на обдумывание нюансов.
Несколько лет назад команда исследователей выявила, что перед взором человека находится масса визуальных стимуляторов, в то время, как мозг реагирует всего на 2–3 объекта. Как преодолеть страх публичного выступления при помощи этого факта? Необходимо сконцентрироваться на связи со слушателями и качественном преподнесении своего доклада. Стоит избегать напряжения в попытках вспомнить порядок подачи слайдов, либо где лучше стать на сцене? На репетициях нужно использовать те же слайды, аксессуары и технику, которая будет эксплуатироваться на презентации.
Как не бояться сцены перед выходом?
Самым волнительным и напряженным моментом являются последние секунды перед публичным выступлением. Для преодоления нервозности люди заходят в уединенное место, потягивают руки вверх, делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Это стимулирует функционирование гипоталамуса с последующей выработкой расслабляющих гормонов. Согласно результатам научных исследований, техника медленного дыхания, тестируемая на 46 опытных артистах, показала, что эффективность упражнения заключается в снижении нервного напряжения. Методика актуальна для людей, подверженных чрезмерному волнению. Боязнь публичных выступлений особенно сильна за несколько минут до доклада. Поэтому перед выходом за сцену потянитесь и подышите.
Мастерство в искусстве публичных выступлений достигается за счет количества, перерастающего с каждым разом в качество. Каждый новый доклад или презентация будет сопровождаться все меньшей боязнью провала. Это еще один способ, как побороть страх сцены? Начинать следует с мероприятий невысокого уровня. К примеру, краткое описание ближайшего семейного отпуска. Затем перестройтесь на других людей, постепенно увеличивая количество аудитории, по возможности.
Бичом многих ораторов, является частое включение междометий. Особенно это явление наблюдается у детей школьного возраста. Несколько протяжных «ммм» или «эээ» не будут критичными для общей картины. Однако, сопровождение ими всех слайдов и отрывков программы только дезориентирует и отвлечет слушателей. Отказаться от этих слов-паразитов довольно сложно, особенно, если они стали неотъемлемой частью лексикона. В этом помочь сможет психолог. Еще один способ искоренить «приставучие» междометия — применить методику разбивки, включающую в себя разделение доклада на короткие словесные блоки с небольшими паузами между ними. После пары смысловых предложений идет двухсекундный перерыв, после чего озвучивается еще два-три высказывания. Так речь получит заданный ритм, что позволит минимизировать внедрение паразитических слов.
Боязнь выступать публично называют страхом сцены. Она есть у многих, ее искоренение напрямую связано с поиском первопричины. Осознание и избавление от проблемы — важный шаг для работы и внутренней уверенности. Все достижения и неудачи человека преимущественно формируются в голове. Даже одно положительное одобрение способствует росту уверенности в себе. Главное, не зацикливаться на негативных моментах, которые невозможно исключить из жизни.
Таким образом, главное - понять причину вашего страха и всячески пытаться с нею бороться. Понять, а зачем вам это надо, т.е. мотивировать себя. После этого - практиковаться. Не бойтесь в следующий раз поднять руку на уроке и ответить. Поверьте, совсем скоро страх отступит, а гордость от проделанной работы не даст ему возможности появиться вновь.
Анализируя методы и способы преодоления страха публичного выступления, нами выделены следующие рекомендации, которые представлены в форме буклета для учащихся (приложение 6).
Рекомендации по преодолению страха перед публичными выступлениями:
Признайтесь, что нервничаете.
Все, что вам нужно сделать, это честно признаться вашей аудитории, что вы немного нервничаете. Предупредить их о том, что вы взволнованы, можете это сделать даже в форме шутки.
Вашей публике передасться Ваше доброжелательное настроение.
Чтобы отвлечь от себя публику, дополните Ваше выступление красочными слайдами или другими наглядными пособиями.
Толпа – это одна из самых пугающих вещей в публичных выступлениях . От одного взгляда на нее по спине бегут мурашки. Чтобы преодолеть это состояние, Вам просто нужно выбрать одного человека из Вашей аудитории и направить свое выступление на него. Через некоторое время сосредоточьте внимание на ком-нибудь другом. Если Вам зададут вопрос, сосредоточьтесь на этом человеке и представьте, что вы с ним вдвоём сидите в непринужденной обстановке и спокойно беседуете.
Когда Вы выступаете с презентацией, попробуйте высказать несколько личных мыслей по этому вопросу. Это придаст оригинальности выступлению. Если вы сможете заинтересовать слушателей, Ваша презентация выйдет на новый уровень, Вы сами начнете получать удовольствие.
Не бойтесь экспериментировать и помните, что нет неудачных экспериментов, есть разные результаты.
Заключение
Проведя исследование о том, какие существуют виды и причины возникновения страха во время публичных выступлений и методы его преодоления, нами был осуществлён анализ литературы о «проблемах страха выступления перед слушателями»:
рассмотрено значение термина «страх», выделены исторические сведения определения страха в области философии, психологии и физиологии;
получен материал о классификациях страхов, причинах и особенностях проявления страха перед публичными выступлениями;
проанализированы результаты эмпирических данных. Обоснованы методы и рекомендации по преодолению страха публичного выступления.
Анализ дальнейших исследований, посвященных разработке данной проблемы, позволяет сделать следующие выводы:
большинство учащихся имеют страх во время выступления перед публикой, они стараются контролировать свои эмоции, избегая контакта со зрителями, при этом большинство из них испытывают тревожность, чрезмерное волнение перед публичными выступлениями.
Выработанные методы и рекомендации в ходе исследования помогут учащимся с легкостью преодолевать чувство страха и чрезмерного волнения перед выступлениями.
Таким образом, можно отметить, что постоянная практика применения методик и рекомендаций по преодолению чувства страха перед выступлениями будет способствовать его уменьшению. Сделанные в ходе проведенного исследования выводы свидетельствуют о его практической значимости в жизни каждого человека.
Список использованной литературы
Книги и учебные пособия
Андреас Коннира «Сердце разума. Практическое использование методов НЛП»\''Институт Общегуманитарных Исследований'', 2001
«Большая психологическая энциклопедия»
О. Эрнест "Слово предоставлено вам"\ Издательство "Экономика",1988 г.
Парфенцова Е. Публичное выступление - секреты успеха: //www.economy-law.com/cgi-bin/article.cgi?date=2005/10/30&name=23
Петухов Д. Как избавиться от страха публичных выступлений?
Российский О. Почему возникает страх перед публичными выступлениями? ttp://bio.clow.ru/link/dir.php?bili=6307
Электронные ресурсы
«Википедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85
«Возникновение страха у оратора перед выступлением» [Электронный ресурс]– 2017.– Режим доступа: https://studwood.ru/761538/psihologiya/vvedenie
«Психология и жизнь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/strah-chto-eto/
Приложение 1
Методика №1. Анкетирование «Оценка публичного выступления»
Автор-составитель Айласова Ж. Д., автор-разработчик Джитваева Н. А.
Цель анкетирования: выяснить испытывают ли учащиеся страх во время публичного выступления
1. Укажите свой возраст:
а) 7-10 лет
б) 11-15 лет
в) 16-17 лет
2. Укажите Ваш пол:
а) женский
б) мужской
3. Вы испытываете страх перед публичным выступлением?
а) всегда
б) никогда
в) иногда
4. Почему Вы испытываете страх перед публичными выступлениями?
а) плохо готов к уроку/к выступлению
б) на виду у всех волнуюсь
в) не уверен в себе
5. Что Вы чувствуете при публичном выступлении?
а) немного волнуюсь
б) абсолютно спокоен
в) сильно нервничаю
6. От чего зависит успех Вашего выступления
а) знание темы выступления
б) внешний вид
в) доброжелательно настроенная публика
г) моё эмоцианальное состояние
Приложение 2
Результаты анкетирования «Оценка публичного выступления»
№ п\п | Содержание вопроса | Варианты ответов | Результаты |
| |
5 класс | 10 класс |
1. | Укажите свой возраст? | а) 7-10 лет б) 11-15 лет в) 16-17 лет | «а» - 3 чел. «б» - 18 чел. «в» - 0 чел. | «а» - 0 чел. «б» - 1 чел. «в» - 20 чел. |
2. | Укажите Ваш пол? | а) женский б) мужской | «а» - 12 чел. «б» - 9 чел. | «а» - 12 чел. «б» - 9 чел. |
3. | Вы испытываете страх перед публичным выступлением? | а) всегда б) никогда в) иногда | «а» - 6 чел. «б» - 6 чел. «в» - 9 чел. | «а» - 1 чел. «б» - 3 чел. «в» - 17 чел. |
4. | Почему Вы испытываете страх перед публичными выступлениями? | а) плохо готов к уроку/выступлению б) на виду у всех волнуюсь в) не уверен в себе | «а» - 1 чел. «б» - 14 чел. «в» - 6 чел. | «а» - 8 чел. «б» - 9 чел. «в» - 4 чел. |
5. | Что Вы чувствуете при публичном выступлении? | а) немного волнуюсь б) абсолютно спокоен в) сильно нервничаю | «а» - 16 чел. «б» - 2 чел. «в» - 3 чел. | «а» - 14 чел. «б» - 5 чел. «в» - 2 чел. |
6. | От чего зависит успех Вашего выступления? | а) знание темы выступления б) внешний вид в) доброжелательно настроенная публика г) моё эмоциональное состояние (возможно несколько вариантов ответов) | «а» - 8 чел. «б» - 3 чел. «в» - 3 чел. «г» - 7 чел. | «а» - 13 чел. «б» - 1 чел. «в» - 2 чел. «г» - 6 чел. |
Таблица 1
Приложение 3
Методика №2. Шкала Э. Эриксона «Способность к публичному выступлению»
Инструкция. Пожалуйста, внимательно прочтите следующие утверждения. Если вы согласны с приведенными утверждениями, то отвечайте «да», если не согласны — «нет».
1. Мне легко разговаривать почти со всеми людьми.
2. Мне легко смотреть на слушателя, когда я говорю с ним.
3. Мне бывает трудно разговаривать со своим начальником/учителем.
4. Даже одна мысль о необходимости говорить в общественном месте меня пугает.
5. Одни слова мне труднее произносить, чем другие.
6. Я часто задаю вопросы при груповом обсуждении проблемы.
7. Мне бывает трудно контролировать свой голос, когда я говорю.
8. Мне трудно выступать перед аудиторией.
9. Иногда мне не нравится, как я говорю.
10. Я охотно говорю только с некоторыми людьми.
11. Я говорю лучше, чем пишу.
12. Я часто нервничаю, когда говорю.
13. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
14. Я хотел бы говорить так же чётко, как и другие люди.
15. Я часто не могу ответить спрашивающему из-за того, что боюсь заговорить.
Математическая обработка. При подсчете результатов теста ответ «да» оценивается в 1 балл, ответ «нет» — 0 баллов. Средняя оценка тревоги — 6 баллов.
Уровневые значения: низкий уровень тревоги – от 0 до 5 баллов; средний уровень тревоги – от 6 до 10 баллов; высокий уровень тревоги – от 11 до 15 баллов.
Приложение 4
Результаты диагностики учащихся 5 «а» класса по шкале Э. Эриксона «Способность к публичному выступлению»:
Диаграмма 1
Результаты диагностики учащихся 10 класса по шкале Э. Эриксона «Способность к публичному выступлению»:
Диаграмма 2
Приложение 5
Сравнительный анализ полученных данных учащихся 5 «а» и 10 классов по шкале Э. Эриксона «Способность к публичному выступлению»:
Диаграмма 3