СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Басни. Проба пера."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Басня — один из древнейших жанров словесного искусства. Наряду с мифом она была одной из первых форм художественного мышления.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Басни. Проба пера."»






Проект

на тему:



Басни. Проба пера



Обучающиеся 3 класса «А»


Руководитель: Соседова О.А.




Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности – исследовательский

По количеству участников проекта – групповой, индивидуальный

По времени проведения – кратковременный (2 недели)










Мичуринск






Содержание



Введение----------------------------------------------------------------------------4-5


  1. Что такое басня----------------------------------------------------------------------6

  2. Баснописцы ------------------------------------------------------------------------6-8

    1. Эзоп-------------------------------------------------------------------------------------

    2. Лафонтен-----------------------------------------------------------------------------

    3. И. Крылов------------------------------------------------------------------------------

  3. Животные – герои басен---------------------------------------------------------8-10

    1. Лиса-------------------------------------------------------------------------------------

    2. Волк-------------------------------------------------------------------------------------

    3. Медведь--------------------------------------------------------------------------------

    4. Лев -------------------------------------------------------------------------------------

    5. Обезьяна-------------------------------------------------------------------------------

    6. Осел ------------------------------------------------------------------------------------

  4. Результаты социологического опроса---------------------------------------10-11

    1. Каких баснописцев вы знаете?----------------------------------------------------

    2. Названия знакомых басен----------------------------------------------------------

    3. Какие басни вы знаете наизусть?-------------------------------------------------

    4. Чем басня отличается от других литературных жанров?-------------------

    5. Какие человеческие качества высмеиваются в баснях?---------------------

  5. Проба пера-----------------------------------------------------------------------11-13

  6. Итоги работы над проектом-----------------------------------------------------13

  7. Список литературы---------------------------------------------------------------14

  8. Приложение ---------------------------------------------------------------------14-24



Введение

Познакомившись на уроках литературного чтения с баснями И. А. Крылова, нам захотелось больше узнать об этом жанре литературы.

Басня — один из древнейших жанров словесного искусства. Наряду с мифом она была одной из первых форм художественного мышления. С ее помощью человек, едва почувствовавший себя человеком, искал ответа на вопрос: как вести себя в этом огромном сложном мире?

Басня отличается краткостью и всегда носит нравоучительный характер, что роднит ее с притчей. В начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль — мораль. Басня всегда носит аллегорический, иносказательный характер; в качестве персонажей в ней выступают животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Олицетворение — художественное средство, чаще всего используемое баснописцами в своем творчестве. Среди басенных персонажей часто встречаются и люди («Демьянова уха» у И. А. Крылова, охотник, кожевник, мясник у Эзопа, скупец у Г. Э. Лессинга, мельник и его сын у Ж. Лафонтена), но их образы выступают лишь в качестве символов тех или иных человеческих свойств. В басне обычно отсутствуют метафоры, ее язык прост, безыскусен, близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует ясности и точности смысла.

Тексты басен снабжены подробными комментариями, которые представляют собой первую попытку создания теории басни в литературе. Вот первое определение басни: «Басня есть вымышленный рассказ, являющий образ истины».

Основополагающий вопрос:

Почему до сих пор басни интересны современникам?

Гипотеза: глубина обобщений в баснях столь велика, что даже сейчас они не устарели и учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт

Цель проекта: показать секрет долголетия литературного жанра

Задачи проекта:


  • Узнать из словаря значение слова басня

  • Выяснить, кто первый написал басню

  • Узнать, кто ещё сочинял басни

  • Определить, кто герои басен

  • Провести социальный опрос и выявить, насколько хорошо знакомы с этим видом творчества ученики нашей школы

  • Узнать, сможем ли мы сами сочинить басню

Ребята нашего класса были разделены на 5 групп, каждая из которых получила задание:

1 группа. Басня

2 группа. Баснописцы

3 группа. Животные - герои басен

4 группа. Социологический опрос по теме.

5 группа. Проба пера

Где можно найти любую информацию? Ну конечно, в книгах! Мы научились пользоваться справочной литературой – энциклопедиями, словарями, справочниками. Прочитали басни из книг разных баснописцев.   Некоторые ребята пользовались Интернетом для сбора информации. Мы приносили подобранный материал и отчитывались о проделанной работе. Мы обсуждали, отбирали материал. Каждая из пяти групп показала результат своей работы.
























  1. Что такое басня


Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. Особое свойство басни заключается в том, что она на конкретном примере предлагает общее решение какой-то этической проблемы или изображает характерные отношения между людьми.


  1. Баснописцы



    1. Эзоп

Эзоп – полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в YI веке до н.э. Был ли Эзоп историческим лицом – сказать невозможно. Истории жизни Эзопа не существовало. Историки писали лишь то, что Эзоп был рабом на острове Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса.

Откровенно осуждать людские пороки он не мог, поэтому он обратился к басням, в которых излагал свои мысли не прямо, а при помощи затейливых иносказаний: говорится про лисицу и виноград, а подразумевать надо человека и предмет его устремлений.

Его басни давно прославлены на весь мир, и все позднейшие баснописцы испытывали на себе влияние его таланта.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен в прозе. Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Лафонтеном и Крыловым.

Эзоп считается родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний – эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времён до наших дней.

Самые известные басни Эзопа – «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»», «Волк в овечьей шкуре».

 

    1. Жан де Лафонтен

Жан де Лафонте́н— знаменитый французский баснописец.

Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей.

В историю литературы Лафонтен вошел, прежде всего, как автор "Басен", которые отличаются поразительным разнообразием Так, уже в средневековом "Романе о Лисе" волк воплощал алчного и вечно голодного рыцаря, лев был главой государства, лис - самым хитрым и пронырливым среди обитателей животного царства. В одной из самых своих известных басен - "Мор зверей" - Лафонтен с помощью олицетворения создал панораму всего общества: звери исповедуются в грехах, чтобы выбрать наиболее виновного и принести его в искупительную жертву богам. Лев, тигр, медведь и прочие хищники признаются в кровопролитии, насилии, вероломстве, но нести наказание за всех приходится ослу, повинному в краже пучка травы с монастырского поля. Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь — Эзопа и Федра). В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном». Особого внимания заслуживает отношение Лафонтена к "морали", которая является настолько естественным выводом из изображенной ситуации, что нередко вкладывается в уста одного из персонажей. Сам поэт утверждал, что басня должна воспитывать лишь тем, что знакомит читателя с миром.


2. 3 И.А.Крылов

И.А.Крылов – поэт – баснописец, драматург. Он был писателем редкой судьбы.

Родился в Москве в семье бедного армейского капитана. После выхода отца в отставку семья поселилась в Твери.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.

Зимой 1782 г. Крылов переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. В Петербурге он нашёл то, о чём мечтал: образованных людей, книги, театр.

Он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным. В журнале читатель без труда узнавал современную ему Россию. В типографии был произведён обыск и Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

Несколько раз он начинал, казалось бы, начиная всё сначала, пока не открыл свой счастливый жанр – басню. В ней сошлись все грани его таланта писателя.

Всего при жизни Крылова вышло девять книг басен. Когда его спросили, почему он избрал такой род стихотворения, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».

Крылов прожил 75 лет. На его глазах совершались великие события в России. При нём родились, жили, работали великие русские писатели: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Тургенев.

В мире, пожалуй, было всего три таких мудреца: греческий раб – б аснописец Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов». Собрание басен Крылова назвали «книгой мудрости самого народа». Басни Крылова знали не только в России: ещё при жизни автора многие из них были переведены на западноевропейские языки и завоевали популярность во Франции, Германии, Англии.


  1. Животные – герои  басен


3.1. Лисица

Лисица – олицетворение лицемерия. Вспомните русские народные сказки, лисица в них выступала в роли хитрого, коварного зверя. Обманом она достигала намеченной цели и часто оставалась безнаказанной. Несмотря на такую отрицательную характеристику, охотники многих народов старались носить с собой или амулет в виде лисицы, или хвост лисы. Они верили, что станут увёртливыми, как лиса, а движения их приобретут быстроту, свойственную этому зверю.

Лисица является героиней следующих басен:  Орел и лисица,  Лисица и козел,  Лисица и лев,  Лисица и барс,  Лисица и обезьяна,  Лисица и виноград,  Бесхвостая лисица,  Лисица и терновник,  Лисица и крокодил, Лисица и дровосек,  Растолстевшая лисица,  Лисица и маска, Лисица и собаки, Гадюка и лиса,  Зевс и лисица,  Краб и лисица,  Ворон и лисица,
 Галка и лисица,  Собака и лисица, Лев и лисица,  Лев, осел и лисица,  Осел, лисица и лев, Кабан и лисица,  Лисица у Меандра,  Цикада и лисица,  Гиена и лисица,  Львица и лиса,  Зайцы и лисицы,   Собака, лисица и петух,  Лев, волк и лиса,  Ворон и Лис, Лис и Аистиха,  Ворон и лисица,  Две крысы, яйцо и лиса,  Козёл и лисица,  Лисица и виноград,  Лис и Козел,  Лис и Цапля,  Ворона и Лисица, Лисица и виноград, Мор зверей, Лисица и Сурок,  Крестьянин и Лисица, Добрая лисица, Лев и Лисица, Лиса-строитель, Лисица и Осёл, Лев, Серна и Лиса, Лиса, Крестьянин и Лисица.


3.2. Волк

Волк символизирует семью, обучение, сотрудничество, проницательность, тайну, силу, лидерство, свободу, индивидуальность, деление знанием и мудростью, хитрость, охоту, поиск.

Волк встречается в следующих баснях:  Пахарь и волк, Волк и козленок,  Собака и волк, Волки и овцы, Волк и конь,  Волк и ягненок, Волк и цапля, Волк и коза, Волк и старуха, Волк и овца, Осел и волк,  Осел, ворон и волк,  Пастух и волчата,  Волк и пастух,  Волк и собака,  Лев, волк и лиса, Волк и Ягненок, Комар и Волк, Волк и Ягненок, Волк на псарне, Волки и Овцы, Волк и Кукушка,  Волк и Волчонок, Лев и Волк, Волк и Пастухи,  Волк и Журавль, Волк и Мышонок, Волк и Кот, Волки и Овцы, Волк и Пес,  Волк и Цапля,  Волк, Коза и Козленок,  Волк-пастух .

3.3. Медведь

Медведь символизирует целительство, божественность, неуязвимость, защиту, правду, выносливость, терпение, интуицию, силу, храбрость.

Медведь – герой следующих басен: Трудолюбивый Медведь, Квартет, Мор зверей,    Пустынник и медведь, Медведь у Пчел, Медведь в сетях,  Лев и медведь.


3.4. Лев

Лев символизирует королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость.

Лев является героем следующих басен: Лев и человек, Лев, Лев и Мышь,  Лев, Серна и Лиса, Лев состарившийся, Лев и Волк, Лев и Лисица, Лев и Комар, Воспитание Льва,  Лев и Барс,  Лев на ловле, Мор зверей,            Осел в львиной шкуре,  Осел, лисица и лев,   Львица и лиса,  Комар и лев, Человек и лев попутчики, Лев, Прометей и слон,  Лев, волк и лиса, Лев и комар,  Лев и Мышь, Пастух и лев,  Лев и крестьянин,   Лев и лягушка,  Лев и лисица,  Лев и бык,   Лев и крестьянин, Лев и дельфин,   Лев, испуганный мышью,   Лев и медведь,  Лев и заяц,   Лев, осел и лисица, Лев и мышь,   Лев и осел,   Осел, петух и лев,   Олень и лев,    Трус, отыскавший золотого льва, Лисица и лев.


3.5. Обезьяна

Обезьяна в китайской традиции означает озорство, тщеславие, желание передразнивать. В христианстве – коварство, хитрость, легкомыслие, любовь к роскоши. У индусов обезьяна олицетворяет доброжелательность и нежность.

Обезьяна встречается в следующих баснях: Лисица и обезьяна,  Дельфин и обезьяна,   Обезьяна и верблюд,   Обезьяна и рыбаки,   Обезьяньи дети,   Верблюд, слон и обезьяна,

Обезьяна, Зеркало и Обезьяна, Квартет, Мартышка и очки, Обезьяны,  Обезьяна и дельфин,

Обезьяна и кот,  Обезьяна и леопард.




3.6 Осёл

Осёл символизирует жадность, невежество, глупость. Он медлителен, нетороплив, произносит свои суждения значительно. Самонадеянность и тупость осла очень чётко подмечается авторами.

Осёл – героё следующих басен:  Осел, петух и лев,  Лев, осел и лисица, Лев и осел,  Осел и садовник,  Осел, навьюченный солью, Осел и мул, Осел со статуей на спине, Дикий осел, Ослы и Зевс, Осел и погонщик, Осел и волк, Осел в львиной шкуре, Осел и лягушки,  Осел, ворон и волк,  Осел, лисица и лев,  Покупка осла,  Осел и мул, Осел и собака, Воры и Осел,  Два осла, Конь и осел,  Лошадь и осёл,  Осёл и Соловей,  Апеллес и Ослёнок, Осёл и Мужик, Лисица и Осёл, Осёл (Был у крестьянина Осёл...),  Филин и Осёл, Осёл и Заяц.

 

  1. Результаты социологического опроса учащихся школы

В опросе принимали участие обучающиеся 3 классов - 53 человека.

1. Каких баснописцев вы знаете?

- Крылов - 87%

- Эзоп - 12%

- Л. Толстой - 32%

- Лафонтен - 4%

- С. Михалков - 12%

- Д.Бедный - 3%

2. Напишите названия знакомых вам басен.

- «Ворона и Лисица» - 87%

- «Лебедь, Щука и Рак» - 19%

- «Мартышка и Очки» - 22%

- «Стрекоза и Муравей» - 78%

- «Слон и Моська – 9%

3. Какие из них вы знаете наизусть?

- «Ворона и Лисица» - 37%

- «Мартышка и Очки» - 8%

- «Стрекоза и Муравей» - 22%

- «Зеркало и Обезьяна» - 19%

- «Лебедь, Щука и Рак» - 14

4. Чем басня отличается от других литературных жанров?

- есть мораль – 84%

- герои-животные – 29 %

- высмеиваются человеческие недостатки –26%

- присутствует юмор – 1%

5. Какие человеческие качества высмеиваются в баснях?

- лень – 15%

- ложь – 15%

- жадность -21%

- глупость – 61%

- лесть - 69%

- зло – 10%


  1. Проба пера.


Айдамиров Илья

Лисица и заяц

Однажды в летний, знойный день

Лиса бежала вдоль пригорка,

Но не заметила бедняга

Листву, насыпанную горкой.

Туда и рухнула лиса.

Уж было больно и обидно

И помощи совсем не видно.

Но на лисицыну беду

Зайчишка рядом находился,

Он для себя искал еду,

Услышал крик – остановился.

Вмиг зайка к яме прискакал,

Не струсил серый, не сбежал

Увидев злобного врага,

Он храбрым стал как никогда!

Лиса о помощи взмолилась,

В мольбе о дружбе все твердилась

И зайка веря в ту мольбу,

Рискуя сам помог врагу.

Теперь лисица с зайкой дружат,

Их дружба – не разлей вода!

А вам ребята верить нужно,

Что дружба мир спасет всегда.


Мораль сей басни такова:

Для всех зайчат лиса – беда,

Но если дружбу заслужить,

То можно жить и не тужить!






Попова Юлия

Мышиный спор.

Повстречались две мыши в поле. Одна мышь полевая а другая домашняя. Начали они хвалиться и спорить, кому живется лучше. Полевая говорит, что в поле зерна много, воздух свежий, кругом красота. А домашняя мышь говорит, что лучше жить в доме. Дома все есть, делать ничего не надо, чтобы еду добыть, бери все что хочешь. Даже сыр из мышеловки можно достать. И решили они поменяться, чтобы узнать. Где на самом деле лучше живется. Поменялись. В тот же день полевого мышонка съел кот, а домашнего съела сова. Ведь они не рассказали друг другу, какая опасность их поджидает.

Мораль у этой басни такова: у каждого есть своя жизнь, так и живи той жизнью, которая тебе дана.

Попова Анастасия


Про свинку


Обижали свинку дети:

«Ты противней всех на свете,

Ты толста, тяжеловесна –

Всем про то давно известно».

Свинка плакала ночами,

Маму этим огорчая:

«Что такое? Как же быть?

Как такой на свете жить?»

Мама свинку обнимала

И на ушко ей шептала:

«Ты моя родная! Славная такая!

Посмотри-ка, все мы свинки

От животика до спинки.

Есть у всех у нас жирок,

Накопили жир мы впрок,

Чтоб зимой не голодать

И не мёрзнуть, не страдать.

Ну, а кто нас обзывает,

Одного не понимает:

Лучше толстенький бочок,

Чем ядовитый язычок!


  1. Итоги работы над проектом

Наша гипотеза подтвердилась: действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми персонажами басен. По – прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе – музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Басни учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Они учат мудрости жизни. Чтение басен обогащает нас знаниями. В этом секрет долголетия этого литературного жанра

Мы надеемся, что нравоучения басен помогут нам стать лучше, а подготовленный проект принесет пользу и младшим школьникам.










  1. Список литературы и ИНТЕРНЕТ ресурсы:

  1. И. А. Крылов

Басни. Избранные произведения - К.: «Вэсеэлка»- 1994.

  1. И. А. Крылов

Басни Крылова: Изд.: «Самовар» - 2003.

  1. И. А. Крылов.

Басни. Изд.: М. «Малыш» - 1983.

  1. Басни: Издательство Академии Наук СССР. Серия: Литературные памятники – 1956.

  2. Жан де Лафонтен

«Петух и Лиса и еще 19 басен»: аудиокнига – 2003.

  1. Басни Эзопа. Серия: Литературные памятники: Изд.: «Ладемир, Наука» - 1993.

  1. http://www.uznaem-kak.ru/o-basnyax-krylova/

  2. http://yunc.org/%D0%91%D0%90%D0%A1%D0%9D%D0%AF

  3. http://wmda.mobi/ru/%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8F

  4. http://www.ozhegov.org/words/1152.shtml

















16