СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Бытовые отходы человечества. Как спасти свою деревню от мусора"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе я исследовала бытовой мусор в своей деревне. Целью  работы является изучение влияния мусора на окружающую среду и выявление способов борьбы с ним...

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Бытовые отходы человечества. Как спасти свою деревню от мусора"»



МБОУ «Криволесская ОШ»

Шумячский район







Исследовательская работа


Номинация «Ландшафтная экология и геохимия»


Тема: «Бытовые отходы человечества.

Как спасти свою деревню от мусора».


».









Выполнила:

Зенькова Елизавета

9 класс

Руководитель:

Воробьева Елена Владимировна





д. Криволес

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ.



  1. Введение 3

  2. Основная часть 4

  1. Теоретическая часть:

    1. 1.1.Классификация мусора 4

    2. 1.2.Причины увеличения мусора 7

    3. 1.3.Способы утилизации мусора 8

  2. Практическая часть:

    1. 2.1.Определение количества мусора 10

    2. 2.2.Свалки: вред окружающей среде 13

    3. 2.3.Борьба с мусором 15

III. Заключение 18

IV. Список литературы 19

V. Приложение 20





















Аннотация

Тема: «Бытовой мусор и окружающая среда. Как спасти свою деревню от мусора»

В своей исследовательской работе я исследовала бытовой мусор в своей деревне. Целью моей работы является изучение влияния мусора на окружающую среду и выявление способов борьбы с ним. Для начала я изучила материал по теме “Бытовой мусор”. Затем определила количество скапливаемого мусора за неделю в моей семье, в школе. В дальнейшем я исследовала продолжительность сохранения различных видов бытового мусора в почве, в воде, предварительно закапав мусор разной классификации на определенный промежуток времени. Следующим этапом моей работы было выявление мест свалок в деревне Криволес. Далее я со своим руководителем Еленой Владимировной провожу анкетирование в своей школе, для того чтобы узнать, что делают ребята для очистки деревни от мусора. В конце я составила памятку, что может сделать один человек для очистки своего района, улицы, двора от мусора.

В моей работе пять таблиц, одно приложение с анкетой, иллюстрации и фотографии исследования приведены в презентации .

Список литературы, используемый при работе над этой темой:

«Наша окружающая среда» Учебное пособие для учащихся 8-го класса. Издательство ООО «УралЭкоЦентр», Екатеринбург – 2002г., Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов, СМИО Пресс – 2001г.,Большаков В.Н., Таршис Г.И., Безель В.С. Региональная экология. Учебник 10-11 классов. Екатеринбург: «Сократ» 2000 г., Экология и дети Москва 1999 г.,Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. Для учащихся 9-10 классов средней школы. Просвещение 2006 г., Прохоров Б. Б. «Экология человека» - терминологический словарь Ростов-на-Дону – 2005г.




Введение

Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Неизбежный спутник цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. В среднем на каждого жителя Земли в год накапливается около тонны отходов, а в целом это ни много, ни мало 5 миллиардов тонн. Эта проблема актуальна и для моего села. Я вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины автомобильных и железных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие леса. Меня заинтересовало, куда же девается этот мусор? Я люблю свою деревню и мне больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому я решила провести исследование по этой проблеме.

Цель:

изучить влияние мусора на окружающую среду

Задачи:

1.Познакомиться с видами мусора

2.Выявить причины увеличения мусора

3.Выяснить способы переработки мусор

4.Выявить места свалок мусора д. Криволес

5.Обобщить полученную информацию

6.Выяснить, что можно сделать для уменьшения количества мусора в д. Криволес.

Методы исследования:

  1. Изучение теоретического материала по теме «Бытовой мусор»

  2. Практическая работа:

- определение количества мусора

      • дома

      • в школе

      • - выявление продолжительности сохранения мусора

      • в воде

      • в почве

      • - выявление мест свалок мусора д. Криволес.

      • II. Основная часть.

  1. Теоретическая часть

      • В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В природе существовали не писанные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. У наших предков проблема мусора не стояла так остро. Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей.

      • Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% - идет в отходы.

      • Мусор постепенно становится монстром цивилизации.

      • 1.1.Классификация мусора:

      • Какой бывает мусор?

      • бытовой спецотходы промышленный

      • В каждой семье ведро с отходами ежедневно совершает путешествие к мусорному контейнеру.

      • В бытовые отходы идут:

  • бумага, книги, тетради, журналы;

  • стеклянные банки и бутылки;

  • металлические банки из–под консервов;

  • овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);

  • пластиковые упаковки;

  • картонные пакеты из-под молока или сока;

  • полиэтиленовые мешки и пакеты;

  • изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)

  • изделия из древесины;

  • металлические, железные, резиновые вещи (например, старые игрушки) и многие другие вещи.

      • Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые далеко не безопасны, не задумываясь об этом. Со многими из них надо обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать, не превращать в игрушки. Это спецотходы.

      • Вот некоторые из них:

  • батарейки;

  • остатки красок, лаков, клеев;

  • остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);

  • неиспользованные или просроченные медикаменты;

  • остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и др.);

  • ртутные термометры;

  • автокосметика.

      • Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)

      • Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.

      • Кроме бытовых и спецотходов, есть еще и отходы промышленных предприятий:

  • радиоактивные отходы;

  • ртуть и ее соединения – отходы химической промышленности;

  • мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;

  • соединения свинца и др.

      • Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой.

      • Возникло научное направление гарбология, что означает в переводе «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика.

      • В результате исследований установлено, что состав нашего мусора представляет собой сложный комплекс разнообразных химических соединений.

      • 1.2 Причины увеличения мусора

      • В каждой семье, каждый человек выбрасывает мусор и с каждым годом его становится все больше и больше.

      • Можно назвать несколько причин увеличения мусора в последние годы:

  • рост производства товаров одноразового использования;

  • увеличение количества ярких, синтетических упаковок;

  • повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.

      • 1.3 Способы утилизации

      • Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее. В настоящее время распространение получили три способа переработки мусора:

  1. устройство специально оборудованных свалок (самый распространенный в нашей стране, дешевый, но не лучший способ);

  2. компостирование мусора;

  3. утилизация на мусороперерабатывающих заводах.

      • Рассмотрим каждый из этих способов:

  1. Оборудованные свалки представляют собой специально сооруженный склад для отходов. Место для них выбирается с учетом определенных условий:

  • значительное расстояние от населенных пунктов;

  • роза ветров (чтобы ветер не дул к жилым массивам);

  • вдалеке от охраняемых природных территорий;

  • вблизи водоемов (для защиты грунтовых вод);

  • достаточно большая территория (для реализации в течение длительного времени).

      • Сделать это далеко не просто. Ведь нужны ещё подъездные дороги, ограждения, обслуживающий персонал и техника.

      • Доставленный на свалку мусор должен разравниваться, уплотняться и укрываться слоями строительного мусора. Со временем такой мусорный склад становится похож на слоеный пирог. У нас таких свалок очень мало. Чаще всего мусор сваливают в большую кучу, иногда разравнивают, а чаще всего сжигают – это грубое нарушение переработки.

  1. Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Этим способом можно перерабатывать только органические вещества, имеющие естественное происхождение (растительное или животное)

      • Под воздействием бактерий и кислорода (воздуха) они разлагаются. Отходы перегнивают и образуют компост, который применяют как сырье для удобрений (перегной) или корм для животных (особенно рыб)

  1. Мусороперерабатывающие заводы – их в России насчитывается всего семь. Перерабатывают они твердые бытовые отходы.

      • Этот метод пока является самым эффективным и безопасным способом переработки, ведь при высокотемпературном процессе переработки исключается попадание в воздух токсических веществ.

      • Ученые работают над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Проблема утилизации отходов актуальна для всех стран. Прежде всего, это относится к системе сбора бытовых отходов. Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.

      • 2. Практическая часть

      • 2.1 Определение количества мусора

      • На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно

      • 300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.

      • Я решила узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.

            • Виды

            • мусора

            • Масса хлама

            • 1-я неделя

            • 2-я неделя

            • 3-я неделя

            • 4-я неделя

            • Всего

            • Бумага

            • 500 г

            • 600г

            • 300 г

            • 700 г

            • 2.100 г

            • Пластик

            • 200 г

            • 500г

            • 250 г

            • 400 г

            • 1.350 г

            • Стекло

            • 400г

            • 800г

            • -

            • 300 г

            • 1.500 г

            • Органические

            • остатки

            • 1.200 г

            • 1.100 г

            • 1.250 г

            • 1.000 г

            • 4.550

            • Итого

            • 2.300 г

            • 3 кг

            • 1.800 г

            • 2.400 г

            • 9.500 г

      • Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 4 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 2кг 375 г мусора, а за год примерно 285 кг.

      • Я провела такое же исследование и в школе.

      • понедельник вторник среда четверг

      • + + + +

        1.200 г

        800 г

        400 г

        600 г

      • пятница суббота

        600 г

      • 3 кг 900 г

        300 г

      • + =

      • За неделю в школе накапливается 3 кг 900 г мусора, в школе 14 человек, значит, на одного человека примерно 260 г.

      • Я обратила внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. И ещё 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса.

      • 2.2 Свалки: вред окружающей среде

      • Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом.

      • Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:

  • на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.)

  • в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки)

  • в магазине (масса чеков, оберток)

  • на прогулке (бумажные обертки и др.)

      • Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.

      • Я насчитала 2 оборудованных мест для сбора мусора в своей деревне, а несанкционированных, т. е. просто свалок оказалось просто множество. Их можно увидеть в основном у местных водоёмов. Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер.

      • Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.

      • Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.

      • Эти цифры я могу подтвердить своим исследованием: как долго сохраняется мусор в воде и почве.

      • Поместим мусор из разных материалов: бумага, пластик, метал, фрукт.

      • - в емкость с водой

      • - в емкость с почвой

      • Посмотрим, что происходит с мусором:

            • В воде

            • Металл

            • Пластик

            • Фрукт

            • Бумага

            • Сразу

            • Опустился на дно

            • Остался на поверхности

            • Остался на поверхности

            • Намокла

            • Через неделю

            • Без изменений

            • Без изменений

            • Разбухнет

            • Начала распадаться

            • Через месяц

            • Произошли изменения

            • Без изменений

            • Разложился

            • -

            • В почве

            • Металл

            • Пластик

            • Фрукт

            • Бумага

            • Сразу

            • -

            • -

            • -

            • -

            • Через неделю

            • Без изменений

            • Без изменений

            • Разбухнет

            • Небольшие изменения

            • Через месяц

            • Незначительные изменения

            • Без изменений

            • Сильные изменения

            • Сильные изменения

      • Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.

      • 2.3 Борьба с мусором.

      • Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет, и не может быть в принципе.

      • Многие считают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды.

      • Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным!

      • Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород.

      • Мы еще долго можем ждать, когда в нашей стране построят достаточное количество мусороперерабатывающих предприятий, которые будут перерабатывать мусор самым эффективным и безопасным способом.

      • Каждую весну в нашей деревне мы проводим экологические акции «Очистим деревню от мусора».

  1. Уборка территории школы

  2. Уборка водных источников деревни.

  3. Уборка территории возле обелиска.

      • Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?

      • В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь».

      • У нас в стране такой опыт проводится в Москве с 2005 года. Однако попытки приучить население к такому сбору отходов особого результата пока не дают.

      • Об этом же говорят и данные анкеты, которую я провела среди ребят своей школы: (см. приложение)

      • Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.

      • Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».

      • III. Заключение

      • Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришла к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя я составила памятку «Что может сделать один?»

      • ПАМЯТКА

  • систематически проводи уборку территории около школы, дома;

  • не бросай, куда попало мусор;

  • не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;

  • собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);

  • сдавай стеклотару, металлолом;

  • экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);

  • аккуратно обращайся с учебниками, книгами;

  • бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;

  • отдай вещи, которые не носишь, нуждающимся;

  • при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;

  • дай вещи «вторую жизнь»

      • Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище.

      • Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем поселке всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.

      • Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!

  1. Список литературы

  1. «Наша окружающая среда». Учебное пособие для учащихся 1-го класса. Издательство ООО «УралЭкоЦентр», Екатеринбург – 2002г.

  2. Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс – 1997г.

  3. Большаков В.Н., Таршис Г.И., Безель В.С. Региональная экология. Учебник 10-11 классов. Екатеринбург: «Сократ» 2000 г.

  4. Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. Для учащихся 9-10 классов средней школы. Просвещение 1986 г.

  5. Прохоров Б. Б. «Экология человека» - терминологический словарь Ростов-на-Дону – 2005г.

  6. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь – справочник. Просвещение – 1992г.

  7. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. Энциклопедия Астрель – 2005г.

  8. Экология и дети Москва 1993 г.

      • Приложение

      • Анкета

  • «Собираешь ли ты макулатуру?»

  • «Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду?»

  • «Используешь ли ты для записей обе стороны листа?»

  • «Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей?»

  • «Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим?

  • «Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?»