Творческий проект «Что таят в себе пещеры?» разработан вместе с учащимися 5-х классов МАОУ СОШ № 13 г. Калининграда. В процессе обучения у учащихся формируется целостное представление о происхождении карстовых пещер. Развиваются умения устанавливать причинно-следственные связи на примере образования сталактитов, сталагмитов и сталагнатов. Основной целью проекта является создание индивидуальных образовательных траектории для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся. В ходе исследований идет развитие познавательного интереса учащихся в изучении естественной науки, углубление и обобщение первоначальных географических знаний. Главным в этом проекте является выявление причинно-следственных связей, освоение учениками методом анализа. Особую роль играет практическая направленность исследований, каждый участник старается проявить творческую инициативу.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект: "Что таят в себе пещеры?"»
Формирование проектно-исследовательской культуры учащихся, как способ развития их творческой инициативы
Исследовательский проект по географии: «Что таят в себе пещеры?»
Автор проекта: Евсеева Елена Валерьевна
Учитель по географии
МАОУ СОШ №13 г. Калининграда
Учебные предметы:
- География
- Информационные технологии
Участники проекта:
- Учащиеся МАОУ СОШ№13
- Учитель географии
Дидактические цели проекта:
- Создавать индивидуальные образовательные траектории для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся.
- Формировать познавательные способности при изучении естественных наук.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере образования карстовой пещеры.
- Формировать информационную компетентность в области информационных технологий.
- Способствовать раскрытию талантов учащихся, через развитие их творческой инициативы.
Методические задачи проекта:
- Сформировать понятийный аппарат по теме.
- Научить исследовать причины определяющие образование сталактитов, сталагмитов и сталагнатов.
- Научить выращивать сталактиты и соляные кристаллы в домашних условиях.
- Раскрывать индивидуальные качества учащихся.
- Обогащать знания, сформировать умение работать в группах.
Аннотация и актуальность проекта:
- Творческий проект «Что таят в себе пещеры?» разработан вместе с учащимися 5-х классов МАОУ СОШ № 13 г. Калининграда.
- В процессе обучения у учащихся формируется целостное представление о происхождении карстовых пещер. Развиваются умения устанавливать причинно-следственные связи на примере образования сталактитов, сталагмитов и сталагнатов.
- Основной целью проекта является создание индивидуальных образовательных траектории для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся. В ходе исследований идет развитие познавательного интереса учащихся в изучении естественной науки, углубление и обобщение первоначальных географических знаний.
- Главным в этом проекте является выявление причинно-следственных связей, освоение учениками методом анализа. Особую роль играет практическая направленность исследований, каждый участник старается проявить творческую инициативу.
- Учащиеся проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации. Ребята проводят собственный эксперимент по выращиванию сталактитов и кристаллов в школе.
- Деятельность учащихся оценивается по предварительно разработанным критериям, которые предъявляются перед началом работы и тем самым являются ориентиром на положительный результат. Итоговый контроль проводиться по результатам защиты собственных исследовательских проектов.
- Исследовательский проект может быть использован при изучении темы по курсу географии «Вода на Земле». А также на развивающих занятиях и кружках.
Этапы проведения проекта:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Предъявление творческого задания исследовательского проекта, постановка цели и задач, организационная работа.
- Индивидуальная работа.
- Работа в парах.
Размышление
ученика про себя
- Работа в микро группах.
Размышление ученика
вслух и выбор
(формулировка проблемы).
Обсуждение
оптимального варианта проблемы.
проекта в группе.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
2. Обсуждение исследовательского проекта. Помощь в организации эксперимента.
Обсуждение плана работы учащихся в группе и возможных источников информации. Организация эксперимента по выращиванию сталактитов и соляных кристаллов.
3. Работа с информационными технологиями.
Работа под руководством и самостоятельная работа групп по выполнению задания (школа, дом).
4. Консультация учителя по ходу исследовательского проекта.
Проведение эксперимента. Подготовка презентации-отчета.
5. Подведение итогов исследовательского проекта.
Защита исследовательского проекта перед классом.
Темы самостоятельного исследования учащихся:
- Образование сталактитов, сталагмитов и сталагнатов.
- Где в природе можно встретить сталактиты.
- Можно ли вырастить самим сталактит и соляной кристалл?
- Удивительный мир пещеры.
Результаты исследовательского проекта:
- Презентация проекта учащихся 5 класса, группа №1: «Образование сталактитов, сталагмитов, сталагнатов».
- Презентация проекта учащихся 5 класса, группа №2: «Мир пещеры».
- Презентация проекта учащихся 5 класса, группа №3: «Удивительная карстовая пещера».
Эксперимент по выращиванию соляных сталагтитов
Вырастили соляной кристалл на веточке
Сталактит и кристалл
Соляные кристаллы
Соляные кристаллы
Информационные ресурсы:
- Энциклопедия природы России. // Минералы и горные породы. / Энциклопедия - М: ABF, 1998.
- Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 кл. – М.: Дрофа, 2000.
- Плешаков А.А. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учрежд. – М.:Дрофа, 2013.
- Энциклопедия природы России. // Минералы и горные породы. /Энциклопедия - М: ABF, 1998.
- Энциклпедия для детей. // Геология./Энциклопедия – М: АВАНТА+, 1995.
- Дублянский В.Н. Занимательная спелеология/ Дублянский В.Н. Рожденные во тьме. – У: Урал LTD, 2000
- http://ru.wikipedia.org/
- http://www.topauthor.ru/CHto_takoe_stalaktiti_i_stalagmiti_69df.html
- http:// home-edu.ru/user/f/00000608/Projects/Prokofev/Prokofev007.htm
Контактная информация:
Евсеева Елена Валерьевна
учитель по географии
МАОУ СОШ №13 г. Калининграда
Е-mail: [email protected]
Спасибо за внимание!