Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Фокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю директор: _________________ /Зюрин А.А.


Проект выполнил: Байдин Виталий (ученик 6 «Б» класса)
Руководитель: Ефремова Галина Алексеевна
2015-2016 уч.год
Постановка проблемы:
Содержание:
Знакомство с деревом – березой;
наблюдение за деревом в разные времена года, ростом и развитием цветов и плодов;
наблюдение закономерностей в природе;
наблюдение за насекомыми – опылителями;
рассказ об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, зелёном хозяйстве.
Участники: ученики 6 «Б» класса обучающиеся по АООП коррекционной школы, педагоги, родители.
Цель: вызвать интерес к конкретному дереву-березе, дубу, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Задачи:
1. Воспитательные | 1.1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. 1.2. Воспитывать такие качества, как внимание и наблюдательность. 1.3. Развивать чувство прекрасного, через общение с природой, прививать любовь к родной природе. 1.4. Учить бережно, относиться к природе: деревьям, кустарникам. 1.5. Учить бережно, относиться к предметам, изготовленных из древесины. |
2. Образовательные | 2.1. Расширить кругозор детей, познакомив с деревом. 2.2. Расширить кругозор детей, познакомив процессом выращивания дерева. 2.3. Показать возможность широкого использования березы в медицине. 2.4. Расширить кругозор о закономерностях в природе. 2.5. Обогатить словарь народными пословицами и поговорками о растениях, березе, дубе. |
3. Развивающие | 3.1. Развивать сенсорные навыки. 3.2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка. 3.4. Развивать мышление, память и воображение. 3.5. Развивать чувство любования природой |
4. Практические | 4.1. Оформить плакат «Зачем пилят деревья» 4.2. Оформить альбом «Поэтический образ березы» 4.3. Оформить альбом «Пейзаж» 4.4. Дид. игра «С какого дерева лист?» 4.5. Оформить презентацию, «Какой бывает лес?» 4.6. Оформить презентацию, «Как вырастает дуб» |
Этапы работы
1. Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- подбор пословиц, поговорок и загадок о растениях, березе, дубе и т.д.;
- подбор стихов, иллюстраций о березе;
-подбор иллюстраций с природой.
2. Исследовательский:
- наблюдения за изменениями в жизни дерева в разные времена года;
- изучение влияния ухода, полива на рост растений.
3. Заключительный:
- обобщение результатов работы.
4. Длительность проекта: сентябрь-август (учебный год).
5. Защита проекта:
- в виде беседы с детьми и демонстрации презентации «Как вырастает дуб».
Практический выход:
- подборка методических материалов по теме проекта;
- плакат «Зачем пилят деревья»;
-альбом «Поэтический образ березы»;
-альбом «Пейзажи»;
-дид. игра «С какого дерева лист?»;
- презентация «Какой бывает лес?»;
- презентация «Как вырастает дуб».
Тематический план проекта «Деревья Прикамья»
№ | Тема занятия | Краткое содержание |
1 | Деревья и кустарники. | Закрепить различие в строении кустарников и деревьев. Дидактическая игра «Отгадай, что это - дерево или куст?» |
2 | Наблюдение за деревом в природе. | Целевая экскурсия к месту произрастания берез на территории школы. Прогулка по экологическим маршрутам: «Деревья», «Кустарники». Составление гербария листьев и цветов деревьев. Фотографирование. |
3 | Природа нашего края | Рассматривание альбома «Пейзажи». Обратить внимание детей на красоту леса в разное время года, на многообразие деревьев. Закрепить названия деревьев. Дид. игра «С какого дерева лист?» |
4 | Красота – в целесообразности. | Изучение особенностей внешнего вида и силуэта дерева. Отметить: форма цветка(сережки), листа, коры. Рисование березы. |
5 | Наблюдение за дубом | Закрепление знания строения растения - корень, стебель, ветви, лист, цветок, плод. Чтение стихотворения «Песня о желуде». Просмотр презентации «Как вырастает дуб» |
6 | «Зачем пилят деревья» | Рассматривание плаката «Зачем пилят деревья». Дать представление о том , как человек использует природное богатство. Из высушенных стволов деревьев делают доски, фанеру, изготовляют мебель, дома, игрушки. Из дерева делают бумагу, которая идет на книги, тетради, газеты. На все это надо много леса. Лес растет долго, поэтому делать посадки молодых деревьев, беречь их. |
7 | Художественный образ природы. | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Составление описательных рассказов. Чтение стихотворений. |
8 | Какой бывает лес? | Просмотр презентации: «Какой бывает лес?». Ввести в словарь детей понятия: дубрава, березовая роща. Отгадывание загадок о природе. |
9 | Сбор березовых почек (листьев) | Сбор березовых почек (листьев). Обучение правилам заготовки и сушки листьев. |
10 | «Зелёный доктор» | Беседа об использовании березы, как лекарственного сырья в медицине и косметологии: медицинский уголь, дёготь, целебный чай из листьев, отдушка для детских шампуней и кремов и т.д. Народная медицина издавна использует березу при простуде, лихорадочных состояниях, гриппе и бронхите. При простуде использовали березовые веники. Из прокаленной древесины изготавливают медицинский уголь. |
11 | Правила поведения в природе. | Знакомство с правилами поведения в природе. Ознакомление с запрещающими знаками «Не ломайте ветви деревьев». |
12 | Музыкально- литературно-поэтическая страничка. «Во поле березка стояла…» | Разучивание стихов, песен, хороводов. |
Приложение №1
Берёза.
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А. Прокофьев
Красавицу берёзу можно встретить в лесу и в поле. Она украшает городские парки. Берёза – любимое дерево русского народа. Ни об одном дереве не сложено столько стихов и песен, сколько о берёзе.
Приятно гулять в берёзовой роще в любую погоду и в любое время года.
Цветёт берёза в конце апреля, цветки у нее – серёжки. Семена похожи на маленькие золотые чешуйки, которые ветер переносит на огромные расстояния.
Берёзу любят не только за красоту.
Очень давно, когда люди не научились изготовлять бумагу, на бересте (т. е. на берёзовой коре) писали. Эти берестяные грамоты (так их называют), пролежав в земле 700-800 лет, дошли до нас целыми и невредимыми, и учёные прочитали их.
Из древесины берёзы изготавливают мебель, деревянную посуду. Из веток плетут корзины и делают мётлы и веники. Берёзовый веник в бане все хвори выгоняет из больного человека. Из берёзовых почек приготовляют лекарства от многих болезней. Сжигая берёзу, люди обогреваются, а из остывших углей делают активированный уголь, который используют для очистки воды и воздуха.
И сок у берёзы вкусный и полезный.
А сколько грибов растёт в берёзовом лесу!
Как видишь, берёза людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует красотой.
Приложение № 2
НОСИТЕ ЛЕЧЕБНЫЕ БЕРЕСТЕЛЬКИ
Береста является природным антигрибковым и противовоспалительным материалом. При помощи исследований учёными было установлено, что в составе берёзовой коры присутствует вещество бутурлин, которое уменьшает потение ног, устраняет бактерии и грибковые заболевания. Бутурлин, проникая через поры кожи в кровь, исцеляет боли в суставах, снижает усталость ног, повышает сопротивляемость к возникновению и развитию онкологических заболеваний.
Исследования показали, что бутурлин и полезные вещества бересты, проникая в организм через кровь и биологически активные точки, стимулируют работу внутренних органов: лёгких, сердца, почек, желудка, кишечника, селезёнки, мочевого пузыря, седалищного нерва, зрения. При длительном ношении берестелок проходят застарелые болячки, шпоры.
Носите берестельки, укрепляйте и берегите своё здоровье!
Береста обладает водоотталкивающими свойствами и особой долговечностью – новгородским берестяным грамотам, найденным несколько лет назад глубоко в земле, более 600 лет, но они прекрасно сохранились до настоящего времени! Поэтому бересту и сегодня нередко используют в деревнях. В берестяной посуде соль и сахар не сыреют, хлеб не сохнет и не плесневеет, с мёд хранится бессрочно.

Приложение № 3
Какой русский человек не любит красавицу - березу. И часто задается вопросом:
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А, может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
(М.Матусовский)

Русь моя! Люблю твои березы!
С первых лет я с ними рос и жил.
Потому и набегают слезы
на глаза, отвыкшие от слез.
(Николай Рубцов)

ГУЛЯЛ Я У БЕРЕЗ
Решил среди лесных чудес,
На чистом воздухе весны,
В откровение небес
Увидеть радужные сны.
Забыть печали, раствориться
Среди невест - берез,
Сока березового напиться,
Отдаться воле грез!!!
Мне прекрасен мир вокруг!!!
Радость мыслей, чувств поток.
Сложились рифмы вдруг,
Я ищу моей любви исток!!!
За дорогой берез полосы
И аромат медовых трав,
Нежно мне сережек косы
Цепляют за рукав.
О любви к белоствольной
Много стихов сложено,
Как самой чудесной
Верно, всё изложено!!!
(Петр Трапезников)
Сергей Есенин
БЕРЕЗА
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Берёзка, милая, родная,
Ветвями нежно шелестишь.
В беде к тебе я припадаю,
Но ты растерянно молчишь.
Под ветром гнёшься и страдаешь,
Не церемонятся дожди.
Ты будто их не замечаешь
И целомудренно стоишь.
Тебя и солнышко ласкает
Пригревшим радостным лучом.
Листва неслышно опадает
Осенним и прохладным днём.
Но несмотря на дождь осенний,
Прижмусь к стволу и прошепчу.
-Берёзка, подари мне песню,
А я тихонько подпою.
Освещена лучистым светом,
Подружки тянутся к тебе...
Уходит солнечное лето,
Кочуя и в твоей судьбе.
По осени ты сбросишь платье,-
Так происходит каждый год.
С тобой уютно мне общаться,
Уйдя от дел и от забот.
(Мариана Бажанова)

9