Информация об исполнителях и участниках исследовательского проекта
«Экологический след»
Населенный пункт | Кемеровская область, г. Юрга |
Образовательное учреждение: | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Юрги» |
Период реализации проекта | Сентябрь 2021 года – февраль 2022года |
Руководители проекта | Плаксина Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6 г.Юрги» Акулова Ирина Александровна, учитель информатики МБОУ «СОШ №6 г.Юрги» |
Исполнители проекта: | |
Участники проекта | Обучающиеся 5 «б» класса МБОУ «СОШ №6 г.Юрги», родители. |
Этапы работы над исследовательским проектом
«Экологический след»
№ п/п | Этапы проекта | Участники этапа | Сроки |
1Этап Подготовка |
1. | Проведение беседы на тему исследования, обсуждение. | Исполнители проекта | сентябрь 2021 г. |
2 Этап Организация проектно-исследовательской деятельности |
2. | Обсуждение цели, задач проекта, разработка рабочего плана, определение участников проекта, партнеров. | Исполнители проекта | сентябрь 2021 г. |
3. | Распределение обязанностей среди исполнителей проекта. | Исполнители проекта | сентябрь 2021 г. |
4. | Поиск источников информации по теме проекта (книги, журналы, Интернет, видеофильмы). Обсуждение информации и ее обобщение. | Исполнители проекта | октябрь 2021 г. |
5. | Составление анкеты «Расчет экологического следа», анкетирование участников проекта, анализ анкеты. | Исполнители проекта | октябрь 2021г. |
6. | Учет расходования электроэнергии в домашних условиях. | Захарова Ксения | ноябрь 2021 г. |
7. | Учет расходования воды в домашних условиях. | Акулова Мария | ноябрь 2021г. |
8. | Учет количества и состава мусора. | Мокина Елизавета | ноябрь 2021 г. |
9. | Анализ результатов исследования. Формулировка выводов. Оформление результата. | Захарова Ксения Акулова Мария Мокина Елизавета | январь 2022 г. |
10. | Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «Путешествие по рекам». | Исполнители проекта, Плаксина Е. Г. | Февраль 2022 г. |
11. | Организация и проведение конкурса рисунка «Экономьте электроэнергию». | Исполнители проекта, Плаксина Е. Г. | февраль2022 г. |
12. | Организация и проведение общеклассного мероприятия по изготовлению поделок из мусора. | Исполнители проекта, Плаксина Е. Г.родители | Январь – февраль2022 г. |
13. | Создание видеороликов. | Исполнители проекта, родители | февраль 2022 г. |
3 Этап Представление результатов исследования |
15. | Подготовка и проведение итогового внеклассного мероприятия «Экологический след». | Исполнители проекта. | февраль2022 г. |
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. У каждого живого существа на нашей планете Земля есть свой дом. Для ромашки это поле, для муравья это лес, для кита это океан. Человек тоже часть живого на Земле, и у него тоже есть свой дом.
Входя в собственную квартиру, человек вытирает ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье и чистоту в своем доме.
В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Как часто нам приходилось видеть срубленные в лесу деревья, заброшенные сельскохозяйственные поля, загрязненные мусором берега рек. С развитием технического прогресса и возможности проникнуть человеку в «кладовые природы» люди стали все больше и больше брать у природы ее богатства. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.
Человек безжалостно шагает в «грязных ботинках» по планете, оставляя на ней порой неизгладимый след. Мы живем так, как если бы в нашем распоряжении была еще одна планета. По данным ученых мы используем в полтора раза больше ресурсов, чем может производить Земля, и в отсутствии решительных изменений эта величина продолжит быстро расти – к 2030 году нам не хватит даже двух планет.
Неужели пройдет еще несколько десятков лет, и Земля станет не пригодна к существованию на ней живых существ? Неужели уже ничего нельзя сделать?
Возможно, в ближайшее время, как-то решатся, или хотя бы сдвинутся с мертвой точки вопросы контроля за вырубающимися лесами и экспортом его за границу, вопрос о загрязнении окружающей среды различными предприятиями, вопрос захоронения ядерных отходов и другие глобальные вопросы по защите окружающей среды.
Но самое главное, что поможет сберечь нашу планету Земля, это личная ответственность и участие каждого человека в ее сохранении.
Информация о природных катастрофах, которую мы видим по телевидению, активное обсуждение в средствах массовых информаций вопросов охраны окружающей среды натолкнуло нашу инициативную группу на идею реализации исследовательского проекта «Экологический след».
Цель нашего исследовательского проекта является привлечение внимание младших школьников к проблеме нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды путем расчета личного экологического следа.
Задачи проекта:
Провести расчет «экологического следа» каждого участника проекта, обучающихся 5 класса.
Выявить сферы повседневной жизни (жилье, энергия, транспорт, питание, вода, отходы), в которых едет избыточное и расточительное использование природных ресурсов участниками проекта.
Провести расчеты потребления электроэнергии, воды в семьях участников проекта.
Провести учет бытовых отходов.
Выработать рекомендации и подготовить выступления, видеоролики, в которых будет рассказано о способах экономии воды, электроэнергии в домашних условиях, о том, как использовать вторично бытовой мусор, или как уменьшить его количество.
Реализация проекта «Экологический след» проводилась с сентября 2021 года по февраль 2022 года. Участниками проекта стали учащиеся МБОУ «СОШ №6 г. Юрги». В проект также были вовлечены учитель информатики и родители.
Предмет и объект исследования.
Предметом исследования в проекте являлась степень использования человеком в повседневной жизни природных ресурсов.
Объекты исследования:
- обучающиеся 5 класса МБОУ СОШ №6 города Юрги;
- природные ресурсы: вода, электроэнергия;
- твердые бытовые отходы.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Обзор литературы
1.1.1. Понятие «Экологический след».
Понятие «экологический след» (ecological footprint) было впервые использовано в 1992 году Уильямом Ризом [6]. Этот индикатор еще называют «показателем давления на природу». Он помогает установить, сколько земельных и водных ресурсов используется человеком (городом, регионом, бизнес-организацией) для производства, потребления и утилизации необходимых для его жизнедеятельности товаров и услуг. Биологический потенциал (Biocapacity) - это возможность биосферы Земли производить возобновляемые ресурсы, который представляется также в гектарах.
Экологический след измеряется в глобальных гектарах.
Глобальный гектар - это гектар земли или морской среды со средней по земному шару способностью к производству ресурсов и утилизации отходов.
В настоящее время биологический потенциал на душу населения Земли составляет 1,78 гектаров. Экологический след - это ресурсы необходимые для удовлетворения наших потребностей, а биологический потенциал - это возможность удовлетворить эти потребности. Если мы вычтем из Биологического потенциала экологический след (1,78 - 2,70), то узнаем, насколько наше потребление ресурсов превосходит возможности планеты.
На Западе широко распространены калькуляторы «индивидуального экологического следа» [3], которые помогают подсчитать потребителю, сколько природных ресурсов используется для производства того или иного товара и последующей утилизации отходов. Таким образом, каждый человек может самостоятельно определить величину своего «воздействия» на окружающую природу. Например, с помощью несложных подсчетов можно установить, насколько экологический образ жизни ведет человек - сколько ресурсов используется для выработки электричества в его доме или для полета на самолете вместе с семьей.
Для установления индивидуального экологического следа в расчет принимается не только расход электричества, продуктов, одежды, но и образ жизни в целом. То есть, любая совершенная покупка или услуга оказывают определенное воздействие на окружающую среду, и в ваших силах уменьшить его.
1.1.2. "Экологический след" - след воздействия человека на природу. Поскольку люди потребляют товары и услуги природы, очевидно, что каждый из нас имеет влияние на нашу планету. Это не является проблемой до тех пор, пока человечество создает нагрузки в рамках экологической емкости биосферы. Но так ли это? Концепция экологического следа была разработана, чтобы ответить на этот вопрос, и сделать оценку влияния людей [4]. Она делает это путем измерения, сколько природы люди используют сегодня для поддержания своего существования. Расчеты экологического следа основаны на двух простых факторах: 1) Мы можем отслеживать большую часть ресурсов, которые мы потребляем, и многие отходы, что мы создаем; 2) Большая часть этих ресурсов, сбросов и отходов может быть измерена и переведена в соответствующие биологические продуктивные площади. Таким образом, состояние окружающей среды в какой-либо определенной группе населения (одного человека, города или страны) выражается в области биологической продуктивности земли и воды, необходимой, исключительно, для получения ресурсов, потребляемых этой группой и ассимиляции отходов, образующихся в связи с тем, что население, использует преобладающие технологии. То как люди используют ресурсы во всем мире, так же влияет и воздействие их отходов на среду. С учетом объема этих отходов в экологической областях, можно выяснить те места, где они могут комфортно проживать на нашей планете. Американский след ... Оценки за 1995 год, например, в основе которых лежат самые последние данные общедоступной статистики Организации Объединенных Наций, показывают, что средний американец требует около 9,6 га для обеспечения своего потребления, выраженных в общую единицу биопродуктивного пространства с мировой средней производительностью. Это пространство составляет более 9 га биологически продуктивной земли и 0,1 га экологически продуктивного морского пространства. Эти 9,6 га соответствует 96000 квадратных метрам или примерно24-м футбольным полям! ... сравним, что в наличии Разделив все биологически продуктивные земли и моря на этой планете по количеству людей, населяющих ее, получим результат в среднем 2,1 га, действующих на человека в 1999 году. Эта площадь на душу населения составляет менее четверти того, что необходимо для размещения 9,6 га в расчете на среднего американца. Из 2,1 га на человека, 1,6 являются наземных естественными и регулируемыми экосистемами, такими как леса, пастбища и пахотные земли, 0,5 га участки на экологически продуктивных районах океана большинство из которых расположены на континентальных шельфах. Однако, есть небольшая сложность. Люди не должны использовать все 2,1 га на душу населения, поскольку мы не одиноки на этой планете. Мы разделяем это более 10 миллионов других видов, - большинство из которых исключены из пространства, которое мы занимаем столь интенсивно и агрессивно для человеческих целей. Например, промышленное сельское хозяйство борется против сорняков "любых видов, которые не пригодны для использования, и урбанизации, значительная часть наиболее плодородных земель просто истощено. Сколько из биологически продуктивной площади мы должны оставить относительно нетронутой для этих 10 миллионов видов? Сколько необходимо для обеспечения экологически устойчивого мира? Спросите многих людей, и вы встретите лишь единицы, которые думают, что мы должны отказаться от не менее одной трети экологического потенциала в пользу других видов животных, которых мы обычно исключаем через нашу практику. Экологические прогнозы неутешительны. Предлагается мировому сообществу защитить 12% от биологически продуктивного пространства для сохранения этих 10 миллионов видов, с которыми мы делим нашу планету. С помощью этой консервативной меры, доступная биологическая продуктивная площадь на одного человека сокращается с 2,1 до почти 1,8 га.
Мы точно научились рассчитывать, сколько нужно площади, чтобы территория смогла прокормить стадо животных. Но почему мы не взвешиваем на тех же весах и самих себя? Может ли наша земля нас прокормить, удовлетворить все наши потребности без истощения своих природных богатств?
Почему же так происходит? Главных причин две:
1. Людей на планете стало очень много.
2. Некоторые люди хотят слишком многого. Они потребляют ресурсы так, как будто у нас не одна, а много планет. Может ли при этом природных богатств хватить всем?
Экологический след говорит нам, что наше потребление природных ресурсов можно представить, как процесс деления пирога. Пирог у нас один - планета только одна. А вот, сколько и каких кусков достается каждому - это и позволяет рассчитать экологический след. И, к сожалению, сегодня одним достается слишком много, а другим не хватает даже самого необходимого.
1.2. Методика и техника исследования
Анализ источников литературы по теме исследования, результатов анкетирования и экспериментов.
Анкетирование - сбор количественных данных о величине «экологического следа» наших одноклассников.
Эксперимент – учет расходования природных ресурсов в течение установленного срока с подробной регистрацией результатов.
1.2. Результаты исследований
1.2.1. Анализ анкетирования «Экологический след».
На первом этапе проекта нашим одноклассникам была предложена анкета для определения их собственного «экологического следа». В анкетировании приняли участи 23 обучающихся 5 класса МБОУ «СОШ №6 г. Юрги» (анкета в приложении).
Анализ анкеты показал:
1. При ответе на группу вопросов, связанных с использованием воды и бумаги около 47,8% анкетируемых, отметили, что принимают ванну ежедневно, 43,5 % опрошенных отметили, что вместо ванны они ежедневно принимают душ. Для хозяйственных нужд (мытье посуды) 65,2% опрошенных используют проточную воду.
39,1 % наших одноклассников берут книги в библиотеке или одалживают их у знакомых. 43,5 опрошенных выписывают или покупаю газеты и журналы, и после того как сами прочитали их, отдают почитать своим знакомым. Выбрасывают газеты лишь
17,4 % анкетируемых.
Отвечая на вопросы связанные с продуктами питания, 86,95% наших одноклассников отметили, что, совершая покупки вместе со своими родителями, их выбор останавливается на свежих продуктах местного производства, которые затем сами приготавливают на обед. В тоже самое время 43,5% ребят отметили, что выбор их семьи останавливается и на готовых или почти готовых к употреблению продуктах, но стараются, чтобы они были приобретены ближе к дому.
Меньшая часть опрошенных 8,7% отметили, что предпочитают уже обработанные
продукты, полуфабрикаты, свежезамороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы. 21,7 % ребят употребляю мясо три раза в день.
Большинство наших одноклассников – 73,9% живут в больших просторных квартирах. В однокомнатных квартирах живут – 21,7% опрашиваемых. Средняя численность членов семьи – 3 человека.
Поскольку большая часть наших одноклассников живет около школы, то 65,2% ребят добираются до нее пешком. Городским транспортом пользуются – 8,7% опрошенных. Поскольку в последнее время стал очень популярен и доступен отдых за рубежом и на юге России, то 43,5% одноклассников совместно со своими родителями к месту отдыха летают на самолете.
6. Наши одноклассники живут в многоквартирных домах, к которым проведены центральное тепло- и водоснабжение, а также электричество. Поэтому 73,9 % опрошенных отметили, что для снабжения теплом их дома используется уголь. Лишь у 26,1% семей в квартирах, возможно, регулировать отопление в зависимости от погоды.
7. Выключают свет, выходя из комнаты, 69,6 % наших одноклассников и 56,5 % ребят выключают электрические приборы из розетки.
Отвечая на вопросы, связанные с бытовыми отходами, все наши одноклассники отметили, что создают массу отбросов и мусора. В то же самое время чуть больше половины ребят - 52,2% полученные в магазине баночки, коробочки, пакетики и бутылки стараются использовать в хозяйстве.
При расчете нашими одноклассниками величины «экологического следа» выяснилось, что размер его колеблется от 1,2 до 3,2 га (Таблица, Приложение).
У 21,7% анкетируемых величина «экологического следа» составляет до 1,8 га, что соответствует возможности Земли удовлетворять потребности человека.
У 65, 2% анкетируемых величина «экологического следа» составила до 2,2 га, что соответствует среднему показателю жителя Земли.
И лишь у 34, 8% наших одноклассников этот показатель соответствует более 2,2 га, это в два раза меньше, чем средний показатель жителей России (4,4 га).
Для сравнения: средний житель США использует 12.2Гга, средний европеец - 5.1 га, средний житель Мозамбика - всего 0.7 га.
Выявив через анкетирование сферы повседневной жизни, в которых идет избыточное и расточительное использование природных ресурсов, дальнейшее исследование мы продолжили по трем направлениям:
Учет расходования воды на примере одной семьи.
Учет расходования электроэнергии, также на примере одной семьи.
Учет бытовых отходов на уровне одной семьи.
1.3.2. Учет расходования воды в домашних условиях.
Поставив перед собой задачу учета расходования воды в нашей семье, первым делом мы выявили источники поступления воды в квартиру. Перед распределением потребителю вода попадает на станцию водоочистки, после чего ее можно использовать в качестве питьевой воды. Воду, которую мы берем для дома – это вода, которую человек берет у природы взаймы, но возвращает он эту воду уже загрязненной. Вода, пройдя через раковины, ванны, унитазы попадает в канализационные системы. Оттуда на очистные сооружения, где ее снова очищают, и вода возвращается в естественные водоемы.
В течение одного дня Акуловой Марией учитывался расход воды в семье. Вода использовалась в их семье для: умывания, приятия ванны или душа, влажной уборки квартиры, полива цветов, мытья посуды.
Ею было подсчитано, что при утренней и вечерней чистке зубов в течение 4 минут, при открытом кране расходуется около 20 литров воды, 60 литров на трех членов семьи. При мытье посуды под проточной водой в течение 6 минут расходуется около 12 литров воды, 4 литра на одного человека.
Каждый член семьи (три человека) в этот день принимал ванну, наполнив ее до краев. Общий расход воды составил около 750 литров, 250 литров на одного человека.
Во время влажной уборки при мытье полов семьей было израсходовано около 13 литров воды, 4,3 литра на одного человека.
Суммарный расход воды на эти нужды составил 835 литров на трех членов семьи, или 278,3 литра на одного члена семьи.
Узнав через источники литературы способы экономии воды в домашних условиях, нами был разработан план экономии воды.
Утром и вечером во время чистки зубов, Мария наполняла водой лишь один стакан (250 мл), а не продолжала, как раньше, чистить зубы под проточной водой. Каждый член семьи принимал душ, а не ванну, при этом расход воды на одного члена семьи составил около 100 литров. Производя влажную уборку помещения, Мария наполняла ведро на половину (5,5 литров, 1,8 литра на одного члена семьи) и сначала пользуясь чистой водой, протерла везде пыль, а потом этой же водой помыла пол.
Во время мытья посуды воспользовались тазиком с водой (7 литров), замочив в нем посуду, а потом промыла ее под проточной водой (4 литра), на одного члена семьи 3,7 литра. Общий расход воды во время экономии составил 116,75 литра, или 106,25 литров на одного члена семьи. Экономия составила 172, 95 литра.
Таблица 1
Таблица учета расхода воды на одного члена семьи.
Нужды, на которые расходуется вода | До экономии, литр | Во время экономии, литр | Экономия, литры |
Чистка зубов | 20 | 0,25 | 19,75 |
Мытье посуды | 4 | 3,7 | 0,7 |
Принятие ванны | 250 | Душ (100) | 150 |
Влажная уборка | 4,3 | 1,8 | 2,5 |
Итого: | 278,3 | 106,25 | 172,95 |
Самое большое количество воды в семье Марии, как выяснилось, перерасходуется, когда не закрывается кран, в то время, когда не пользуются водой. Для экономии воды Мария стала закрывать кран при чистке зубов, мытье посуды, влажной уборке квартиры, а также принимать душ вместо ванны или наполнять ванну наполовину.
1.3.3. Учет расходования электроэнергии в домашних условиях.
Для учета расходования электроэнергии в семье Захаровой Ксении в течение одного месяца, Ксения произвела учет бытовых приборов, которые потребляют электроэнергию и источники освещения. Оценила эффективность размещения и работы электроприборов и источников света. Используя электросчетчик, зафиксировала расход электроэнергии в начале месяца и в конце.
В семье Ксении имеются следующие источники потребления электроэнергии и источники света:
1) DVD,1 шт.
2) Холодильник,1 шт.
3) Обогреватель,1 шт.
4) Стиральная машина,1 шт.
5) Телевизор,1 шт.
6) СВЧ печь,1 шт.
7) Печь,1 шт.
8) Фен,1 шт.
9) Компьютер, 1 шт.
Количество источников света:
1) Лампа, 2 шт.
2) Бра, 4 шт.
3) Люстра, 2 шт.
4) Настольная лампа,1 шт.
5) Энергосберегающие лампочки, 2 шт.
Изучив в литературе способы экономии электроэнергии, Ксения убедилась в том, что их семья экономно расходует электроэнергию, используя зональное освещение, то есть, освещая тот участок комнаты, в котором ты находишься и выполняешь определенную работу (настольная лампа, бра над диваном, освещение рабочего стола на кухне). Кроме того, комнаты в квартире поклеины обоями светлых тонов, и есть большое зеркало, это делает комнату светлее и нет необходимости в досвечивании.
Воспользовавшись советами по экономии электроэнергии, члены семьи, стали отходя от компьютера более чем на 20 минут, переводить его в спящий режим, не кипятить целый чайник для одной кружки кофе. И закладывали в стиральную машинку максимальное количество белья, для того чтобы реже стирать. Расход электроэнергии семье Татьяны составил 180 кВ в месяц.
1.3.4. Учет количества и состава мусора.
Одной из задач в работе стояло учет бытовых отходов, производимых семьей Мокиной Елизаветы.
Наблюдения показали, что объем мусора, производимого семьей в течение недели, составляет около 90 литров. Мокиной Елизаветой учитывалось все, что попадает в мусорное ведро. При анализе мусор, ею он был разделен на группы: пищевые и биологические отходы, бумага и картон, металл, стекло, полиэтилен, текстиль.
Таблица 2
Виды мусора, производимые одной семьей.
Пищевые и биологические отходы | Бумага и картон | Металл | Стекло | Полиэтилен | Пластмасса | Текстиль |
Кожура (морковь, яблоко и банана) Скорлупа яиц Сухие цветы Кости рыбы Очистки картофеля Шелуха лука Огрызок яблока Фрукты от компота Корка хлеба | Упаковочная бумага от творога Упаковка от корма для котов Коробка | | Бутылка Лампочка баночка | Пакет Упаковка | Баночка Ватные палочки Упаковка от творожка Бутылка Коробка | Памперсы Ватные диски |
Увидев, сколько мусора остается в семье Елизаветы, она решила найти пути уменьшения его количества или как можно его вторично переработать или использовать.
Например, для уменьшения объема мусора сминают полиэтиленовые бутылки, и коробки. Бумагу собирают и уносят в гараж, где она хранится. К сожалению, в Юрге нет точек сбора макулатуры. Картонные коробки собирают и отдают бабушке, в них она выращивает рассаду овощей. Вещи, которые носила Лиза и они стали ей малы, не выбрасывают, а отдают в многодетные семьи.
Работая над проектом и оценив расход природных ресурсов каждым из нас, мы пришли к выводу, что есть способы экономии воды, электроэнергии и возможности вторичного использования мусора, и если их применять, то можно уменьшить свой «экологический след».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные выводы
«Экологический след» наших одноклассников составляет 1,2 – 3,2 га, что соответствует среднему показателю жителя Земли.
Избыточное и расточительное использование природных ресурсов участниками проекта наблюдается в расходовании воды, тепла, за счет сжигания природного топлива – угля. В процессе жизнедеятельности наши одноклассники оставляют после себя много мусора.
В то же самое время, большинство наших одноклассники отметили, что, совершая покупки вместе со своими родителями, их выбор останавливается на свежих продуктах местного производства, которые затем сами приготавливают на обед.
Незначительная часть ребят добирается до школы, используя общественный транспорт, большая часть идет до школы пешком.
Большинство наших одноклассников экономят электроэнергию и стараются использовать мусор вторично.
Учитывая расход электроэнергии и воды, мы пришли к выводу, что, находя пути экономии этих природных ресурсов можно добиться хорошей экономии, что позволит снизить величину «экологического следа» каждого человека.
Мусор, который остается после человека в процессе его жизнедеятельности разлагается в природе от 1 года по 100 лет, поэтому уменьшение количества мусора и вторичная его переработка и использование, также позволят снизить «экологический след».
Применяя несложные способы экономии природных ресурсов в домашних условиях, можно уменьшить свой экологический след.
Практическое значение работы.
1. В ходе выполнения проекта мы разработали рекомендации по экономному расходованию электроэнергии и воды, по способам вторичной переработки мусора и оформили их в виде буклета.
2. Вовлекли наших одноклассников в творческий урок по изготовлению поделок и игр из коробок, бумаги и старых журналов. Во время оформления класса к новогоднему празднику мы использовали коробки и старую упаковочную бумагу, ленты. 3. Самостоятельно подготовили и провели викторину «Путешествие по рекам», во время которой ребята познакомились с реками Кемеровской области, и необходимости бережного отношения к важному для жизни природному источнику – воде.
4. Провели итоговое внеклассное мероприятие для своих одноклассников «Экологический след», во время которого рассказали о результатах нашего исследования.
5. И на наш взгляд одним из самых интересных этапов работы над проектом было создание трех видеороликов «Экономия воды в домашних условиях», «Экономия электроэнергии в домашних условиях» и «Мусор и его вторичное использование». В видеороликах рассказывается о важности природных ресурсов и способов их экономии. В создании видеороликов нам помогли наши родители, которые совместно с нами написали сценарий и являлись операторами. Видеоролики и информационные материалы в дальнейшем будут переданы в каждый класс начальной школы, для проведения классных часов.
Завершив работу над проектом, мы пришли к выводу, что этот проект является лишь началом большого творческого, исследовательского и практического проекта, в котором можно продолжить исследования и реализовать акции, мероприятия с привлечением еще большего числа детей и взрослых. И мы надеемся, что проделанная нами работа внесла свой вклад в сохранении окружающей среды и ее природных богатств.
Список литературы
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. [Электронный ресурс]. URL :http://malenkiyprinc.narod.ru/princ.html
Доклад «Живая планета – 2012». WWF Intl / WWF России, 2012. [Электронный ресурс]. URL: html
Калькулятор «Экологический след». [Электронный ресурс]. URL: http://www.wwf.ru/footprint/calculator
Колесова Е.В. Экологическое образование и экологичность как стиль жизни // XVI Международная конференция "Экологическое образование в интересах устойчивого развития" (Россия, Москва, 25—26 июня 2010): тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции "Экологическое образование в интересах устойчивого развития". — Санкт-Петербург, 2010. С. 95-96 [Электронный ресурс]. URL: http://envirogrids.crimea.edu/
Снакин В.В. Экология и природопользование в России: энциклопедический словарь [Текст] М.: Академия. 2008 – 816с.
Что такое Экологический след? [Электронный ресурс]. URL: http://tktimport.com/category_187.html
24