СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект: Использование ментальных карт в процессе обучения по предмету история

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

   XXI век– век огромных потоков информации. Школьникам также сложно усвоить и удержать в памяти события, даты, явления.   Метод, который позволяет человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его, называется картирование мышления. Цель  проекта: научиться систематизировать учебный материал с помощью интеллект-карты.    Проектным продуктом будут интеллект-карты по предмету история.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект: Использование ментальных карт в процессе обучения по предмету история»





Секция: психология и когнитивные науки


Название работы: Использование ментальных карт в процессе обучения по предмету история














Руководитель: Кугий Светлана Ивановна,

учитель труда, истории

МБОУ СОШ №13










2025г.


Оглавление.

1.Введение……………………………………………………………………...3

2. Исследовательская часть

2.1 Что такое интеллект-карты……………......................................................4

2.2 Краткая история возникновения метода…..…………………….….…..5-6

2.3 Отличия от способов представления информации……………….……...7

2.4 Принципы создания ментальных карт………………………….………...8

3. Практическая часть

3.1 Инструменты и сервисы для создания mind-maps…………..….…..........9

3.2 Составление ментальных карт по истории ……………...………......10-11

3.3 Опрос обучающихся и результаты…………………………………..…..12

4. Заключение……………………………………………………...………....13

5. Интернет источники…………………………………………………… 14



























Введение.

«Я слышу-я забываю.

Я вижу- я запоминаю.

Я делаю- я понимаю».

Конфуций.

XXI век– век огромных потоков информации. Школьникам также сложно усвоить и удержать в памяти события, даты, явления. Достоверно известно, что эффективно усваивается то содержание, которое стало предметом активных действий.

Метод, который позволяет человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его, называется картирование мышления. Используя его, человек избавляется от страха забыть или потерять какие-то сведения, утонуть в море информации. Метод «mind map» - «ментальные карты», «карты памяти», «интеллект карты». Это мощный метод, интегрирующий визуальное и логическое мышление, универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого человека.

Цель проекта: научиться систематизировать учебный материал с помощью интеллект-карты.

Предмет исследования: ментальные карты.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1.     Выяснить, что такое интеллект-карта;

2.     Научиться составлять интеллект-карту

3.Выяснить на практике эффективность интеллект-карт.

Гипотеза: использование интеллект карт способствует развитию образного мышления, лучшему запоминанию учебного материала.

Проектным продуктом будут интеллект-карты по предмету история.

2. Исследовательская часть

2.1 Что такое интеллект-карты


Интеллект-карта — это визуальная диаграмма, которая структурирует информацию вокруг центральной идеи, отображая основные понятия и их взаимосвязи с помощью ветвей, ключевых слов, образов и цветов, что способствует улучшению восприятия, запоминания и анализа информации.

В центре каждой интеллект-карты находится ключевое понятие или тема, от которого радиально расходятся основные идеи и связанные с ними подтемы, образуя древовидную структуру. Центральная идея или проблема отображается в центре, а связанные с ней темы и подтемы разветвляются наружу, образуя ветвистую структуру. Каждый элемент или ветвь может содержать ключевые слова, образы, символы или даже небольшие рисунки, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.

Таким образом, интеллект-карты представляют собой мощный инструмент для визуализации и организации информации. Они помогают структурировать сложные понятия, улучшать запоминание и стимулировать творческое мышление. Их использование в образовательном процессе может значительно повысить эффективность обучения, сделав его более систематизированным и доступным для понимания.











2.2 Краткая история возникновения метода.

Метод имеет богатую и интересную историю, которая начинается с 1970-х годов. Основоположником этого метода является британский психолог и автор Тони Бьюзен. Он разработал концепцию интеллект-карт как инструмент для улучшения мышления, обучения и запоминания информации. Тони Бьюзен, изучая когнитивные процессы и методы улучшения памяти, пришел к выводу, что традиционные способы записи и представления информации, такие как линейные списки и заметки, ограничивают возможности мозга. Он заметил, что мозг человека работает ассоциативно и нелинейно, часто создавая связи между различными идеями и понятиями. Это наблюдение стало основой для разработки новой, более эффективной методики.

Как писал Тони Бьюзен: -За время, прошедшее после изобретения мною в 1960-е годы интеллект-карт, последние прославились как «наиболее выдающийся инструмент мышления». Интеллект-карты преобразили мою жизнь, превратив ее в захватывающее путешествие, и я надеюсь, что эта книга изменит к лучшему и вашу жизнь.

Прямым следствием создания концепции интеллект-карт стало то, что на 14-й международной конференции по проблемам мышления, которая проходила в Куала-Лумпуре и которую почтил своим присутствием министр высшего образования Малайзии Датук Сери Мохаммед Халед Нордин, XXI век был официально объявлен Веком Мозга, а текущее тысячелетие – Тысячелетием Разума. Министр провозгласил, что миновали эры земледелия, промышленности, информации, знаний и наступила новая эра – Эра Интеллекта – и что интеллект-карты являются «наиболее выдающимся инструментом мышления».

__________________________________________________________

Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008 .


В 1974 году Тони Бьюзен выпустил свою первую книгу по этой теме под названием «Используй свою голову» (Use Your Head), в которой подробно изложил принципы и преимущества использования интеллект-карт. Он предложил использовать радиальные диаграммы, которые начинались с центральной идеи, от которой расходились ветви, представляющие основные концепты и связанные с ними детали. Этот подход, по его мнению, лучше соответствовал природным способностям мозга к ассоциативному мышлению и визуализации. Бьюзен не только описал методику, но и активно популяризировал её через книги, лекции и семинары.

Стоит отметить, что идеи, лежащие в основе интеллект-карт, не были полностью новыми. Элементы визуализации знаний использовались человечеством на протяжении всей истории. Например, древние греки и римляне использовали различные методы визуального запоминания и организации знаний. Однако именно Тони Бьюзен смог систематизировать и популяризировать эти идеи, представив их в виде структурированного метода, доступного для широкого использования.

С развитием технологий и появлением компьютеров эти методы получили новое развитие. В 1990-е годы начали появляться программные продукты для создания ментальных карт, такие как MindManager и Inspiration. Эти инструменты значительно упростили процесс создания и редактирования этих объектов, добавив возможность интеграции с другими цифровыми ресурсами и облегчив совместную работу над проектами.

В последние годы популярность интеллект-карт продолжает расти. Появляются новые программы и мобильные приложения, такие как XMind, Coggle и MindMeister, которые делают процесс создания ментальных карт еще более удобным и доступным.

Сегодня это универсальный инструмент, широко применяемый в различных сферах для организации информации, планирования и решения проблем, который продолжает эволюционировать вместе с развитием техноло



2.3 Отличия от способов представления информации.

Линейные заметки.

В отличие от линейных заметок, ментальные схемы имеют нелинейную, радиальную структуру, где центральная идея находится в центре, а связанные с ней концепты расходятся наружу. Это позволяет легко увидеть взаимосвязи и иерархию, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.

Таблицы.

Таблицы используются для организации данных в виде строк и столбцов, что позволяет структурировать данные и делать их более обозримыми. Однако у таблиц также есть свои недостатки:

Ограниченность в визуализации: Таблицы хорошо подходят для представления данных, но они не отражают ассоциативные связи и не стимулируют творческое мышление.

Ментальные карты, напротив, активно используют визуальные элементы, такие как цвета, рисунки, иконки и символы, что делает их более динамичными и привлекательными для восприятия. Это помогает учащимся легче усваивать и запоминать сведения.












2.4 Принципы создания ментальных карт

Принципы создания ментальных карт основываются на использовании ассоциаций и образов, что позволяет максимально эффективно структурировать и запоминать информацию. Этот подход опирается на особенности работы человеческого мозга, который лучше воспринимает и запоминает визуальные и ассоциативные данные.

Ассоциации: Основа ментальных карт Ассоциации играют ключевую роль в создании ментальных объектов. Они помогают связать новые концепты с уже известной информацией, что облегчает понимание и запоминание материала. Ассоциации могут быть разного рода — логическими, тематическими, временными или пространственными. Вот как ассоциации применяются на практике:

Центральная идея: В центре ментальной карты всегда находится основная идея или тема, от которой отходят все остальные элементы. Центральная идея часто ассоциируется с ключевым словом или образом, который легко запомнить.

Основные ветви: От центральной идеи отходят основные ветви, каждая из которых представляет собой ключевое понятие, связанное с основной темой. Эти ветви ассоциируются с главными аспектами темы и помогают разбить данные на логические блоки.

Подветви: От основных ветвей отходят подветви, которые детализируют и углубляют каждую из ключевых идей. Ассоциативные связи между ветвями и подветвями помогают создать целостную картину и понять, как различные элементы информации взаимосвязаны

Образы: усиление запоминания

Использование образов значительно усиливает запоминание и восприятие информации. Цвета: Разные цвета используются для обозначения различных ветвей и подветвей. Ассоциативные схемы часто включают иконки и символы, которые визуально представляют ключевые концеп

3. Практическая часть

3.1 Инструменты и сервисы для создания mind-maps

Программы и онлайн-конструкторы для создания mind-maps предоставляют широкий выбор инструментов и функций, которые облегчают процесс создания, редактирования и совместного использования ментальных карт. Вот несколько популярных программ и онлайн-сервисов для создания mind-maps:

MindMeister: Одна из самых популярных онлайн-платформ для создания таких объектов. MindMeister обладает удобным интерфейсом, широким набором функций, включая возможность добавления изображений, ссылок и вложенных списков, а также поддержкой совместной работы нескольких пользователей.

Coggle: Еще один популярный онлайн-сервис для создания mind-maps. Coggle

отличается простым и интуитивно понятным интерфейсом, возможностью

добавления изображений, комментариев и вложенных списков, а также

интеграцией с Google Drive.

XMind: Это программное обеспечение для создания mind-maps настольного типа.

XMind предлагает множество инструментов для создания красочных и

информативных схем, включая различные стили и шаблоны, а также возможность экспорта карт в различные форматы файлов.

Draw.io: Еще один популярный онлайн-инструмент для создания диаграмм и

mind-maps. Draw.io отличается простым и интуитивно понятным интерфейсом, широким выбором элементов дизайна и возможностью экспорта карт в различные форматы файлов.

Эти программы и сервисы предоставляют удобные инструменты для создания

красочных, информативных и легко воспринимаемых ментальных карт, которые могут быть использованы в учебной деятельности, бизнесе, личной организации и других областях.

3.2 Составление ментальных карт.


Я остановила свой выбор на сервисе coggle.it. Во-первых, потому что он не требует установки дополнительных программ, что немаловажно. Во-вторых, google-аккаунт сейчас есть у каждого школьника – это одна из самых востребованных информационных систем на сегодняшний день. Достаточно просто иметь электронный почтовый ящик и google-аккаунт. Подкупает и наглядность оформления, гибкость изменения, возможность вернуться к ранее выбранным вариантам.

Я решила сделать ментальные карты для обобщения тем на уроках. Решила, что это будет урок истории. На уроке истории в центре карты может быть некое историческое событие, а вокруг него — причины, развитие действий, итоги.

Карта «Древний Восток» составлена для обобщения первого блока тем для обучающихся 5 классов. Следует заметить, что, работая над картой, я систематизировала знания по этой теме.


Следующую карту я решила сделать на тему «Знаменательные даты Великой Отечественной Войны». В этом году мы отмечаем 80-летие Победы.

Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме. Если же этого не получилось, то есть смысл продолжить анализ и ассоциативный ряд. Иногда для этого необходимо уделить больше внимания какой-либо одной отдельной ветке, которая вышла не очень красиво, а значит, и является слабым звеном.








3.3 Опрос обучающихся и результаты.

Для подтверждения моей гипотезы я провела опрос среди обучающихся 5 классов. Предоставила составленную ментальную карту по теме «Древний Восток», как средство для подготовки к контрольной работе. В опросе принимало участие 44 обучающихся.

77% обучающихся отметили, что с помощью ментальных карт качественно и быстро усваивается большое количество учебного материала ;

20% отметили сложность в визуальном восприятии;

3% отметили, что не видят особой разницы в изучении материала печатного и графического материала.



4. Заключение



Подводя итоги работы, я пришла к выводу:

Ментальные карты - это интересно и современно, это то, с помощью чего вы действительно найдете нужную дорогу. Они позволяют достигать наилучших результатов в любых ситуациях, где требуется открыть потенциал ваших творческих способностей;

Ментальные карты - это очень полезное изобретение для нашего времени; Использование интеллект карт на уроках способствует развитию образного мышления, лучшему запоминанию учебного материала.

Я считаю, что использование данной методики в перспективе дает возможность ученику уверенней чувствовать себя при публичном выступлении, умение выделять главное, отбрасывая несущественное, целесообразно и рационально использовать своё время и поступающую информацию.




















Интернет источники.

1. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008 .

2. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007

3. Ментальные карты - что это такое и для чего они нужны.

http://son-online.ru/site/kouching/mind-mapping/

4. Ментальные карты, http://samopoznanie.ru/schools/mentalnye_karty/

5 .https://infourok.ru/chitatelskiy-dnevnik-aktualnost-formi-raboti-s-chitatelskim-dnevnikom-2266716.html

6. http://dpo.temocenter.ru/images/metodichka/docs/2-effect-metod-intellect-kart.pdf

7. BiblioFond.ruview.aspx?id=465408

8.https://урок.рф/library/ispolzovanie_mentalnih_kart_na_urokah_literaturi_054704.html

9.http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

10.http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1