Исследовательский проект
как средство активизации
познавательной деятельности учащихся.
Выполнил:
учитель начальных классов МКОУ «Липицкая СОШ» филиала Краснопутская НОШ Родина Н.М.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста (учителя, родителей), в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)
Задачи проектно – исследовательской деятельности
- Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
- Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности:
- Рефлексивные
- Поисковые (исследовательские)
- Умения и навыки работы в сотрудничестве
- Менеджерские
- Коммуникативные
- Презентационные
- Умение отвечать на незапланированные вопросы
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
- исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Различие
Этапы исследования
Этапы проекта
1.Выбор темы исследования.
1.Выбор темы исследования.
2.Постановка целей и задач.
2.Постановка целей и задач.
3.Выдвижение гипотезы исследования.
3.Планирование проектной деятельности.
4.Организация исследования: методы исследования, план .
4.Реализация проекта .
5.Самостоятельная деятельность, фиксирование результатов.
5.Оценка и самооценка проекта.
6.Презентация
6.Презентация
Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по
различным принципам:
- по количеству учащихся;
- по времени проведения проекта;
- по месту проведения;
- по теме.
Виды исследовательских проектов , которые мы можем предложить учащимся начальных классов:
- теоретические;
- экспериментальные;
- фантастический;
- изобретательский.
Исследовательские – выполнение с помощью корректной, с научной точки зрения методики, имеют собранный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления, предполагают начальную неопределенность результата, которая устраняется в результате исследования:
«Изучение особенностей развития…»
Подготовка
Проведение вводной беседы с целью:
-формирования первичного представления об изучаемом объекте
-формирования интереса к данной теме
-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
План работы над исследовательским проектом
1 этап
Содержание работы на этапе
Деятельность учащихся
1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.
Деятельность учителя
2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка целей.
Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.
Гипотеза – предположение, суждение о закономерной связи явлений.
- Может быть
- Предположим
- Допустим
- Возможно
- Наверное
Содержание работы на этапе
Деятельность учащихся
Плановые работы
Деятельность учителя
1.Определение источников информации.
Выработка плана действий (как можно это сделать?).
Исследовательская деятельность
2.Планирование способов сбора и анализа информации.
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.д.
Определение основных методов:
3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Результаты и выводы
Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы, закладки и т.д.
Продукт:
-прочитать в книге
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.
Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.
-понаблюдать
-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)
Анализ информации. Оформление результатов.
-посмотреть в компьютере
-фильм, макет, сборник и т.д.
Наблюдение, советы.
-задать вопросы родителям, специалистам
-конференция, праздник и т.д.
-подумать самостоятельно
4.Выработка критериев оценки результатов работы.
-посмотреть в книгах
5.Распределение обязанностей среди членов команды.
-посмотреть по телевизору и т.д.
Формулировка задач (для чего?)
«Памятка для ученика»
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
- Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
- Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Запиши план и результаты эксперимента.
3. Трансляционно-оформительский этап
- 3.1. Предзащита проекта
- 3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
- 3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
- 3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
- 3.3.2. стендовая информация о проекте.
4. Заключительный этап
Содержание работы на этапе
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Представление результата работы в разнообразных формах.
Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.
Оформление работ, результаты проектов
и их защита происходит на:
- конкурсах;
- праздниках;
- выставках;
- акциях;
- конференциях и т.д.
Учитель
Обеспечивает непрерывность работы над проектом
Осуществляет консультативную помощь
Подготавливает необходимое оборудование
“ Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто учитель начальных классов слышит такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.
Спасибо за внимание!
Литература для учителя
- Савенков А.И. Как научить младшего школьника приобретать знания.
- Савенков А.И. Организация игр – исследований для младших школьников.// «Одаренный ребенок» №3, 2015.
- Савенков А.И. Исследовательская практика детей.// «Детское творчество» №5, 6, 2007.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Самара: ООО «Учебная литература», 2014.