СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Летопись моего села:страницы истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект для участия в X Межрегиональных Мартыновских чтениях. Летопись села. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Летопись моего села:страницы истории"»





Министерство образования Саратовской области

X Межрегиональные Мартыновские чтения















НОМИНАЦИЯ

«ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ»



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ЛЕТОПИСЬ МОЕГО СЕЛА : СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»













Автор: Камзолова Ирина,

обучающаяся 3 класса

МБОУ «СОШ с. Алексеевка

Базарно-Карабулакского

муниципального района

Саратовской области»



Научный руководитель:

Жедунова Марина Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с. Алексеевка

Базарно-Карабулакского

муниципального района

Саратовской области»





САРАТОВ - 2019г

Введение

Меня зовут Камзолова Ирина. Я живу в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Моё село имеет богатую историю, уходящую своими корнями в далекое прошлое. Я считаю, что узнать прошлое своего края, того места, где ты родился и вырос – это очень увлекательная, полезная, познавательная работа. Я хочу познакомить вас с теми страницами истории моего села, к которым я прикоснулась, изучая различные документы, собирая по крупицам отдельные факты, которые я встречала в различных источниках.



Тема моей работы: «Летопись моего села: страницы истории»

Тема интересна и актуальна.



Цель работы. Изучить историю развития села.



Задачи исследования:

1.Проследить историю образования и развития села.

2.Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности.

3.Воспитание любви к родному краю.



Актуальность работы.

В настоящее время возрастает интерес к изучению истории родного края. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь без знания прошлого нет будущего. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родные места, а значит, стать созидателем своей малой Родины.



Методы исследования: подбор и поиск необходимого материала; беседы с бывшими учителями, старожилами и руководителями организаций; анализ материала; подведение результатов. 

Научно-практическая значимость. 

Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.



Основная часть

Мы живём в замечательном селе, которое славится своими традициями, окружающей природой и , конечно же, родниками.

Перед нами встал вопрос, как образовалось наше село?

Откуда у него такое название?

И тогда мы решили провести исследовательскую работу и постараться ответить на все нас интересующие вопросы.

Для этого мы разработали план нашей деятельности:

  1. Выяснить историю возникновения села.

  2. Пообщаться со старожилами села.

  3. Посетить сельскую библиотеку, краеведческий музей, музей пограничника.

  4. Исследовать достопримечательности села.

  5. Обратиться к историческим данным.

Свою работу мы начали с посещения сельской библиотеки, чтобы найти там литературу, в которой сохранились исторические сведения о селе.

Здесь мы узнали, что село Алексеевка расположено на севере Саратовской области в 7-ми километрах от районного центра рабочего поселка Базарный- Карабулак.

Село расположено в огромной впадине, окруженной с Севера и Северо-Запада лесными холмами-Паханой горой, Бурасской горой, Колышной горой, Шашкиной горой. Из леса, с Запада на Восток и с Севера на Юг, текут небольшие речушки, которые сливаются под Шашкиной горой в ручей Алексеевка-приток реки Карабулак, впадающего в р.Терешка, а затем в Волгу.

В древности эта местность была дном моря. Об этом свидетельствует то, что на поверхность земли выходит мел, опока, щебень, мергель. Это осадки, которые накопились на дне моря. В меловых отложениях можно найти окаменелые ракушки, белемниты, чертовы пальцы – окаменелые хвосты древних морских животных. В окрестностях села много глины, песка различных оттенков: жёлтый, белый, розовый, серый, бордовый. Это результаты химических реакций в древних морях, а цвет дали окислы металлов. Много окаменелостей найдено у подножья и на скалах Паханой горы.

После того как море высохло, место, где расположено село, было глухое и болотистое. Здесь водилось много дичи, особенно уток.

Отъезжая сторожевая слобода Алексеевка была основана в 1701 году в правобережье Волги. Для защиты юго-восточных земель Русского царства от набегов разбойничьих отрядов и татар.

По преданию, земли были пожалованы Петром I солдатам Алексею и Дорофею за хорошую службу. Они основали два поселения, назвав их Дорофеевка и Алексеевка. Постепенно местность, где возникли эти поселения, стала заселяться.

Что же влекло сюда людей?

Их сюда влекла плодородная почва, лесные богатства, богатый растительный и животный мир. Сюда стремились убежать и укрыться от крепостного гнёта крестьяне центральных областей России.

Потянулись сюда и помещики. По преданию, в давние времена, село не было единым, а состояло из самостоятельных поселений, названных в честь первопоселенцев и помещиков: Алексеевка, Дорофеевка, Дьятковка, Солдатчина, Монастырщина, Грчёвка, Песанка, Ямочка, Ховрищина, Неёловая.

Барыня Ховрина ненавидела своих крестьян и жестоко над ними издевалась. За малейшую провинность, она бросала крепостных в нечистоты туалета, где они в муках тонули.

А барин Неёлов обменивая своих крестьян на гончих собак или проигрывал их в карты.

В лесу, над обрывом, князь Львов построил себе роскошный замок, который возвышался над селом, как орлиное гнездо. Лес был собственностью князя. Крестьянам запрещалось ходить в лес. На тех, кто осмеливался ходить в барский лес, князь приказывал спускать свору злых собак, которые разрывали добычу на куски. До сих пор сохранился фундамент этого замка в виде четырёхгранника, который в народе именуют «Графскими развалинами». Все земли принадлежали помещикам, купцам и кулаками.

Недалеко от нашего села есть железнодорожный разъезд Галанино, названный в честь купца Галанина. В селе сохранились несколько строений принадлежащих ему. Это здание аптеки и здание магазина «Изобилие». В селе тогда было 8 крупных купцов, а Галанин именовался купцом первой гильдии.

Кулак Кузнецов разбогател воровским путем. В короткий срок построил паровую мельницу, открыл магазин и купил землю. Мельница работала примерно до 2009г. Сейчас здание мельницы выставлено на продажу.

Кулак Коробов имел механическую мельницу на Тугане.

Сохранились постройки принадлежащие Кузнецову: это здание местной амбулатории, музей пограничника, маслобойный цех.

В селе были сапожные и валяльные мастерские, в которых работали крепостные. В 1849 году в Алексеевке было 9 кожевенных заводов. Позже многие алексеевцы стали заниматься сапожным ремеслом. Установлено, что в годы Великой Отечественной войны алексеевцы шили сапоги Сталину.

Всего в селе было около 300 кулацких хозяйств из общего числа хозяйств, которых в то время насчитывалось около 2000.

В Дорофеевке имелась церковь, при которой функционировали две церковно-приходских школы (одноклассная и двухклассная). Деревянное здание было тёплым, с колокольней и престолом во имя Рождества Христова. В 1884 году Была выстроена новая каменная церковь, а в 1888г. в Алексеевке открылась приходская школа. Изначально главный престол был освящён в честь Святителя и Чудотворца Николая, а два придела — во имя преподобного Сергия Радонежского и Вознесения Господня. В советские годы здание храма не подверглось масштабным разрушениям, сохранились росписи на стенах и потолках, с 1935 года стало зернохранилищем. В Ховришине, на пожертвование барыни Ховриной была построена церковь во имя Казанской Божьей Матери и при ней церковно-приходская школа.

В обоих сёлах также имелись земские училища, врачебный пункт, организовывались базары и ярмарки. Функционировал водопровод с родниковой водой (один из первых в губернии) С 1857 года оба села объединились в одно большое село — Алексеевка, получившее такое название в честь отца Петра I.

Шли годы, менялись времена: революция, раскулачивание, голод и война. Всё это оставило свой отпечаток в истории села.

В годы Великой Отечественной войны  с 1942 по 1945 года в Алексеевке располагалось два детских дома, где были размещены эвакуированные из- под Москвы испанские дети. Их было 50 человек. До седьмого класса они обучались в интернате, а с восьмого класса обучались в средней школе села Алексеевка вместе с сельскими детьми. Дети были эвакуированы вместе с персоналом. Среди воспитателей были испанцы, русские. Испанские дети дружили с алексеевкими ребятами. Были очень активными и дружными. Испанские дети очень хорошо вязали, вышивали и учили этому мастерству местных ребят. В День Победы 9 мая 1945 года испанцы красиво одетые несли транспоранты и шли через всё село на митинг, крича при этом на испанском языке Ура! Им было не понятно, почему все вокруг плакали…

С 1955года по 1958 год, на месте этого интерната разместили Чапаевский детский дом для глухо-немых детей. Затем его перевели в г. Вольск.

Вообще в селе до 1957 г. существовало 3 школы: Грачёвская №2, в районе поместья барина Грачёва (отсюда и название школы) С 1917 по 1964 годы здесь была начальная школа. На месте церкви в Ховрищине была церковна-приходская школа, потом семилетняя школа №3, затем начальная и центральная средняя школа №1 , двухэтажное деревянное здание. В 1967 году была построена новая трехэтажная школа из кирпича, которая действует и сейчас.

Село было настолько велико, что в нем организовали два колхоза: «Комбайн» и «Ударник». К колхозу «Комбайн» относились земли Сергиевского прихода, а к колхозу «Ударник»-земли Казанского прихода. Позже, оба колхоза объединились в один – «Россия».

Время неумолимо бежит. Менялся быт людей, нравы, уставы. Жизнь вносит свои изменения.

В настоящее время в селе проживает около трёх тысяч населения. На его территории имеются отделения  Сбербанка  и почты, средняя общеобразовательная школа, дом культуры, сельская библиотека, восемь магазинов, кафе, лесничество, база отдыха, два летних оздоровительных лагеря, музей пограничников.

В 1990 году в Алексеевке была зарегистрирована православная община. Восстановление храма началось в 2006 году, и уже к 2008 году фасад был полностью отреставрирован. Возрождённый храм имеет один престол и освящён во имя Сергия Радонежского. На базе Алексеевского храма образован Свято-Сергиевский женский монастырь, при нем воскресная школа.

Мы рассказали лишь некоторые страницы истории нашего села. Многое нам ещё неизвестно, но очень хотелось бы узнать. Мы будем продолжать работу над данным проектом. И уверены, что нас ещё много интересного ждёт впереди.

Заключение:

Проведённые исследования позволяют сделать вывод:

  • Что в современном мире нельзя обойтись без знаний своих корней, событий прошлых веков и десятилетий. Знаний о том, как жили наши предки, как они относились к природе, что делали, чем занимались

  • Необходимо выявлять, изучать и сохранять культурные и природные наследия, начиная с уголков нашей малой Родины.

  • Запечатлеть дошедшие до нас следы прошлого и постараться сохранить их для наших потомков.

  • И главное, нельзя забывать чисто человеческие качества - помнить о своих корнях. Если ты идёшь вперед, не забывай иногда оглядываться назад, чтобы не забыть откуда ты пришел, и куда идешь.



Процветай, мой край родной!

Живём с тобой одной судьбой!

Село моё, тебя люблю!

За всё тебя благодарю!

Здесь наша школа, отчий дом -

Родное сердцу всё кругом!

Здесь жили прадеды мои,

Ту память бережно храним!

Расти, цвети, мой край, живи!

И радость жизни нам дари!

Храни Господь тебя во век!

Живи, будь счастлив, человек!



Литература:

  1. Сведения из сельской библиотеки по кратким очеркам заслуженного учителя Российской Федерации, учителя истории Гусева Ивана Андреевича.

  2. Выписки из церковных книг.

  3. Рассказы старожил села.