СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Магия математики в искусстве кусудамы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектной деятельности по ФГОС в начальной школе.  Исследовательский проект ученицы 4 В класса.

Просмотр содержимого документа
«доклад к презентации Сазонова КМ»

Доклад к презентации

«Магия математики в искусстве кусудамы»

Докладчик: Сазонова Кира ученица 4 «В» класса, СОШ №67

научный руководитель: Богоявленская С.И.

1 слайд. Здравствуйте! Я- Сазонова Кира, ученица 4 класса школы №67 представляю свою исследовательскую работу «Магия математики в искусстве кусудамы.»


2 слайд. Скажите, кто ни будь знает, что такое кусудама? До недавнего времени, я тоже не знала. Благодаря своему проекту я теперь могу поделиться этой информацией с вами. Кусудама- один из самых древних и декоративных традиционных японских изделий в технике складывания из бумаги-оригами . Она представляет собой разнообразные шары, состоящие из собранных вместе бумажных цветов, розеток или бумажных деталей другой формы

3 слайд С кусудамой я познакомилась на уроках технологии и увлеклась ею. Я заметила, что, складывая фигурки оригами, мне приходилось пользоваться некоторыми математическими понятиями. Мне стало интересно, как связаны таинственное искусство складывания фигурок из бумаги и давно интересующая меня математика.

4 слайд Я считаю, что живя в современном мире я должна активно развиваться, должна учиться самостоятельно мыслить, ставить перед собой цели и добиваться их. Тема моей работы актуальна и несмотря на развитие науки и техники, человек все равно должен быть творческим и иметь любимое занятие.

5 слайд. цель моего исследования заключается в том, чтобы показать взаимосвязь искусства оригами (в частности кусудамы) с математикой.

Гипотеза исследования:

Я предположила, что искусство кусудамы тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. А коллективная работа по изготовлению кусудамы сможет сплотить ребят нашего класса.

6 слайд Новизна исследования : заключается в том, что  создание  модулей кусудамы позволит ученикам начальной школы  овладеть навыками геометрии,   узнать больше о культуре японского народа.


7 слайд. Чтобы достичь цели , я должна была решить следующие задачи исследования: (Которые даны на данном слайде – показ указкой )

  • Узнать, что же такое кусудама;

  • изучить историю её появления ;

сравнить геометрические тела, которые могут служить основой для построения многих кусудам;

  • познакомиться с основными элементами азбуки оригами,

научиться складывать простейшие кусудамы;

  • провести совместную работу со своим одноклассникам по изготовлению моделей.


.8 слайд. Моя исследовательская работа продвигалась по следующим этапам : (которые перед вами-показ указкой)

1.Постановка проблемы, формулирование темы, цели и задач исследования;

2.Выдвижение гипотезы исследования;

3.Проведение практической части исследования;

4.Формулировка выводов;

5.Оформление итогов исследования


9 слайд. Свою работу я начала с того , что обратилась к словарям за разъяснением лексического значения слова кусудама. Словарь Ожегова поясняет , что само слово кусудама представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар).

10 слайд Кусудамы - представляют собой различные вариации шаров, собранных из бумажных цветков или каких-либо других элементов оригами. Отдельные элементы такой конструкции называются модулями.

11 слайд Такой шар, наполненный лекарственными травами, японцы вешали над постелью больного и верили, что он излучает положительную энергию. Сейчас в понятие кусудама включено и украшение к праздникам, и искусство, и хобби.

12Слайд- Большинство классических моделей в оригами выполняются из квадратного листа бумаги.

13слайд Таким образом, когда мы лист бумаги складываем по вертикали или диагонали, то мы уже решаем геометрические задачи на построение.Деление на части и есть наука геометрия.

14Слайд- С помощью сгибов из квадрата можно получить другие правильные многоугольники.


15слайд В сложенном виде кусудама представляет собой многогранник, объемную фигуру с множеством плоских поверхностей, которые получаются в построении без помощи циркуля и линейки! Такой метод складывания называется  «оригаметрия». И опять словарь Ожегова пришел мне на помощь – оригаметрия это  область геометрии, в которой задачи решаются только методом складывания.

Я заметила, что все кусудамы имеют схожесть с геометрическими фигурами , а именно с многогранниками .Оказывается , что существует 5 многогранников, у которых все грани одинаковы.



16 слайд. Название многих многогранников я пока еще не выучила, но сравнить их с кусудамами я смогла. Эти кусудамы составлены из правильных многоугольников (тетраэтд – 4 треугольника, октаэдр – 8 треугольников, икосаэдр – 20 треугольников, куб – 6 квадратов, додекаэдр – 12 пятиугольников).




17 – 18 слайд В искусстве кусудама есть свои условные знаки которые играют роль своеобразных «нот», следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Знаки эти международные и составляют своеобразную «азбуку» оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель.


19- слайд. Для того, чтобы получить шедевр, нужно время и терпение.

Однако тем ценнее будет подарок близкому, если вы все же решите создать уникальный шар из бумажных цветов - кусудама . «Колокольчик» (эту красивую и простую модель в Японии очень часто собирают в дни праздников и украшают ими свой интерьер и мы начали свою коллективную работу с выполнения именно этой модели.


20 слайд Хочу сказать, что кусудама - это не только детская забава, как думают многие. Делать удивительные фигурки не только интересно и полезно, но и не просто.В процессе изготовления моделей, я выяснила, что деление на части является основами науки – геометрии. С помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости. Значит, оригами действительно связано с математикой! Моя первая гипотеза подтвердилась!


21 слайд. Изготовление моделей – это занимательная и увлекательная работа, которой был охвачен весь наш класс. Мы работали на протяжении нескольких месяцев, не только в классе, но и дома. У нас получились замечательные оригинальные украшения, которыми мы оформили наш класс к празднику!


22 слайд. Создание кусудамы – занятие, которое дарит людям радость, заставляет творчески мыслить. И мы в этом убедились.

23 слайд Работая над проектом я узнала много интересной информации, поделилась ею с ребятами.

Наши работы нашли свое применение в оформлении школы;

Наш класс был охвачен одной идеей, мы сдружились, у меня появилось много единомышленников. Следовательно-предполагаемая мной вторая гипотеза тоже подтвердилась!


24 слайд Работая над этим проектом, я поняла, что кусудама – это целое искусство которое тесно связано с математикой! До сих пор удивляюсь как без ножниц и клея можно сделать объёмную геометрическую фигуру! Считаю, что задачи, которые были поставлены в начале работы, реализованы успешно. Я смогла ответить на вопрос что такое кусудама, рассмотрела историю их создания, сравнила их форму с формами известных многогранников, а самое главное, я научилась складывать простейшие кусудамы. 

25 слайд
Изготовление кусудам будет интересно для любого возраста, и я надеюсь, что через пару лет смогу выполнять уже сложные цветочные кусудамы

23 слайд Спасибо за внимание!
























Просмотр содержимого презентации
«Кусудама - буклет СазоноваКМ»

Приложение 8 «Магия математики в искусстве кусудамы» Выполнила: Сазонова Кира ученица 4 «В» класса МБОУ СОШ №67 Руководитель: Богоявленская С.И.

Приложение 8

«Магия математики

в искусстве кусудамы»

Выполнила: Сазонова Кира

ученица 4 «В» класса МБОУ СОШ №67

Руководитель: Богоявленская С.И.

Историческая справка

Развитие мышления

Оригами-это математика

Все чаще в наши дни оригами применяется в педагогике. Детские педагоги и психологи советуют даже в школе включать оригами в процесс обучения, это искусство обладает большим развивающим эффектом.

Занятие оригами оказывает положительное влияние на рост и более успешную и радостную тренировку разнообразных природных способностей детей, в том числе к творчеству и самому обучению.

У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны точность, внимание, сосредоточенность.

Кроме того, оригами попутно весьма успешно упражняет память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.

Кусудама является важной частью оригами, в частности, как предшественница модульного оригами. Современные мастера оригами, такие как Томоко Фусэ, создали новые конструкции кусудам, которые полностью собираются без разрезания, клея или ниток (кроме подвеса). Значительная часть современных модульных оригами-конструкций, в том числе и кусудам, базируется на сонобэ-модуле, изобретённом в конце ХХ века японским оригамистом Мицунобу Сонобэ.

Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного. (Аристотель).

В процессе складывания фигур оригами мы учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике.

Классически, используется цельный лист бумаги в форме квадрата из которого затем складывается фигурка. При этом ни ножницы ни клей не используются. Это не случайно. Квадрат символизирует одну из стихий (первооснов) - землю, обладающую такими качествами как твердость, постоянство, неразрушимость.

В ходе изучения геометрии с использованием оригами знакомимся с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и учимся основам техники оригами.

Математика это одна из сторон оригами и наоборот оригами является одной из направляющих математики.