Доклад к презентации
«Магия математики в искусстве кусудамы»
Докладчик: Сазонова Кира ученица 4 «В» класса, СОШ №67
научный руководитель: Богоявленская С.И.
1 слайд. Здравствуйте! Я- Сазонова Кира, ученица 4 класса школы №67 представляю свою исследовательскую работу «Магия математики в искусстве кусудамы.»
2 слайд. Скажите, кто ни будь знает, что такое кусудама? До недавнего времени, я тоже не знала. Благодаря своему проекту я теперь могу поделиться этой информацией с вами. Кусудама- один из самых древних и декоративных традиционных японских изделий в технике складывания из бумаги-оригами . Она представляет собой разнообразные шары, состоящие из собранных вместе бумажных цветов, розеток или бумажных деталей другой формы
3 слайд С кусудамой я познакомилась на уроках технологии и увлеклась ею. Я заметила, что, складывая фигурки оригами, мне приходилось пользоваться некоторыми математическими понятиями. Мне стало интересно, как связаны таинственное искусство складывания фигурок из бумаги и давно интересующая меня математика.
4 слайд Я считаю, что живя в современном мире я должна активно развиваться, должна учиться самостоятельно мыслить, ставить перед собой цели и добиваться их. Тема моей работы актуальна и несмотря на развитие науки и техники, человек все равно должен быть творческим и иметь любимое занятие.
5 слайд. цель моего исследования заключается в том, чтобы показать взаимосвязь искусства оригами (в частности кусудамы) с математикой.
Гипотеза исследования:
Я предположила, что искусство кусудамы тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. А коллективная работа по изготовлению кусудамы сможет сплотить ребят нашего класса.
6 слайд Новизна исследования : заключается в том, что создание модулей кусудамы позволит ученикам начальной школы овладеть навыками геометрии, узнать больше о культуре японского народа.
7 слайд. Чтобы достичь цели , я должна была решить следующие задачи исследования: (Которые даны на данном слайде – показ указкой )
сравнить геометрические тела, которые могут служить основой для построения многих кусудам;
научиться складывать простейшие кусудамы;
.8 слайд. Моя исследовательская работа продвигалась по следующим этапам : (которые перед вами-показ указкой)
1.Постановка проблемы, формулирование темы, цели и задач исследования;
2.Выдвижение гипотезы исследования;
3.Проведение практической части исследования;
4.Формулировка выводов;
5.Оформление итогов исследования
9 слайд. Свою работу я начала с того , что обратилась к словарям за разъяснением лексического значения слова кусудама. Словарь Ожегова поясняет , что само слово кусудама представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар).
10 слайд Кусудамы - представляют собой различные вариации шаров, собранных из бумажных цветков или каких-либо других элементов оригами. Отдельные элементы такой конструкции называются модулями.
11 слайд Такой шар, наполненный лекарственными травами, японцы вешали над постелью больного и верили, что он излучает положительную энергию. Сейчас в понятие кусудама включено и украшение к праздникам, и искусство, и хобби.
12Слайд- Большинство классических моделей в оригами выполняются из квадратного листа бумаги.
13слайд Таким образом, когда мы лист бумаги складываем по вертикали или диагонали, то мы уже решаем геометрические задачи на построение.Деление на части и есть наука геометрия.
14Слайд- С помощью сгибов из квадрата можно получить другие правильные многоугольники.
15слайд В сложенном виде кусудама представляет собой многогранник, объемную фигуру с множеством плоских поверхностей, которые получаются в построении без помощи циркуля и линейки! Такой метод складывания называется «оригаметрия». И опять словарь Ожегова пришел мне на помощь – оригаметрия это область геометрии, в которой задачи решаются только методом складывания.
Я заметила, что все кусудамы имеют схожесть с геометрическими фигурами , а именно с многогранниками .Оказывается , что существует 5 многогранников, у которых все грани одинаковы.
16 слайд. Название многих многогранников я пока еще не выучила, но сравнить их с кусудамами я смогла. Эти кусудамы составлены из правильных многоугольников (тетраэтд – 4 треугольника, октаэдр – 8 треугольников, икосаэдр – 20 треугольников, куб – 6 квадратов, додекаэдр – 12 пятиугольников).
17 – 18 слайд В искусстве кусудама есть свои условные знаки которые играют роль своеобразных «нот», следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Знаки эти международные и составляют своеобразную «азбуку» оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель.
19- слайд. Для того, чтобы получить шедевр, нужно время и терпение.
Однако тем ценнее будет подарок близкому, если вы все же решите создать уникальный шар из бумажных цветов - кусудама . «Колокольчик» (эту красивую и простую модель в Японии очень часто собирают в дни праздников и украшают ими свой интерьер и мы начали свою коллективную работу с выполнения именно этой модели.
20 слайд Хочу сказать, что кусудама - это не только детская забава, как думают многие. Делать удивительные фигурки не только интересно и полезно, но и не просто.В процессе изготовления моделей, я выяснила, что деление на части является основами науки – геометрии. С помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости. Значит, оригами действительно связано с математикой! Моя первая гипотеза подтвердилась!
21 слайд. Изготовление моделей – это занимательная и увлекательная работа, которой был охвачен весь наш класс. Мы работали на протяжении нескольких месяцев, не только в классе, но и дома. У нас получились замечательные оригинальные украшения, которыми мы оформили наш класс к празднику!
22 слайд. Создание кусудамы – занятие, которое дарит людям радость, заставляет творчески мыслить. И мы в этом убедились.
23 слайд Работая над проектом я узнала много интересной информации, поделилась ею с ребятами.
Наши работы нашли свое применение в оформлении школы;
Наш класс был охвачен одной идеей, мы сдружились, у меня появилось много единомышленников. Следовательно-предполагаемая мной вторая гипотеза тоже подтвердилась!
24 слайд Работая над этим проектом, я поняла, что кусудама – это целое искусство которое тесно связано с математикой! До сих пор удивляюсь как без ножниц и клея можно сделать объёмную геометрическую фигуру! Считаю, что задачи, которые были поставлены в начале работы, реализованы успешно. Я смогла ответить на вопрос что такое кусудама, рассмотрела историю их создания, сравнила их форму с формами известных многогранников, а самое главное, я научилась складывать простейшие кусудамы.
25 слайд
Изготовление кусудам будет интересно для любого возраста, и я надеюсь, что через пару лет смогу выполнять уже сложные цветочные кусудамы
23 слайд Спасибо за внимание!