Проект «Моя малая родина-мой посёлок Красава»
Презентацию подготовили ученики 4 класса
МОУ «Красавская ООШ»
Классный руководитель: Зоря И. В.
- Цель проекта:
- познакомиться с историей возникновения посёлка Красава, Тихвинского района, Ленинградской области.
- Задачи проекта:
- изучить природу родного края,
- расширить знания об истории и традициях страны и своей малой родины.
Среди урочищ вековых, Среди болот непроходимых Посёлок наш построен был В послевоенные годины. Вокруг красивый лес стоял, Дурман-травою опоённый, Зато посёлок наш и стал Красавой всеми наречённый. ( Денис Цуварев)
Посёлок Красава – моя малая Родина.
- Посёлок Красава расположен в юго-западной части Тихвинского района Ленинградской области .
- Расстояние до районного центра 10 км
- Расстояние до ближайшей железнодорожной станции 12 км
- Основное предприятие посёлка – торфопредприятие ООО «Тихвин-Торф» («Ларьян»)
- В 2017 году население посёлка составляло 880 человек.
- В посёлке 16 улиц и переулков.
История возникновения посёлка
- Посёлок Красава возник как поселение рабочих торфопредприятия «Ларьян», рядом с одноимённым болотом в 1949 году.
- Толщина торфяного слоя в болоте Ларьян достигала 8 метров, а значит торф образовывался 8000 лет
Торф – полезное ископаемое, которое образуется из остатков мхов, кустарников и невысоких деревьев на болотах .
Низинный торф используется в сельском хозяйстве для удобрения почв. Цвет низинного торфа может быть разным, от тёмно-коричневого, до чёрного.
Верховой торф используют для повышения плодородности почвы, а также для утепления хлевов и коровников, чтобы не замёрз скот.
- Торф очень хорошо горит и выделяет много тепла.
- Сто лет назад торф в основном использовался для отопления домов, а позже как топливо для электростанций.
- В Ленинградской области, да и по всей стране было создано много торфо-предприятий. Разработка торфа на Ларьянском болоте началась до Великой Отечественной войны, примерно в 1936 году.
- После войны топливо было необходимо поставлять для Ленинграда, поэтому было принято решение продолжить разработку торфа.
- Первые поселенцы жили во временном посёлке Багерный.
- Для вывоза торфа от посёлка и торфомассовов, и до Бокситогорска проложили узкоколейную дорогу .
- Со строительством узкоколейки в апреле 1949 года на торфомассиве «Ларьянское» началось строительство торфопредприятия «Ларьян», а одновременно с ним и строительство рабочего поселка на Красавских урочищах.
- Отсюда поселок и получил певучее название Красава. Все материалы, необходимые для строительства зданий в поселке Красава, подвозились из Бокситогорска по узкоколейной железной дороге на платформах и полувагонах.
Труд на торфяниках был очень тяжёлым. Люди работали в высоких резиновых сапогах и штанах по пояс или по грудь в воде. Мужчин было мало и вся работа легла на хрупкие женские плечи.
Бригада торфяников во время обеденного перерыва
Красный уголок
Сначала торф добывали гидравлическим способом. Торфяную залежь размывали струёй воды под сильным напором. Жижу из воды и торфа перекачивали по трубам на суходол, сушили, резали на кирпичи и грузили в вагоны узкоколейки. Позже перешли на фрезерную технологию .
Механизмы торфоразработки
Насосная
При фрезерном способе торф разрыхляют на глубину до 20 см с помощью трактора и измельчают, а потом сушат, собирают и грузят.
Механизм укладки змеек
Торфополя
Торф с полей перевозили до станции Перегрузочная по узкоколейной железной дороге.
Прокладка временного «уса» узкоколейки на торфополе
Путеукладчик
Далее торф перегружали в вагоны на широкую колею и перевозили по широкой колее на Ленинградскую ГРЭС-8 (город Кировск).
На узкоколейной железной дороге было хорошо развито пассажирское сообщение. Пассажирские поезда по маршруту Красава — Перегрузочная курсировали регулярно. Вагоны обслуживались проводниками, в них продавались билеты.
Узкоколейная железная дорога
На железнодорожном вокзале
С этого дома на улице Поселковая в 1949 году началась стройка посёлка
Первыми были построены улицы Поселковая и Школьная. На этих улицах были все административные здания: медпункт, почта, школа.
Улица Школьная 2022 год
Улица Школьная конец 60-х годов
Улицы в посёлке получили названия по объектам, расположенным на них
На улице Вокзальной расположен железнодорожный вокзал
На Больничной улице находилась амбулатория.
(ул. Больничная. 2022 год)
Первая школа была открыта в 1950 году в доме № 3 на улице Школьная. В ней училось всего 14 детей
Улица Школьная. В этом здании с 1950 по 1953 год была начальная школа
Новая школа была построена в 1953 году на улице Комсомольская
Улица Комсомольская – главная улица посёлка
и настоящее посёлка
Прошлое …
Улица Комсомольская. Столовая на 150 мест
Улица Комсомольская. Дом культуры на 200 мест
Фельдшерско-акушерский пункт
- В Красаве было построено тепловозное депо и новый вокзал (одновременно являвшийся диспетчерской узкоколейной железной дороги), метеостанция, котельная, пекарня, завод по производству торфоблоков, детский сад, школа и школа-интернат, водонапорная башня, баня, амбулатория.
- Асфальтированная дорога в Красаву была построена в начале 80-х. Так по воспоминаниям Лутошкиной Т. Ф., купленную кровать они с мужем несли из Тихвина в Красаву на руках.
- Небольшой участок узкоколейки сохранился до наших дней.
.
Депо торфопредприятия
Торфобрикетный завод
Детские ясли на 100 мест
Школа-интернат
Экскурсия в декабре 2022 года. Путеукладчик, водонапорная башня, железнодорожный вокзал.
Жители Красавы… Настоящее и прошлое посёлка
Спасибо за внимание
Источники Воспоминания и фотоархив семьи Прохоровых. Воспоминания и фотоархив семьи Тороповых. Воспоминания жителей посёлка Красава Лутошкиной Т. Ф., Кармановой Н. С. Фотоархив, который был собран заведующей домом культуры Андреевой Н. В. и заведующей библиотекой посёлка Красава Евтягиной Н. Д. https://tikhvin.spb.ru/14/4805/ https:// dzen.ru/a/YoykZrWb6H8FNVtz https:// vk.com/topic-1758094_3774241 https://poisk-ru.ru/s19674t18.html