СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект: Мусор и его «вторая жизнь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образец создания исследовательского проекта "Мусор  и его "вторая жизнь" с конкретными предложениями. Можно использовать на уроке  окружающего мира, классном часе, воспитательном мероприятии.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект: Мусор и его «вторая жизнь»»






Исследовательский проект:

Мусор и его «вторая жизнь»

«То, что люди что-то выбросили, совсем не значит, что это уже нельзя использовать..."

Энди Уорхол



Выполнила:



Кисиль И.И.

2025Г

1 этап. Подготовительный

Тема проекта: Мусор и его «вторая жизнь»

Актуальность проекта.

 Мусорный кризис, охватив нашу планету, привёл к проблеме утилизации мусора. Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, а жизнь здоровой, нужно уменьшить количество выбрасываемых мусорных отходов, а для этого им надо дать «вторую жизнь».

Проблема исследования: попытка решить «мусорную проблему» путем поиска новых технологий вторичной переработки мусора, и с помощью экологического воспитания.

Объект исследования: бытовые отходы

Цель: привлечь внимание к проблеме мусора, найти способы его вторичного использования и повысить экологическую осведомлённость общества.

Задачи проекта:

  • Узнать всё о способах утилизации мусорных отходов;

  • Как можно вторично использовать мусор;

  • попробовать практически найти полезное применение бытовому мусору;

  • создать информационный буклет по данной теме.


Гипотеза исследования: Бытовой мусор можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды.

Методы исследования:

  • сбор информации;

  • анализ информации по теме;

  • эксперимент;

  • наблюдение;

  • сравнение;

  • обобщение.



Тип проекта: краткосрочный

Этапы реализации проекта:

  1. Инициация: предложение идей, постановка целей, создание проектной документации, обсуждение с родителями и детьми, определение выгод и ожидаемых результатов.

  2. Планирование: определение сроков каждого этапа, составление дорожной карты проекта, назначение исполнителей и ответственных лиц, распределение ресурсов, оценка рисков, создание плана действий.

  1. Исполнение: выполнение всех поставленных задач, координация работы групп для её завершения в полном объёме и в намеченные сроки, решение проблем и затруднений.

  1. Контроль: отслеживание своевременного достижения основных моментов проекта, проверка корректности хода выполнения работ и качества результата каждой задачи, решение проблем и затруднений, внесение корректировок в план.

  1. Ожидаемый результат: презентация проделанной работы, связанной с изготовлением различных поделок из бросового материала.



Оборудование для проведения исследования: ножницы, шило, нитки, степлер, деревянная палка, пластиковые бутылки.

Продуктом проекта являются метла из пластиковых бутылок

Перспектива проекта: в результате моей работы я хочу получить доказательство гипотезы о том, что метод раздельного сбора и переработки отходов является лучшим в борьбе с возрастающим объемом мусора. Также проект поможет понять, каким образом можно вдохнуть новую жизнь в те вещи, которые мы считаем мусором и хламом. Если такие проекты начать применять в начальной школе, то экологическое воспитание, совместный труд детей и родителей будут способствовать не только сплочению коллектива, но и воспитывать настоящих патриотов своей Родины.

2 ЭТАП. Теоретическая часть

1.1. Влияние бытовых отходов на окружающую среду

Первая, самая старая свалка находится в Кноссе на острове Крит. Критяне вырыли глубокий колодец, заполнили его несколькими слоями мусора и сверху завалили землёй. По сути, тот же метод используется и на современных свалках.

Средневековые города, с узкими улочками были загрязнены мусором. Канализации в городах не было, содержимое ночных горшков выливалось на улицу. Во время дождя зловонные ручьи текли по улицам прямо в р.Сену, откуда водоносы развозили воду по домам . Мир стали поражать эпидемии чумы, холеры, они косили людей миллионами. Во Франции и Англии были установлены штрафы за сваливание мусора на городских улицах. Часть мусора вывозили за черту города, а часть отдавали свиньям.

В 19 веке в Японии задумались о переработке бумаги.

В 60-е годы в США начинается промышленная переработка отходов, создаётся международная общественная природоохранная организация Гринпис.

В 90-е годы во всем мире начинается промышленная переработка ТБО (твёрдые бытовые отходы) из пластика, стекла, полиэтилена.

В древности отходов было меньше, чем сейчас, их количество растёт. Люди покупают всё новые и новые бытовые приборы, вещи. Отчего старые быстро устаревают и их выкидывают. Большой процент отходов составляют: упаковка, пластиковые бутылки, одноразовые предметы, полиэтиленовые пакеты.

Горы мусора растут по всей планете. Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. А значит, растёт количество свалок и выделенная под них площадь. Ширится рост производства товаров массового потребления одноразового использования. Стремительное повышение уровня жизни, позволяющее пригодные вещи заменить новыми. Эта проблема актуальна для всех стран мира. Только на территории России свыше 30 млрд. тонн отходов. Российские свалки переполнятся. Токсичные вещества со свалок угрожают жизни и здоровью людей. Они просачиваются через грунт, загрязняют питьевую воду. Постоянное использование такой воды приводит к снижению иммунитета, люди чаще болеют. А ведь большая часть отходов — это ценные материалы. Всего в стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок, их площадь — более 4 млн. га. Площадь Кипра — 925,1 тыс. га. Получается, свалки России занимают больше, чем четыре средиземноморских острова или сопоставима с площадью Азовского моря. Через 10 лет это будет 2 моря! Это не считая несанкционированных свалок!

Вынося мусор из квартиры, стоит каждому задуматься, куда он отправится дальше? Как он влияет на окружающую среду? Как сократить его количество? Можно ли дать вторую жизнь мусору?

Когда я стану работать в школе, обязательно в 3-4 классах начну разрабатывать этот проект вместе с детьми и их родителями. Мы вместе будем искать ответы на эти вопросы. Ведь «то, что люди что-то выбросили, совсем не значит, что это уже нельзя использовать, что это мусор. И стоит начать воспитание ответственности со своей семьи.

1.2. Виды отходов и их классификация

Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер. Мусором завалены обочины автомобильных дорог. Его мы встречаем в городе, лесу и на лугу. Рукотворные горы мусора растут по всей планете. Люди не задумываются о том, что будет завтра.

Отходы делят на группы: пищевые и бумажные, стекло и пластик, древесные и резиновые, батарейки и многое другое. Основные виды отходов: ТБО и промышленные. Сегодня в России отходы разделяют:

  • промышленные, бытовые, военные (в зависимости от происхождения);

  • биоотходы и техногенные (от состава);

  • жидкие, твёрдые, газообразные (по агрегатному состоянию);

  • от степени опасности.

ТБО разделяют на 2 типа: органический (пища, листья, трава, дерево) и бытовой мусор (пластмасса, картон, стекло, ткань, целлофан, резина, металлы, лаки, краски, косметика, удобрения, бытовая химия, медицинский).

Есть промышленные источники загрязнения, сбросы вредных отходов от предприятий. Остатки токсичного сырья попадают в воздух и влияют на окружающую среду: идёт усиление парникового эффекта, изменение климата, разрушение озонового слоя, кислые осадки. Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде.

Из интернет-источников я узнала, что даже в обычном бытовом мусоре в городских квартирах и жилых домах бурно размножаются бактерии, способные нанести вред здоровью людей. Все дело в том, что разложение пищевых отходов и бытового мусора сопровождается появлением болезнетворных микроорганизмов, а в самих отходах кислород постепенно замещается углекислым газом. Уже через несколько дней вся эта масса отходов начинает бродить и в скором времени превращается в настоящий «реактор» по производству опасных газов и бактерий.

Известно, что разные отходы разлагаются в почве разное время:

- бумага 1-4 месяцев;

- железные банки – 10 - 20 лет;

- фольга алюминиевая – более 100 лет;

- батарейки – более 110 лет;

- резиновые покрышки – 120-140 лет;

- пластиковые бутылки – более 200 лет;

- стекло – более 1000 лет

1.3. Сортировка отходов и способы их переработки

Для отходов есть своя система переработки. Во многих странах стоят контейнеры для сбора стеклянных, бумажных и др. отходов.

Способы переработки:

  1. Захоронение на полигонах препятствует переносу, заражению воды и воздуха.

  2. Термические методы - мусоросжигание, газификация. Оборудованные заводы, со специальными фильтрами.

  3. Вторичное использование.

  4. Компостирование основано на разложении микроорганизмами мусора, применяется для органических веществ: опилки, дерево, листья, трава.

Экономически выгодный метод - вторичная переработка (рециклинг). Из-за технологической сложности переработки, отходы вывозят на полигоны, компостируют или сжигают, но чаще их хранят на свалках. Срок разложения мусора варьируется от нескольких дней до 500 л. При разложении в атмосферу выделяются токсины. Для уменьшения токсинов необходимо сокращение свалок, создание и применение лучших методов утилизации.

1.4. Способы сокращения отходов

Нужны меры, которые снизят массу отходов производства и потребления, облегчат и ускорят переработку. Действенные методы - сокращение использования трудноразлагаемых материалов; сортировка отходов; отдельный приём полимеров и батареек в специализированных пунктах сбора; применение вторичного сырья; безотходные производства. Три важных способа борьбы с отходами:

1. Производить меньше отходов - Меньше покупать одноразовых вещей (упаковка, посуда, пленки, а также дешевые недолговечные неремонтируемые товары). Они порождают горы мусора.

- Отдавать предпочтение многоразовой упаковке. Например, стеклянной бутылке, а не пластиковой. Матерчатым сумкам, а не пакетам, бумаге.

И еще несколько советов:

  • пластик, в какой-то степени растворяется, особенно в теплой и горячей жидкости, выделяя в нее содержащиеся стабилизаторы и пластификаторы.

  • в течение зимы можно очищать воду не фильтрованием, а вымораживанием.

2. Вторичное использование. На просторах интернета можно найти интересные применения старым вещам.

3. Ресайклинг - переработка. Необходимое условие «запуска» переработки бытовых отходов - раздельный сбор. Пищевые отходы - отдельно. Бумага - отдельно (переработка 1т макулатуры сохраняет 17 деревьев) и другое. 

Для приема и сортировки вторичного сырья необходимы соответствующие предприятия, с пунктами приёма ТБО, теоретически можно утилизировать 90% отходов (практически 70-75%), однако, так или иначе, создадим кладбища отходов. Следовательно, о мусоросжигающем заводе придётся задуматься.

(приложение3)

1.5. Опыт развитых стран в развитии системы раздельного сбора отходов и их дальнейшей переработки.

В 2018 г. лидером по переработке отходов стала Германия. Там распределяют отходы на биомассу, макулатуру, стекло, металлы и пластмассы. Просроченные лекарства принимают аптеки, батарейки сдают в приёмные пункты в магазинах. Для тех, кто нарушает правила, существует система наказаний. Есть полицейские, которые следят за такими людьми.

Япония - мировой лидер по переработке пластмассы. Промышленный мусор они использовали в качестве строительного материала. Международные аэропорты Тюбу и Кансай были построены на искусственных островах, созданных из измельченных промышленных отходов.

В бывшем СССР была целая сеть предприятий по переработке макулатуры, стекла и металла.

На сегодняшний день, в странах Европы, в США, Японии и Китае широко применяют заводы, которые сжигают отходы. Они не требуют больших площадей, не вызывают загрязнение почв и подземных вод. Основной принцип мусоросжигательных заводов - помещение отходов в специальные печи, где они превращаются в пыль, которая оседает на специальных фильтрах, а остальное выбрасывается в атмосферу. Первые заводы в силу слабой фильтрации сильно загрязняли воздух, и наносили ущерб, как полигоны. На сегодняшний день количество вредных выбросов сократилось примерно в 20 раз.

Сейчас во многих европейских странах (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Румыния и Чехия) используют технологии по глубокой переработке отходов для получения высокоэнергетических гранул, которые можно использовать в качестве топлива. Это помогает решать энергетические проблемы.

За рубежом из макулатуры вырабатывается большое количество продукции довольно высокого качества, пригодной к повторной переработке. Постепенно данные технологии внедряются и в нашей стране, сейчас макулатура используется для производства различных строительных материалов.

За рубежом давно уделяют пристальное внимание сбору и переработке отходов и неплохо на этом зарабатывают.

Народная мудрость гласит: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»

  1. ЭТАП. Практическая часть

Эксперимент. Изготовление метлы из пластиковых бутылок

Изучив такое количество материала о мусоре, я поняла, что не всё то мусор, что в мусоре лежит. Я захотела сама сделать что-то полезное из того, что обычно выбрасывается. Решила сделать метлу из пластиковых бутылок. Бабушка опробовала ее. Она, подметая листья во дворе, хвалила метлу. (приложение 1)

Материалы:

  • от 5 до 7 пластиковых бутылок на 2 литра;

  • палка или жердь в качестве черенка;

  • небольшой отрезок крепкой проволоки или жгут;

  • два гвоздя или шурупа;

  • молоток или отвертка;

  • канцелярский нож;

  • шило;

  • канцелярские ножницы.

Этапы работы

  1. Возьмите первую бутылку и канцелярский нож. Он должен быть острый. Отрежьте от нее горлышко, отступив от верха несколько сантиметров.

  2. Точно так же отрежьте дно пластиковой тары.

  3. Теперь вам нужны ножницы. Каждая метла имеет прутья или стебли. Ваша задача – создать эти прутья. При помощи ножниц, начинайте разрезать заготовку вдоль, от низа кверху. Ширина каждой полоски примерно 1- 1,5 см. Не дорезайте ее до самого конца. Двигайтесь чуть выше середины, оставляя где-то 10 см сверху.

  4. Точно таким же способом обработайте остальные бутылки. Не тронутыми оставьте только две из них, 2л. Обратите внимание, что чем больше будет изделий, тем гуще станет пучок метлы. Она эффективнее будет справляться с работой.

  5. Итак, на данном этапе у вас готово 3 или 5 заготовок (в зависимости от того, сколько вы запасли изначально), у которых отрезано горлышко, а остальная часть разрезана на полоски. Также у вас есть две нетронутые пластиковые бутылки. Возьмите одну из них и, не отрезая горлышко, проделайте все то же, что с остальными.

  6. Ваша метла из бутылок практически готова. Возьмите заготовку с горлышком и начинайте поочередно вставлять ее вовнутрь каждой детали, сделанной без горлышка. В подготовленное отверстие свободно войдет изделие с горлышком. Насаживайте полностью все заготовки.

  7. По сути, нижняя часть готова. Ее остается согнуть (приплюснуть), чтобы придать форму. Но, на этом мы не остановимся, а усовершенствуем ее, чтобы сделать красивой и практичной. Возьмите оставшуюся бутылку, желательно, чтобы у нее было высокое горлышко, и канцелярским ножом разрежьте ее пополам. Нам нужна только верхняя часть (там, где крышечка).

  8. В нужной детали ножницами сделайте два разреза с каждой стороны, противоположенных друг другу. Разрез делайте примерно до середины пластиковой детали.

  9. Готовую часть нужно насадить на заготовку, сделанную из остальных бутылок.

  10. При помощи большого нагретого на огне гвоздя (50 или 100 мм) прошейте изделие в двух местах в горизонтальной плоскости. Можно использовать шило. В образовавшиеся отверстия просуньте проволоку и прочно свяжите все слои.

  11. Вот и все, изделие практически готово. Осталось только приделать к нему черенок. Палка должна входить в горлышко бутылки не свободно, а впритык. Чтобы контролировать толщину, подстругивайте ее при помощи обычного ножа.

  12. Когда палка входит в горлышко, остается зафиксировать ее при помощи отвертки и двух саморезов, чтобы она не выпала и не вертелась. Саморезы надежно закрепят черенок, и метла будет одним целым.



А еще смастерила «Сказочный домик Деда Мороза» из картонной коробки из-под обуви, использованной ваты, клея и гуаши. Его подарила своей младшей сестрёнке Ксении. Она с большим удовольствием стала с ним играться. (приложение2)

  1. Заключительная часть

Подведение итога исследования

В результате исследовательской работы и наблюдений, я пришла к выводу, что отходы и их основные способы утилизации засоряют окружающую среду, наносят серьезный вред здоровью человека. Очень важно повторно использовать и перерабатывать отходы, материалы, в масштабах города, страны и всего Мира. Для этого нужны заводы и специальное оборудование, если мы всем миром начнем правильно относиться к проблеме мусора, то любой населенный пункт станет чище, а люди станут здоровее, улучшится обстановка окружающей нас среды. Надо чтобы каждый человек задал себе вопрос: «Что я могу сделать для того, чтобы мусора было меньше?» Я придерживаюсь лозунгов: Сдай макулатуру - спаси жизнь дереву! Сдай металл - укрепи индустриальную мощь страны. Береги природу - сортируй отходы.

Мне хочется решить проблему отходов, внеся свою маленькую частичку заботы об окружающей среде. Я принимаю участие в конкурсах поделок из бросового материала, дома сортирую мусор на: бумагу, картон, металл, батарейки, стекло, ртуть содержащие лампы, ткань.

Надеюсь, что эта проблема не оставит равнодушными людей, которые хотят жить на цветущей планете и дышать чистым воздухом. Никогда не забывайте, природа — это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто!

На основе проведённого исследования я пришла к выводу о том, что каждый человек, даже ребёнок, может помочь нашей планете стать чище и внести свой вклад в решение этой огромной проблемы.

Считаю, что этой проблеме со стороны нашего правительства должно быть уделено намного больше внимания. Необходимо проводить разъяснения в школах и на предприятиях о важности сбора макулатуры, металла, пластика, батареек, стекла, увеличить кол-во пунктов приема и, конечно же, необходимо проводить масштабные акции по сбору вторсырья, широко освещая их в средствах массовой информации.

В будущем я планирую и дальше углубленно изучать данную тему, не только учить, но и воспитывать подрастающее поколение. Я считаю, что главным результатом моего проекта является не только создание итогового продукта и приобретения знаний по окружающему миру и экологии, но и привлечение интереса к волнующей нас проблеме, становление национального самосознания, воспитание чувства ответственности. Даже маленький вклад ценен для большого дела.

Утилизация мусора - одна из важнейших проблем современной цивилизации. Не существует какой-то одной технологии, способной без вреда для человека и окружающей среды переработать весь поток отходов.

Я выступаю за раздельный сбор и переработку отходов, за сокращение их образования. Сбор и переработка ТБО позволит очистить территории городов и почву от захламления. Защитит воздух и водоемы от загрязнения. Украсит парки, скверы, улицы переработанным вторсырьем.



Список использованных источников

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/отходы

  2. Вторая жизнь вещей. Н.П. Коноплёва, «Просвещение», Москва, 1993 год.

  3. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: «Финансы и статистика», 2001

  4. Аналитический отчет DISCOVERY RESEARCH GROUP АНАЛИЗ РЫНКА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ ВТОРСЫРЬЯ В РОССИИ

  5. https://musorish.ru/zagryaznenie-sredy-othodami-proizvodstva-i-potrebleniya/

  6. https://potapovo.com/resident/musor

  7. http://ecology.aonb.ru/sroki-razlozhenija-bytovyh-othodov.html

Приложение 1

Метла из пластиковых бутылок



Приложение 2 Сказочный домик из картона













Приложение 3

Что делают из мусора

Из макулатуры:

  • крафтовую бумагу;

  • утеплители;

  • упаковки для яиц;

  • туалетную бумагу и втулки для нее;

  • салфетки, стаканчики и прочую посуду из бумаги;

  • гофрокартон.

Из пластиков:

  • искусственный камень;

  • черепицу;

  • плитку;

  • предметы быта;

  • пластиковую тару;

  • одежду и обувь;

  • ткани и синтетические наполнители для одежды и мебели;

  • дорожные покрытия.

Из стекла:

  • стекловолокно;

  • жидкое стекло;

  • плитку, черепицу;

  • строительные лаки, краски, мастики;

  • фильтры для воды;

  • банки, бутылки, флаконы;

  • сантехнику.

Из металлолома:

  • детали для машин и механизмов;

  • строительные материалы, арматуру;

  • рельсы;

  • отопительные приборы.

Из органических отходов:

  • газ, энергию;

  • микробные удобрения для сельского хозяйства, садоводства, цветоводства;

  • биодобавки к животным кормам.