Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ликино-Дулёвская гимназия»
Орехово-Зуевский г.о.
Исследовательский проект на тему:
«Дорог на свете много, железная одна...».
Направление: Техника, технологии и техническое творчество
Работу выполнил Андреев Станислав,
обучающийся 3а класса.
Руководитель Чумагина А.Д.,
учитель начальных классов.
2020 год
Содержание:
1. Введение. 2
1.1 Радуга в представлении древних людей. 3
1.2 Определение явления в разных религиях. 4
1.3 Народные приметы и поверья. 5
2. Основная часть. 6
2.1 Причина явления. 6
2.2 Какие бывают радуги. 7
2.3 Первые объяснения и открытия. 9
3. Укрощение радуги. 11
Используемая литература. 12
Приложение. 13
Введение
Многие люди, отправляясь в дорогу, предпочитают поезд. Наша семья в этом числе. Ведь поезд - это удобное и достаточно быстрое средство передвижения. Конечно, поезда не могут двигаться со скоростью самолёта, зато они доставляют людей прямо в нужный им пункт и почти не зависят от капризов погоды.
Каждый день я вижу и слышу поезда, потому что из окна моей комнаты видно железную дорогу, по которой постоянно двигаются эти «железные создания». Мне всегда было интересно все, что связано с железной дорогой. Я стал задумываться, а когда появилась первая железная дорога и первый поезд? Кто ее построил и где? Как появилась железная дорога до нашего города? Какие современные поезда существуют?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили найти и изучить информацию, связанную с железной дорогой.
Свой проект мы назвали: «Дорог на свете много, железная одна...»
Объект изучения: железная дорога и поезда
Цель исследования: выяснить, какое место в жизни человека занимает железнодорожная дорога
Задачи:
Узнать, когда и где появилась первая железная дорога
Познакомиться с первым в мире поездом
Какие бывают поезда
Железная дорога в нашем городе
Изучить особенности современного железнодорожного транспорта
Найти информацию о станции Дулево в нашем городе
Работа над проектом включала следующие виды деятельности:
Подбор и изучение литературы по данной теме
Посещение переезда и знакомство со спецификой работы шлагбаума
Проведение опроса «Пользовались ли вы когда-нибудь железнодорожным транспортом?»
Анализ полученной информации
Создание макета
Железнодорожный транспорт — это транспорт, осуществляющий движение по рельсовым путям и перевозящий пассажиров и грузы. Из года в год растёт поток поездов на железной дороге.
Поездом называется несколько сцепленных между собой вагонов, которые движутся благодаря локомотиву и моторным вагонам. Моторным называется вагон, на котором имеется двигатель, — электрический, дизельный или паровая машина.
Хотя традиционно слово «поезд» и связывают с железнодорожным транспортом, появилось оно значительно раньше первых паровозов.
Первые прообразы древнейших поездов появились еще в конце 15-го века и не имели совершенно никакого отношения к железнодорожному транспорту. В те времена под словом «поезд» понимался просто ряд сцепленных между собой повозок, которых двигала одна тягловая сила, – это могла быть лошадь, или вол, или еще какой-то представитель большого (и иногда рогатого) скота.
Новое значение это слово приобрело уже в конце 17-го века, именно в это время появились первые вагонетки, которые представляли собой открытый маленький вагон, предназначенный для перевозки различных грузов. В качестве тягловой силы использовались лошади. Вагонетки двигались по специальной деревянной дороге, фактически это был прообраз первой железной дороги. Времена шли вперед и прогресс не стоял на месте, железные дороги улучшались, и вот уже в 1804 году английский изобретатель и инженер Ричард Тревитик конструирует первый в мире поезд (уже в его современном понимании) и локомотив («локомотив» означает – сдвигать с места). Кони с облегчением вздохнули.
К первому поезду прицепили только один пассажирский вагон и пустили его по кругу для развлечения благородной лондонской публики.
Однако наиболее известен паровоз, который создал в 1814 году Джордж Стефенсон. Первая паровая машина, двигающаяся по рельсам, – по-русски паровоз. Колеса вращались от поршней, поршни двигались при помощи пара, пар получался в котле от кипения воды, нагревание воды шло от топки, в которой горел уголь. На его основе создавались впоследствии все паровозы.
Изобретение поездов в первой половине 19 века во многом изменило жизнь людей. Человек с древних времен задумывался о том, как сделать дорогу гладкой, а путешествие – приятным. Так появились рельсы. Сперва они были деревянными и использовались в строительстве и на шахтах. Позже стали использовать металлические рельсы.
Железнодорожные пути, по которым сначала ходили паровозы, а затем дизельные и электропоезда, связали между собой крупные города и небольшие населенные пункты. Появилась возможность путешествовать в совершенно других условиях — быстро и с комфортом.
А как это было?
Когда-то близ английского города Дарлингтон находилось много шахт. Из них уголь перевозили сначала в американский Стоктон, а затем — в средиземноморские порты. Только представьте, сколько требовалось времени, чтобы доставить уголь из одной страны в другую на повозках, запряженных лошадьми. Поэтому и возникла идея построить железную дорогу, которая соединяла два города. Руководил строительством Джордж Стефенсон (изобретатель и инженер).
Первая в мире железная дорога для общественного пользования была открыта в 1825 году. Первым составом на дороге стал пассажирский поезд, перевёзший около 600 пассажиров. Первые 19 км пути были преодолены им за два часа. Самыми первыми пассажирскими вагонами стали переоборудованные вагонетки для перевозки угля.
Как-то раз в гостях у Стефенсона побывал наследник Российского престола царевич Николай Павлович Романов. Паровая машина поразила молодого человека своими возможностями. Николай Павлович твёрдо решил добиваться строительства железных дорог на Родине.
Первые железные дороги в России строились для транспортного обслуживания промышленных предприятий. Во второй половине 17 века для перевозки сырья на рудничных карьерах сооружались лежневые дороги, по которым ходили деревянные вагонетки.
Известно, что уже в 18 веке в России для движения вагонеток на заводских путях применялась механическая тяга, хотя в основном их перемещение производилось вручную или конной тягой.
Первой железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км, соединявшая Петербург с Царским Селом и Павловском.
Поражение в Крымской войне заставило правительство по - другому взглянуть на роль железных дорог. Стало ясно, что мало одной - двух дорог, необходима целая сеть железнодорожных магистралей. Можно сказать, что в России начался железнодорожный бум.
Паровозы постепенно были заменены на более современные локомотивы – тепловозы и электровозы. Тяжёлый труд кочегаров остался в прошлом. Пассажирам поездов стало удобно: перестало пахнуть паровозной гарью, скорость движения увеличилась.
В тепловозах применяются двигатели внутреннего сгорания. Электровозы движутся при помощи электродвигателей. Для них необходимы электропровода, висящие высоко над железнодорожными путями.
Во время Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.
Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.
В середине 20 века интенсивность железнодорожных перевозок резко сократилась из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок.
С начала 21 века РЖД постепенно выходит из кризиса, строятся новые магистрали, открывается скоростное сообщение. За последние 40 лет спрос на высокоскоростные железнодорожные сообщения значительно вырос.
Сейчас РЖД - это крупнейшая компания. Общая длина железнодорожных линий, принадлежащих РЖД, оставляет 85,2 тыс. км. Скоростные поезда — гордость РЖД - «Сапсан», «Невский экспресс», «Буревестник», «Ласточка», «Аллегро».
Высокоскоростные поезда превосходят другие виды транспорта по длительности поездок, уровню комфорта и безопасности.
Разновидности поездов: пассажирские, грузовые, хозяйственные, воинские, санитарные.
Поезда, которые перевозят людей, называются пассажирскими. Они состоят из локомотива и пассажирских вагонов. В этих поездах бывают вагон-ресторан, почтовый и багажный вагоны. Вагоны идут в определенном порядке: почтовый и багажный в самом начале (в голове), в середине вагон-ресторан, вагон с радиоузлом, купейные и повышенной комфортности. Пассажирские места тоже имеют нумерацию. Нижние - нечетные, верхние — четные. В каждом вагоне есть купе для проводников. Начальник всех проводников — бригадир, который подчиняется начальнику поезда. Сегодня для пассажиров созданы все условия: удобные и мягкие сиденья, кондиционер, а в некоторых и телевизор и интернет.
Грузовые поезда (их еще называют товарняки) предназначены для перевоза грузов, стройматериалов, автомобилей, животных, нефти и многого другого. Локомотив тянет грузовые вагоны, общей массой несколько тысяч тонн.
К хозяйственным поездам относятся восстановительные, снегоочистители, пожарные, противопаводковые, диспетчерские, толкачи.
А воинские поезда предназначены для перемещения войск, военной техники и других воинских грузов.
До сих пор грузовые и пассажирские поезда, в основном, приводят в движение дизельное топливо и электричество. Однако изобретатели работали над созданием и другого способа движения. Результатом их работы стали маглевы, или поезда на магнитных подушках. Такое транспортное средство движется за счет силы магнитного поля. Причем оно не соприкасается с железнодорожным полотном, а «парит» над ним, т.е. левитирует.
У поездов есть свой дом, он называется депо. Здесь производится осмотр поездов. Если что-то неисправно, то проводятся ремонтные работы. В вагонах наводят порядок, чистят, моют, заносят новое постельное белье. Существуют электродепо, локомотивное и вагонное депо.
Ну и какая железная дорога без железнодорожного переезда?
Железнодорожный переезд — место пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги. Железнодорожный переезд — объект повышенной опасности, поэтому для предупреждения несчастных случаев переезды оборудуются светофорами, шлагбаумами и звуковыми сигналами, а также УЗП (устройство заграждения переезда) — металлическими плитами, которые поднимаются, заграждая проезд.
Перед любым переездом на определённом расстоянии устанавливаются дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
А что же интересного мы можем узнать о железной дороге в нашем городе.
Дулёво — станция Московской железной дороги, относится к Большому кольцу МЖД, расположена в городе Ликино-Дулёво Московской области. Здесь проходят только товарные поезда. Раньше ходили и пассажирские, но сейчас их нет тут.
Через станцию ежедневно проходит 5 пар электропоездов Александров-Куровская и очень много товарных поездов. Прямого ж/д сообщения с Москвой нет.
А где же была стара станция? Мне это стало очень интересно, поэтому мы стали искать какую-нибудь информацию. И вот что мы узнали.
История нынешнего БМО началась в 1870 году, с постройки линии Воскресенск - Егорьевск. В 1897 году её решили продлить до Орехово, сделав выход на Московско-Нижегородскую железную дорогу. Новая линия вступила в строй в 1899 году, получив название Ореховский подъездной путь. Путь шел вдоль Красочного завода. На старой станции было мало путей. Находилась в районе Ликино, недалеко от поворота на Губино. Старая станция была закрыта в 1965 году, в связи с изменением её трассировки в районе города Ликино-Дулёво.
В настоящее время действует новая станция в 1 км от разрушенной старой (раньше ж/д пути проходили с другой стороны города). На станции 2 низкие платформы (всего путей 8), здание станции, касса и зал ожидания не работают. На электричках от станции Дулево можно добраться до Куровского, Орехово-Зуево, Александрова.
Интересные факты
1.Самый быстрый поезд в мире — японский «Синкансен», который развивает до 580 км/ч. Эти поезда еще называют «пулями».
2. Самый длинный поезд появился в Австралии. Он перевозил железную руду. Состав из 682 вагонов и 8 тепловозов. Длина поезда — 7350метров.
А в России самый длинный состав перевозил уголь из Кузбасса. Он состоял из 439 вагонов.
3. Самый длинный пассажирский поезд — Бельгийский. 70 вагонов и общая длина — 1730 метров.
4. Поезд, двигающийся по одному рельсу, называется монорельс. Некоторые монорельсы устроены так, что поезд идет не по рельсу, а под ним. Такая конструкция называется подвесным монорельсом.
5. Самая высокогорная железная дорога расположена в Южной Америке в Андах. Одна ее ветка поднимается на высоту 4800 метров. Подъем настолько крут, что вагоны снабжают специальными баллонами с кислородом на случай, если кому-то из пассажиров станет трудно дышать на такой высоте.
6. Некоторые железнодорожные пути проложены в тоннелях, прорытых под морским дном. Самая длинная подводная железная дорога проходит в тоннеле под проливом Ла-Манш на глубине 40 метров и соединяет Англию и Францию. Длина 50 километров. Состоит из трех тоннелей. По двум ходят поезда, а посередине — служебный (для ремонта и обслуживания)
7. Самая длинная железная дорога в мире — Транссибирская магистраль. Она протянулась через всю Россию н а9288 километров — от Москвы до Владивостока. Магистраль проложена по труднопроходимым местам — высокогорьям, болотам, заснеженным равнинам. На самом быстром поезде по ней можно доехать от Москвы до Владивостока за 6 суток.
Исследовательская работа
Проведя опрос среди одноклассников, родственников и просто знакомых, мы пришли к выводу, что из ___ человек только ___ ни разу не пользовались железнодорожным транспортом.
Многие считают, что лучше путешествовать поездом, потому что можно есть за столом, в таком поезде удобно спать, а самое главное - под стук колес.
Со своей мамой и братом мы сходили на экскурсию к железнодорожному переезду в Дулево, там я узнал, как работает шлагбаум. Видел, как работает техника, когда приближается поезд. Работник переезда мне рассказала и показала, что нужно делать, если едет поезд. Я узнал, что это очень интересная и ответственная работа, потому что от нее зависит безопасность людей.
Изучив материалы, мы узнали историю железной дороги у нас в городе. Оказалось, что у нас в городе пути проходили в другом месте. И раньше старая ж/д станция находилась совсем не в этой стороне.
Во время работы над проектом, у меня появилась идея сделать макет нашей станции Дулево в будущем, с новым современным действующим вокзалом и скоростными поездами.
Заключение
В процессе создания проекта мы изучили и проанализировали справочную, научную литературу по теме, поработали с энциклопедиями,
использовали Интернет - ресурсы. Побеседовали с работниками железнодорожного переезда и станции, которые рассказали нам много интересного о железной дороге. Мы систематизировали и обобщили собранный материал, сделали выводы.
Мы поняли, что с развитием науки железная дорога усовершенствовалась. Были сначала деревянные рельсы, с появлением стали они стали стальными. Железная дорога строилась постепенно. Чтобы построить самую длинную дорогу в мире, понадобилось много лет и много изобретателей трудилось над ее улучшением.
Мы выяснили, что железнодорожный транспорт – один из видов транспорта общего пользования. Он эффективен для перевозки грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров – на линиях пригородного сообщения и на дальние расстояния. Кроме того, для многих миллионов пассажиров железные дороги страны – это недорогие, безопасные и не зависящие от погоды поездки.
Считаем, что поставленные нами задачи выполнены и цель работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец
Александр Робека
2. Большая энциклопедия. Транспорт
Андрей Мерников
3. Большая книга транспорта для мальчиков
Вячеслав Ликсо
4. Зачем поезду рельсы?
Владимир Малов
5. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации