СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект на тему:"Плавание и его влияние на организм человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект на тему: "Плавание и его влияние на организм человека"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект на тему:"Плавание и его влияние на организм человека"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»













Школьный конкурс исследовательских работ

дошкольников и младших школьников

«Я- исследователь»



Номинация:

физическая культура





Тема: «Плавание и его влияние на организм человека»













Автор:

Пушкарева Виктория,

3А класс

МБОУ «СОШ №5»

Руководитель:

Карасева Валерия Сергеевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №5»









План работы

Введение……………………………………………………………………………..3

План исследования………………………………………………………………….4

I. Теоретическая часть……………………………………………………………....5

  1. История возникновения и развития плавания ………………………………...5

  2. Развитие плавания в России…………………………………………………….6

  3. Способы плавания………….…………………………………………………....7

  4. Основные стили плавания…………………..…………………………………..8

  5. Основные правила плавания……………………………………………………9

  6. Значение плавания в жизни человека…………………………………………10

II. Практическая часть……………………………………………………………..11

  1. Социологическое исследование……………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………………12

Список используемых источников………………………………………………..13





































Введение







Здоровье – главная ценность человека. Его невозможно купить. Мы, получая его при рождении, можем лишь беречь и укреплять или наносить непоправимый вред. Жизненный опыт показывает, что обычно заботиться о своем здоровье люди начинают лишь после того, как недуг даст о себе знать. А ведь можно предотвратить эти заболевания, нужно только вести здоровый образ жизни. В последнее время и государство, и общественные организации проводят множество мероприятий, направленных на оздоровление нации. Но здоровье человека зависит не только от лечебно-профилактических мероприятий, но и от него самого. Не случайно все больше людей посвящают свой досуг занятиям спортом. Моим любимым видом спорта является плавание. Я и моя семья очень любим плавание. Каждое лето мы ездим на море, где с удовольствием купаемся. В своей работе я хочу рассказать о плавание, его разновидностях и, самое главное, чем оно полезно для здоровья.

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Среди других массовых видов спорта, плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды.

Цель: Изучение влияния плавания на здоровье и развитие человека

Задачи проекта:

  • изучить историю возникновения плавания;

  • определить как влияет этот вид спорта на здоровье человека;

  • обобщить информацию, собранную в процессе поисковой, исследовательской работы.



Объект исследования: спортивная деятельность.

Предмет исследования: плавание

Методы исследования: анкетный опрос, беседы, сравнительный анализ.

Гипотеза: регулярные занятия плаванием приносят огромную пользу для укрепления здоровья.













План исследования







I.Организационно- подготовительный этап:

1. Определение темы и выдвижение гипотезы.

2. Составление плана действий.

3. Обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме.

II. Исследовательский этап:

1.Проанализировать уровень знаний обучающихся класса о плавание.

2.Провести опрос.

III. Заключительный этап:

1.Оформление результатов.

2.Защита проекта.































































I. Теоретическая часть

1. История возникновения и развития плавания







Плавание известно человеку с древнейших времен. Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Водоёмы, около которых поселялись люди, были нужны им не только как источник необходимой для жизни воды, но и как место добывания пищи, и как преграда, защищавшая от неожиданных нападений, и как удобный путь сообщения и торговли. К сожалению, невозможно установить точно, какие способы плавания и ныряния применяли первобытные люди. Целый ряд древних изображений свидетельствует о применении плавания в трудовой деятельности. Ещё на заре человечества люди знали о целебных свойствах воды, мистически их осмысливая. Они верили, что омовение защищает от нечистой силы, происки которой вызывают болезни. Тогда все религии предписывали необходимость очищения тела путём совершения омовения.

Многие народы с древних времён использовали купание в гигиенических и закаливающих целях.

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек - Нила, Тигра и Евфрата,  Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга - зародилась человеческая цивилизация. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому еще в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха. Культ воды существовал практически у всех народов с самых древних времен.  Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон. Много позднее (III в. До н.э.), у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном.

О том, что древние греки придавали большое значение умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: "Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу?" В Афинах человека, не умеющего плавать, считали ущербным. Крайнюю степень человеческого бескультурья выражала поговорка "Он не умеет ни плавать, ни читать».

Первые соревнования по плаванию носили ярко выраженный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновременно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыбу руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в подарок шелковую рыбацкую сеть.

Учёные выяснили, что ещё в древности зародилось плавание. Как вид спорта или как необходимость — неизвестно. Были найдены рисунки на стенах пещер, которые относятся предположительно к 5000 лет до н. э. Древние люди заметили, что многие животные способны передвигаться по воде, и переняли эту способность. Как нетрудно догадаться, первым стилем стал способ плавания «по-собачьи». Он просуществовал довольно долгое время, пока его не сменил брасс. И тот стал основой для всех последующих нововведений. В древних цивилизациях плавание начало приобретать особую популярность. Первое письменное упоминание относится к 2000 году до н. э. Также известно, что в Древнем Риме плавание стало основой подготовки спортсменов, в том числе тех, кто участвовал в Олимпийских играх. А вот история плавания как вида спорта берёт своё начало с рубежа XV-XVI веков. Именно тогда стали проводиться первые соревнования.

Как самостоятельный вид спорта плавание появилось только в середине XIX в. До этого бассейны строили исключительно для обучения плаванию военных офицеров.

1890 г. впервые проходит первенство Европы по плаванию, в 1896 г. его включают в программу первых современных Олимпийских игр.


2. Развитие плавания в России

Плавание в России в древности развивалось в основном как прикладной вид, и только в конце 19 начале 20 века оно становится отдельным видом спорта. В середине XVII века в русских войсках вводится обучение плаванию. Петр I включает его в программу подготовки офицеров армии и флота. В XVIII веке в России начинает утверждаться мысль о важности и полезности плавания как гигиенического упражнения и как прикладного навыка.  По справедливости надлежало бы каждому молодому человеку учиться плавать, во многих случаях от умения плавать зависит спасение жизни.  А. В. Суворов учил солдат плавать, переправляться через реки вброд и вплавь.

В конце XIX века в России начинается строительство крытых бассейнов для плавания. В 1891г. открывается бассейн в Москве при Центральных банях. Сооружаются бассейны при военно-учебных заведениях: в 1-м и 2-м Военно-морском кадетском корпусе, в Пажеском корпусе в Петербурге, в Киевском кадетском корпусе и др. Но это были малогабаритные бассейны (длиной от 10 до 15-16м.), пригодные лишь для начального обучения плаванию.

Особую популярность плавание приобрело в конце 19 века. В 1890 было проведено первое первенство Европы по плаванию. В 1894 году соревнования по плаванию были включены в программу современных Олимпийских игр, что оказало большое влияние на развитие всех видов плавания.


  1. Способы плавания

Пловцы постоянно ищут новые виды и способы плавания, которые давали бы наилучшие результаты. Тренеры пытаются изобрести новые методы проведения тренировок, чтобы усовершенствовать технику плавания.

Классификация видов плавания:

  1. Спортивное плавание (различные виды дисциплин, предполагающие прохождение определенной дистанции на открытой воде или в бассейне за минимальный отрезок времени.)

  1. Прикладное плавание (преодоление множества преград в воде, подразумевающее, например, спасение людей).

  1. Синхронное плавание (парное или командное выполнение сложных технических элементов в искусственном водоеме).

  1. Игровое плавание(многообразие развлекательных и соревновательных мероприятий, которые проводятся исключительно в воде).

  1. Оздоровительное плавание (комплекс лечебных, закаливающих или профилактических процедур, призванных тонизировать организм пловца).

  1. Подводное плавание (погружение вглубь водоемов – с аквалангом, дайвинг, охота и прочие варианты).


  1. Прыжки в воду (с трамплины или с вышки; парные или одиночные).


4. Основные стили плавания

1.Брасс (симметричные движения рук от груди, при этом ногами совершаются толчковые движения; другими словами, такую технику в народе называют «по-лягушачьи»). Старинный способ плавания, который был известен еще в начале XIV в.



2.Кроль (руками попеременно выполняются гребки, а ноги выполняют функцию «ножниц», работая словно мотор), самый быстрый способ плавания.

3.Кроль на спине – стиль плавания, который визуально очень похож на обычный кроль. Спортсмен также совершает попеременные гребки руками с попеременными поднятием и опусканием ног, но плывет на спине и совершает пронос прямой над водой.

4.Баттерфляй– один из наиболее технически сложных и утомительных видов плавания. При передвижении баттерфляем спортсмен совершает широкий и мощный гребок, приподнимающий тело пловца над водой, а ноги и таз совершают волнообразные движения. Считается вторым по скорости после кроля.

5. Стиль «дельфин» — скоростной вариант баттерфляя. Свое название он получил потому, что движения напоминают манеру плавания дельфина. Спортсмены, которые плавают этим стилем, бьют по воде соединенными ногами, сгибая и разгибая их в коленях, а руки движутся так же как и при стиле баттерфляй.

6. Вольный стиль (в этом виде объединены все перечисленные методы; при прохождении дистанции пловец самостоятельно выбирает удобный для него способ перемещения в воде).


  1. Основные правила плавания

Плавать следует с пустым желудком. Вода оказывает сильное давление на всю брюшную полость. Во избежание проблем, за 2 часа до занятий лучше не есть. Через час после тренировки можно слегка перекусить (фрукты, йогурт). Лучшее время для нагрузки период между 16 - 19 часами.

1.Плавать следует в купальном костюме, плотно прилегающему к телу.

2. Резиновая шапочка на голове надевается для защиты корней волос от расшатывания потоками воды. Поэтому волосы нужно тщательно прятать.

3.В бассейне может подстерегать такая неприятность, как грибок. Поэтому ни в коем случае не следует ходить босиком по бассейну, душевой, сауне. Специалисты советуют смазывать стопы ног противогрибковым кремом.

4.Прежде чем нырять в бассейн, нужно принять теплый душ. Он заменит легкую разминку перед плаванием, под кожей, на которую начинает воздействовать горячая вода из душа, активизирует кровообращение, мышцы разогреваются. Если сразу прыгнуть в воду без разминки, существует великая вероятность того, что могут сводить мышцы голени, это не только больно, но и опасно.

5.Для похудения и укрепления мышц, тренироваться следует регулярно, не менее 3 раз в неделю. Плавать нужно без остановки 40 минут.

Каждый стиль плавания дает хорошую нагрузку на мышцы. Чемпионом по энергозатратам является кроль. Брасс немного отстает, зато отлично тренирует дыхательную систему. Есть секрет: ПЛАВАНИЕ ПРИНЕСЕТ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ НЕГО. Регулярно плавающий человек защищает себя от всех болезней.







  1. Значение плавания в жизни человека

По данной теме я изучила литературу, используя интернет-ресурсы, просмотрела документальные фильмы о плавании. Я увидела, как даже люди, с ограниченными возможностями здоровья, достойно выступают. Люди, имеющие серьёзные заболевания, плавают и не имеют противопоказаний. Плавают те, кто хочет сбросить вес и те, кто просто получает удовольствие от плавания. Я увидела, что плавание благотворно влияет на организм человека и закаливает его психологически.

Так, что же значит, плавание в жизни человека и как оно влияет на его организм? “Он не умеет ни читать, ни плавать”, — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.

Из литературы, а также из личных наблюдений стало ясно, что плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем людям любого возраста.

Плавание оказывает своеобразное, присущее только этому виду спорта, влияние на организм человека. Чтобы удержаться на поверхности воды и преодолеть вплавь некоторое расстояние, приходится выполнять специфические движения, подобных которым нет ни в каком другом виде спорта. Вода обладает высокой теплопроводностью (в 30 раз больше воздуха), что требует от организма повышенных затрат энергии при выполнении даже легких физических нагрузок. Поэтому плавание, безусловно, является одним из самых эффективных в оздоровительном отношении видов спорта, мощным средством предупреждения и даже исправления начинающихся нарушений телосложения.




















II. Практическая часть





АНКЕТИРОВАНИЕ

 В практической части нашего исследования мы провели опрос 23 обучающихся 3 «А» класса и попыталась выяснить ответы на следующие вопросы:

  1. Умеете ли вы плавать?

  2. Посещаете ли вы бассейн?

  3. Плаваете ли вы в открытых водоемах (озеро, пруд, река, море)

  4. Часто ли вы болеете?



Обработав собранные анкеты, мы получили следующий результат:

  1. 16 человек умеют плавать, а 7 человек не умеют.

  2. 17 человек не посещают бассейны, а всего 6 человек посещают.

  3. 18 человек плавают в открытых водоёмах, а 5 человек нет.

  4. 17 человек ответили, что болеют не часто, а 6 человек болеют довольно часто.

ВЫВОД: большинство обучающихся активно занимаются плаванием и болеют намного реже других.








Заключение




В старину говорили, что вода лечит все болезни. Занятия плаванием укрепляют все мышцы, когда человек плывет, у него поочередно работает та или иная группа мускул, поэтому их укрепление происходит постоянно. Преимущество этого вида спорта еще и в том, что им можно заниматься в любое время года: в холодное время — в бассейне, а летом — в подходящем водоеме.

Начинать занятия плаванием лучше всего в самом юном возрасте, так как детям легче преодолевать сопротивление воды, а их суставы очень подвижны. Природа наделила детей всем, чтобы научиться прекрасно держаться на воде, но, для того чтобы быть настоящим пловцом-профессионалом, потребуются немалый труд и упорные тренировки.

Ведь именно плавание придает силы и здоровье, помогает правильно дышать, а самое главное дисциплинирует и делает сильнее.



































Список используемых источников







  1. Белиц - Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.

  2. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

  3. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160с.

  4. Викулов А.Д. Плавание: Учебное пособие для студентов высших учебшых заведений. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368с.

  5. Иванченко Е.И. Наука о спортивном плавании. - Мн.: МПП Госэкономплана РБ, 1993. - 168 с. Каптелин А.Ф. Плавание в лечебных целях //Здоровье. - 1980. - № 7. - С. 26-27. Интернет-ресурсы по теме «Плавание».

  6. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.

  7. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.

  8. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.

Интернет источники:

1) Ситников М, Самоучитель по плаванию: http://bookscafe.net/read/sitnikov_m-samouchitel_plavaniyu-253549.html#p1

2) Плавание: 100 лучших упражнений (Блайт Люсеро) (пер. с анг. Т. Платоновой) М.: Эксмо, 2011. – 280 с. : http://swimschool.by/data/documents/Lyusero-Blayt-Plavanie.-100-luchshih-uprazhneniy.2011.pdf

3) Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с,: https://studfiles.net/preview/6320174/













Бийск

2025