СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Откуда есть пошла грамота на Руси"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащийся изучает историю появления письменности на Руси.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Откуда есть пошла грамота на Руси"»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Администрации Артинского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №6»






«Откуда есть пошла грамота на Руси»

исследовательский проект






Исполнитель:

Русинов Дмитрий Сергеевич,

обучающийся 9 «А» класса

Руководитель: Андреевских Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы, I к.к.








Арти

2020

Оглавление


Введение 3

Основная часть

2.1. История человеческой письменности 5

2.2. Создание алфавита славяно-русской системы 8

2.3. Кто они – создатели славянской письменности –

Кирилл и Мефодий? 12

2.4. Кириллица и Глаголица – две славянские азбуки 14

2.5. Есть мнение … 17

Заключение 19

Список терминов, используемых в работе 21

Список источников 22





Введение


Русскому языку в том виде, к которому мы привыкли, всего чуть более 300 лет. Для языка это «детский» возраст, но у него, как и у каждого из нас, есть своя родословная, которая своими корнями уходит глубоко в историю и насчитывает более тысячи лет. А знаем ли мы эту родословную языка? Понимаем ли откуда и как появилась грамота у нашего народа? Как появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? Данные вопросы стали проблемой нашего исследования.

Некоторые могут возразить, что тема возникновения славянской письменности в современном мире неактуальна, что она изучена настолько, что в ней уже не осталось «белых пятен». Вероятно, это так. Но для меня и моих сверстников эта тема актуальна, потому что, как показывает практика, мы знаем о появлении русской грамоты не так уж и много. Большинство наших знаний связано с современным языком, а не с его историей. А знать историю, в том числе историю языка, очень важно, ведь это наши корни. В совей работе я хочу показать насколько важным, судьбоносным было создание своей азбуки для славянских народов; рассказать, как развивалось славянское письмо.

Объектом исследования является русская письменность. Предмет исследования – история возникновения и развития письменности на Руси.

Целью нашей работы является изучение истории возникновения письменности на Руси. 

Приступая к работе, мы определили для себя ряд задач:

  • Изучить историю человеческой письменности.

  • Выяснить, как происходило становление и совершенствование алфавита славяно-русской системы.

  • Познакомиться с биографией создателей славянской письменности - Кирилла и Мефодия.

  • Выяснить, почему существует две славянские азбуки - Кириллица и Глаголица.

  • Рассмотреть альтернативные точки зрения по вопросу возникновения славянской письменности.

Приступая к исследованию мы выдвинули гипотезу: история возникновения русской письменности интересна и противоречива.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы и других источников информации;

  • обобщение и систематизация сведений.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что я изучил и описал историю появления и развития письменности на Руси. Практическая значимость в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов и русского языка на уроках для расширения кругозора обучающихся об истории родного языка или на внеклассных занятиях по изучению славянской письменности.

Этапы работы над проектом

Этапы

Задачи. Содержание работы.

1. Подготовительный

определение темы

2. Планирование

а) анализ проблемы;

б) определение источников;

в) определение формы проекта;

г) знакомство с критериями оценки;

3. Исследование

а) изучение, уточнение, отбор информации;

б) поиск альтернатив;

в) выбор оптимального варианта решения проблемы

4.Выполнение

а) реализация намеченного;

б) подготовка выступления

5.Оценка результатов (рефлексия)

а) анализ выполнения проекта;

б) причины успехов и неудач

6.Защита проекта (предоставление отчёта)

а) объяснение результатов;

б) публичное выступление



2.Основная часть


2.1.История человеческой письменности


Прежде, чем говорить о возникновении грамоты на Руси, думаю, нужно обратить внимание на то, ка проходило становление и развитие письменности в человеческом обществе.

Появление письменности стало одним из самых важных открытий в истории человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Как же произошло изобретение буквы? Что об этом известно людям?

Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми, и служит для передачи мысли на расстоянии и закрепления её во времени. Письменность является частью общей культуры данного народа, а значит и частью мировой культуры. История мировой письменности знает следующие основные виды письма:

  • пиктографическое,

  • идеографическое,

  • слоговое,

  • буквенно-звуковое.

Пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей.



Идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое").

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы прийти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

Буквенно-звуковое (фонематическое) письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьироваться. Наше письмо не может передать все звуковые нюансы языка и призвано лишь дифференцировать (различать) слова.

Буквенно-звуковая система письма – основа письма многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов.

Знаки алфавита графически отличаются друг от друга и в своём простейшем начертании представляют графемы (неизменная форма букв, входящих в алфавит, без учёта стилевых, гарнитурных и прочих формообразований).

Графематический состав алфавита складывался в течение многих веков на основе требований того или иного языка, требований удобства написания и чтения.

Первый буквенный алфавит появился около 16 в. до нашей эры. Известно, что Семитские племена, жившие на Синайском полуострове, переняли из египетского письма целый ряд знаков-идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Так возникло первоначальное буквенное письмо.

Финикийцы, восприняв и усовершенствовав его, в свою очередь послужили посредниками в движении буквенно-звукового письма с Юго-Восточного Средиземноморья к грекам.


Древнейшие греческие буквы появились в 8 в. до нашей эры, но только к 4 в. до нашей эры обрели относительную завершенность, графическую простоту и ясность.

В 3 в. до нашей эры существует и латинский алфавит. Латиняне (жители Рима и его окрестностей, отсюда и название – латинский) заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого. На рубеже новой эры письмо располагалось между двумя линейками, было сплошным, отсутствовали интервалы между словами, геометричность форм букв затрудняла написание.


2.2.Создание алфавита славяно-русской системы


Примерно 1,5 тысячи лет назад славянские племена стали образовывать государства. Восточные славяне, говорившие на восточнославянском языке, образовали государство Киевскую Русь. Поэтому этот язык и называют еще древнерусским. Восточнославянский (древнерусский) язык, когда в XII–XIII вв. распалась Киевская Русь, дал начало трем языкам-братьям: русскому, украинскому и белорусскому.

Сейчас и русский, и другие славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далекие времена, более тысячи лет назад, этого не было. Славянские народы не имели своей письменности. В 863 году моравский князь Ростислав – глава одного из славянских государств, занимавшего территорию современной Чехии, обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой помочь ему организовать богослужение на праславянском языке. Такой переход требовал создания славянской письменности, письменного литературного славянского языка.

В ответ на просьбу Ростислава Византия посылает к нему так назы­ваемую Моравскую миссию, во главе которой стояли два брата из знат­ной греческой семьи: Мефодий и Константин (после принятия мона­шества — Кирилл).

Славян­скую азбуку Константин с помо­щью Мефодия создает еще до отъ­езда в Моравию. Византийский це­зарь, увидев сделанное, отправил Константина, прозванного за свою мудрость Философом, в Моравию с этим даром, «что ценнее и боль­ше всего серебра и золота, и драго­ценных камней, и всего преходя­щего богатства».

В Моравии Кирилл и Мефодий приступили к переводу Священно­го Писания на славянский язык. Так создавался первый письмен­ный язык славян, который сейчас большинство ученых называют старославянским.

С этого времени на Руси вплоть до XVII века сосуществовали два языка: древнерусский и старославянский. Народ на Руси говорил на светском — древнерусском языке, в церкви служба шла на старославянском языке. На нем же велось школьное обучение, писались и переводились книги.

Наряду с кириллицей существовала другая азбука – глаголическая.

На Руси глаголица продержалась недолго и была полностью вытеснена кирилловским письмом.

Из истории древнерусского шрифта выделяются основные каллиграфические варианты кириллицы:

с 11 века – уставное письмо (по древнейшим русским рукописям, дошедшим до нас);

с 14 века – полуустав, послуживший образцом для первопечатного шрифта в середине 16 века;

в начале 15 века получают распространение различные виды скорописи.

Устав – ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было.

Примером классического уставного письма является «Остромирово евангелие», написанное в 1056-1057 годах дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира. Уставное письмо довольно трудоемко для написания. Начертание букв устава требовало частой смены положения орудия письма. Буквы больше рисовались пером, чем писались.

Полуустав – разновидность каллиграфического варианта кириллического письма. Текст, выполненный полууставом, имеет более светлую общую картину. Буквы округлее и мельче, слова и предложения разделены четкими промежутками, начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Контраст штрихов меньше; перо затачивается острее. Появляется много сокращений под титлами, а также много различных надстрочных знаков, ударений (сил) и целая система знаков препинания. Письмо приобретает заметный наклон. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга. Он же послужил основой для шрифтов первопечатных книг. Первая на Руси печатная книга «Апостол» была изготовлена книгопечатником Иваном Федоровым в 1564 году.


Русская вязь – особое декоративное письмо, употреблявшееся с 15 века главным образом для выделения заглавий. Различают два вида вязи: круглую и угловатую (штамбованную). Один из основных приемов вязи – мачтовая лигатура, в которой два соседних штриха (штамба) двух букв превращались в один. Пустоты, образовавшиеся при этом, заполнялись уменьшенными овальными или миндалевидными формами букв, а так же полумачтами (полуштамбами) соседних букв. Выполненные золотом или киноварью надписи несли особую художественно-декоративную нагрузку в различных памятниках письменности.

Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись, которая быстро проникает и в книги. Скоропись 14 века очень близка к полууставу.

В 15 веке она становится более свободной, получает значительное распространение; ею пишутся различные грамоты, акты, книги. Она оказалась одним из самых подвижных видов кирилловского письма.

В 17 веке скоропись, отличаясь особой каллиграфичностью и изяществом, превратилась в самостоятельный тип письма.

В 17 веке полуустав, перейдя из церковных книг в делопроизводство, преобразуется в гражданское письмо. В это время появляются книги образцов письма – «Азбука славянского языка…» (1653г.), буквари Кариона Истомина (1694-1696 годы) с великолепными образцами букв различных стилей: от роскошных инициалов до букв простой скорописи.




2.3. Кто они - создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий?


Истоки славянской письменности восходят к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность. Это событие датируют IX веком, около 862 года.

Кирилл и Мефодий родились в состоятельной и знатной семье в городе Солуни (Греция). Мефодий был старшим братом в семье и являлся правителем в болгарском княжестве, которое в то время находилось в составе Византийской империи. Кирилл (урожденный Константин) – младший брат, который с младенчества демонстрировал высокие умственные способности.  Еще в солунской школе он начал читать книги отцов Церкви. Особенное впечатление на юного Константина произвел Григорий Богослов. Одаренного юношу заметили, и он был приглашен в Константинополь, где учился наравне с сыном императора у лучших ученых своего времени. Среди учителей Константина был знаменитый ученый Фотий, будущий Константинопольский патриарх.  Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, однако он выбрал монастырскую келью.

По окончании обучения он удалился в монастырь на гору Олимп к Мефодию, чтобы «беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями», как гласит жизнеописание. Однако затворничество Константина редко было долгим. В качестве проповедника и пропагандиста его часто отправляли в соседние государства для участия в диспутах. Путешествия подточили силы Константина. В 42 году он сильно заболел. Перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и скончался в 869 году. Смерть настигла Кирилла в Риме, где братья искали у папы Римского поддержки в деле распространения славянской письменности. Жизнеописание рассказывает, что перед смертью Кирилл сказал брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Мефодий пережил брата на 16 лет. Он перевел на славянский язык Священные книги, проповедовал православную веру, крестил славянский народ. Он подготовил около двухсот священников – славян.

«Повесть временных лет» так рассказывает о начале письменности на Руси: однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и «уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие».

Указанные события датируются 863 годом. Именно с этой датой связывают распространение письменности на Руси.

Появилась и славянская азбука. В Киеве, Новгороде, других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Появился алфавит, который получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Он был составлен на основе греческого, но изменен, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица.

Кириллу и Мефодию также удалось победить предубеждение, что только древнееврейский, греческий и латинский языки годятся для богослужения и написания церковных книг. После представления братьями нового алфавита, Папа римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

В России праздник отмечается с 1863 года, когда было принято постановление о праздновании памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). В современной России Дни памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дни славянской письменности и культуры отмечаются с 1985 года.



2.4. Кириллица и Глаголица – две славянские азбуки. Что в них общего и в чем различие?


Первое открытие, которое мы делаем, познакомившись с ранними славянскими памятниками письменности, состоит в том, что они написаны не одной, а двумя азбуками. Одна из них называется глаголицей, другая – кириллицей. Название глаголицы происходит от славянского слова глаголати – «говорить». Кириллица была названа по имени одного из братьев – составителей славянского алфавита – Кирилла.

Еще недавно считалось, что кириллица старше и это - та самая азбука, которая была создана братьями Кириллом и Мефодием. Глаголицу считали более поздней системой, возникшей как тайнопись. Однако в настоящее время в науке установилась точка зрения, что глаголица древнее кириллицы. Самая старая глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и находится в храме болгарского царя Симеона в Преславе. Есть и другие древние тексты, относящиеся к X веку, которые были написаны глаголицей. На древность глаголических надписей указывают палимпсесты – рукописи, написанные на использованном листе пергамента, с которого был соскоблен более древний текст. Есть много палимпсестов, где была соскоблена надпись глаголицей, а сверху написано кириллицей, и никогда наоборот. Кроме того, глаголические тексты написаны на более архаичном языке, чем кириллические.

Теории происхождения глаголицы

Доподлинно известно, что святым равноапостольным Кириллом была создана именно глаголица. Есть основания считать даже, что в древнем русском языке глаголицу называли «кирилловицей». Существует несколько теорий происхождения знаков глаголицы. Есть мнение, что эти буквы были созданы Кириллом на основании каких-то древних «славянских рун». Несмотря на то что ни одного серьезного свидетельства в пользу этой теории нет, она имеет своих последователей.

Полагают так же, что облик букв глаголицы совпадает с хуцури – древним грузинским церковным письмом. Если это так, то в этом нет ничего странного - известно, что Кирилл был хорошо знаком с восточными письменами.

До XIX столетия в Хорватии существовала теория, что автором глаголицы является не Кирилл, а святой Иероним – церковный писатель, создатель канонического латинского текста Библии, живший в V веке нашей эры. Возможно, теория вызвана к жизни тем, что славянское население Хорватии стремилось при помощи авторитета почитаемого святого защитить свою азбуку и свой язык от насильственной латинизации, насаждаемой Римской Католической Церковью, которая на Соборе епископов Далмации и Хорватии в 1056 году называла глаголицу «готскими письменами, придуманными неким еретиком Мефодием». В Хорватии глаголица используется в церковных книгах и по сей день.

Азбуки эти имели, в общем, один состав, тот же порядок букв, но сильно отличались начертанием букв.

Теперь рассмотрим глаголицу и кириллицу.

Глаголица


Нетрудно заметить сходство современного алфавита и кириллицы. Но некоторое время славяне использовали обе азбуки.

Глаголических памятников сохранилось значительно меньше, чем кириллических, и последняя дошедшая до нас на глаголице относится к 1576 году. Кириллица же легла в основу русского, болгарского письма и письма многих других народов.


2.5. Есть мнение…


Как и когда появилась письменность на Руси?

Если следовать общепринятой версии, письменность у восточных славян появилась только в 9-10 веках. Якобы никакой письменности в Киевской Руси до 9-10 веков не было и не могло быть. Но этот ошибочный и тупиковый вывод опровергали много раз.

Если мы изучим историю других стран, мы увидим, что в то время как появлялась какая-либо государственная система, обязательно была своя письменность. Если есть государство, но при этом нет письменности, то это усложняет, конечно же, все процессы, происходящие в нем. Как могут в государстве происходить какие-либо процессы без письменности? Вам не кажется это странно? Поэтому мнение, что Кирилл и Мефодий, являются основателями нашей письменности, возможно, ошибочно, доказательства этому имеются.

В 9-10 веках Киевская Русь уже являлась государством. К этому времени образовалось много больших, по тем временам, городов, огромных центров торговли, в том числе со многими другими странами. В этих городах жили большое количество разных ремесленников (кузнецов, резчиков по дереву, гончаров, ювелиров), эти мастера изготавливали изделия из металла, глины, дерева и драгоценных металлов на очень высоком уровне, которые вполне могли соперничать с изделиями мастеров из других стран. В крупных городах был представлен широкий выбор всевозможных товаров из других стран. А, значит, внешняя торговля была на высоком уровне. При наличии развитой торговли как заключались договоры? Это все доказывает, что появление письменности на Руси произошло еще до появления Кирилла и Мефодия.

Тут также стоит вспомнить Ломоносова, который писал, что славяне имели письменность еще задолго до новой веры. В своих доказательствах он ссылался на древние источники, в том числе на Нестора Летописца.

Имеются письменные источники, где Екатерина Великая рассуждала о том, что древние славяне имели свою письменность еще до христианства и были обучены грамоте в городах и малых поселениях. А она имела блестящее образование для того времени.

История создания славянской письменности Кириллом и Мефодием обросла большим количеством ложных фактов, и теперь сложно разобраться, где же все-таки правда. Кто же такие были братья Кирилл и Мефодий? Сейчас их бы назвали миссионерами, которые несли в массы новую религию. Монастыри были центрами просвещения, монахи были очень образованными людьми, поэтому не удивительно утверждение, что они создали славянскую азбуку, которую мы знаем, как кириллицу.

Создание славянской письменности, кириллицы, было нужно не для того, чтобы принести в Киевскую Русь письменность (она уже была у наших предков), а для того чтобы:

  1. Перевести на понятный для славян язык все духовные писания (Евангелие, Псалтырь, текст Литургии). Что сделало их доступными для огромного числа людей. Перевести их с греческого языка на кириллицу было гораздо проще. В Европе духовные книги были написаны на латыни, поэтому это вызывало определенные трудности и непонимание в широких массах.

  2.  После ведения новой письменности церковные службы в церкви велись на славянском языке. Что дало толчок для скорейшего внедрения новой веры в народные массы.

Начало письменности Древней Руси 10 века, кириллица, помогли распространению новой религии среди славян, после этого, она стала письменностью для государства и церкви. Это конечно, по официальной версии. Ну а на самом деле внедрение христианства происходило крайне тяжело. Славяне крайне неохотно уходили от язычества. Поэтому вполне вероятно, что древнерусские книги на древнерусском языке попросту сжигались. Уничтожалось это для того, чтобы быстрее сделать славян Киевской Руси христианами.

И вполне вероятно, что древнерусская письменность, на самом деле, очень древняя. Возможно, правду об это мы когда-нибудь узнаем.



Заключение


Цель моей работы заключалась в изучении истории возникновения письменности на Руси, и, я думаю, что она достигнута.

Поставленные в начале исследования задачи решены, так как в результате анализа литературы и Интернет - источников я познакомился с историей человеческой письменности, с биографией создателей славянской письменности - Кирилла и Мефодия, выяснил этапы происхождения, становления и совершенствование алфавита славяно-русской системы, почему существуют две славянские азбуки - Кириллица и Глаголица, рассмотрел альтернативные точки зрения по вопросу возникновения славянской письменности.

Выдвинутая нами гипотеза доказана: история возникновения русской письменности интересна и противоречива. Существует много теорий возникновения русской письменности. Некоторые весьма противоречивы, а некоторые заставляют серьезно задуматься.

Выводы, к которым я пришел в ходе работы, следующие.

Появление письменности – одно из важных открытий в истории человечества, она является частью общей культуры любого народа, а значит и частью мировой культуры.

По общепринятой версии создателями славянской письменности считаются Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую азбуку кириллицу для того, чтобы переводить тексты священного писания на понятный русским язык.

Но как показывают исследования ранее кириллицы на Руси существовала другая азбука – Глаголица. Вопрос о том, какая же азбука древнее, до сих пор не имеет ответа.

Подводя итоги своего исследования, могу сказать, что заявленная проблема, действительно существует: мы плохо знаем родословную своего родного языка. Мало моих одноклассников представляют, как и когда появилась наша грамота, почему нашу азбуку называют кириллицей, потому что большее внимание мы уделяем современному языку и подготовке к экзаменам.

Для решения данной проблемы важна просветительская работа на уроках и во внеурочной деятельности: исторические пятиминутки на уроках русского языка, мини-доклады учащихся, конкурсы, классные часы, посвященные истории языка. Я попытался внести посильный вклад в решение данной проблемы, обобщив в своей работе некоторое интересные факты об истории русской письменности и создав на основе этих фактов цикл ребусов.





Список терминов, используемых в работе


Пи́сьменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и других элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.


Кири́ллица — термин, имеющий несколько значений:

  1. Старославянская (древнеболгарская) азбука: то же, что кирилли́ческий (или кири́лловский) алфави́т: один из двух (наряду с глаголицей) древних алфавитов для старославянского языка;

  2. Кириллические алфавиты: система письменности и алфавит для какого-либо иного языка, основанные на этой старославянской кириллице

  3. Уставной[1] или полууставный шрифт: шрифт, которым традиционно печатают церковные (православные) книги (в этом значении кириллица противопоставляется гражданскому или петровскому шрифту).

.



Список источников


  1. Воскобойников В.М., Лики святых. Издательство «Аквилегия-М», 2011.

  2. Воскобойников В.М., Завет Кирилла и Мефодия. М.: Просвещение, 2010.

  3. Медынцева А.А., Грамотность в Древней Руси. М.: Наука, 2000.

  4. http://ya-uznayu.ru/kultura/kak-poyavilas-pervaya-pechatnaya-kniga-na-rusi.html

  5. http://pravoslavie.dubna.ru/km/5.pdf

  6. http://slavculture.ru/pismennost/1469-drevnie-azbuki.html

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кирилл_и_Мефодий

  8. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6671.htm