СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Откуда поры в хлебе?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Откуда поры в хлебе?"»

Мой проект называется «Откуда в хлебе поры?»

Актуальность

Народная мудрость гласит – “ Хлеб всему голова”. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничний обед, ни праздничный стол. Все люди любят хлеб.

Проблема

Однажды я заметил, что в хлебобулочных изделиях есть поры (дырочки…) Мне стало интересно, что это за поры, как они называются и откуда они появляются в хлебе.

Поэтому тема моего исследования называется

Откуда в хлебе поры?»

Цель: выяснить причины появления пор в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба.

Задачи:

Изучить историю возникновения хлеба на Руси;

Рассмотреть вопрос отношения к хлебу во время блокады Ленинграда;

Собрать информацию о сортах хлеба;

Обнаружить интересные факты о хлебе;

Изучить состав хлеба;

Выяснить, всегда ли в хлебобулочных изделиях есть поры;

Узнать при каких условиях в хлебе появляются поры;

Выяснить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества пор;

Создать электронную презентацию.

Гипотеза: Во всех хлебобулочных изделиях есть поры, их может быть много или мало. Предположим, что хлеб, в котором больше пор вкуснее.

Объект исследования: поры в хлебе.

Предмет исследования: причины возникновения пор в хлебе.



История возникновения хлеба.

Учёные полагают, что 15000 лет назад человек впервые стал использовать в пищу зёрна диких злаков. Сначала люди ели эти зёрна сырыми, потом стали растирать их между камнями и добавлять воду. Самый первый хлеб был жидким мучнисто-зерновым, как каша. Нечто похожее и сегодня едят племена Азии и Африки.

Большой скачок в использовании зерна произошёл с овладением человеком огня. Он стал поджаривать зёрна, перед тем, как смешивать их с водой. Получившаяся каша была более вкусной, чем ранее. Следующий этап: выпекание на горячих камнях, костре или между каменными дисками пресных лепёшек из густой зерновой каши. Получавшиеся у наших предков подгорелые твёрдые лепёшки не очень-то были похожи на хлеб, но именно это стало началом хлебопечения. Древние египтяне совершили эпохальное открытие – разрыхление теста брожением (работа хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий).

С древних времён выпечка хлеба на Руси считалось делом ответственным и почётным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины.

Блокадный хлеб.

У войны свой хлеб. Хлеб суровый, разбавленный травами – лебедой, крапивою, картошкой, соломой, древесными опилками. Чтоб спастись от смерти, делали хлеб из того, что мало пригодно в пищу.

В сентябре 1941 года Ленинград оказался в блокаде, означавшей голод и жестокие лишения. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года хлебная норма составляла 250 грамм хлеба для рабочих и 125 грамм для остальных жителей города, что сегодня подтверждают сохранившиеся продовольственные карточки тех лет. На каждой надпись: «При утере карточка не возобновляется “. Она была дороже денег, картин великих живописцев и других шедевров искусства.





Рецепт блокадного хлеба ноября 41-го

57% - обойная мука

20 – 30% - овсяная мука

10% - подсолнечный жмых

3% - соль

2 – 3% - солод

Существует несколько сортов хлеба:

Пшеничный хлеб. Один из самых известных сортов хлеба. Используются хлебопекарная мука высшего сорта, вода, дрожжи и соль.

Ржаной или чёрный хлеб. Используются ржаная мука и специальная хлебная закваска. Дрожжи не применяют во избежание слишком пористой структуры.

Гречневый хлеб. Тесто для хлеба вымешивается из гречневой муки, пшеничной муки, дрожжей, соли и воды.

Зерновой хлеб. В тесто из муки первого сорта добавляют цельные зёрна пшеницы.

Отрубной хлеб. Содержит большое количество пищевых волокон. Выпекают из теста на основе муки первого или высшего сорта с добавлением отрубей.

Бездрожжевой хлеб. Вместо дрожжей используется хмелевая закваска или рассол.

Хлеб без муки (из пророщенного зерна). Самый полезный хлеб. Зёрна пшеницы проращивают, перемалывают в однородную массу. Далее замешивают тесто с использованием бездрожжевой закваски.

Интересные факты о хлебе.

  • Люди съедают более 9 000 000 буханок хлеба каждый день. Этого достаточно, чтобы сделать 90 миллионов бутербродов.

  • Хлеб изобрели по ошибке более 7500 лет назад. Первую буханку сделал древний египтянин, который случайно оставил смесь муки и воды в тёплой печи на ночь. Когда он вернулся, то обнаружил мягкое тесто, намного более аппетитное, чем твёрдые лепёшки, которые он готовил.

  • В хлебе есть все необходимые для питания человека вещества: белки, крахмалы, жиры.

  • Самый большой в мире хлеб был испечен в пекарне в Акапулько, Мексика. Буханка длиной 9200метров была испечена в январе 1996 года.

  • “Сэндвичи” названы в честь Графа Сэндвича – известного картёжника. Именно он придумал класть мясо между двумя кусками хлеба, чтобы не испачкать руки за игрой.

  • Говорят, что хлеб, испечённый на Рождество, никогда не заплесневеет.

  • Хлебными растениями в древности были не рожь и пшеница, а рис и дуб.

1. Из чего делают хлеб?

Хлеб – это продукт, который получают путём выпечки теста. Состав теста зависит от сорта и типа хлеба. Самый распространённый состав – это мука, вода, дрожжи, соль, сахар.

2. Откуда в хлебе появляются дырочки?

Дырочки в хлебе называются порами. Они появляются на этапе приготовления теста- при его брожении. Одна из составных частей хлеба – дрожжи. Дрожжи – это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат к семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием.

Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. При понижении температуры скорость их размножения уменьшается. Для процесса брожения необходим сахар.

«Голодный” грибок поедает сахар и превращает в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию. Пузырьки – это углекислый газ. Поднимаясь сквозь тесто, углекислый газ образует те самые дырочки. В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом тесте остаются. Разрезав хлеб, мы видим поры.

3. Чем полезен хлеб?

Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. В хлебе есть белки, углеводы, витамины группы В, витамины А, Е и другие, минеральные соединения, например жизненно важные для организма соли кальция, железа, фосфора. И что ещё важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается и не надоедает людям. Хлеб – практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он всё равно пригоден для употребления. Хлебом мы почти наполовину удовлетворяем потребность нашего организма в углеводах, на треть – в белках, более чем на половину – в витаминах группы В, солях фосфора и железа. Хлеб на 30% покрывает нашу потребность в калориях.

Исследования

Эксперимент №1

Я решил выяснить в каких хлебобулочных изделиях больше пор, а в каких меньше. Для этого я взял разные сорта мучных изделий и сосчитал количество пор.

Изделие

Сколько дырочек

Плотность

Печенье

Дырочек не видно

твёрдое

Хлеб ржаной

Дырочек много

мягкий

Хлеб пшеничный

Дырочек очень много

Самый мягкий



Вывод: В куске пшеничного и ржаного хлеба дырочки я сосчитать не смог. Их там больше, чем в остальных мучных изделиях.

Эксперимент №2

Мне стало интересно, какие дрожжи лучше использовать для выпечки хлеба. Для эксперимента я взял быстродействующие дрожжи просроченные и с хорошим сроком годности и сырые дрожжи.

В стакан №1 насыпал просроченные дрожжи – 1 чайную ложку и добавил сахар.

В стакан №2 насыпал сухие быстродействующие дрожжи с хорошим сроком годности и добавил сахар.

В стакан №3 положил сырые дрожжи и добавил сахар.

В каждый стакан добавил тёплую воду и помешал.

Результат на фото.

Вывод: для выпечки мучных изделий необходимо использовать быстродействующие дрожжи с хорошим сроком годности.

Эксперимент №3

Я решил проверить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества пор? Я замесил тесто из воды, муки, соли, сахара и дрожжей. Разделил тесто на 4 части. Первую часть – испек сразу, вторую – через час. Третью – через 2 часа, а четвёртую – через 3 часа.



Результат записан в таблицу.

Время выдержки

5 минут

1 час

2 часа

3 часа

Внешний вид теста

Не поднялось

Немного поднялось

Ещё больше поднялось

Пышное, больше всего

Внешний вид изделия

Плоская лепёшка

Не красивая лепёшка

Красивый

Очень красивый

Вкус

Не вкусно

Не вкусно

вкусно

Очень вкусно

Наличие пор

нет

мало

много

Очень много



Вывод: вкус и качество хлеба зависит от выдержки теста (нужно дождаться, чтобы процесс брожения состоялся). Чем лучше прошёл процесс брожения, тем больше появится пор, тем вкуснее будет хлеб.



Заключение

Хлебушко, хлебушек – так ласково называли наши предки главный продукт на столе – хлеб. Доставался он тяжело, пекли его с любовью, берегли и относились с уважением. В современное время хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания.

Чтобы хлеб появился на нашем столе, необходим труд многих людей.

Недаром говорят:” Хлеб – драгоценность! Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери!»

В ходе практического опыта я ответил на поставленный вопрос:” Откуда в хлебе так много пор?»

Дрожжи попадают в тесто.

Грибки сразу принимаются за дело.

Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит.

В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.

Вкус и качество хлеба зависит от выдержки теста (нужно дождаться, чтобы процесс брожения состоялся). Чем лучше прошёл процесс брожения, тем больше дырочек-пор, тем вкуснее хлеб.

В будущем я планирую продолжить исследование по данной теме с позиции физико-химических показателей.

Спасибо за внимание!







Список литературы и использованных источников:

Амусина Л. Хлеб всему голова. Воспитание школьников. №9 2004 г.

Паустовский К. Г. Тёплый хлеб. М.: Просвещение, 2013 Г.

Звонкий колос – стихи поэтов народов СССР. М.: Детская литература, 1984 г.

http://extusur.net/content/8 _texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства

http://www.nkj.ru/news/22365/ Наука и жизнь – « Сто двадцать пять блокадных грамм”.

ru.wikipedia.org Хлеб

































































МБОУ «СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)»



Исследовательский проект:

«Откуда в хлебе поры?»

Автор работы:

ВдовиченкоАндрей

Руководитель:

Курденкова Е.Е.







Моршанск 2021