Дошкольное частное образовательное учреждение
"Детский сад им. Александра Невского"
Исследовательский проект по экологическому воспитанию на тему
« Воздух - невидимка».
Разработчик: I квалификационной категории
Карпова Л.А.
с. Шурала . 2020г.
Паспорт проект
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта:.краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети 4-5 лет, родители воспитанников, воспитатель Актуальность.
Идея реализации проекта «Воздух- невидимка» возникла не только из программных задач, но и в связи с интересом детей.
Дети стали задавать вопросы, можно ли воздух услышать, где находится воздух, можно ли его почувствовать?
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети и воспитатели проводят исследование, с помощью взрослого, обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации
Цель проекта: Создать условия для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
-Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов.
-Познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.
-Сформировать представления о движении воздуха. Развивающие:
-Создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования.
-Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты.
-Формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём. Воспитательные
: -Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.
Ожидаемые результаты проекта:
Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
совершенствование экологической среды группы;
Формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов;
Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности;
Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный | 2 этап - основной | 3 этап - заключительный |
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. Узнать про воздух, как можно больше. Провести опыты с воздухом. | | Беседа с детьми «Воздух. Почему мы его не видим» Подбор оборудования и материалов (воздушные шары, надувные мячи, ёмкости с водой и соломинки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, кораблики с парусами, веера, бумажные вертушки; иллюстрации, картины с изображением ветреной и безветренной погоды); Наблюдение на прогулке за состоянием воздуха. Проведение опытов в группе ДОУ с детьми. Решение проблемных вопросов: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?». Организация и проведение опытов в домашних условиях. Изготовление ветерков. Сочинение сказок родителями для детей про воздух-невидимку. Рисование «Воздушные шары» Создание картотеки занимательных опытов про воздух. | Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом. Оформление мини-музея «Ветер» |
Перспективный план по организации мини-музея «Ветер» и
создание системы работы с детьми и родителями.
Основная образовательная задача | Формы организации | Работа с родителями |
Специально организованные занятия | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Свободная самостоятельная деятельность детей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Познакомить детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха, причинами загрязнения воздуха и необходимостью его охраны. | Занятие 1 Тема: «Этот удивительный воздух». Цель: расширить представление о воздухе, о способах его обнаружения; учить устанавливать причинно-следственные связи. Опыты, используемые на занятие. Поиск воздуха – обнаружить воздух. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой. Предложить детям оказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Что в пакете? – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Игра «Мыльные пузыри» – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. Мыльный раствор, соломинка. Проводится конкурс «Самый большой пузырь». Выяснить, почему надувается и лопается мыльный пузырь? | Наблюдение за ветром. Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Чтение С.Маршака «Мыльные пузыри». Беседа на тему: «Как услышать воздух». Цель: познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных. Рисование с помощью мыльных пузырьков. Цель: учить детей рисовать в нетрадиционной технике; развивать фантазию, воображение. | Игры с различными игрушками, связанными с воздухом: музыкальные инструменты, вертушки, веера. Проведение опытов по теме мини-музея. Сюжетно-ролевая игра «Полёт на самолёте». Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Игры с различными конструкторам. Тема: «Самолёт» Цель: развивать творчество детей; в процессе анализа закрепить тип самолёта (грузовой, пассажирский, военный, спортивный). | Беседа с родителями на тему: «Роль музеев в формировании необходимых качеств детской личности». |
Занятие 2 Тема: «Ветер, ветер, ты могуч…» (Смешарики). Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Опыты, используемые на занятие. Воздух имеет запах? – выявить свойства воздуха: воздух может присваивать запахи разных веществ. Несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (долька чеснока, кусочек лука, корочки лимона и т.д.) Разложить приготовленные вещества по банкам и накрыть банки крышками. Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи, помещённые туда веществ. Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было. «Живая змейка» - выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается – опускается вниз. Нагревательный прибор, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку». | Наблюдение за ветром. Цель: учить определять направление ветра, определять силу ветра. Чтение И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н.Некрасов «Заунывный ветер», А.Барто «Эти капризы». Беседа на тему: «Носы нужны не только для красы». Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Дидактическая игра: «Какой ветер». Цель: научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас. Конструирование «Воздушный змей», «Парашютный десант». Цель: учить детей складывать бумагу в разных направлениях. Подвижная игра: «Солнышко и тучка». Цель: закрепить знания о появлении ветра; учить действовать по сигналу. | Рисование способом выдувания. Проведение опытов по теме мини-музея. Игры с мячами. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре». Цель: учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; закрепить представления детей о свойствах воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении). | Привлечь родителей к участию в создании мини-музея «Ветер». |
Занятие 4 Тема: «Вот труба – над нею дым». Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Опыты, использованные на занятие. «Пламя загрязняет воздух?» - выяснить может ли пламя загрязнять воздух. Свеча, фарфоровое блюдце. Зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти. | Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д. Цель: учить детей самостоятельно делать выводы о том, на каком участке воздух был более загрязнённым. Рассказ по картинке: «Почему дерево, растущее у дороги, «грустное»? Цель: учить детей составлять рассказ по картинке. Беседа на тему: «Зелёные пылесосы» Цель: обобщить представление об уходе комнатных растений; объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух. Чтение рассказа «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А.Дитрих, Г.Юрмина, Р.Кошурниковой «Почемучка». Конструирование «Винни-Пух и пчёлы». Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях. | Игры со строительным материалом. Тема: «Воздушный транспорт». Цель: поддержать стремление детей проявлять изобретательность. Проведение опытов по теме мини-музея. Подвижная игра «Обгони ветер». Цель: развивать быстроту бега. Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений. Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки (кисточки) и опрыскивать из пульверизатора. Игры-превращения. «Угадай, кто я!» Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. | Привлечь родителей в совместное творчество с детьми. Принять участие в создание «Выставка вееров». |
Занятие 4 Тема: «Вот труба – над нею дым». Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Опыты, использованные на занятие. «Пламя загрязняет воздух?» - выяснить может ли пламя загрязнять воздух. Свеча, фарфоровое блюдце. Зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти. | Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д. Цель: учить детей самостоятельно делать выводы о том, на каком участке воздух был более загрязнённым. Рассказ по картинке: «Почему дерево, растущее у дороги, «грустное»? Цель: учить детей составлять рассказ по картинке. Беседа на тему: «Зелёные пылесосы» Цель: обобщить представление об уходе комнатных растений; объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух. Чтение рассказа «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А.Дитрих, Г.Юрмина, Р.Кошурниковой «Почемучка». Конструирование «Винни-Пух и пчёлы». Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях. | Игры со строительным материалом. Тема: «Воздушный транспорт». Цель: поддержать стремление детей проявлять изобретательность. Проведение опытов по теме мини-музея. Подвижная игра «Обгони ветер». Цель: развивать быстроту бега. Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений. Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки (кисточки) и опрыскивать из пульверизатора. Игры-превращения. «Угадай, кто я!» Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. | Привлечь родителей в совместное творчество с детьми. Принять участие в создание «Выставка вееров». |
Результаты работы над проектом
Дети обогатили свои представления о некоторых свойствах воздуха;
Научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;
Получили опыт сотрудничества и общения с группой детей.
Обобщили все накопленные знания в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.
Практическая значимость проекта
Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.
Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, будет способствовать усвоению новой информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность;