МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
Городской конкурс проектов по музыке
«Любимый музыкальный инструмент моего дедушки»
Проект
«Комуз – любимый инструмент
моего дедушки»

Автор работы: Джамбулатова Марьям,
ученица 4 «Д» класса
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
Руководитель:
Багомедова Асият Залимхановна
учитель музыкы
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
Избербаш 2018
Содержание
Введение. ………………………………………………………………………….….…3
I. Теоретическая часть.
1. 1. Любимый инструмент моего дедушки………………………………..…….…..3
1. 2. Легенда о комузе……………………………………………………..……….…....4
1. 3. Виды комуза……………………………………………………….…….……..…..4
II. Практическая часть.
2. 1. Мастера и музыканты……………….......................................................................5
2. 2. Анкетирование…………………………………………………………….…….…..5
Заключение…………………………………………………………………………..…....5
Приложения
Введение
В жизни каждого человека знание своих корней остается важным, потому что твоя история –эта твоя гордость. В последнее время становится актуальным изучение и развитие обычаев и обрядов ,своего народа. Народные традиции передаются не только яркими нарядами и громкими песнями, но и через тонкие струны музыкальных инструментов, сделанных руками мастеров .Передаются они из поколения в поколение. Простой струнный инструмент. Как же появился он в доме, кто научил дедушку играть, каковы на них ответы.
Целью работы явилось: Изучение хобби моего дедушки(история развития комуза.
Задачи: сбор материала по данному музыкальному инструменту, проследить путь его развития .Проявить преимущества и недостатки музыкального инструмента. Найти информацию об отношении музыкантов к этому музыкальному инструменту.
Методы исследования: сбор информации, беседа, анкетирование, опрос, анализ.
Объект исследования: Народный инструмент моего дедушки комуз.
Практическая значимость. Вся информация по данной теме может быть интересна и полезна любителям народной музыки.
Новизна данной работы состоит в том что молодежь больше начала увлекаться народной музыкой и игрой на народных музыкальных инструментах. Надеюсь, что полученная информация и результат исследования помогут сохранить самобытность народов по сохранению новым поколение фольклора.
I. Теоретическая часть.
1. Любимый инструмент моего дедушки
На сцену поднимается мужчина средних лет. В руках он уверенно держит комуз. Зрители рукоплещут. Ну вот зазвучали струны инструмента. Все зачарованы музыкой и виртуозным исполнением. Струны комуза звучат торжественно, величаво, их звуки то поднимаются высоко, то отпускаются низ.
Кто же это. Это мой дедушка Рабаданов Абдулла Габибович- преподаватель музыкального отделения ИПК,а так же преподаватель в музыкальной школе имени Аскерханова.
Мой дедушка очень творческий человек. Каждый раз приходя в гости к нему, я слушаю его игру на комузе.В дедушкиных руках этот простой инструмент преображается.От его игры сразу становится тепло и спокойно на душе. Комуз моего дедушки часто звучит по радио, телевидению, на концертах. Под его аккомпанемент песни пели заслуженные артисты РД, и даже моему руководителю посчастливилось петь под его аккомпанемент так как он частый гость в нашей школе. Мой дедушка родился в Дахадаевском районе в селе Ашты. Окончил факультет иностранных языков при Дагестанском Педагогическом Университете. Из рассказов дяди и бабушки я узнал, что комуз для нашей семьи стал настоящей ценностью-реликвией, который переходит из поколения в поколение. А все началось с моего прадеда. Мой дедушка знаком со многими музыкантами РД. Рамазан Магомедов-заслуженный музыкант РД перед смертью попросил моего дедушку заменить его в ансамбле инструменталистов. Дедушка говорит что это самая высокая оценка для его игры.У моего дедушки много учеников,которые с благодарностью отзываются о нем. Этому свидетельствуют фотографии, видео, грамоты и поздравления. Мой дедушка руководит ансамблем кумузистов в музыкальной школе г. Избербаш. Его ансамбль кумузистов не раз завоевывал призовые места на республике. Для него нет незнакомых народных мелодий, с ходу схватывает и ведет мелодию безошибочно (Приложение 1).
1. 2. Легенда о комузе/
Мне хотелось все больше узнать об этом музыкальном инструменте. Родиной кумуза считают Кыргызию. Красивую легенду еще в 1930 году поведал народный музыкант Кыргызии-Мураталы (1860-1949). Жил-был храбрый охотник-кыргыз, по имени –Камбар. Однажды возвращаясь с охоты домой он услышал мелодичные звуки. Раздавались они над головой. Ничего снизу не увидев залез Камбар на дерево и увидел нитку запутавшую между двумя ветками. От раскачивания ветра она звенела. Оказалась это не нитка а высохшие кишки лесного зверя запутавшие в ветках. Вот так люди научились изготовлять струнные инструменты. Это был самый первый комуз, рожденный природой и человеком для пробуждения любви.
1. 3. Виды комуза
Виды комуза. Комуз-альт, комуз-секунда, комуз-прима. Самым ценным считается комуз из урюка(длина90см,ширина части-23).Комуз-дагестанский трехструнный щипковый инструмент с долбленным корпусом. Отличительные четы: наличие трех металлических струн. В головке инструмента располагаются три деревянных колка к которым прикреплены концы струн. Корпус изготовляется из более твердых пород дерева(абрикос,орех).Дагестанский музыкант Курбан Магомедов превратил комуз в хромотический инструмент и довел до 14 ладов а позднее до 18.
II. Практическая часть.
2. 1. Мастера и музыканты
Изготовление музыкальных инструментов это очень трудный вид ремесла, ведь мастер должен сам чувствовать мелодию и знать технологию игры. Основная часть распространения комуза-районы с кумыкским и даргинским населением.
Сулейманов Юсуп Магомедович г Махачкала
Курбанов Магомедзапир Раджабович с Первомайское.
Гайдаров Раджаб Багомедович г Избербаш.
Иса Рабаданов с Ашты (родной брат моего дедушки.)
Рамазан Бинетов Курахский район.
Так же мною было проведено анкетирование среди учащихся четвертых классов.
Общее количество принявших участие 100 человек.
Результаты анкетирования следующие:
№ | Вопросы | |
1. | Любители вы народные музыкальные инструменты? | Да -57 Нет - 43 |
2. | Какие вы знаете дагестанские народные инструменты? | Барабан -40 |
| | Комуз – 25 Пандур – 10 Зурна – 18 Чагана -8 |
3 | Вы хотели бы возродить и научиться играть на народных музыкальных инструментах? | Да -70 Нет -30 |
4. | Есть ли в вашей семье музыкальный инструмент вашего дедушки? | Да -38 Нет -62 |
Заключение
Комуз- это магический инструмент. Его звучание очаровывает не только тех,кто играет на нем. Комуз сам по себе предмет неодушевленный, а вот в руках музыканта он живет. Из него льются народные мотивы Дагестана. Я изучил основные события и этапы трудовой деятельности дедушки. Мне удалось побеседовать с людьми ,которые хорошо знают его творчество, просмотрел семейный архив где есть много грамот, наград. Моя гордость за дедушку безгранична, я буду с любовью воспоминания хранить в душе. Не рвется связь поколений, живы народные традиции, значит жив мой народ и мой Дагестан. Дело моего дедушки не умрет пока он учит своих учеников и комуз его еще долго будет жить и радовать всех нас своим звучанием.
Я четвертое поколение рода Рабадановых, который должен освоить игру на комузе. Через историю прошлого, можно строить будущее.
Библиографический список:
Б.М. Рамазанович, О.Э. Османович «Лабаротория национального инструмента» ГБУ РД «Дом Дружбы» г. Махачкала 2016г.
Интернет ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Комуз_ (дата обращения -20.12.2018г.)
http://muz-story.ru (дата обращения -20.12.2018г.)
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/3825/Комуз (дата обращения -21.12.2018г.)
Приложение1. Архивные фото семьи Рабадановых.

















