© 2024, volgina41 328 2
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Практическая значимость состоит в том, что в работе содержатся элементы анализа художественных произведений, способствующих воспитанию молодого поколения привитию им нравственных качеств человека.
В ней прослеживается передача ценностных ориентиров через преемственность поколений.
Работа дает возможность использования материала учителями–словесниками при планировании уроков курса «Родная литература» для 8-11 классов.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект
«Портрет молодого поколения
в произведениях XIX, XX, XXI веков
и в представлении современников».
Выполнил:
ТТ,
учащийся 11 класса
Руководитель:
ТТТ.
учитель русского языка
и литературы
г. ТТ
2021г.
Оглавление
Введение.........................................................................................................3-6
Глава 1. Изображение героев в литературе 19, 20, 21 веков ……………7-26
Портрет Героя в литературе 19 века …………………………….7-11
Портрет Героя в литературе 20 века…………………………….12-16
Портрет Героя в литературе 21века………………………………..17-26
Глава 2. Герой молодого поколения глазами современников…………..27-36
2.1. Герой поколения 20 века глазами его современников………………27-30
2.2. Герой поколения 21 века глазами сверстников………………………31-33
Заключение ………………………………………………………………….34-35
Список используемой литературы …………………………………………36
Приложения …………………………………………………………………. 37-39
Введение
Принимая какие-либо «поведенческие решения», человек, как правило, ориентируется на некие жизненные принципы, ценности и идеалы, усвоенные им в процессе социализации. Отсюда категория «идеал» обладает глубоким социальным значением. Идеалы по сути своей выражают общечеловеческие ценности, организуют жизнедеятельность человека, оказывают влияние на его духовный потенциал и на творческую активность, выступают показателем степени социальной зрелости.
Сегодня на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека оказывает влияние множество различных факторов. Бытует мнение, что в обществе информационных технологий роль традиционных каналов формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая место каналам массовой коммуникации.
Несмотря на это, художественная культура продолжает оказывать значительное влияние на внутренний духовный мир человека. Искусство и литература являются важнейшим средством самопознания, определения ценностных ориентиров и предпочтений, в которых формируется мировоззрение молодого человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе.
Молодому человеку в силу его возрастных и психологических особенностей свойственно сопоставлять, сравнивать себя с героями произведений искусства, переносить на себя события, происходящие на сцене, на экране или в книге, погружаться в мир иллюзий, созданный воображением автора произведения.
Особый интерес в этом плане представляет художественная литература как особый вид искусства, где художественный образ не статичен, а действует в определенном времени и пространстве, тем самым задает модели поведения в определенных ситуациях. За каждым героем стоит конкретная картина мира . Человек часто оценивает свои поступки и действия, порой сам не сознавая этого, сравнивая их с теми ценностями, которых придерживается эталонный герой. Отсюда образы, созданные художественной литературой, могут оказывать непосредственное воздействие на жизнь человека в той или иной ситуации.
Таким образом, художественная литература призвана выполнять ряд функций, позволяющих людям познать окружающий мир, пережить определенные эмоции, получить эстетическое удовольствие, уйти от реальности в мир воображения, обогатиться опытом других людей путем сопоставления себя с героями литературных произведений. Однако не все эти функции выполняются в полной мере.
Актуальность. Сегодня люди продолжают в литературе искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе. Молодому человеку в силу его возрастных и психологических особенностей свойственно сопоставлять, сравнивать себя с героями произведений литературы, переносить на себя события, происходящие в книге, погружаться в мир иллюзий, созданный воображением автора произведения. Поэтому в современном мире так важно, чтобы появлялись книги, в которых был бы создан портрет молодого поколения, тот герой, на которого можно было бы равняться, c которым можно было бы поспорить и поговорить. Художественные произведения 19, 20 веков показали уникальных Героев своего времени, но могут ли их нравственные характеристики совпадать с идеалами современной молодежи? Каков же Герой нашего времени, созданный писателями 21 века? На эти и другие вопросы постараюсь дать ответы в исследовательской работе.
Цель исследования.
Основная цель моего исследования – определение литературных предпочтений современной молодежи, сопоставление главных характерных черт образов Героя своего времени 19,20,21веков, выявление общих нравственных ценностей молодого поколения разных эпох и создание портрета нового поколения 21 века.
Задачи исследования:
1) изучить произведения русских писателей конца –X начала XXI в.в.;
2) научиться ориентироваться в проблематике современной русской литературы;
3) реализовать свои знания оценивать художественные тексты;
4) изучить идеалы современного общества, сформированные в литературе конца XX - начала XXI в.в., и сделать выводы.
Гипотеза. Могу предположить, что портрет Героя нашего времени, формирование идеалов современной молодежи, созданные в художественных произведениях зависят от умения писателя создавать впечатляющие образы, выражать свою неповторимую личность, относиться ко времени и обществу пристально и видеть далеко вперед плоды своего творчества. Влияние Героя на внутренние убеждения читателя тем сильнее, чем авторитетнее для него автор.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования выступает литературный процесс в целом с точки зрения изображения типичных качеств молодого поколения той или иной эпохи, а также изучение идеалов молодежи поколений разных веков, сформированных благодаря влиянию русской литературы
Предметом исследования является типичный образ молодого человека в литературных произведениях 19, 20, 21 веков, а также характерные черты современного молодого человека-ровесника типичного литературного героя.
Практическая значимость состоит в том, что в работе содержатся элементы анализа художественных произведений, способствующих воспитанию молодого поколения привитию им нравственных качеств человека. В ней прослеживается передача ценностных ориентиров через преемственность поколений. Работа дает возможность использования материала учителями–словесниками при планировании уроков курса «Родная литература» для 8-11 классов.
Методы исследования:
1. метод восхождения от абстрактного к конкретному;
2. метод тестирования;
3. сравнение полученных данных разных возрастных категорий людей;
4. составление диаграмм по результатам исследования.
Прежде чем создать портрет молодого поколения 21 века, считаю необходимым проанализировать литературный процесс 19, 20 и 21 веков.
Моя исследовательская работа состоит из 2 частей. В первой части исследовательской работы я проанализирую знакомые мне по школьной программе литературные произведения 19 века и создам общий портрет молодого человека этой эпохи. Далее по этому же принципу проведу анализ произведений художественной литературы 20 и 21 веков с целью создать обобщённый портрет молодого поколения этих эпох. Во второй части методом интервьюирования определю, каким книгам отдавали предпочтение представители молодежи 20 века и кто являлся их литературным Героем. А также, используя метод анкетирования, но уже опрашивая своих сверстников, попытаюсь воссоздать портрет современного Героя.
Глава 1. Изображение героев в литературе 19, 20, 21 веков
Портрет Героя в литературе 20 века
Герой в литературе - художественный образ, действующее лицо в художественном произведении. Великие русские писатели XIX века изображали своих, ставших не менее знаменитыми героев, отображающими свою эпоху, нравы, обычаи, проблемы, традиции. У героев есть свои достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны, как у всех людей. Но именно в произведениях русской классики XIX века мы видим новых, непохожих, абсолютно разных, но в тоже время иногда удивительно схожих героев. Кто они? Каковы они? Почему они такие, какими их увидели писатели? Почему эти герои интересны читателю и сейчас?
В XIX веке образ молодого человека впервые стал центральным в западной и русской литературе. Романтики создают целую галерею молодых, романтически настроенных персонажей, открывающих для себя мир или оказывающихся с этим миром в конфликте. Новое явление в литературе того времени - социально-психологическое описание целого поколения. А точнее, «потерянного поколения» - молодых людей, не нашедших себе места и предназначения в этой жизни.
В литературе, как в зеркале, отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи. Чацкий, Онегин и Печорин - блестящие представители этой молодежи, в делах и поступках которых авторы отразили силу и слабость своего поколения.
Писатель Александр Сергеевич Грибоедов – один из первых в русской литературе показал человека, гордо и прямо противопоставившего себя обществу. Александр Андреевич Чацкий - главный герой комедии «Горе от ума», являющийся представителем "века нынешнего".
Таким образом, герой А.С Грибоедова, как и сам писатель, - это молодой человек, хорошо образованный, с широкими взглядами на жизнь.
резко отличающийся от своего окружения, опережающий его в развитии. Он пламенный патриот, любящий Россию, но не государство, царя, помещиков и чиновников. «Служить Отчизне и народу» - вот девиз Чацкого.
М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» также глубоко и всесторонне раскрывает внутренний мир своего героя, сильные и слабые
стороны его натуры, обусловленные временем и средой. М.Ю. Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время и иначе выглядели его "герои".
Следовательно, Печорин - сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полных веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений.
Все идеи, связанные с оценкой жизни молодого поколения в романе «Война и мир» определены взглядами Л.Н. Толстого, сложившимися в постоянном поиске своего назначения в молодые годы. Подтверждение этому дневники писателя. 17марта 1847 года (Толстому всего 19 лет) он пишет: «Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости есть не что иное, как следствие раннего разврата души. Спустя месяц появилось не менее важное признание: «Я был бы наисчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной».
Люди все разные. Одним для счастья необходимы семья, дети, другим нужно материальное благополучие. Основы благополучия – карьера: должность, чины. Стремясь к достижению карьеры, молодые люди, подобные Борису Друбецкому, не растратят свои душевные силы на других. Идеал их жизни – благополучие, основанное на расчете, на любви и внимании только к себе. Равнодушные, они опасны тем, что на своем пути к карьере они ни перед чем не остановятся. Даже любовью, святым чувством, могут пренебречь в корыстных интересах. Жюли Курагиной, преодолевая отвращение, Борис Друбецкой скажет слова любви, не чувствуя ее в своем сердце. Он всегда будет лгать, приспосабливаться, осторожничать, потому что убежден, что его идеал жизни, бесспорно, верен, а главное, достижим. Трудности, лишения – это великое благо, потому что они закаляют и формируют характер, цельный, справедливый, однако это не относится к Борису Друбецкому. Трудности не закалили его, а озлобили. Следствие этого – стойкое желание жить только для себя.
Не имея масштабного ума и выдающихся способностей, можно прожить жизнь честно и принести пользу государству и семье. Толстой создает образ идеального офицера, исполнительного, верного, честного, готового отдать жизнь за Отечество и русского императора. В чем предназначение человека? Этот вопрос Николай Ростов себе не задает, хотя Толстой утверждает необходимость самовоспитания и самосовершенствования. Он делает то, что ждет от него семья. Истоки его жизненного поведения – в семье, где забота друг о друге, честность по отношению друг к другу – закон жизни, воспитанный исключительной любовью графа и графини Ростовых.
Одно из ценнейших свойств молодых людей – способность к внутренним изменениям, стремление к самовоспитанию, к нравственному поиску. Но нравственные мучительные вопросы никогда не смущали душу Элен. Фальшь, которая в семье укоренилась, поглотила и Элен. В семье никогда не обсуждалось, что хорошо и что дурно. Ни Элен, ни ее брат не понимают, что, кроме их удовольствия, есть и спокойствие других людей. Толстой, нарочито подчеркивающий красоту Элен, помогает понять нам духовное уродство Элен. Красота и ее молодость отталкивает, т.к. эта красота не согрета никакими душевными порывами.
Многим героям Толстого свойственна потребность к глубокому самоанализу. Эта потребность в молодые годы способствует сближению с людьми, является истоком радости. Уже в одиноком девичестве княжна Марья делает открытие о несовершенстве человеческой природы, поэтому и стремится найти правду в отношениях людей. Выйдя замуж, она вносит в существование семьи утонченность, теплоту доверительного общения. Она создает светлую атмосферу в доме, нравственному формированию, воспитанию детей отдается полностью. Иначе быть и не может, потому что она из семьи Болконских, где все живут по совести, идут «дорогой чести».
Толстой не идеализирует своих героев. Напротив, он дает им право на ошибку. Однако Долохов почти никогда не ошибается. Он действует сознательно жестоко: мстит за то, что не богат, мстит за то, что не имеет покровителей, как многие. Он сам избрал свой путь, но на этом пути нет служения, добру и справедливости. Он мог избрать другой путь, потому что умен, храбр, дерзок (достойные качества офицера), но он избирает именно этот, тем самым обрекая себя на душевное одиночество.
Для Толстого нравственные черты не являются изначально данными. Автор считает, что для того, “чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться и ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость”.
Таким образом, мы понимаем, что Л.Н. Толстой направляет читателей на осмысление собственной жизни. Его идеал -это Человек, который должен найти Бога внутри себя, найти ту другую, лучшую любовь, любовь к ближнему. Он должен любить ближних, любить врагов своих. В эпилоге Пьер говорит: «Мы только для того беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности». Здесь мысль народная восходит на высшую ступень общечеловеческую. Пьер чувствует себя ответственным за устройство мира, за благополучие каждого человека. Он считает, что защитники добра должны объединиться, чтобы противостоять силам зла.
Таким образом, Герои произведений 19 века – это умные, одаренные люди, пусть и бездеятельные; а путь преодоления этой трагедии в том, что смысл жизни героя (и самого человека) состоит в способности служения на благо общества и народа, а не удовлетворению эгоистических интересов личности. Поэтому появляется новый тип героя - молодой человек, который обладает прогрессивными взглядами и который презрительно относится к пережиткам патриархальной старины. Зато такой герой обычно уважает простой народ и грезит светлым будущим.
Герои литературных произведений 19 века верили в возможность духовного, морального возрождения человека. Понимали, что начать преобразование общества нужно с изменения самого себя, очищения от грехов, веры в Бога и в силу народа. Поиск смысла жизни, осознание своей души, своих желаний и свободы - вот главные составляющие их жизни.
Портрет Героя в литературе 20 века
Двадцатый век вошел в историю человечества как период страданий, кровопролитий, масштабных военных действий и революций. Несмотря на то, что ближе к пятидесятым годам века ситуация в мире стабилизировалась, мировая общественность изменилась навсегда.
Двадцатый век является веком появления новых течений в литературе, где формируется новый взгляд на русскую литературу, меняется представление о ценностях этого мира. В двадцатом веке происходило множество событий, особо повлиявших на формирование национального характера, а значит, и на литературного Героя.
Национальный характер трактуется как отличительная черта нации, присущая только ей. Причем этот характер исторически и социально обусловлен.
Литература всегда реагировала на трагедии общества, и двадцатый век не был исключением. Литераторы ищут нового героя, сильную личность, которая благодаря своему сильному духу могла бы противостоять злу. В произведения опять возвращается романтический герой.
Если говорить о периодизации русской литературы 20 века, то важно отметить, что она связана с историческими событиями внутри страны. Напомню периодизацию русской литературы 20 века с определением обобщённых черт Героя этого периода в таблице:
Этап | Его характеристика | Обобщённые черты героя | Произведения |
1 этап - 1890 – 1920 гг | литература «Серебряного века» (появление новых форм) | Герой с упадническим настроением, настроением обречённости, пессимист, уходящий от действительности в придуманный мир, в мир прошлого. | Поэзия «Серебряного века» |
2 этап -1920 – 30 гг. | «становление» новой литературы – революционная романтика, пафос обновления, «новое время – новые песни», новый метод изображения действительности – социалистический реализм | Герой соцреализма - борец за новую жизнь и строитель новой жизни, он преодолевает все мыслимые препятствия и побеждает любых врагов. Такому герою свойственны позитивное отношение к жизни, энтузиазм. Это особый человек, Человек с большой буквы, герой революции, герой достижений, герой труда, «о которых раньше не писали в книгах». | «Поднятая целина» М.А. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Железный поток» А. Серафимовича |
3 этап – 1940 – 50 гг. | военная тематика, романтика войны и победы, подвига, патриотизм, | Герой-солдат, выстоявший под ударами судьбы, прошедший войну, плен и сохранивший человечность, чувство собственного достоинства, волю к победе, любовь к родине. | «Судьба человека» М.Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Русский характер» А. Толстого, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого |
4 этап - 1956 – 1964 гг. | «обновление», настроения «оттепели»: - городская проза | Лирический герой поэзии шестидесятников непосредственен, искренен, честен, дарил читателю вдохновение, веру в светлые идеалы. Герои деревенской прозы, «чудики», живущие в мире русской деревни, являющейся мерилом духовных ценностей, тоскующие по единству с природой и историческому прошлому народа. | Поэзия А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко Герои деревенских рассказов В.М. Шукшина, В.П. Распутина «Белые одежды» В. Дудинцева |
5 этап – 1965 – 1985 гг. | «послеоттепельное 20-летие» - гуманизм и традиционный реализм, разделение на литературу легальную и нелегальную. | Герой городской прозы —человек, которого нельзя назвать ни плохим, ни хорошим из-за его нравственной слабости; интеллигент или творческий человек, который теряется перед бытом и повседневностью. Герои из нелегальной литературы выделялись отсутствием героического и праведного в характерах. | Произведения Ю.Трифонова, С.Довлатова, А.Битова |
6 этап – 1970 – 1980 гг. | период «застоя» - отказ от обновления форм; борьба с постмодернистскими тенденциями («западная – плохая») | Герой теряет веру в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего мира – характерные черты литературы 70-х. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры. Герои имеют нравственные ориентиры, но теряют типичные черты борца, жертвующего всем ради высокой идеи. | Произведения В.П. Астафьева, Ф.А. Абрамова, В.А. Солоухина |
7 этап – 1986 – 1991 гг. | литература «гласности» (плюрализм - множественность мнений, суждений, взглядов и т.п.) | Герой ищет и не может найти себя в современном мире, он совершает особый осознанный выборе и сам несёт последовавшую за этим ответственность. Герои «возвращённой» литературы предстают мучениками | «Людочка» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова. «Дети Арбата» А. Рыбакова. ««Зубр» Д. Гранина «Белые одежды» В. Дудинцева, «Колымские рассказы» В. Шаламова |
8 этап – 1991 – 2000 | возвращённая литература, русское Зарубежье | Нет Героя, обладающего типичными чертам, герой эмоционально, нравственно и политически растерян. Большое количество направлений и течений даёт право говорить о противостоянии в русской литературе 90-х годов, с одной стороны, писателей старшего поколения, приверженцев традиционной, занимающей четкие этические позиции литературы, и, с другой стороны, более молодых авторов, работающих в авангардном, экспериментальном стиле и отказывающихся от этических оценок либо подвергающих сомнению устоявшуюся систему координат в области морали. | «Бермудский треугольник» Ю.Бондарева |
Итак, перед нами не стоит задача описать особенности каждого периода. Наша задача – создать собирательный образ литературного героя 20 века, являвшийся отражением дум и переживаний современников. Богатый событиями 20 век воссоздал через литературу всё своё многообразие. Естественным образом писатели и поэты реагировали на происходящее в стране, создавая своих «типичных героев» в типичных или нетипичных обстоятельствах.
На мой взгляд, обобщённый портрет Героя молодого поколения в литературе 20 века составить намного труднее, чем изобразить типичного героя в литературе 19 века. Это объясняется влиянием на литературный процесс 20 века процесса исторического, такого неоднозначного и разнообразного в сравнении с веком 19. Однозначно можно сказать, что на нравственное становление молодого поколения читателей 40-80-х годов 20 века оказала влияние литература советского реализма с чёткими нравственными ориентирами Героя:
Самоотверженная любовь к родине
Жертвенность во имя высокой идеи
Игнорирование личных желаний ради коллективного благополучия
Продолжая перечислять национальные черты Героя литературы 20 века, следует отметить следующие:
1. Способность сохранить человечность и человеческое в экстремальных ситуациях (Иван Денисович из рассказа А. Солженицына, молодые солдаты из произведений «лейтенантской» прозы).
2. Долготерпение, твёрдость духа, умение выживать (Фёдор Дёжкин из романа В. Дудинцева «Белые одежды»).
3. Простота, духовность, смирение (правда, не всегда характерны молодому поколению, а например, возрастным героиням повестей В. Распутина).
Таким образом, обобщая особенности литературного процесса 20 века, можно с уверенностью говорить, что Герой на протяжении века изменялся: от героя с высокими идеологическими и моральными принципами до героя, растерявшего в перипетии событий нравственный ориентир, заблудившегося в мире соблазнов и изменившихся ценностей.
Памятуя слова А. Толстого: «Русский характер. Поди-ка, опиши его», согласимся, что создавать обобщённый портрет литературного Героя - это дело очень трудное, так как литература – это отражение жизни, а жизнь с трудом поддаётся обобщению, а значит и портрет молодого поколения в литературе 20 века тоже будет неоднозначный, где-то неполный и требующий постоянного дополнения.
1.3. Портрет Героя в литературе 21 века
Каков же Герой 21 века? Итак, пятая часть 21 века уже прожита человечеством. Я и мои сверстники родились и всю свою сознательную жизнь прожили в эту эпоху. За два десятка лет произошло много событий, повлиявших на человечество: это и создание биткоина, и изобретение автомобиля без водителя, и коронавирус…Естественно, исторический процесс по-своему повлиял и на литературный.
В каких произведениях 21 века «отразился век и современный человек»? Как эпоха отобразилась в современной литературе? Как же за это время изменился Герой? Каким он стал в сравнении с литературными персонажами предыдущих эпох? И можно ли вообще говорить о современном Герое с большой буквы?
Такие вопросы появились у меня в период подготовки материала для этой части исследовательской работы. Анализируя произведения современных авторов, отзывы на них в литературных кругах, принимая во внимание собственные впечатления и от прочитанного, и от происходящего в кругу моих ровесников, в обществе в целом, я могу сказать, что будет очень трудно описать собирательный образ Героя 21 века.
Современные писатели, журналисты и литературные критики довольно неоднозначно относятся (судя по ответам на запрос в Яндекс) к термину Герой 21века. Я хотел бы привести в качестве примера несколько высказываний авторитетных людей о становлении современного литературного героя и об отношении к нему.
Например, Ксения Букша, петербургский автор, считает, что «современный литературный герой еще не родился. Еще не получил вид на жительство в новой действительности — он мелькает пунктиром в разных произведениях. Герой — тот, кто преодолевает действительность в определенных целях, кто является не только ее необходимой частью, но и преобразователем. А тот уровень героизма, до которого пока дотягивается современная литература и продолжающие ее телесериалы — увы, уровень героя-обывателя…»
Ещё один автор критической статьи М.М. Самохина считает, что в современной российской литературе (в отличие от зарубежной) и правда нет ничего, что «легло» бы на проблемы и чувства нового поколения»
Обратила на себя внимание статья Е. Сафроновой, в которой рассуждения привели автора к выводу, что современная литература – это «литература без героя». По мнению автора, всё, что сейчас выпускают солидные издательства, «немного сложнее кулинарных книг».
Хочу озвучить ещё один, на мой взгляд, интересный термин о качестве современной литературы – «Герой текущей литературы». Автор Надежда Горлова в доказательство своего определения качества современной литературы говорит, что «это герой многотиражной литературы», и не герой вовсе, а просто персонаж боевиков, фэнтэзи…
Я согласен с теорией профессора кафедры мировой литературы Института Пушкина Галиной Якушевой. В своей лекции она давала определения героям литературы 20 и 21 веков. Начинает этот ряд «потерянное поколение» – те, кто воевал в Первой мировой войне и остался жить с горьким чувством утраты не только своих товарищей, молодых лет и здоровья, но и веры в систему ценностей и в благой путь современной западной цивилизации.В середине века литература заговорила о «героическом поколении», воевавшем во Второй мировой войне, словом и делом противостоявшем абсолютному злу. «Послевоенным поколением» назвала она героев литературы, начиная с 50 годов 20 века. Это люди, а следовательно, и герои, немного наивные, простые и открытые, верящие в высокие идеалы, не испорченные цивилизацией. Наконец, поколение молодых людей 21 века профессор назвала «растерянным поколением», имея в виду современных молодых людей, не имеющих твердых принципов и осмысленной программы жизни.
Позволю себе подвести итог данным умозаключениям. Действительно, нельзя не согласиться, что романы о буднях преступников и воров, «оперо́в» и следователей, женские романы о современных Золушках и подобные «лёгкие произведения» создаются и разлетаются как горячие пирожки. Да, они легко читаются, в них читатель узнаёт современную действительность, но в них идеализируются совершенно не те ценности, которые были важны для героев предыдущих эпох.
Однако было бы несправедливо говорить, что в литературе начала 21 века есть только произведения, которые легко перевариваются, не заставляют задуматься, не наводят на размышления о смысле жизни, не заставляют спорить с собой и с миром. Такие произведения, несомненно, есть. В них показаны герои с непростым характером, их неоднозначные поступки. После прочтения таких произведений порой сложно сделать вывод для себя, что есть добро и зло, кто прав, а кто виноват…
Одним из таких неоднозначных произведений о современных «героях» является рассказ Л.С. Петрушевской с красноречивым и образным названием «Глюк». В целом для этого автора характерен жёсткий натурализм в изображении темных сторон внутреннего мира и общественной жизни человека. Однако Л.С. Петрушевская не считает, что цель ее творчества – показать неприглядные черты современника. Она полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.
И мне этот рассказ понравился тем, что в нем жизнь показана натурально – во всех ее проявлениях. Главная героиня рассказа – Таня, девушка 15-16 лет, представляет довольно большую часть современной молодежи. У Тани было мало друзей, и поэтому она пыталась их завоевать, исполняя все их прихоти и желания. Она соглашалась со всеми дурными идеями своих сверстников, но в итоге получилось не то, чего ей так хотелось. Таня была девочкой, не думавшей о судьбе других людей, она думала о том, как бы на нее обратили внимание и чтобы ее считали самой красивой.
По сюжету Тане на дискотеке дали таблетки, после употребления которых пришел Глюк. Так и началось «исполнение желаний». Кончилось дело пожаром и массовой гибелью. Но девочка выпросила себе у Глюка исполнение всех желаний - и когда из дома вынесли обгорелые трупы одноклассников, она сказала: «Хочу, чтобы все были живы». Глюк завыл, но все оказалось сном, все остались живы, просто это был тяжелый грипп...»
У Тани отсутствовало представление о последствиях творимого ею зла. Я думаю, что после ее фантастических видений она задумается о своем поведении, о людях, которые ее окружают, о важности различения зла и добра в жизни людей и, конечно же, исправится в лучшую сторону.
Рассказ Л. Петрушевской я понял как жестокую прозу жизни. В нем удивительным образом переплетаются фантастика, сюрреализм, действительность. Это составляет такую композицию, что произведение притягивает с первой строки. В «Глюке» есть тайна, из-за которой долго ломаешь голову, есть и юмор, а есть и такие моменты, о которых трудно думать без содрогания в душе: чего только стоит сцена, идущая после того, как ребята приняли наркотики. В некотором роде произведение двояко: казалось бы, что все это Тане привиделось в наркотическом бреду, а оказывается, что все ребята из ее класса неделю болели чем-то странным.
Я считаю, что в рассказе отображены не просто какие-то конкретные люди, а превратности и пороки всего нашего тяжело больного общества. Они показаны правдиво и точно, без малейших попыток о чем-то умолчать, скрыть. Возможно, в рассказе выражена личная боль писательницы за новое поколение, страх за его судьбу.Конечно, нужно говорить правду о том зле, которое нас окружает, и ни в коем случае нельзя замалчивать ее, тешить себя и других беспочвенными иллюзиями. Это так же недопустимо, как уверять безнадежно больного человека в том, что он скоро поправится.
За опубликование рассказа Л.С. Петрушевскую обвинили в пропаганде наркотиков среди молодёжи. Я с этим обвинением не согласен. Вспомним слова М.Ю Лермонтова, который в предисловии к роману «Герой нашего времени писал: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». Я считаю, что в 21 веке, чтобы обозначить проблему, нужны именно такие приёмы, которые использовала писательница: гротеск, фантастика, сюрреализм. По её словам, (и я тоже так считаю), «сказка «Глюк» - это ведь современная сказка о рыбаке и рыбке», «об исполнении желаний, только теперь уже с помощью Глюка».
Какими типичными чертами, характерными для героя 21 века, обладает Таня? Это человек с заниженной самооценкой, ищущий простые способы добиться успеха, не прикладывая никаких усилий, она легкомысленна и эгоистична, однако в критической ситуации ей не чужды любовь к ближнему.
Роман Мариам Петросян «Дом, в котором…» - ещё одно произведение современной литературы, которое очень сложно охарактеризовать привычными категориями. Это необычная книга. Критики отнесли ее жанр к магическому реализму, хотя можно сказать, что это еще и роман-воспитание. На мой взгляд, в нём нашли отклик традиции произведений про Алису из Зазеркалья Л. Кэррола и про воспитанников из «Республики Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеева.
Можно сказать, что это роман о жизни детей-инвалидов в интернате, где их лечат и учат с 6 до 18 лет. Описан последний выпускной год их жизни в интернате. Главная проблема – то, что выпускники смертельно боятся покидать свой Дом и оказаться в обычной жизни, которую они называют Наружностью.
Необычную тему романа надо рассматривать как средство, чтобы проговорить о проблемах взрослых людей. Ребенок, подросток, взрослый –это один и тот же человек. Внешне он изменился гораздо сильнее, чем внутренне, и те проблемы, что мучили в детстве, никуда не исчезают. Инвалидность используется как метафора для обозначения уязвимости каждого из нас, проблемы детей, боящихся перехода во взрослую жизнь – как проблемы боязни жизни, самостоятельности, одиночества, социума.
Роман состоит из трех книг и эпилога. Композиционно роман построен так, чтобы тайны Дома открывались читателю постепенно. В их раскрытии участвуют трое новичков – безрукий мальчик Кузнечик, попавший в интернат в 9 лет, колясочник Курильщик, которого отправили в Дом на последний год, и сам читатель, который долго не может понять, что там и к чему.
На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс - мудр. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в доме есть своя кличка, и один день порою вмещает столько, сколько нам в Наружности не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает. Дом хранит уйму тайн, и банальные «скелеты в шкафах» - лишь самый понятный уголок того незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства - времени. Дом - это нечто гораздо большее, чем просто интернат для детей, от которых отказались родители. Дом - это их отдельная вселенная.
В этом романе речь идет о вещах, которые нас всех (и очень глубоко) касаются. О том, как люди «вылупляются» из детства - в юность, а из юности - во взрослую реальность («Наружность» - как её именуют обители Дома). Насколько сложным и трагичным может стать для молодых выбор между реальной жизнью и уходом в виртуальные миры, и каким образам «прирастает» культурный слой с приходом в жизнь каждого нового поколения.
Действие романа происходит в интернате для детей - инвалидов. В Доме живут «проблемные» ребята, которым остался год до выпуска. Их замкнутый мир состоит из нескольких «стай», в каждой из них свои порядки и свой стиль жизни. Одни «косят» под панков, другие - под хиппи т.д. Это мир мальчиков (о девочках мы узнаем позже, и меньше). Отношения в нем складываются по законам мальчишечьих компаний и очень жестким выяснением отношений - большинство тут, в самом деле, составляют инвалиды. Впрочем, никто из них не делает себе скидок «на инвалидность».
Глубокий сюжет романа - приближен к выпуску, которого ждут, как конца света и гибели этой замкнутой вселенной. Такова традиция Дома - выход в реальный мир воспринимать как катастрофу, которая хуже смерти. Многие ребята в предыдущих выпусках предпочитали умереть, не покидая стен Дома. Ситуация, разворачивающаяся у нас на глазах, еще острей: Дом после выпуска будет закрыт и сломан. Но не так все мрачно, в книге много тепла и доброты.
Герои должны решить очень серьезную проблему - что «противопоставить» выпуску. Судьбы всех обитателей Дома во многом зависят от того, какое решение примет вожак: вожак стаи или вожак всего Дома. И очень важно кто останется во главе Дома к моменту выпуска. На протяжение трех частей романа (осень, зима, весна) первый сюжетный план - это борьба за лидерство и уточнение позиций: что ждать от того или иного вожака? Почему именно Слепой - главный в Доме? Однако нельзя сказать, что острый романный интерес здесь держится именно на интригах. За ними лежит следующий пласт повествования - постепенное погружение читателя в таинственную сущность Дома. Это настолько интересно и не просто, что о сюжетах порою совершенно забываешь, пытаешься увязать намёки и подсказки.
Среди разноголосицы позиций самый острый и самый трагический спор происходит между Слепым и Сфинксом. Что лучше: прожить свою жизнь в реальности или уйти в придуманный мир? В чём истинная свобода: принять человеческую судьбу или её отвергнуть? Какой выбор достойнее? Тут всё не так уж очевидно. Слепой думает не только о себе - он ведь вожак Дома. В итоге он заботливо уводит на Изнанку тех, кого в Доме называют Неразумными. В реальности у них нет шансов стать полноценными людьми, а на Изнанке - есть… А Сфинкс сознательно не хочет поддаваться чарам изнанки. И он сам по себе - как кошка, его талисман и двойник. Это не значит, что он любит своих друзей слабее, чем они его.
Каждый из них выбирает то, что кажется ему правильным и достойным, и этот выбор в какой - то момент разобьет наше читательское сердце. Как они могли разойтись по разным мирам, если еще в самом начале нашелся в Доме воспитатель (Лось, погибший в ночь прошлого выпуска), который дал им заповедь любить друг друга? Как можно разорвать такую дружбу? Впрочем, её и невозможно разорвать.
Финал романа написан так, что его надо прочитать несколько раз, нащупывая вслед за автором решение, которое страшно проговорить одним текстом - а вдруг не сбудется? Вдруг только померещилось? Нет, не показалось. На другом витке времени существует новый Дом, и в нем те же дети. Только теперь они счастливы.
Дом стоит на окраине города. Серый Дом не любят. Никто не скажет об этом вслух, но жители микрорайона предпочли бы не иметь его рядом. Они предпочли бы, чтобы его не было вообще. Но он есть, и от этой реальности невозможно отгородится стеной. И как бы мы не старались закрывать глаза на многие очевидные вещи, делая вид, что этого просто нет, легче от этого не станет никому.
Сделать выбор всегда сложно. Сделать правильный выбор сложно вдвойне. Поэтому подростки часто выбирают мир виртуальный, выдуманный? Почему часто выход из этого мира трагичен? Ответить на эти вопросы помогает роман. Роман - это модель нашего мира, наших порядков, наших отношений, нашей жизни, хотя и очень своеобразная модель.
Так какой же он, герой романа «Дом, в котором…»? В романе большое количество персонажей. Почти все они – подростки со сложной судьбой, собранные в одном месте – доме для инвалидов. Этот Дом, образ-символ нашего общества, вместе с его обитателями и является тем Героем, особенности которого пытаемся очертить в нашем исследовании: все персонажи разные, как и все мы, живущие на земле, несчастные от неизвестности, которая ожидает, и озабоченные проблемами, существующими в том пространстве, в котором находимся сейчас. Роман символичен, населён многочисленными персонажами, такими похожими в своём опасении приближающегося выпуска, и такими внутренне разными. А потому очень сложен в понимании того, какой же герой создан автором. Я бы сказал, что это герой с ограниченными возможностями, но неограниченным стремлением к счастью и свету.
Однозначно, Герой 21 века сложен, многогранен, порой неуловим, неоднозначен, противоречив, непонятен... В нём есть черты героев предыдущих эпох, он страдает, ищет, ошибается, верит, он имеет множество человеческих слабостей, он взят из нашей жизни, такой сложной и неоднозначной… Это было всегда… В этом смысле цитата из Ветхого Завета: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем», - мне показалась сейчас уместна.
При всей похожести черт характера современного героя на своих предшественников он, герой 21 века, далеко не Герой, он, действительно, немного «растерян», как считает Г. Якушева, в прямом и переносном смысле этого слова. С одной стороны, герой растерян, потому что не знает, что делать, как поступать от вседозволенности, огромного выбора возможностей, отсутствия ответственности. С другой стороны, герой в погоне за мнимыми удовольствиями растерял свою индивидуальность, общечеловеческие ценности.
Ещё мне кажется, необходимо взглянуть на героя 21 века по прошествии некоторого времени. Как говорится, «Лицом к лицу – лица не увидать, большое видится на расстоянии» Сейчас, на мой взгляд, мы сделали лишь набросок современного героя, потому что в современной литературе много произведений, хороших и разных, в которых живут свои Герои или герои, но все же они, говоря словами Воланда: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…», можно лишь добавить, что не «квартирный вопрос испортил их», а вседоступность и потребительское отношение к миру искалечили их души.
ГЛАВА 2. Герой молодого поколения глазами современников
2.1. Герой поколения 20 века глазами его современников
Работая над проектом «Портрет молодого поколения
в произведениях XIX, XX, XXI веков и в представлении современников», собирая материал, я задал несколько одинаковых вопросов по теме своего исследования, то есть взял интервью у бабушки, юность которой пришлась на 60-70 годы 20 века, у тёти, юность которой пришлась на 90-е-начало двухтысячных годов.
Вопросы, которые были заданы:
Рыбалкиной Валентине Алексеевне, 65 лет.
Я:
- Какие жизненные ценности были главными в пору твоей юности?
Бабушка:
- Моя юность–это 60-70-е годы 20 века. К этому времени Советский Союз поднялся на ноги после Второй мировой войны. Мы, молодежь, гордились Победой, первым полетом в космос. Благодаря «оттепели» времён Н.С. Хрущёва были очень популярны поэты-«шестидесятники»: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина. Мы любили песни, написанные на их стихи. Мы знали имена всех наших спортсменов и актеров. Нашими кумирами были и Владимир Высоцкий, и Вячеслав Тихонов… Мы также интересовались и творчеством ярких зарубежных актеров и музыкантов того времени. Например, очень популярными среди молодёжи тех лет были «Битлы», как называли тогда ливерпульскую группу «Битлз». При всем этом мы были, мне кажется, настоящими, большими патриотами. Любовь к Родине была главной ценностью в наше время, потому что героическое прошлое наших отцов (а мой отец воевал в Великой Отечественной войне, был ранен) было нам наглядным и живым примером. Все достижения Советского Союза и в труде, и в науке, в общем, во всех сферах человеческой деятельности воспринимались нами как личная победа, мы гордились своей родиной и уверены были в завтрашнем дне и в том, что мы нужны своему народу и своей родине.
Я: -Какие произведения читали ты и твои ровесники?
Б: - Как я уже говорила, очень популярны были песни на стихи поэтов-«шестидесятников». Я родилась в шолоховском краю, поэтому произведения Михаила Александровича читала с большим удовольствием. Конечно же, я, учась в школе, знакомилась с русской классикой. К героям произведений мы относились, как к живым людям. Одних не понимали, других боготворили, с третьими внутренне спорили... С восхищением относились мы, подростки тех лет, к Павке Корчагину, герою романа Николая Островского «Как закалялась сталь». До сих пор наизусть помню: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества»
Я: Какие герои были примером.
Б: - На этот вопрос ответить и просто, и сложно. Моя юность проходила в эпоху великих побед Советского Союза. И реальные люди, мои современники, или люди, жившие в очень близкую эпоху, были для меня и моих ровесников примером. Назову маршала Победы Георгия Константиновича Жукова, первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Героизм, готовность жертвовать собой ради великой Родины и народа – это мы считали примером для себя. А вот литературные герои из далеких эпох были не очень понятными. И мне их было просто жаль, я им сочувствовала, но чаще всего не понимала их душевные терзания.
По мнению, Рыбалкиной В.А., моей бабушки, молодое поколение 20 века:
1. Поколение, верующее в идею безоглядно, они готовы были идти за нее на смерть.
2.Поколение сильных духом и с железной волей людей.
3. Они отзывчивые и преданные, верные друзья и надежные товарищи.
4. Они обладают развитым чувством патриотизма.
5. Воля и сила духа - главные черты молодого поколения начала 20 века.
По мнению бабушки, положительные качества литературных героев 30-40 года молодёжь её возраста считала образцовыми и старалась подражать им.
Точно такие же вопросы я задал своей тёте, Волгиной Ольге Владимировне, 45 лет.
Я: - Какие ценности имели место в твоей жизни, когда ты была подростком?
Т: - Я часто просматриваю свой юношеский фотоальбом. Жизнь тогда казалась беззаботной, я была полна надежд и планов на будущее. Мне хотелось увидеть весь мир, получить обязательно высшее образование и совершить что-то очень значимое для человечества. Несмотря на страшные события, связанные с развалом Советского Союза, мы, как мне кажется, достаточно долго жили по инерции, исповедуя такие ценности, как бескорыстие, открытость миру, стремление жить во благо другим. Мы, мои друзья, были какими - то наивными, что ли!
Я: - Какие произведения читали ты и твои ровесники?
Т: - Я, да и мои друзья, ещё относимся к читающему поколению… В школе мы читали не только произведения по программе, но и, как говорится, для себя… это были книги о сверстниках, пионерах, комсомольцах (например, сборник повестей Юрия Яковлева «Ливень», повествующий о современниках, которые в сложившихся обстоятельствах оставляют за собой право выбрать трудный путь правды, долга и чести), мы читали произведения зарубежных классиков: Александра Дюма, Роберта Стивенсона, Марка Твена, Джека Лондона… Наши родители выписывали литературные журналы, это было модно... В них печатали во многом непонятные тогда, но тем более заманчивые произведения. Например, «Белые одежды» Владимира Дудинцева, «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова.
Я: Какие герои были для тебя примером?
Т: - Мне очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. В каждом прочитанном произведении я искала, причем невольно, ответы на важные для меня вопросы, проводила параллели между героем, его поступками и характером и собой, своими взглядами на мир, очень часто спорила. Сложно назвать героя, который был бы примером. Однако со времени первого прочтения и по сей день не скрываю своего душевного потрясения, искреннего восхищения и гордости за молодогвардейцев, реальных Героев с большой буквы, жизнь и подвиг которых во время Великой Отечественной войны изобразил Александр Фадеев в своем романе «Молодая гвардия».
Высокие моральные качества молодогвардейцев неразрывно связаны с одухотворенной красотой всего облика.
Им присущи такие нравственные качества:
1. Готовность на борьбу, юная отвага во имя защиты Отечества
2. Сила духа, стойкость, смелость, мужество, верность Родине.
3. Верность дружбе, уважение к своей истории
4. Несгибаемая воля к борьбе за свободу
5. Патриотизм – главные герои романа представляют из себя настоящих патриотов своей Родины, готовых сражаться и умирать за будущее своего народа.
Вывод:
Анализируя ответы своих родственников, читая статьи на литературоведческие тем, общаясь с научным руководителем по проблеме своего исследования, я пришёл к выводу, что люди, чья юность и молодость пришлись на 60-90 годы 20 века, черпали из художественных произведений те ценности, которые были основополагающими в современном им обществе: порядочность, жертвенность во имя высокой идеи («Раньше думай о Родине, а потом о себе!»), преданность, дружба… И эти ценности стали основой их мировоззрения и в зрелые годы. То есть художественная литература для молодежи 20 века была в приоритете их интересов и имела огромный воспитательный и мировоззренческий потенциал. Герой литературных произведений становился носителем ценностей для целого поколения.
2. Герой поколения 21 века глазами сверстников
В ходе исследования мною был проведен опрос в виде анкетирования. В анкетировании приняли участие мои одноклассники – 12 человек. Целью анкетирования было выяснить, что известно моим одноклассникам о литературе 21 века и о герое современной литературы.
Анкета состояла из пяти вопросов с вариантами ответов (Приложение 1).
Данные опроса представлены в диаграммах (Приложение 2).
В результате обработки полученных данных было установлено, что большинство орошенных (50%) при выборе произведений для чтения не руководствуются критерием, принадлежит ли это произведение русской литературе или зарубежной. Подавляющее большинство опрошенных (75%) не знают современных писателей и не задумывались над вопросом, хотели бы познакомиться с произведениями 21 века (50%). Также большинство респондентов (58%) затруднились ответить, какими типичными чертами обладает герой литературы 21 века. Анализируя пятый вопрос анкеты, ответ на который респонденты формулировали в свободной форме, я пришёл к выводу, что современный молодой человек – это активная, амбициозная личность, стремящаяся в будущее, ценящая семью и думающая о родине, полагающая, что свою жизнь он проживёт лучше и правильнее своих предков.
Обобщая данные этой анкеты, приходим к единственному выводу, что современная литература не является предметом увлечения современной молодёжи. Объяснить это можно, во-первых, общей тенденцией к снижению интереса к чтению, а во-вторых, всё чаще современная молодежь удовлетворяет свои потребности в познании и развитии с помощью альтернативных источников, таких как телевидение, интернет, социальные сети, а произведения современной литературы не разрекламированы, если можно так выразиться, и не входят в сферу приоритетных интересов личности современного подростка.
Для достижения целей исследования были задан вопрос педагогам, учителям литературы: «Как вы относитесь к литературе 21 века в учебной программе?»
Учитель 1:
- Проблема современной литературы состоит в том, что она не прошла процедуру периодизации, анализ современного литературного процесса трудно осуществить, поскольку мы, читатели, педагоги, литературные критики, находимся, если так можно выразиться, в одном моменте с писателем. В учебной программе представлены только общие черты современной литературы и педагог, подчиняясь личному вкусу или авторитетному мнению, предлагает ученику для знакомства то или иное произведение, или даёт обзорную лекцию о современном литературном процессе. На мой взгляд, современная литература – это эксперимент авторов, поиск этих самых «новых» героев. В программе по литературе просто пока нет места для новейшей литературы. А она, современная литература, образно выражаясь, пока ещё не устоялась.
Учитель 2:
- Современная российская литература развивается стремительно и ярко. В ней наблюдается разнообразие эстетических концепций, жанров и художественных подходов.
Важным моментом для развития российской литературы становится полное упразднение цензуры. Современная литература, как бычок, спущенный с привязи, мечется во все стороны, как бы компенсируя всё упущенное в предыдущие литературные эпохи. Писать можно «всё обо всём», не существует никаких запретов. Раньше подобное в литературе было табуировано, теперь же читатель может видеть жестокую правду об обществе, призванную обнажить ложь, фальшь, приукрашивание действительности, лицемерие и демагогию, распространённые и в жизни, и в литературе социалистического реализма. Авторы в своих произведениях изучают проявление низменного в человеческой жизни, препарирует те аспекты бытия, которые ещё недавно были недопустимы в литературе. Это произведения так называемой «другой прозы». Мир в этой прозе изображается абсурдным и нелогичным; в нём нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели.
Пессимисты от литературной критики утверждают, что пора справлять поминки по русской литературе. Однако, по моему мнению, современная литература изменяет в читателях традиционные представления о ней, но она жива. Просто всегда литература являлась и является отражением действительности. А реальность сейчас очень непостоянна и неоднозначна. Школьная программа по литературе консервативна, мы ещё не осознали эту непохожесть современной литературы на всю прошлую, такую понятную и логичную. Поэтому в школьной программе современная литература представлена даже не обзорно, а как набросок, отдельными чертами.
Таким образом, по мнению педагогов, современная литература еще не вызрела, не устоялась, не приведена в логическую систему, она находится в процессе становления, поэтому в школьной программе представлена фрагментарно, обзорно.
Представления о собирательных образах молодого поколения ушедших эпох мы, ученики, получаем из литературных источников, в частности 19 и 20 веков. Портрет современного молодого поколения в литературе 21 века не обрисован достаточно чётко, поскольку современная литература проходит этап становления.
Заключение
Литературный процесс как художественное явление неразрывно связан с историческим процессом. Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Люди мечтают о подвигах и славе, о счастье и свободе, власти и деньгах, человек мечется в поисках смысла жизни, для одних высокого, для других низменного, один человек проживает жизнь, горя во имя великой цели, другой существует в футляре своих никчёмных желаний. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.
С какой же целью тот или иной автор в тысячный раз создаёт Героя, если люди в массе своей одинаковы? Ответ можно сформулировать так: за каждым Героем скрывается индивидуальность, созданная автором, навеянная ситуацией, историческим событием. Ведь человеческое общество состоит из личностей, каждая из которых субъективна и неповторима. И читатель ищет своего Героя, для того чтобы спорить или соглашаться с ним, верить в него или отвергать идеалы, созданные писателем, чтобы соотносить свой внутренний мир с миром Героя, чтобы духовно обогащаться и расширять свой кругозор.
Подводя итог своего исследования по первой главе, могу сказать, что на характер литературного героя естественным образом влияют историческая эпоха создания произведения, взгляды автора. Степень обобщённости портрета зависит также от исторической эпохи. В литературе 19 и начале 20 века под влиянием исторических событий и идеологии «родились» в целом типические герои с вполне очерченными характеристиками.
К концу 20 и в начале 21 века исторические процессы настолько стремительны, идеология настолько размыта, что создать обобщённый портрет Героя весьма затруднительно.
Подытоживая практическую, вторую, часть исследования, можно сказать, что результаты интервью и анкетирования подтверждают теоретические выводы: представители поколения 20 века называют черты Героя их эпохи в соответствии с теми характерами тех героев, которые не только произвели на них впечатление, но и были продиктованы идеологическими тенденциями того времени.
Наоборот, современные подростки в силу малого знакомства с литературой 21 века затрудняются сформулировать черты современного литературного героя и не считают, что литературный герой должен быть образцом, кумиром, то есть Героем.
У каждой эпохи свои Герои. Время диктует нравственные принципы, жизненные ориентиры, которые помогут молодому поколению воспитать в себе лучшие качества. Разобраться в смысле жизни нам, молодому поколению 21 века, должны помочь Герои прошлых эпох, реальные и вымышленные. Ведь главными качествами их характеров были:
1. Стремление к знаниям,
2. Борьба за светлое будущее,
3. Защита Отечества,
4.Преданность дружбе,
5. Сохранение чести и достоинства.
Эти качества никогда не устареют, потому что они характеризуют Человека с большой буквы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Васильев В., Основной метод «передовой литературы» - социалистический релизм, в Сб.: Литературные направления и течения в русской литературе XX века, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 38-42.
Истомина, А. Д. Художественная литература как фактор развития современной молодежи / А. Д. Истомина, Е. И. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 51-52. —
Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.
Панишева, А. Д. Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» / А. Д. Панишева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 543-546.
Пушкина А.В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 152–157.
Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против: заметки социолога. Л., 1990.
Толстой А. , «Русский характер», Ленинград, «Детская литература», 1985 год, стр. 98-99.
Художественная литература. Проблемы исторического развития, функционирования и интерпретации текста. Сб. науч. тр. Минск, 2001.
Приложения
Приложение 1
Анкета сверстникам
Произведения русской или зарубежной литературы вы предпочитаете читать?
А) Русской
Б) Зарубежной
В) Нет предпочтений
Какие писатели 21 века вам известны?
А) Я не знаю современных писателей
Б) Я могу назвать фамилии 2-3 современных авторов
В) Я очень хорошо знаком с современной литературой
Хотели бы вы познакомиться с произведениями 21 века?
А) Да
Б) Нет
В) Не задумывался
Какими обобщёнными, типичными чертами обладает герой литературы 21 века?
А) Затрудняюсь ответить
Б) Герой литературы 21 века похож на типичных героев литературы 19 и 29 веков
В) Герой литературы 21 века ещё не приобрёл типичные черты, потому что 21 век ещё идёт
Какими типичными чертами, на ваш взгляд, обладает современный молодой человек? (Напишите свои варианты)
Приложение 2
Данные опроса
Первый вопрос
Второй вопрос
Третий вопрос
Четвёртый вопрос