СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»»




IX Региональная научно-практическая конференция учащихся «Природно-культурное и духовное наследие Пензенской области»


МОБУ СОШ с. Засечное



Секция: Исследовательские проекты







«QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»


















Носова Мария Сергеевна,

ученица 9 «А» класса

МОБУ СОШ с. Засечное

Руководитель проекта:

Палаева Наталья Владимировна,

учитель географии




Пенза 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Цели и задачи проекта…………………………………………………..…...3

Объект и методы исследования………………………………………….…4

Этапы реализации проекта………………………………………………….5

  1. Обоснование проекта …………………………………………….........6

1.1. Определение расположения школы в населенном пункте……...…6

    1. Социологический опрос………………………………………………..7

II. Алгоритм действий проекта «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»……………………………………………...................8

2.1. Знакомство с теоретической основой проекта. Ландшафтный дизайн на пришкольной территории………………………………....……..8

2.2. «QR-код на службе природы» или «Говорящая клумба»……….….8

2.2. Схема управления проектом……………………………………………8

2.3. Ресурсная база и риски проекта………………………………...……...9

2.4.Экономическое обоснование проекта «Говорящая клумба»……….9

III. Практическая часть проекта…………………………………………..11

3.1. Посадка и уход за растениями………………………………………...11

3.2. Работа с теоретической базой и использование технологии QR-кодов ………………………………………………………………………..….11

Планируемые результаты работы проекта………………………………12

Результаты реализации проекта…………………………………..………13

Практическая значимость проекта….....................................................13

Результаты работы…………………………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………………..15






Стремительное распространение мобильного интернета и портативных устройств открыло миру большое количество возможностей. Не подлежит сомнению тот факт, что ученик XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации мировых источников посредством своих гаджетов. Информация становится более востребованным и наиболее важным ресурсом, требующим защиты, поэтому подвергается кодировке со стороны отправителя и дешифрации со стороны получателя. QR-код как раз таки является промежуточным закодированным состоянием информации, которую может расшифровать любой человек, обладающий сканирующим устройством. Про QR- коды можно сказать, что они помогают более удобно, современно и быстро получать нужную для человека информацию1.

Новизна данной работы состоит в применение перспективной технологии QR-код на практике в рамках реализации природоохранного проекта на пришкольном участке МОБУ СОШ с. Засечное.

Смогут ли современные технологии- использование QR-кодов, стать помощниками в природоохранной деятельности.

Создание ландшафтно-просветительского решения «Говорящей клумбы», с использованием современных технологии QR-кода.

  1. Изучить литературу по теме проекта.

  2. Реализовать работу проекта «Зеленая клумба»

  3. Разместить информативно-познавательную базу на экологическом сайте «Будущее села в моих руках».

  4. Применить QR-коды, чтобы клумба стала «говорящей».

  5. Приобщить общественность, родителей учащихся школы к внедрению проекта в жизнь.

пришкольная территория МОБУ СОШ с. Засечное

- знакомство и анализ информации;

- оценка проблемы и варианты ее решения на пришкольной территории;

- сбор и анализ полученной информации;

- разработка проекта;

-реализация проекта.

  • теоретические (изучение литературных источников, сравнение, классификация, анализ, синтез);

  • эмпирические (наблюдение, описание);

  • статистические (анализ и обработка результатов исследования);

  • экологические (полевой и лабораторный).

сентябрь 2020-сентябрь 2021гг.











1 этап

Был организован отряд единомышленников, который стал заниматься разработкой проекта2. Провели социологический опрос среди школьников и родителей, выявили главные проблемы, над которыми нужно работать.

2 этап

На этом этапе изучена литература и проведено исследование пришкольного участка, сделан анализ и выводы. Итогом работы стали:

-разработка проекта «Зеленая клумба»;

- теоретическая база знаний по созданию технологии QR-кода;

- размещение информации по проекту «Говорящая клумба» на экологическом сайте «Будущее села в моих руках».

3 этап

Реализация проекта с привлечением учащихся класса общественности: родителей, бабушек и дедушек. Итог работы:

- внедрили в жизнь проект «Говорящая клумба»;

-изготовили QR-коды;

-разместили информационные таблички на клумбе.



4_этап

Выявление результатов проделанной работы. Работа проекта «QR-код на службе природы» т.е , практическое применение технологии кодирования QR-кодов, как быстрого способа передачи информации в природоохранной деятельности на пришкольном участке МОБУ СОШ с. Засечное.

I. Обоснование проекта

1.1. Определение расположения школы в населенном пункте

МОБУ СОШ с. Засечное расположена в центре с. Засечное. Для определения расположения школы в селе с помощью шагов измерили расстояния от здания школы до дороги, жилых домов, предприятий. Результаты измерений перевели в метры и занесли в таблицу №1.

Таблица №1.


Объекты


Расстояние от здания школы до (м)

результат

СН

Дороги:

1. На северо-западе и западе;

2. На востоке.


154

250


не менее 10

Предприятия:

1. Кондитерская фабрика «Ванюшкины сладости»;

2. Пилорама;

3. Цех по производству мебели.


805


563

252



не менее 50


Жилые дома:

1. На юго-западе;

2. На Северо-востоке


254

260


не менее 10

Магазины

1. Лукоморье;

2. Гроздь.


540

850

не менее 50

  1. Детский сад;

  2. БДЦ;

  3. Амбулатория;

  4. Кафе-бар.

680

625

625

453

не менее 10



не менее 50

Вывод: учитывая санитарные требования к расположению школьного здания в районе относительно предприятий, дорог, жилых домов и детских садов и других учреждений, можно сказать, что расположение здания МОБУ СОШ с. Засечное в селе соответствует санитарным нормам.

1.2. Социологический опрос школьников и родителей «Обеспеченность пришкольной территории зеленой растительностью»

Диаграмма №1

1) 14% опрошенных - остались всем довольны.

2) 35% респондентов считают недостаточное количественное и видовое разнообразие растительности на территории школы;

3) 51% высказали свои идеи по улучшению экологической ситуации на пришкольном участке:

  • разработке единого дизайнерского проекта, отвечающего не только эстетическим, но и познавательным, духовно-нравственным потребностям3

  • высадке многолетних травянистых, кустарников и древесных растений на пришкольных клумбах и пришкольной территории.

Вывод: зеленые насаждения играют важную роль в регуляции микроклимата: предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены домов, тротуары, увлажняют и очищают воздух4.

Каждый год мы ведем активную работу по озеленению пришкольного участка. В прошлом учебном году был возведен зеленый экран, высажены саженцы плодовых и кустарниковых растений, но они пока еще очень маленькие. Одновременно с этой работой большое внимание следует уделять и клумбам, которые находятся под окнами школы.

  1. Алгоритм действий проекта «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»

2.1. Знакомство с теоретической основой проекта. Ландшафтный дизайн на пришкольной территории

На этом этапе было осуществлено знакомство и анализ литературных источников по ландшафтному дизайну. Разработаны аспекты ландшафтного проектирования. Осуществлено знакомство с элементами ландшафтного дизайна (цветник, клумба, арабеск, рабатка, бордюр, группы, альпийская горка ). Для клумбы грамотно подобрали растения, основываясь на их биологических особенностях; познакомились с элементами ухода: полив, рыхление почвы и прополка, подкормка, уход за надземной частью растений. Информацию о растениях разместили на сайте https://myenvironment.ucoz.ru/publ/.

2.2. «QR-код на службе природы» или «Говорящая клумба»

Осуществлено знакомство с QR-код технологией5. Познакомились с идеей и создания QR кода. Выяснили, что обычно шифруют в QR-коде. Узнали положительные и отрицательные стороны этой технологии. Разобрали плюсы и минусы практического применения QR-кодов. Рассмотрев сферы деятельности, где используются QR-коды, сделали вывод, что они используются почти везде6. Чтобы их считать и узнать, какая же информация закодирована в том или ином коде, нужны приложения, которые будут считывать и декодировать информацию. Изготовили и разместили QR-коды на клумбе. Сделали памятку по использованию для работы в проекте «Говорящая клумба»

Использование QR-кода:

          Отсканировать QR-код можно с помощью приложения «Камера» на мобильном устройстве. Чтобы её привести в действие потребуется лишь:

  • Включить камеру на мобильном или другом устройстве;

  • Удерживать устройство так, чтобы QR-код появился в видоискателе. После того как код будет распознан появится соответствующее уведомление;

  • Нажать на уведомление, чтобы открыть ссылку с QR-кодом.

2.3. Ресурсная база и риски проекта

Была составлена схема управления проектом. (Приложение 1.) Разработан Алгоритм действий проекта. (Приложение 2.) Рассмотрены критерии оценки (Приложение 3.) Учтены ресурсная база: материальные ресурсы, информационные ресурсы. (Приложение 4.) Ресурсная база проекта возможные риски: финансовые-инвентарь для использования, управленческие; информационные включающие размещение информации по реализации проекта на сайте:1)https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda_i_chelovek_nerazdelimy/proekt_govorjashhaja_klumba/4-1-0-8, 2) https://myenvironment.ucoz.ru/publ/, 3)https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda_i_chelovek_nerazdelimy/proekt_govorjashhaja_klumba_poznakomit_s_mnogoobraziem_rastenij_na_shkolnoj_klumbe/4-1-0-24; природные, технические- по использованию технической базы школы, кабинета( интерактивная доска, м/м проектор, компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, школьный садовый инвентарь), людские- обучающиеся 9 класса, классный руководитель, родители, учитель биологии, зам. директора по хозяйственной части. Были учтены способы преодоления рисков. (Приложение 5.)

Знакомство с теоретической базой позволило нам подобрать декоративные растения и кустарники и составить приблизительную смету расходов для воплощения нашего ландшафтного замысла.

2.4. Экономическое обоснование проекта

Наименование

Количество (штук)

Цена за пакетик семян (руб.)

Стоимость (руб.)

Однолетние растения

Бархатцы

5

30

150

Астра

5

30

150

Цинния

3

80

300

Петуния

4

100

400

Многолетние растения

1.ДЕРЕН ПЕСТРОЛИСТНЫЙ

( лат. Cornus alba)

1


Многолетние растения появились благодаря родителям

2. БАРБАРИС ТУНБЕРГА

(лат. Berberis thunbergii )

1

3. ГОРТЕНЗИЯ ДРЕВОВИДНАЯ

(лат. Hydrangea arborescens )

2

4. СПИРЕЯ ЯПОНСКАЯ

(лат. Spiraea japonica )

7

5. ТУЯ ЗАПАДНАЯ

(лат. Thuja occidentalis )

2

6. МОЖЕВЕЛЬНИК КАЗАЦКИЙ

(лат. Juniperus sabina)

1

7. ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ

(лат.Convallaria)

250

8. ПИОН ТРАВЯНИСТЫЙ

(лат. Paeónia)

7

9. ИРИС БОЛОТНЫЙ

(лат. Iris pseudacorus)

30

10. ВЕРБЕЙНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ

(лат. Lysimachia L.)

9

11. ПУЗЫРЕПЛОДНИК КАЛИНОЛИСТНЫЙ

(лат. Physocarpus)

7

12. ПИОН ТРАВЯНИСТЫЙ

(лат. Paeonia tenuifolia)

9

ИТОГО:



1000 р

  1. Практическая часть проекта

3.1. Посадка и уход за растениями

Разработка клумбы была осуществлена в соответствии с приобретенными теоретическими навыками. Посадка и уход за растениями, осуществлялся в соответствии с запланированными мероприятиям.

3.2. Работа с теоретической базой и технологией QR-кодов клумбы

Полная информация о растениях и уходе за ними, о реализации проекта размещена на сайте по адресу:

    1. https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda _i_chelovek _nerazdelimy/proekt_govorjashhaja_ klumba/4-1-0-8

    2. https://myenvironment.ucoz.ru/publ/

    3. https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda _i_chelovek _nerazdelimy/proekt_ govorjashhaja_klumba_poznakomit_s_ mnogoobraziem_ rastenij_na_shkolnoj_ klumbe/4-1-0-24

    4. Технология QR-кодов клумбы http://qr-code.creambee.ru/blog/post/qr-specification/.

    5. Фотоотчет работы проекта https://myenvironment.ucoz.ru/photo/

Были изготовлены и установлены таблички с QR- кодами на клумбе7.

Отсканируйте QR код и познакомьтесь с растениями нашей клумбы!

1.

ДЕРЕН ПЕСТРОЛИСТНЫЙ ( лат. Cornus alba)

2.

БАРБАРИС ТУНБЕРГА (лат. Berberis thunbergii )

3.

ГОРТЕНЗИЯ ДРЕВОВИДНАЯ (лат. Hydrangea arborescens )

4.

СПИРЕЯ ЯПОНСКАЯ (лат. Spiraea japonica )

5.

ТУЯ ЗАПАДНАЯ (лат. Thuja occidentalis )

6.

МОЖЕВЕЛЬНИК КАЗАЦКИЙ (лат. Juniperus sabina)


7.

ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ (лат.Convallaria)

8.

ПИОН ТРАВЯНИСТЫЙ (лат. Paeónia)

9.

ИРИС БОЛОТНЫЙ (лат. Iris pseudacorus)

10.

ВЕРБЕЙНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ (лат. Lysimachia L.)

11.


ПУЗЫРЕПЛОДНИК КАЛИНОЛИСТНЫЙ (лат.

Physocarpus)

12.

ПИОН ТРАВЯНИСТЫЙ (лат. Paeonia tenuifolia)



  • учащиеся получают возможность расширять, систематизировать и углублять исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентах единого мира;

  • знакомятся со способами изучения природы и общества, осваивают умения проводить наблюдения и исследования в природе, учатся ставить опыты, видеть и понимать причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • приобретают опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;

  • овладевают основами практико-ориентированными знаниями о природе, человеке и обществе;

  • приобретают уверенность в том, что своим трудом мы можем создавать прекрасное и изменять мир к лучшему;

  • получают возможность осознать значимость своего места в мире;

  • обретают чувство гордости за свою малую Родину!



  • Проект «QR-код на службе природы» позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает обучающимся и родителя проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

  • Работа в ходе проекта дает необходимые навыки по уходу за растениями, укрепляет связи биологических наук с инновационной практикой.

  • Школьники получают практическое представление о профессиях- цветовод, озеленитель, флорист, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер и др.

  • Проделанная работа позволяет обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению служит формированию у обучающихся бережного отношения к природе, воспитанию экологической культуры, любви ко всему живому, к природе, к своей «Малой Родине».



Результатами работы стали:

  1. Разработка бизнес-плана проекта «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»;

  2. Реализация проекта «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»;

  3. Размещение информативной базы и работы проекта в информационной системе Интернет (на страницах школьного сайта и экологического сайта «Будущее села в моих руках»).

Список использованной литературы

  1. Беседина, Л. А. Проектная деятельность в биологическом образовании [Текст] / Л. А. Беседина // Биология в школе. – 2010. - №2. – С. 52-54.

  2. Ковалёв А. И. QR-коды, их свойства и применение // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 56-59.

  3. Технология QR-кодов // Технические характеристики QR-кодов. — [Электронный ресурс]. — http://qr-code.creambee.ru/blog/post/qr-specification/.

  4. Файзуллина, С. Я. Зелёное ожерелье школы [Текст] / С. Я. Файзуллина // Биология в школе. – 1995. - №1. – С. 59-62.

  5. Фролов, Г. И. Культура использования метода проектов в дополнительном образовании [Текст] / Г. И Фролов, Д. В. Моргун // Экологическое образование. – 2010. - №1. – С. 46-52.

  6. Электронная книга о QR-кодах. \\ Полное руководство по маркетингу с применением QR-кодов. — [Электронный ресурс]. — http://ru.qr-code-generator.com/qr-code-marketing/qr-codes-basics/.

  7. Wikipedia — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. -https://ru.wikipedia.org/wiki/ QR-код




















Приложение 1.

Схема управления проектом

Этап

(мероприятия)

Руководитель

Предварительный

1.Анкета

психолог

2. Классный час

классный руководитель

3.Коллаж «Цветочная мозаика»

классный руководитель

5.Информационные рисунки «Садовые» и «полевые» растения

классный руководитель

6.Работа с информативной базой по растениям и размещение информации на сайте.

классный руководитель

Основной

классный руководитель

1.Приобретение семян и кустарников для посадки

классный руководитель,

учитель биологии

2. Подготовка почвы для посадки

классный руководитель, родители

3. Посев семян на всхожесть;

классный руководитель

4.Посев семян на рассаду;

классный руководитель

5.Уход за рассадой (полив, размещение рассады, освещение)

дежурные класса

6.Пикировка рассады;

классный руководитель

7. Высаживание рассады на клумбу, первичный уход за маленькими растениями;


учитель биологии, зам. директора по хозяйственной части, классный руководитель

Заключительный

1.Заполнение оценочного листа


классный руководитель

2. беседа - рефлексия

классный руководитель











Приложение 2.

Алгоритм действий проекта «QR-код на службе природы «Говорящая клумба»»


Сроки


Проектная задача

Основания для

формирования групп

Способ предоставления

результатов


март

Провести социологический опрос среди учащихся, родителей, учителей

Группы формируются координатором проекта


Результаты опроса


март


Выяснить значение цветов для человека


Группы формируются координатором проекта

Классный час «Растения в жизни человека»

Коллаж «Значение цветов»


март

Встречи с компетентными людьми

Группы формируются координатором проекта


интервью


март

Классифицировать растения по признаку «садовые» и «полевые»

Индивидуальное выполнение проектной задачи

Информационные рисунки


апрель


Выбор вида цветов для посадки на школьную клумбу

Группы формируются координатором проекта


Результаты опроса, интервью



апрель

Подготовка почвы,

посев семян, уход за рассадой

Работа в парах

Всходы


февраль-май


Посадка рассады на клумбу



Группы формируются координатором проекта

Посадка рассады



май

Размещение информации о растениях на сайте. https://myenvironment.ucoz.ru/publ/

Изготовление и размещение QR-кодов на клумбе

Групповая или индиви­дуальная работа – по выбору обучающихся

Данные листов самооценки, заполнения итоговой анкеты,

клумба

июнь – август


Полив и прополка цветов

Летняя трудовая бригада-старшеклассники


Цветущая клумба

сентябрь

Сбор семян

Одноклассники

Семена для посадки на следующий год

сентябрь

Подведение итогов проекта, оценка и самооцен­ка участников проекта. Презентация проектных продуктов

Групповая или индиви­дуальная работа – по выбору обучающихся

Данные листов самооценки, заполнения итоговой анкеты,

клумба




























Приложение 3.

Критерии оценки проекта

Критерии оценки проекта

Результат оценки


Уровень удовлетворенности целевой группы

отзывы

Количество участников проекта

30 человек

Количество единиц проектных продуктов

клумба с однолетними и многолетними цветами и кустарниками

Количество публикаций, репортажей с хода проведения проекта

Освещается на сайте школы

Уровень реализованности проекта:

полностью

Отзывы

родители, учитель биологии

администрация школы

Доступность

нет возрастных ограничений для обучающихся


























Приложение 4.



Ресурсная база проекта

п/п

Ресурс

1.

Материальные ресурсы

Инвентарь для труда имеется в школе

2.

Информационные ресурсы


    1. https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda_i_chelovek_nerazdelimy/proekt_govorjashhaja_klumba/4-1-0-8

    2. https://myenvironment.ucoz.ru/publ/

    3. https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda_i_chelovek_nerazdelimy/proekt_govorjashhaja_klumba_poznakomit_s_mnogoobraziem_rastenij_na_shkolnoj_klumbe/4-1-0-24

    4. https://myenvironment.ucoz.ru/photo/?photo=130

    5. https://myenvironment.ucoz.ru/photo/

3.

Технические

Используется база школы, кабинета: интерактивная доска, м/м проектор, компьютер, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат.

Школьный садовый инвентарь.

4.

Людские

Обучающиеся 9 класса, классный руководитель, родители, учитель биологии, зам. директора по хозяйственной части


















Приложение 5.

Возможные риски

п/п

Возможные риски

Способы их преодоления


1.


Финансовые

- отсутствие всхожести семян цветов;










- плохая земля для посадки;




- не вся рассада после пересадки прижилась


- отсутствие инвентаря для посадки рассады на клумбу;

-семена цветов были собраны под руководством учителя биологии, высушены и хранились в определенных условиях, поэтому риск отсутствие всхожести семян был минимальный;

можно было воспользоваться помощью родителей – цветоводов и попросить семена у них или купить семена в магазине;

- поставить родителей в известность о проекте заранее (осенью) и попросить заготовить хорошей земли для посадки семян;

мы живем в сельской местности, и каждая семья с осени готовит землю для посадки семян для будущего урожая;

- можно купить готовую почву в магазине;

- выбрать теплый день для посадки рассады, земля должна прогреться; высаживать рассаду после угрозы заморозков;

соблюдать правила высадки рассады в почву;

- поставить в известность зам. директора по хозяйственной части о проведении социального проекта заранее; приготовить список необходимого инвентаря;

- прибегнуть к помощи родителей и принести инвентарь из дома;


2.

Информационные

- незнание обучающимися правил посадки и ухода за рассадой;

- неумение обращаться с посадочным материалом инвентарем;

- в процессе работы с инвентарем может пораниться


- использование в работе памяток по посадке, уходу, высаживанию рассады на клумбу;


- привлечь родителей обучающихся, учителя биологии к реализации проекта;

- постоянные консультации с учителем биологии;

- провести беседу по правилам техники безопасности при работе с садовым инвентарем;

иметь аптечку;

3.

Природный

- засушливое лето

- привлечь к проведению проекта школьников среднего и старшего звена для поливки цветов в летний период;


4.

Управленческий

- кто-то не справился с мероприятием или заболел

классный руководитель берет на себя обязанности того, кто не смог справится с работой, обращается к помощи родителей или коллег.


5.

Ненадежность участников

- маленькие

- болезнь

-давать посильные задания, соответствующие возрасту детей;

- на время болезни одних, за рассадой ухаживают их товарищи;

































1 Технология QR-кодов // Технические характеристики QR-кодов. — [Электронный ресурс]. — http://qr-code.creambee.ru/blog/post/qr-specification/.


2 Фролов, Г. И. Культура использования метода проектов в дополнительном образовании [Текст] / Г. И Фролов, Д. В. Моргун // Экологическое образование. – 2010. - №1. – С. 46-52.


3 Беседина, Л. А. Проектная деятельность в биологическом образовании [Текст] / Л. А. Беседина // Биология в школе. – 2010. - №2. – С. 52-54.


4 Файзуллина, С. Я. Зелёное ожерелье школы [Текст] / С. Я. Файзуллина // Биология в школе. – 1995. - №1. – С. 59-62.


5 Wikipedia — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. -https://ru.wikipedia.org/wiki/ QR-код


6 Электронная книга о QR-кодах. \\ Полное руководство по маркетингу с применением QR-кодов. — [Электронный ресурс]. — http://ru.qr-code-generator.com/qr-code-marketing/qr-codes-basics/.

7Электронная книга о QR-кодах. \\ Полное руководство по маркетингу с применением QR-кодов. — [Электронный ресурс]. — http://ru.qr-code-generator.com/qr-code-marketing/qr-codes-basics/.

17