IX Региональная научно-практическая конференция учащихся «Природно-культурное и духовное наследие Пензенской области» МОБУ СОШ с. Засечное Секция: Исследовательские проекты «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»» Носова Мария Сергеевна, ученица 9 «А» класса МОБУ СОШ с. Засечное Руководитель проекта: Палаева Наталья Владимировна, учитель географии Пенза 2022 г. |
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………..3
Цели и задачи проекта…………………………………………………..…...3
Объект и методы исследования………………………………………….…4
Этапы реализации проекта………………………………………………….5
Обоснование проекта …………………………………………….........6
1.1. Определение расположения школы в населенном пункте……...…6
Социологический опрос………………………………………………..7
II. Алгоритм действий проекта «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»……………………………………………...................8
2.1. Знакомство с теоретической основой проекта. Ландшафтный дизайн на пришкольной территории………………………………....……..8
2.2. «QR-код на службе природы» или «Говорящая клумба»……….….8
2.2. Схема управления проектом……………………………………………8
2.3. Ресурсная база и риски проекта………………………………...……...9
2.4.Экономическое обоснование проекта «Говорящая клумба»……….9
III. Практическая часть проекта…………………………………………..11
3.1. Посадка и уход за растениями………………………………………...11
3.2. Работа с теоретической базой и использование технологии QR-кодов ………………………………………………………………………..….11
Планируемые результаты работы проекта………………………………12
Результаты реализации проекта…………………………………..………13
Практическая значимость проекта….....................................................13
Результаты работы…………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………………..15
Стремительное распространение мобильного интернета и портативных устройств открыло миру большое количество возможностей. Не подлежит сомнению тот факт, что ученик XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации мировых источников посредством своих гаджетов. Информация становится более востребованным и наиболее важным ресурсом, требующим защиты, поэтому подвергается кодировке со стороны отправителя и дешифрации со стороны получателя. QR-код как раз таки является промежуточным закодированным состоянием информации, которую может расшифровать любой человек, обладающий сканирующим устройством. Про QR- коды можно сказать, что они помогают более удобно, современно и быстро получать нужную для человека информацию1.
Новизна данной работы состоит в применение перспективной технологии QR-код на практике в рамках реализации природоохранного проекта на пришкольном участке МОБУ СОШ с. Засечное.
Смогут ли современные технологии- использование QR-кодов, стать помощниками в природоохранной деятельности.
Создание ландшафтно-просветительского решения «Говорящей клумбы», с использованием современных технологии QR-кода.
Изучить литературу по теме проекта.
Реализовать работу проекта «Зеленая клумба»
Разместить информативно-познавательную базу на экологическом сайте «Будущее села в моих руках».
Применить QR-коды, чтобы клумба стала «говорящей».
Приобщить общественность, родителей учащихся школы к внедрению проекта в жизнь.
пришкольная территория МОБУ СОШ с. Засечное
- знакомство и анализ информации;
- оценка проблемы и варианты ее решения на пришкольной территории;
- сбор и анализ полученной информации;
- разработка проекта;
-реализация проекта.
теоретические (изучение литературных источников, сравнение, классификация, анализ, синтез);
эмпирические (наблюдение, описание);
статистические (анализ и обработка результатов исследования);
экологические (полевой и лабораторный).
сентябрь 2020-сентябрь 2021гг.
1 этап
Был организован отряд единомышленников, который стал заниматься разработкой проекта2. Провели социологический опрос среди школьников и родителей, выявили главные проблемы, над которыми нужно работать.
2 этап
На этом этапе изучена литература и проведено исследование пришкольного участка, сделан анализ и выводы. Итогом работы стали:
-разработка проекта «Зеленая клумба»;
- теоретическая база знаний по созданию технологии QR-кода;
- размещение информации по проекту «Говорящая клумба» на экологическом сайте «Будущее села в моих руках».
3 этап
Реализация проекта с привлечением учащихся класса общественности: родителей, бабушек и дедушек. Итог работы:
- внедрили в жизнь проект «Говорящая клумба»;
-изготовили QR-коды;
-разместили информационные таблички на клумбе.
4_этап
Выявление результатов проделанной работы. Работа проекта «QR-код на службе природы» т.е , практическое применение технологии кодирования QR-кодов, как быстрого способа передачи информации в природоохранной деятельности на пришкольном участке МОБУ СОШ с. Засечное.
I. Обоснование проекта
1.1. Определение расположения школы в населенном пункте
МОБУ СОШ с. Засечное расположена в центре с. Засечное. Для определения расположения школы в селе с помощью шагов измерили расстояния от здания школы до дороги, жилых домов, предприятий. Результаты измерений перевели в метры и занесли в таблицу №1.
Таблица №1.
Объекты | Расстояние от здания школы до (м) |
результат | СН |
Дороги: 1. На северо-западе и западе; 2. На востоке. | 154 250 | не менее 10 |
Предприятия: 1. Кондитерская фабрика «Ванюшкины сладости»; 2. Пилорама; 3. Цех по производству мебели. | 805 563 252 | не менее 50 |
Жилые дома: 1. На юго-западе; 2. На Северо-востоке | 254 260 | не менее 10 |
Магазины 1. Лукоморье; 2. Гроздь. | 540 850 | не менее 50 |
Детский сад; БДЦ; Амбулатория; Кафе-бар. | 680 625 625 453 | не менее 10 не менее 50 |
Вывод: учитывая санитарные требования к расположению школьного здания в районе относительно предприятий, дорог, жилых домов и детских садов и других учреждений, можно сказать, что расположение здания МОБУ СОШ с. Засечное в селе соответствует санитарным нормам.
1.2. Социологический опрос школьников и родителей «Обеспеченность пришкольной территории зеленой растительностью»
Диаграмма №1
1) 14% опрошенных - остались всем довольны.
2) 35% респондентов считают недостаточное количественное и видовое разнообразие растительности на территории школы;
3) 51% высказали свои идеи по улучшению экологической ситуации на пришкольном участке:
разработке единого дизайнерского проекта, отвечающего не только эстетическим, но и познавательным, духовно-нравственным потребностям3
высадке многолетних травянистых, кустарников и древесных растений на пришкольных клумбах и пришкольной территории.
Вывод: зеленые насаждения играют важную роль в регуляции микроклимата: предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены домов, тротуары, увлажняют и очищают воздух4.
Каждый год мы ведем активную работу по озеленению пришкольного участка. В прошлом учебном году был возведен зеленый экран, высажены саженцы плодовых и кустарниковых растений, но они пока еще очень маленькие. Одновременно с этой работой большое внимание следует уделять и клумбам, которые находятся под окнами школы.
Алгоритм действий проекта «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»
2.1. Знакомство с теоретической основой проекта. Ландшафтный дизайн на пришкольной территории
На этом этапе было осуществлено знакомство и анализ литературных источников по ландшафтному дизайну. Разработаны аспекты ландшафтного проектирования. Осуществлено знакомство с элементами ландшафтного дизайна (цветник, клумба, арабеск, рабатка, бордюр, группы, альпийская горка ). Для клумбы грамотно подобрали растения, основываясь на их биологических особенностях; познакомились с элементами ухода: полив, рыхление почвы и прополка, подкормка, уход за надземной частью растений. Информацию о растениях разместили на сайте https://myenvironment.ucoz.ru/publ/.
2.2. «QR-код на службе природы» или «Говорящая клумба»
Осуществлено знакомство с QR-код технологией5. Познакомились с идеей и создания QR кода. Выяснили, что обычно шифруют в QR-коде. Узнали положительные и отрицательные стороны этой технологии. Разобрали плюсы и минусы практического применения QR-кодов. Рассмотрев сферы деятельности, где используются QR-коды, сделали вывод, что они используются почти везде6. Чтобы их считать и узнать, какая же информация закодирована в том или ином коде, нужны приложения, которые будут считывать и декодировать информацию. Изготовили и разместили QR-коды на клумбе. Сделали памятку по использованию для работы в проекте «Говорящая клумба»
Использование QR-кода:
Отсканировать QR-код можно с помощью приложения «Камера» на мобильном устройстве. Чтобы её привести в действие потребуется лишь:
Включить камеру на мобильном или другом устройстве;
Удерживать устройство так, чтобы QR-код появился в видоискателе. После того как код будет распознан появится соответствующее уведомление;
Нажать на уведомление, чтобы открыть ссылку с QR-кодом.
2.3. Ресурсная база и риски проекта
Была составлена схема управления проектом. (Приложение 1.) Разработан Алгоритм действий проекта. (Приложение 2.) Рассмотрены критерии оценки (Приложение 3.) Учтены ресурсная база: материальные ресурсы, информационные ресурсы. (Приложение 4.) Ресурсная база проекта возможные риски: финансовые-инвентарь для использования, управленческие; информационные включающие размещение информации по реализации проекта на сайте:1)https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda_i_chelovek_nerazdelimy/proekt_govorjashhaja_klumba/4-1-0-8, 2) https://myenvironment.ucoz.ru/publ/, 3)https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda_i_chelovek_nerazdelimy/proekt_govorjashhaja_klumba_poznakomit_s_mnogoobraziem_rastenij_na_shkolnoj_klumbe/4-1-0-24; природные, технические- по использованию технической базы школы, кабинета( интерактивная доска, м/м проектор, компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, школьный садовый инвентарь), людские- обучающиеся 9 класса, классный руководитель, родители, учитель биологии, зам. директора по хозяйственной части. Были учтены способы преодоления рисков. (Приложение 5.)
Знакомство с теоретической базой позволило нам подобрать декоративные растения и кустарники и составить приблизительную смету расходов для воплощения нашего ландшафтного замысла.
2.4. Экономическое обоснование проекта
Наименование | Количество (штук) | Цена за пакетик семян (руб.) | Стоимость (руб.) |
Однолетние растения |
Бархатцы | 5 | 30 | 150 |
Астра | 5 | 30 | 150 |
Цинния | 3 | 80 | 300 |
Петуния | 4 | 100 | 400 |
Многолетние растения |
1.ДЕРЕН ПЕСТРОЛИСТНЫЙ ( лат. Cornus alba) | 1 | Многолетние растения появились благодаря родителям |
2. БАРБАРИС ТУНБЕРГА (лат. Berberis thunbergii ) | 1 |
3. ГОРТЕНЗИЯ ДРЕВОВИДНАЯ (лат. Hydrangea arborescens ) | 2 |
4. СПИРЕЯ ЯПОНСКАЯ (лат. Spiraea japonica ) | 7 |
5. ТУЯ ЗАПАДНАЯ (лат. Thuja occidentalis ) | 2 |
6. МОЖЕВЕЛЬНИК КАЗАЦКИЙ (лат. Juniperus sabina) | 1 |
7. ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ (лат.Convallaria) | 250 |
8. ПИОН ТРАВЯНИСТЫЙ (лат. Paeónia) | 7 |
9. ИРИС БОЛОТНЫЙ (лат. Iris pseudacorus) | 30 |
10. ВЕРБЕЙНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ (лат. Lysimachia L.) | 9 |
11. ПУЗЫРЕПЛОДНИК КАЛИНОЛИСТНЫЙ (лат. Physocarpus) | 7 |
12. ПИОН ТРАВЯНИСТЫЙ (лат. Paeonia tenuifolia) | 9 |
ИТОГО: | | | 1000 р |
Практическая часть проекта
3.1. Посадка и уход за растениями
Разработка клумбы была осуществлена в соответствии с приобретенными теоретическими навыками. Посадка и уход за растениями, осуществлялся в соответствии с запланированными мероприятиям.
3.2. Работа с теоретической базой и технологией QR-кодов клумбы
Полная информация о растениях и уходе за ними, о реализации проекта размещена на сайте по адресу:
https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda _i_chelovek _nerazdelimy/proekt_govorjashhaja_ klumba/4-1-0-8
https://myenvironment.ucoz.ru/publ/
https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda _i_chelovek _nerazdelimy/proekt_ govorjashhaja_klumba_poznakomit_s_ mnogoobraziem_ rastenij_na_shkolnoj_ klumbe/4-1-0-24
Технология QR-кодов клумбы http://qr-code.creambee.ru/blog/post/qr-specification/.
Фотоотчет работы проекта https://myenvironment.ucoz.ru/photo/
Были изготовлены и установлены таблички с QR- кодами на клумбе7.
Отсканируйте QR код и познакомьтесь с растениями нашей клумбы!
1. | ДЕРЕН ПЕСТРОЛИСТНЫЙ ( лат. Cornus alba) | |
2. | БАРБАРИС ТУНБЕРГА (лат. Berberis thunbergii ) | |
3. | ГОРТЕНЗИЯ ДРЕВОВИДНАЯ (лат. Hydrangea arborescens ) | |
4. | СПИРЕЯ ЯПОНСКАЯ (лат. Spiraea japonica ) | |
5. | ТУЯ ЗАПАДНАЯ (лат. Thuja occidentalis ) | |
6. | МОЖЕВЕЛЬНИК КАЗАЦКИЙ (лат. Juniperus sabina) | |
7. | ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ (лат.Convallaria) | |
8. | ПИОН ТРАВЯНИСТЫЙ (лат. Paeónia) | |
9. | ИРИС БОЛОТНЫЙ (лат. Iris pseudacorus) | |
10. | ВЕРБЕЙНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ (лат. Lysimachia L.) | |
11. | ПУЗЫРЕПЛОДНИК КАЛИНОЛИСТНЫЙ (лат. Physocarpus) | |
12. | ПИОН ТРАВЯНИСТЫЙ (лат. Paeonia tenuifolia) | |
учащиеся получают возможность расширять, систематизировать и углублять исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентах единого мира;
знакомятся со способами изучения природы и общества, осваивают умения проводить наблюдения и исследования в природе, учатся ставить опыты, видеть и понимать причинно-следственные связи в окружающем мире;
приобретают опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;
овладевают основами практико-ориентированными знаниями о природе, человеке и обществе;
приобретают уверенность в том, что своим трудом мы можем создавать прекрасное и изменять мир к лучшему;
получают возможность осознать значимость своего места в мире;
обретают чувство гордости за свою малую Родину!
Проект «QR-код на службе природы» позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает обучающимся и родителя проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Работа в ходе проекта дает необходимые навыки по уходу за растениями, укрепляет связи биологических наук с инновационной практикой.
Школьники получают практическое представление о профессиях- цветовод, озеленитель, флорист, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер и др.
Проделанная работа позволяет обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению служит формированию у обучающихся бережного отношения к природе, воспитанию экологической культуры, любви ко всему живому, к природе, к своей «Малой Родине».
Результатами работы стали:
Разработка бизнес-плана проекта «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»;
Реализация проекта «QR-код на службе природы или «Говорящая клумба»»;
Размещение информативной базы и работы проекта в информационной системе Интернет (на страницах школьного сайта и экологического сайта «Будущее села в моих руках»).
Список использованной литературы
Беседина, Л. А. Проектная деятельность в биологическом образовании [Текст] / Л. А. Беседина // Биология в школе. – 2010. - №2. – С. 52-54.
Ковалёв А. И. QR-коды, их свойства и применение // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 56-59.
Технология QR-кодов // Технические характеристики QR-кодов. — [Электронный ресурс]. — http://qr-code.creambee.ru/blog/post/qr-specification/.
Файзуллина, С. Я. Зелёное ожерелье школы [Текст] / С. Я. Файзуллина // Биология в школе. – 1995. - №1. – С. 59-62.
Фролов, Г. И. Культура использования метода проектов в дополнительном образовании [Текст] / Г. И Фролов, Д. В. Моргун // Экологическое образование. – 2010. - №1. – С. 46-52.
Электронная книга о QR-кодах. \\ Полное руководство по маркетингу с применением QR-кодов. — [Электронный ресурс]. — http://ru.qr-code-generator.com/qr-code-marketing/qr-codes-basics/.
Wikipedia — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. -https://ru.wikipedia.org/wiki/ QR-код
Приложение 1.
Схема управления проектом
Этап (мероприятия) | Руководитель |
Предварительный |
1.Анкета | психолог |
2. Классный час | классный руководитель |
3.Коллаж «Цветочная мозаика» | классный руководитель |
5.Информационные рисунки «Садовые» и «полевые» растения | классный руководитель |
6.Работа с информативной базой по растениям и размещение информации на сайте. | классный руководитель |
Основной | классный руководитель |
1.Приобретение семян и кустарников для посадки | классный руководитель, учитель биологии |
2. Подготовка почвы для посадки | классный руководитель, родители |
3. Посев семян на всхожесть; | классный руководитель |
4.Посев семян на рассаду; | классный руководитель |
5.Уход за рассадой (полив, размещение рассады, освещение) | дежурные класса |
6.Пикировка рассады; | классный руководитель |
7. Высаживание рассады на клумбу, первичный уход за маленькими растениями; | учитель биологии, зам. директора по хозяйственной части, классный руководитель |
Заключительный |
1.Заполнение оценочного листа | классный руководитель |
2. беседа - рефлексия | классный руководитель |
Приложение 2.
Алгоритм действий проекта «QR-код на службе природы «Говорящая клумба»»
Сроки | Проектная задача | Основания для формирования групп | Способ предоставления результатов |
март | Провести социологический опрос среди учащихся, родителей, учителей | Группы формируются координатором проекта | Результаты опроса |
март | Выяснить значение цветов для человека | Группы формируются координатором проекта | Классный час «Растения в жизни человека» Коллаж «Значение цветов» |
март | Встречи с компетентными людьми | Группы формируются координатором проекта | интервью |
март | Классифицировать растения по признаку «садовые» и «полевые» | Индивидуальное выполнение проектной задачи | Информационные рисунки |
апрель | Выбор вида цветов для посадки на школьную клумбу | Группы формируются координатором проекта | Результаты опроса, интервью |
апрель | Подготовка почвы, посев семян, уход за рассадой | Работа в парах | Всходы |
февраль-май | Посадка рассады на клумбу | Группы формируются координатором проекта | Посадка рассады |
май | Размещение информации о растениях на сайте. https://myenvironment.ucoz.ru/publ/ Изготовление и размещение QR-кодов на клумбе | Групповая или индивидуальная работа – по выбору обучающихся | Данные листов самооценки, заполнения итоговой анкеты, клумба |
июнь – август | Полив и прополка цветов | Летняя трудовая бригада-старшеклассники | Цветущая клумба |
сентябрь | Сбор семян | Одноклассники | Семена для посадки на следующий год |
сентябрь | Подведение итогов проекта, оценка и самооценка участников проекта. Презентация проектных продуктов | Групповая или индивидуальная работа – по выбору обучающихся | Данные листов самооценки, заполнения итоговой анкеты, клумба |
Приложение 3.
Критерии оценки проекта
Критерии оценки проекта | Результат оценки |
Уровень удовлетворенности целевой группы | отзывы |
Количество участников проекта | 30 человек |
Количество единиц проектных продуктов | клумба с однолетними и многолетними цветами и кустарниками |
Количество публикаций, репортажей с хода проведения проекта | Освещается на сайте школы |
Уровень реализованности проекта: | полностью |
Отзывы | родители, учитель биологии администрация школы |
Доступность | нет возрастных ограничений для обучающихся |
Приложение 4.
Ресурсная база проекта
№ п/п | Ресурс |
1. | Материальные ресурсы | Инвентарь для труда имеется в школе |
2. | Информационные ресурсы | https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda_i_chelovek_nerazdelimy/proekt_govorjashhaja_klumba/4-1-0-8 https://myenvironment.ucoz.ru/publ/ https://myenvironment.ucoz.ru/publ/priroda_i_chelovek_nerazdelimy/proekt_govorjashhaja_klumba_poznakomit_s_mnogoobraziem_rastenij_na_shkolnoj_klumbe/4-1-0-24 https://myenvironment.ucoz.ru/photo/?photo=130 https://myenvironment.ucoz.ru/photo/ |
3. | Технические | Используется база школы, кабинета: интерактивная доска, м/м проектор, компьютер, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат. Школьный садовый инвентарь. |
4. | Людские | Обучающиеся 9 класса, классный руководитель, родители, учитель биологии, зам. директора по хозяйственной части |
Приложение 5.
Возможные риски
№ п/п | Возможные риски | Способы их преодоления |
1. | Финансовые - отсутствие всхожести семян цветов; - плохая земля для посадки; - не вся рассада после пересадки прижилась - отсутствие инвентаря для посадки рассады на клумбу; | -семена цветов были собраны под руководством учителя биологии, высушены и хранились в определенных условиях, поэтому риск отсутствие всхожести семян был минимальный; можно было воспользоваться помощью родителей – цветоводов и попросить семена у них или купить семена в магазине; - поставить родителей в известность о проекте заранее (осенью) и попросить заготовить хорошей земли для посадки семян; мы живем в сельской местности, и каждая семья с осени готовит землю для посадки семян для будущего урожая; - можно купить готовую почву в магазине; - выбрать теплый день для посадки рассады, земля должна прогреться; высаживать рассаду после угрозы заморозков; соблюдать правила высадки рассады в почву; - поставить в известность зам. директора по хозяйственной части о проведении социального проекта заранее; приготовить список необходимого инвентаря; - прибегнуть к помощи родителей и принести инвентарь из дома; |
2. | Информационные - незнание обучающимися правил посадки и ухода за рассадой; - неумение обращаться с посадочным материалом инвентарем; - в процессе работы с инвентарем может пораниться | - использование в работе памяток по посадке, уходу, высаживанию рассады на клумбу; - привлечь родителей обучающихся, учителя биологии к реализации проекта; - постоянные консультации с учителем биологии; - провести беседу по правилам техники безопасности при работе с садовым инвентарем; иметь аптечку; |
3. | Природный - засушливое лето | - привлечь к проведению проекта школьников среднего и старшего звена для поливки цветов в летний период; |
4. | Управленческий - кто-то не справился с мероприятием или заболел | классный руководитель берет на себя обязанности того, кто не смог справится с работой, обращается к помощи родителей или коллег. |
5. | Ненадежность участников - маленькие - болезнь | -давать посильные задания, соответствующие возрасту детей; - на время болезни одних, за рассадой ухаживают их товарищи; |
1 Технология QR-кодов // Технические характеристики QR-кодов. — [Электронный ресурс]. — http://qr-code.creambee.ru/blog/post/qr-specification/.
2 Фролов, Г. И. Культура использования метода проектов в дополнительном образовании [Текст] / Г. И Фролов, Д. В. Моргун // Экологическое образование. – 2010. - №1. – С. 46-52.
3 Беседина, Л. А. Проектная деятельность в биологическом образовании [Текст] / Л. А. Беседина // Биология в школе. – 2010. - №2. – С. 52-54.
4 Файзуллина, С. Я. Зелёное ожерелье школы [Текст] / С. Я. Файзуллина // Биология в школе. – 1995. - №1. – С. 59-62.
5 Wikipedia — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. -https://ru.wikipedia.org/wiki/ QR-код
6 Электронная книга о QR-кодах. \\ Полное руководство по маркетингу с применением QR-кодов. — [Электронный ресурс]. — http://ru.qr-code-generator.com/qr-code-marketing/qr-codes-basics/.
7Электронная книга о QR-кодах. \\ Полное руководство по маркетингу с применением QR-кодов. — [Электронный ресурс]. — http://ru.qr-code-generator.com/qr-code-marketing/qr-codes-basics/.
17