СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Русские богатыри - миф или реальность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Русские богатыри - миф или реальность"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 имени А.С.Сергеева»










Исследовательская работа



РУССКИЕ БОГАТЫРИМИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?








Выполнили:

учащиеся 4б класса

Красковский Владислав

Овсянников Сергей


Руководитель:

Гладилина Марина Игоревна,

учитель начальных классов








город Курск

2018 год

Как-то раз в один из обычных дней я решил навести порядок на книжных полках. Бывает такое, что просто хочется полистать любимую книгу, привести в божеский вид потрёпанный переплёт. Или, честно говоря, просто вытереть пыль. Но в этот раз я всё-таки пересилил себя и занялся одним из любимейших занятий.

Книги - это учебники жизни. На них выросли мои мама и папа, дедушка и бабушка. Книжки-малышки уже листает моя младшая сестренка. А прадед всю войну прошел с томиком стихотворений С.А. Есенина в своем походном вещмешке.

Аккуратно переставляю, бережно глажу переплет, навожу глянец. Жюль Верн «Таинственный остров», Александр Дюма «Три мушкетера», Вениамин Каверин «Два капитана», Юрий Олеша «Три толстяка»…

И масса впечатлений моментально проносится в памяти, связанные с той или иной книгой. Я беру в руки изрядно потрёпанную книжку, не просто зачитанную до дыр. Это моя самая любимая книга. «Былины. Сказания о богатырях земли русской»…

Всё! Время остановилось. Я просто погрузился в мир древности и истории. Какой мальчишка не хотел быть похожим на Богатыря из сказок! Я частенько со своим братом облачался в доспехи, из пластмассового ведра и щита от бабушкиной кастрюли и, размахивая магазинным мечом, шел в атаку с незримым врагом. Перелистывая старую и умную книжку, я задумался: а кто они, богатыри? Не просто так рождаются сказки и былины, сложенные древними летописцами. Даже великий Суворов называл своих воинов богатырями, а они не были исполинами, и не всегда обладали недюжинной силой. Значит, в этом слове есть и другое значение. Не так всё просто как кажется с первого взгляда. Азарт исследования так захватил меня, что я просто перестал замечать, что происходит вокруг. Я нашел энциклопедии, зашел в Интернет, стал вспоминать, что мне рассказывали в школе. И вот что я узнал.

Богатырь - былинный воин средневековья, он же витязь, он же ратник. Слово "богатырь" прежде считали русским. Предполагали, что оно произошло от слова "бог", через производного слова "богатый", и что оно означает человека одаренного свыше чудесными сверхъестественными силами и чудесами. Но это предположение не оправдывается летописными данными. Если бы слово "богатырь" было русского происхождения, то оно употреблялось бы уже в древних русских летописях. Но вместо него употребляются в том же смысле, как и слово «богатырь», другие слова: "удалец", "резвец", "храбор". Только в позднейших летописях появляется слово "богатырь", причем сюда оно попадает, скорее всего, из былевого эпоса, из той части его, в которой изображается борьба героев-удальцов с кочевниками. В связи с этим я обратился к словарям. Найдены были следующие слова: "батур", "батыр", "батор", "багадур", "бахатур" (baghatur). Они означают то же самое, что и наше слово "богатырь". Итак, слово "богатырь", по-видимому, заимствовано было нашими храбрецами у тюрко-монгольских кочевников, с которыми велась многовековая борьба. По некоторым данным становится видно, что это слово окончательно было усвоено русскими со времен эпохи татарского ига.
Позднейшему термину "богатырь", по смыслу, в Киевской Руси соответствовал термин "храбр", "храбор", "хоробор", "хоробер". Первоначально это слово было равносильно слову "воин"; потом оно получило оттенок, придавший ему значение храброго воина, героя, богатыря.

С наступлением татарского ига, русским храборам противополагаются татарские богатыри. В Ипатьевской летописи (XIV-XV вв.) среди татарских воевод названы Себедяй богадур и Бурундай богатырь. Слово "богатырь" употреблялось в отношении к татарским воеводам в том же смысле, как и слово "храбор" в отношении к русским воеводам. С течением времени слово «богатырь» переносится и на русских храбров и вытесняет древнерусский термин.
Термин «храбор» употреблялся для обозначения дружинников-воинов, отличавшихся особой силой, удалью, непобедимостью. Ничего фантастического или сверхъестественного этот термин не обозначал. Для обозначения великана, гиганта в древности существовало слово "полоник", находящееся в связи со словами "польник", "испольник", "исполин". Слово "полоник" перешло из старины, где оно приняло форму "поленица" (множественное число от польник - польницы, отсюда было произведено единственное число - польница); оно означает гиганта, исполина - одинаково мужчину и женщину. О том, что существует слово «поленица», да еще так называли женщин-богатырш, я узнал только сейчас. Ведь раньше в моём понимании богатырь - это огромный бородатый великан, прежде всего, в образе Ильи Муромца и его сподвижников. Но, оказывается, богатырь - это не только физическая сила, это сила внутренняя, духовная, это сила духа и воли. Концентрация всех человеческих качеств, которые преобладают над недостатками и помогают преодолеть тот барьер, за который обычно люди бояться переступить.

Богатыря не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимися в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»…

Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри — Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Михайло Данилович…

По преданиям и легендам первым богатырём был Святогор, «святая гора, охранитель земли русской». Хотя по исследованиям некоторых учёных происхождение этого слова и вообще значения надо искать в Скандинавии, Византии. В те незапамятные времена культуры смешивались одна с другой и потом на свет рождались легенды и мифы, которые уже нельзя было оспорить. Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора, Вольгу Святославича, Микулу Селяниновича. «Старшие» богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть иного противника, кроме самой природы, матери-сырой земли. Святогор, например, обладает совершенно невиданной силой и мощью. Даже Илья Муромец оказывается по сравнению с ним не просто слабым, но до такой степени беспомощным, что Святогор его и не замечает. Когда Илья пытается разбудить спящего богатыря сначала «зычным голосом», а потом, ударив «палицей булатной» по «белым грудям», тот долго не просыпается, а пробудившись, замечает: «Ох, как больно русские мухи кусаются».

Затем он берет Илью за желты кудри,
Положил Илью да он к себе в карман,
Илью с лошадью да богатырской,
И поехал он по святым горам -
совершенно при этом забыв, кто сидит у него в кармане.

В старших богатырях историки видят древние славянские божества.

А младших богатырей одни ученые делятся на туземных и заезжих (Соловей Будимирович, Чурило Пленкович, Дюк Степанович), другие – на «типы, относящиеся к эпохе дотатарской (Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович), татарской («богатыри на заставе, Идолище, Илья Муромец, Василий Игнатьевич и богатыри, которые «перевелись») и послетатарской, или московской (Микула Селянинович, Хотен Блудович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин, сорок калик со каликою, Соловей Будимирович). Историк Халанский делит богатырей еще и по областям, в которых они, по его мнению, были созданы народом. Так, к Киевской области он причисляет только самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича.

Но все-таки, самыми известными богатырями на сегодняшний день считаются те, кого изобразил на своей картине «Богатыри» В.М.Васнецов. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Возникает вопрос – а жили ли они на Руси? Или все, что о них рассказывается – это простой вымысел? Кто они, откуда родом, чем занимались?

Эти вопросы мне долгое время не давали покоя, пока я не нашел об этом информацию.

Итак, Илья Муромец.

По одной версии он родился в селе Карачарове на Оке, потом уехал в Киев служить великому князю. По другим источникам местом его рождения считается Черниговщина.

О том, что это реальный человек, говорят многие историки. «Возможно, его прототипом был знаменитый в 12 веке силач Чобитько, уроженец Мурома, принявший под именем Илии постриг в Киево-Печерской лавре, который в 1643 году был причислен к лику святых наряду с 69 киевскими угодниками. С места его погребения взяты частицы святых мощей, которые сейчас хранятся в Муроме»

В селе Карачарове на доме, стоящем на месте прежнего жилища богатыря, установлена памятная доска, а в сельском храме хранится частица его мощей.


Во дворе Муромского музея, в качестве иллюстрации к подвигам Илья Муромца, лежит огромный дубовый пень. По преданию, такие дубы богатырь вырывал с корнем и бросал в Оку.

Существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца – его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево - Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей
Киевской Руси, ее подвижников и великомучеников.

Московский судмедэксперт, представитель российской школы антропологической реконструкции С.А.Никитин воссоздал облик Ильи Муромца.
Вот как рассказывает С. Никитин о вскрытии гробницы богатыря: «Гляжу, лежит на спине … мужчина. Руки сложены на груди…Череп довольно крупный. Плечи широкие. Кисть крепкая. Ростом богатырь был порядка 180 сантиметров — для тех времен достаточно высокий… Прожил он 45—50 лет…»
Таких прямых доказательств существования Добрыни Никитича и Алеши Поповича в литературе я не нашел, поэтому обратился к научным исследованиям этого вопроса некоторых историков. Вот что они пишут.

Добрыня Никитич имеет вполне реального исторического «прототипа» – это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский Добрыня, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Историки утверждают, что Добрыня – сын князя Мала Древлянского (об этом писал еще в 19 веке русский историк Д. И. Прозоровский). Впервые упомянут Добрыня в летописи в статье 970 года как раз в связи с именем его отца.

А.М.Членов в своей книге «По следам Добрыни» так же пишет, что Добрыня – реальный человек, живший в X веке и зафиксированный как в русских летописях, так и в былинах. Он сын некоего Малко Любечанина, человека, судя по летописи, ничем не примечательного: кроме имени, о нем в летописи не говорится ровно ничего. Его сестра Малуша была одно время княжеской ключницей потом становится матерью князя Владимира. Генеалогическое древо Добрыни может выглядеть так:

Родиной Добрыни считается Коростень, где на горе возвышался когда-то княжеский замок Мала. Точные сведения отсутствуют.

Но существует и другая версия, согласно которой былинный Добрыня – собирательный образ, вобравший черты многих древнерусских Добрынь.
Исследователь Ю.И.Смирнов отмечает, что летописи связывают, по крайней мере, семь Добрынь:

- в сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя
Владимира I Святославовича;

- по ХI век – Добрыня Рагуилович, воевода Новгородский;

- по ХII век – новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;

- по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

О каждом из этих исторических Добрынь сохранились летописные известия, а о некоторых – литературные произведения. Ю.И.Смирнов говорит о временах домонгольской Руси, но и позже, в ХV – ХVII веках это имя оставалось в числе самых распространенных древнерусских имен. Это имя относилось к числу «некалендарных» имен, его не могли дать при крещении. А это значит, что для всех перечисленных выше Добрынь, оно было или вторым – языческим именем, полученным за определенные качества: доброту, красоту, величие. Все это вкладывалось в древнерусское имя ДОБРЫНЯ. Поэтому сейчас трудно судить, что именно привлекло в историческом Добрыне: его ли заслуги, а они и впрямь были немалыми, или же само это прекрасное имя ДОБРЫНЯ, тем более и по отчеству он НИКИТИН, то есть в переводе с греческого, - славный, блестящий, победитель.

Образ Добрыни Никитича – один из самых обаятельных и глубоких в русском эпосе. Это подлинный герой, всегда готовый к подвигу. Он там, где нужна помощь, смекалка, ум и такт, борьба с ересью и коварством, верность и смелость.

Об Алеше Поповиче история тоже не дает однозначных ответов. Считается, что Алеша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Федора).
Прототипом Алеши Поповича историки считают некоего Александра Поповича, погибшего в битве при Калке в 1224 г., как об этом сообщает летопись.
В Никоновской летописи говорится:
«В лето 6508 (1000) Пришел Володарь с половцами к Киеву, забыв благодеяния господина своего князя Владимира, демоном научен. Владимир же был тогда в Переяславце на Дунае, и было смятение великое в Киеве, и пошел ночью навстречу им Александр Попович, и убил Володаря и брата его, и иных множество половцев избил, а иных в поле прогнал. И узнав об этом, Владимир возрадовался очень, и возложил на него гривну золотую, и сделал его вельможей в палате своей».
Получается, что Алеша был первым человеком на Руси, награжденным за военные подвиги знаком отличия, предназначенным для ношения на шее, — гривной (о награждении гривнами летописи сообщали и раньше, но в данном случае подчеркнуто награждение именно за воинскую доблесть). О дальнейшей его судьбе летописи молчат, зато много рассказывают былины.
Б.А.Рыбаков, нашедший прототипов практически всех героев былин, отождествил Алешу Поповича с Ольбегом Ратиборовичем, дружинником Мономаха. Ольбег Ратиборович участвовал в убийстве половецкого хана Итларя, прибывшего для переговоров. Итларь — в былинах трактуется как Идолище поганое.

Алешу Поповича отличает не столько сила (иногда даже подчеркивается его слабость, указывается его хромота и т.п.), сколько мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие — с другой.

«Бог троицу любит» — гласит поговорка. Три былинных богатыря — Илья, Добрыня и Алеша, — очевидно, на особом счету у Всевышнего. А иначе как еще объяснить их сверхъестественную силу. Такие необычные личности как магнитом притягивают всеобщее внимание и становятся героями песен, сказок и эпосов.

Их объединяет происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка Киев, поединок с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко.

В былинах и легендах они часто вместе совершают подвиги.

Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.

В некоторых былинах богатыри присутствуют вместе, например, «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву.

Три богатыря - это полновесный блокпост на охране государственной границы. Правда без контрольно-следовой полосы и верного Джульбарса, но это ни в коей мере не отнимает значимости первых богатырских застав. Русские витязи показали супостатам «где раки зимуют», в прямом и переносном смысле, когда в 1242 году пустили под лёд Чудского озера броненосную конницу псов-рыцарей. Слишком уж был большой перевес у немцев, которые надеялись на свою мощь и непобедимость. Практически то же самое произошло через каких-то 800 лет. Именно благодаря нашим, советским богатырям (а как еще назвать наших воинов-освободителей?) мы одержали победу в самой страшной войне ХХ века. Да и танк с таким же названием участвовал в Великой Отечественной войне.

Но самое главное, что значение слова «богатырь» живо и сейчас.

Зачастую именами былинных героев называли образцы боевой техники, полагая, что само имя поможет одержать победу или утвердиться на фоне новых технических изысканий

Вот, например, знаменитый русский авиаконструктор И.И.Сикорский назвал свой опытный самолёт "Русский Витязь". Его название пышет гордостью, силой и мощью. В то время это был очень большой шаг вперёд в авиастроительстве. Первый полёт состоялся в 1913 году. И за границей очень долго не хотели верить в это чудо, считая все сообщения из России «газетной уткой». А бомбардировщик "Илья Муромец"- это была самая большая машина на то время в мире. Первый полёт состоялся 10 декабря 1913 года, а уже 12 февраля 1914 года самолёт имел на борту 14 человек. Да и еще аэродромного пса!


Затем был спущен на воду бронепалубный крейсер "Богатырь»"- его императорского величества флота Рассейского. Тоже знаменитый корабль, который в 1904 году входил в Тихоокеанскую эскадру флота и принимал участие в морской баталии при Цусиме.

Даже новорождённых младенцев большого веса называют богатырями. Самое интересное, что во время Второй Мировой войны слово «богатырь» приобрело новое, более веское значение. Цена той Победы была настолько велика, что любой патриотический порыв, любое веское слово было просто необходимо, как глоток воздуха. А когда человека называли былинным именем овеянным Историей и Славой, именно герой мог совершить любой подвиг, чувствуя за своей спиной поддержку защитника земли Русской. Прошли годы. К сожалению, перестали называть былинными именами то, что создавал и создаёт человек.

А ведь здорово ощущать себя витязем, в сверкающих латах, на вороном коне с тяжеленным копьём наперевес, и думать о том, что еще не все подвиги совершены, и не все змеи Горынычи повержены…

Но, увы, зазвонил телефон, и пришлось нехотя опуститься на землю и вернуться в современный мир.

Если заглянуть в каждую книгу поглубже, можно увидеть, сколько тайн приоткроется перед твоим взором. Сколько событий промелькнёт исторической птицей, сколько моментов непостижимых приключений поможет пережить и испытать фантазия и воображение. Но, как говорится, всему своё время.

А вот мои находки, которые меня очень поразили. Оказывается, имена богатырей в настоящее время можно увидеть в самых необычных местах.

Илья Муромец


Теплоход


Водопад Илья Муромец (Раккибецу) высотой 141 м находится на острове Итуруп - крупнейшем острове Курильской гряды. До недавнего времени водопад считался самым высоким в России.

Среднеспелый сорт перца

Памятник бронепоезду "Илья Муромец" (локомотив бронепоезда). Установлен во Мценске на привокзальной площади в память о значимой роли, которую сыграли те 2 бронепоезда в освобождении города от фашистов.

Среднеспелый сорт томатов


Добрыня Никитич

Раннеспелый сорт



Алеша Попович

Махровая разновидность пиона










Л И Т Е Р А Т У Р А.

1. Аникин В.П. Русский богатырский эпос

2. Базанов Вас. От фольклора к народной книге

3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.

4. Круглов Ю.Г. Былины.

5. Путилов Б.Н. Застава богатырская.

6. Рыбаков Б. Русские былины.

7. А.М.Членов По следам Добрыни

8. Энциклопедия литературных героев

9. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство).