МКОУ НОВЛЯНСКАЯ ООШ
Исследовательский проект
«Секреты зелёных листьев»
АВТОР: Бубнов Александр - учащийся 4 класса
МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа.
Руководитель: Спиридонова Маргарита Александровна, учитель начальных классов
2022 уч. год.
Содержание:
Введение
Актуальность темы
Цели и задачи
Используемые методы исследования
Гипотеза
Основная часть
Опыты, наблюдения.
ботанические сведения
Заключение.
Приложение
Введение.
Актуальность темы.
На уроках окружающего мира я узнал, что без растений не было бы жизни на Земле.
Почему? Какой секрет таят в себе зелёные растения? В 3 классе мы учили, что растения сами себе «повара». В зелёных листьях на свету из углекислого газа и воды образуются крахмал и сахар, необходимые для жизни человека и животных. И при этом выделяется кислород. Интересно. Значит, зелёные растения поглощают углекислый газ, который люди и животные выдыхают, и пополняют запас кислорода в воздухе. Меня очень заинтересовала жизнь растений.
Думаю, что каждому человеку важно знать секреты зелёных листьев. Я решил изучить ботанические сведения о жизни растений, проделать опыты и найти ответы на следующие вопросы:
Почему листья растений зелёные только на свету?
Какой процесс, происходящий в листьях, способен создать необходимые для жизни человека и животных белки, жиры и углеводы и обеспечить жизнь на Земле?
Почему осенью листья разных деревьев и кустарников имеют различную окраску: листья берёзы и липы желтеют, листья вяза становятся бардовыми, листья клёна – оранжевыми?
Цель:
Изучить процессы, происходящие в листьях растений в различных природных условиях.
Задачи:
Изучить ботанические сведения о веществах, создающих окраску листьев растений, и обеспечивающих их жизнедеятельность;
Опытным путём доказать, что в листьях на свету образуются красящие вещества;
Путем проведения исследований доказать, что зеленый лист, а именно хлорофилл, является источником жизни на Земле.
Обобщить изученный материал, представить его на школьную научно-практическую конференцию.
Используемые методы исследования
Наблюдения за зелёными растениями, опыты, их сравнительный анализ.
Изучение литературы и интернет ресурсов о процессах, происходящих в зелёных листьях.
Обобщения, выводы
Гипотеза.
Зелёный цвет листьям придают особые вещества, которые обеспечивают жизненно-важный процесс – питание растений, являющийся источником жизни не Земле.
Основная часть.
Чтобы разрешить поставленные цели и задачи, я провёл наблюдения, эксперименты, опыты, обратился к интернет ресурсам.
Что меня заинтересовало в первую очередь? Каждую весну из подвала достают картофель с белыми длинными ростками. Ростки хрупкие, безжизненные. Почему ростки не зелёные, а белые. Что произойдёт с этими клубнями, если их оставить в тёплом светлом месте?
Эксперимент.
Я поставил несколько картофелин с ростками в тёплое, хорошо освещённое солнечным светом, место.
Через 3 недели ростки позеленели и стали крепкими.
Вывод: значит, росткам был необходим солнечный свет, которого в подвале нет. (Приложение 1)
Что произойдёт с листочком растения, если его «лишить» солнечного света?
Я решил проделать опыт с листьями комнатного растения. «Лишил» солнечного света лист герани.
Опыт 1. Взял небольшой кусочек плотной бумаги, прикрепил его к листу с помощью скрепки. Дней через 10 лист опал. Когда снял скрепку, лист оказался пожелтевшим. (Приложение 2)
Вывод: зелёный цвет образуется в листьях только на свету.
Предположим, что лист содержит красящее вещество зелёного цвета. Опыт 2. Возьмём лист, вложим его в лоскуток белой ткани и сильно постучим по этому месту деревянным молоточком (скалкой). На ткани появились зелёные пятна. Не раз на моей одежде оставались зелёные пятна от трения об траву.
Вывод: В листьях растений содержится красящее вещество зелёного цвета.
Изучив в интернете ботанические сведения о растениях, я узнал интересные факты: растение поглощает свет при помощи зеленого вещества, которое называется хлорофилл (от греческого слова «хлорос» - зелёный, «филос» - лист). Хлорофилл содержится в хлоропластах, которые находятся в стеблях или плодах. Особенно большое их количество в листьях, потому что из-за своей очень плоской структуры листок может притянуть много света, соответственно, получить намного больше энергии для процесса фотосинтеза.
Растение питается водой и растворенными в ней солями, которые корень берет из почвы. Но, оказывается, что есть еще и воздушное питание, то есть фотосинтез. Растения сами себе «повара». Они из воды и углекислого газа с помощью энергии солнечного света «варят» крахмал и сахар, которые в природе вырабатывает только зелёное растение. В процессе фотосинтеза образуется кислород. Значит, растение для питания забирает из воздуха углекислый газ, а выделяет в атмосферу кислород. Вот почему воздух на Земле остается «чистым» и может поддерживать жизнь, несмотря на горение бесчисленных огней и дыхание множества живых организмов. Таким образом, зеленый лист осуществляет очень важный процесс для жизни на Земле – это фотосинтез.
Значит, хлорофилл (зелёное вещество) является источником жизни на Земле.
«Стоит зелёному листу прекратить работу (фотосинтез) на несколько лет, и всё живое население земного шара, в том числе и человечество, погибнет» (С. П. Костычев — физиолог, микробиолог, биохимик и анатом растений).
Я решил проверить наличие крахмала в зелёном листе.
Опыт 3. Образование крахмала в листьях на свету
На кружке «Земля – наш общий дом» мы изучали растительный мир родного края, на экскурсиях наблюдали за процессами, происходящим в зелёных растениях. В 5 классе мы изучали этот вопрос на биологии. Меня заинтересовал вопрос, что в зелёных листьях содержится крахмал и сахар. Наличие крахмала в продуктах питания можно с помощью раствора йода. Йод является качественной реакцией на крахмал.
Я капнул несколько капель йода на часть зелёного листа. Она окрасилась в тёмно-фиолетовый цвет. То же самое проделал на пожелтевшем листе. Крахмала не обнаружилось. (Приложение 3)
Вывод: Крахмал образуется только в зеленой части листа.
Осенью происходит изменение окраски листьев: листья берёзы и липы становятся жёлтыми, листья клёна - жёлтыми и оранжевыми, листья вяза, рябины – красными, бардовыми и т.д. Почему?
Куда же исчезает зелёный цвет? Откуда берется желтая, красная, оранжевая краска? Ведь летом вся листва зеленая. Оказывается, желтая и красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зеленым. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.
Летом день очень длинный, и растения получают много солнечного света. В это время в листьях растений активно происходит фотосинтез, постоянно вырабатывается хлорофилл.
Осенью дни становятся короче, растения получают всё меньше солнечного света. Хлорофилл разрушается быстрее, чем образуется. А потом пропадает совсем. И с его исчезновением становятся видимыми другие красящие вещества (пигменты), которые и придают листьям жёлтую, оранжевую и красную окраску. Это каратиноиды, придающие листьям жёлтую и оранжевую окраску; антоциан, придающий листьям красный и багряный цвет. Например, много каратиноидов в моркови, лисичках, листья клёна.
Я решил убедиться в наличии различных красящих пигментов в листьях. Взял зелёные листья берёзы и вяза. Листья берёзы осенью желтеют, а листья вяза становятся багряными. Почему?
Опыт 4. Обнаружение разнообразных пигментов в листьях вяза и берёзы.
В 2 тарелки положил по 3-4 листа берёзы и вяза, залил крутым кипятком. Через несколько минут увидел, что вода в тарелке с листьями вяза стала багряной, а в тарелке с листьями берёзы – жёлтой. (Приложение 4)
Вывод: в зелёных листьях деревьев «прячутся» разные пигменты: в листьях вяза – антоцианы, в листьях берёзы – каратиноиды .
Из интернета я узнал, что антоциан слабее зелёного, но сильнее жёлтого. Образуется он при более низких температурах.
Опыт 5. Я положил в холодильник несколько листочков вяза и берёзы. Через 5 дней повторил опыт: залил крутым кипятком в одной тарелке листья вяза, в другой – листья берёзы. Действительно, цвет пигментов в обеих тарелках получился более насыщенным. (Приложение 5)
Вывод: Осенью становится холоднее, дни короче, а ночи длиннее. При понижении температуры воздуха, при нехватке солнечного света красящие вещества в листьях образуются и проявляются быстрее. Хлорофилл разрушается, и с его исчезновением становятся видимыми другие «красящие» пигменты, которые придают листьям жёлтую, красную, оранжевую окраску. Фотосинтез замедляется, а потом нарушается. Начинается листопад.
Листопадность – приспособительное свойство растений. В холодном климате это приспособление к морозной зиме, в жарком – к выдерживанию зноя, что позволяет переносить засуху.
Осенняя раскраска листьев, а затем и листопад, у разных деревьев и кустарников начинаются не одновременно и происходит по-разному.
Мои наблюдения за листопадом
Уже в конце августа начинают желтеть листья берёзы, в начале сентября листья липы, ясеня. И начинается их листопад. Позднее желтеют листья осин. Осины становятся «золотыми», с дрожащими ярко-жёлтыми «монетками». Желтеют, краснеют, становятся оранжевыми листья клёнов. В конце сентября, начале октября изменяют окраску листья вязов. Они становятся тёмно-красными, бардовыми, яркими. Деревья становятся сказочно красивыми. В октябре завершается листопад. Но есть деревья, листья которых опадают зелёными. Это сирень, ольха, ива, груша, яблоня. Причина: их стойкий пигмент хлорофилл не разрушается под воздействием низких температур, как это происходит у других деревьев.
Заключение.
В результате опытов, наблюдений, изучения дополнительной литературы и интернет ресурсов я сделал следующие выводы:
В листьях на свету образуется красящее вещество зелёного цвета – хлорофилл.
Крахмал, сахар образуются только в зелёной части листа.
Зеленый лист осуществляет очень важный процесс для жизни на Земле – фотосинтез.
В зелёных листьях «прячутся» красящие веществ: каратиноиды , придающие осенним листьям жёлтый цвет, антоцианы, придающие осенним листьям оранжевый и тёмно-красный цвет.
Гипотеза подтвердилась:
Зелёный цвет листьям придают особые вещества, которые обеспечивают жизненно-важный процесс – фотосинтез (питание растений), являющийся источником жизни не Земле.
Приложения.
№1
Приложение 2.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5.
Приложение 6.
Используемая лтитература.
В. В. Пасечник Биология 5 кл. М. Просвещение, 2021.
В. В. Пасечник. Биология 6 класс. М. Просвещение, 2021.
Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2011.
ru.wikipedia.org Фотосинтез-Википедия.
cxternat.foxford.ru Что такое фотосинтез
6