Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
города Мурома Владимирской области
Областная
научно-практическая конференция
школьников «Вектор познания»
секция «Технология»
Исследовательский проект
Сравнительный анализ
способов окрашивания ткани
натуральными красителями
Выполнила
ученица 9 класса МБОУ СОШ №18
Сергеева Ксения
Руководитель
Ильичёва Елена Алексеевна,
учитель технологии (обслуживающий труд),
высшая квалификационная категория
округ Муром, 2017г
Содержание
| Введение……………………………………………………………….. | 1 |
1. | Обзор литературы…………………………………………………….. | 2 |
1.1 | История применения красителей……………………………………. | 2 |
1.2 | Искусство окрашивания ткани в древности………………………... | 3 |
1.3 | Основные виды древних природных красителей…………………... | 4 |
2. | Природные красители как экологически чистый материал ………. | 4 |
2.1 | Получение натуральных красителей ……………………………….. | 4 |
2.2 | Окрашивание ткани ………………………………………………….. | 4 |
2.3 | Подготовка текстильных материалов к крашению………………… | 5 |
2.4 | Протравливание……………………………………………………… | 5 |
2.5 | Приготовление красильных отваров……………………………….. | 6 |
2.6 | Способы окрашивания ткани……………………………………….. | 6 |
3. | Практическая часть. Результаты исследования ……………………. | 7 |
4 | Заключение ………………………………………………………….. | 9 |
5. | Список литературы ………………………………………………… | 10 |
6. | Приложение ………………………………………………………….. | |
Введение
Мир красок очень разнообразен, очень много цветовых гамм. Эти гаммы красок могут не только радовать глаз, но быть и сильными раздражителями. Человек многое познал в разработке красок и научился красить и то, что ранее не поддавалось окрашиванию.
Изучая специальную литературу на занятиях в студии батика, я столкнулась с фактами, в которых указывалось на то, что для окрашивания ткани в древности использовались природные красители. Меня заинтересовал этот факт, раньше мне ничего не было известно о природных красителях, поэтому я решила более подробно изучить литературу и проверить на практике, какие природные красители возможно получить в домашних условиях. Так была определена тема моего исследования. Наши предки знали, что практически любой чистый цвет ткани можно придать при помощи натуральных красителей, которые легко найти в природе. Сейчас ткани красят на производстве. Но тем, кто увлекается рукоделием и предпочитает делать все своими руками, или тем, кто предпочитает все натуральное, в том числе и в одежде, это пригодится. Человечество, меняясь само, меняет и свой образ жизни, и порядки, и взгляды на окружающую его жизнь. Кроме того, человек меняет отношение к природе: сейчас уже люди не пользуются растениями в качестве красителей, а выбирают более быстрый путь.
Актуальность темы очевидна - в наши дни, когда можно пользоваться стойкими красителями, произведенными на фабрике, возникает вопрос: зачем нужно аутентичное крашение. Ответ однозначный — нужно. И нужно для того, чтобы быть ближе к природе, чтобы развивать свои творческие способности и получать интересные и, порой, неожиданные результаты, ни на что не похожие покраски для дальнейшего создания одежды, кукол, домашнего текстиля.
Гипотеза. Я предположила, что некоторые красители для ткани можно получить в домашних условиях, используя природные компоненты, но прочность и интенсивность окраски не всегда будет одинаковой.
Цель научно-исследовательской работы - изучение возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при крашении тканей.
Задачи проекта:
1. Провести анализ литературных источников: история красителей, механизм крашения, природные красители
2. Осуществить эксперимент по окрашиванию тканей и выявлению зависимости прочности окраски от различных факторов.
Объект исследования: воздействие натуральных красителей на текстильные волокна.
Предмет исследования: природные красители
1
1.Обзор литературы
1.1 Искусство крашения в древности
Исторические сведения об окрашивании различных предметов быта, одежда, домашней утвари и даже самих людей относятся к глубокой древности. Народный способ окраски растениями известен издавна. Например, был найден женский костюм из деревни РабивереХагериского прихода, который относится к концу XVII века.
Известно, что искусство крашения развивалось сначала в странах Азии и оттуда было перенесено в Карфаген. Из красилен Карфагена окрашенные ткани вывозили в Рим и Афины. Сохранившиеся окрашенные предметы свидетельствуют, что для крашения использовала вещества минерального и органического происхождения: цветные глины, оксиды металлов, вещества, содержащиеся в различных частях растений и в организмах некоторых животных. Для окрашивания волокнистых изделий преимущественно применяли материалы растительного происхождения: древесную кору, листья, плоды, цветы, корни. Растения со значительным содержанием красящих веществ произрастают, как правило, в жарком климате; отчасти именно этим объясняется, почему искусство крашения развилось именно в странах Азии, Африки и Америки, а затем распространилось по странам с умеренным климатом. Страны Европы получали красильные растения жарких стран, однако и в Европе были свои традиционно применяющиеся для крашения растения, такие как вайда, резеда и др.
Красильщики древности в своем ремесле сделали интереснейшие открытия, которые позволили им, имея в своем распоряжении всего несколько десятков природных красителей, получать до 800 цветов и оттенков. Они открыли секрет образования цветных "лаков" -способ получения разнообразной цветовой гаммы на ткани с помощью солей различных металлов (морданов или протрав) и всего одного красителя. Для закрепления окраска на хлопковых тканях одновременно с солями металлов использовали танинсодержащие вещества. Стойкая пунцовая окраска на хлопке при использовании марены достигалась применением масляной протравы, придающей хлопку способность соединяться с солями металлов и красителями, в частности с ализарином. Марева содержит в основном два красителя - пурпурин и ализарин. Красильщикам древности был известен способ выделения пурпурина и использования только его для получения более карминного оттенка окрашенной ткани, чем при крашении самой мареной. Древние мастера умели имитировать пурпур с помощью индиго, марены, танина и железа.
К величайшим открытиям древности относится кубовое крашение индиго. С помощью синего индиго и различных желтых красителей мастерам удавалось получать многочисленные оттенки зеленого цвета, так как в природе практически не существует стойких зеленых красителей для ткани. Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета ткани могли красить в течение нескольких недель. Крашение почиталось искусством. В конце XIX-начале XX века искусство крашения природными красителями практически было утрачено. Первые синтетические красители, яркие и сравнительно простые в способе применения, вытеснили природные красители из практики не только промышленного, но и кустарного окрашивания тканей и пряжи. На протяжении всего нескольких десятков лет большинство древних рецептов было забыто и утеряно1.
1.2. Важнейшие красители для тканей с древних времен до начала XX века.
Синие красители
Тирийский (античный) пурпур - красновато-фиолетовый краситель, источником получения которого служили средиземноморские моллюски Murexbandaris. Пурпур использовали для крашения шелка, шерсти, а также льняных тканей. Окраска пурпуром отличается необыкновенной прочностью. Красильщики измельчали тела улиток, размешивая с водой, и полученным раствором пропитывали ткань, которую развешивали на воздухе. Благодаря световой энергии (как выяснилось при современных исследованиях, аналогичное действие оказывает и соляная кислота) проявляется красный цвет пурпура (причем тот же эффект достигается и в инертном газе в отсутствие кислорода). Красный цвет образуется постепенно. Свежий желтоватый сок улитки приобретает зеленый, затем синий и, наконец, красный цвет, причем появляется запах чеснока. Кроме красного красителя в пурпуре содержится я синий (индиго), и именно смесь этих двух красителей дает пурпурный цвет. Из 12000 улиток можно было добыть чуть более 1 г красителя. Понятно, что это был самый дорогой краситель древности. У римлян пурпурные одежда носили только самые важные сановники – purpural.
Индиго - самое древнее и самое денное красящее вещество; название его происходит от латинского слова indicus, что значит индийский. Растений, из которых можно получить индиго, довольно много; они принадлежат к различным ботаническим семействам. Важнейшим среди них является индигоноска красильная (Indigo£erаteinctcria). Будучи родом из Индии, индигоноска культивировалась во всех жарких странах Африки и Центральной Америки. В центральной Европе издавна возделывалась вайда (Isatistinctoria) - двухлетнее растение из семейства крестоцветных, в котором также содержится индиго. Значительно меньшее количество индиго содержится в гречихе красильней (Polygonumtinotorium) Тем не мeнее и ее до начала XX века охотно применяли красильщика Манжурии и Китая. Во всех этих растениях содержатся особый глюкозид индикан, распадающийся при брожении на глюкозу и индоксил; последний кислородом воздуха окисляется в синее индиго, или индиготин.
Способ добывания натурального индиго состоял в том, что свежие листья индигоносных растений загружали в ямы и замачивали водой. Экстрагируемые вещества из листьев сбраживались в течение нескольких часов, в результате чего в растворе наряду с другими веществами образовывался индоксил. Последний при взбивании раствора лопатами окислялся под действием кислорода воздуха в индиго, которое в виде хлопьев синего цвета оседало на дне. Осадок отжимали и разрезала на куски. Содержание индиго (индиготина) в кусках колебалось от 10 до 90%в зависимости от вида растения и места его произрастания. Подученный краситель содержал индиготин, а также ряд примесей: коричневое индиго, индорубин, смолы, жиры, индиговый клей, минеральные вещества.
Из вайды индиго не извлекали, а использовали для крашения непосредственно листья и другие части растения.
Индиго нерастворимо в воде, но легко восстанавливается в лейкоиндиго (белое индиго), которое растворяется в водных растворах щелочей и снова способно окислиться до индиго. На этом основан процесс крашения индиго, заключающийся в тон, что ткань пропитывают щелочным раствором лейкоиндиго и затем подвергают окислению на воздухе. Ткань приобретает синюю окраску. Щелочные растворы лейкоиндиго получили название кубов, а сам процесс крашения индиго - название кубового. Индиго применялось для окрашивания хлопка, льна, шерсти и шелка в синий цвет.
3
1.3 Основные виды древних природных красителей (Приложение 1)
Природные красители уникальны и каждая краска имеет свою удивительную историю. Наши предки совершали огромный труд, находя травы, измельчая их, и изготавливая красители, они владели глубокими знаниями о свойствах растительного мира.
2. Природные красители, как экологически чистый материал.
Сейчас, когда наше сознание становится все более экологичным, мы все чаще склоняемся к использованию только натуральных веществ для любых домашних целей, и травы-красители могут помочь нам в этом. Насчитывают более двух тысяч красящих растений, но используется не более 130 из них. Самые ценные красильные растения происходят из тропических стран, но и в средних широтах их немало. Древнее искусство окрашивания тканей природными красителями возрождается в наши дни и становится особенно приятным, если применять травы, выращенные в собственном саду. Травы-красители могут выращиваться среди других культур или размещаться отдельно. Наилучшие красители получаются из свежих трав, цветов, нежных молодых листочков и спелых фруктов.
2.1 Получение натуральных красителей.
Растения-красители собирают в такую пору, когда в них содержится больше окрашивающих веществ: листья — весной, когда они полностью раскрылись; цветки — сразу после раскрытия бутонов. Корни — незадолго до цветения растений или осенью. Многие растения можно собирать все лето, например стебли и листья помидоров, моркови, картофеля, щавель, чистотел, зверобой, манжетку. Корневища и луковицы растений-красителей после сбора необходимо высушить.
Важнейшими растениями для травяных садиков, которые содержат красители ,являются: вайда, ромашка, резеда, марена, дрок, ягоды бузины, подмаренник, девясил, штокроза розовая, василек, анхуза, хмель, золотая рута, пижма и крапива.
Природные красители, содержащиеся в различных растениях, дают гамму цветовых оттенков.
Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Получение красителя зависит также от времени сбора растений. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки, чем при окраске высушенными (Приложение 2).
2.2 Окрашивание ткани
Окрашивание ткани состоит из трех этапов: экстракция, т.е. извлечение красителя, закрепления (протравки) и промывания. Материал, предназначенный для крашения, должен обладать хорошей смачиваемостью. Без предварительной тщательной подготовки, ткань не прокрашивается и становится неустойчивой к любым воздействиям2. Каждый материал окрашивают по-своему.
Способы крашения зависят от рода волокон материала, который требуется окрасить. К главнейшим волокнистым материалам относятся шерсть, хлопок, шелк, лен, пенька, солома и т.д. Волокнистые материалы как животного, так и растительного происхождения окрашиваются в виде готовой ткани или в пряже. Процесс крашения состоит в поглощении краски волокнами. В зависимости от материала протравливание можно производить перед окрашиванием, во время окрашивания и после него. При крашении существует масса всяких тонкостей, которые не скажешь в двух словах. Например: приготовленное для крашения растение размельчают до частиц размером примерно 4-5 мм и замачивают на 6-12 час или на сутки в мягкой холодной или теплой воде.
На 100 г пряжи берут 100-150 г сушеных растений или 250-300 г свежих на 1-2 л воды.
Затем кипятят в этой же воде 15-20 мин. на слабом огне; кору, корки — 2-4 часа. Отвар процеживают через марлю (сито) в емкость для крашения. Траву кипятят в марлевом мешочке. Чтобы полнее выделить краситель, кипячение повторяют в той же пропорции, затем сливают растворы вместе. Можно с этой же целью добавить чайную ложку кальцинированной соды из расчета на 1 л. воды. Кипятят и в один прием — за 1-2 часа. В конце экстракт разбавляют водой.
При крашении хлопка и льна после 20-30 мин. кипения кладут поваренную соль (2 ст.ложки на 2 л воды). Соль помогает краске выделиться из раствора. Далее кипятят еще 30 мин. Для шерсти и шелка при окрашивании растительными красителями уксусную кислоту в количестве 3-5% от веса пряжи добавляют в четыре приема: первый — при появлении пара, затем при закипании, остальное — через 15 и 30 мин. крашения. Пряжу в это время вынимают, а раствор перемешивают. Можно также прибавить 1-2 ст.ложки соли, растворенной в 1 л воды или насыпать соль прямо в краситель. Материал при этом надо вынимать.
2.3 Подготовка текстильных материалов к крашению.
Материал, предназначенный для крашения, должен обладать хорошей смачиваемостью. Ткань, окрашенная без предварительной тщательной подготовки, дает, как говорят специалисты «непрокрас».
Ткани из натурального шелка-сырца перед крашением необходимо в течение получаса прокипятить в растворе детского мыла с добавлением кальцинированной соды (Na₂CO₃). На один литр воды - 3 г мыла, 0,25 г соды, М = 30. После этого шелк тщательно промывают в горячем (70'С) растворе следующего состава: 0,5 г калгона (гексаметофосфата натрия), 0,5 мл нашатырного спирта (30-процентного), 1 л воды. Затем шелк прополаскивают в теплой воде.
Хлопчатобумажные и льняные ткани и нити также кипятят перед окрашиванием для улучшения смачиваемости. Для окраски в светлые тона суровые целлюлозные ткани отбеливают. Неотбеленный хлопчатобумажный или льняной материал перед крашением отваривают в течение 1 часа в таком растворе: на 1 л воды 2 - 3 г стиральной соды и несколько кусочков (≈ 5 г) хозяйственного мыла. При этом вода должна полностью покрывать пряжу или ткань (на 100 г материала - 3 л воды). После стирки материал прополаскивают 2 - 3 раза в теплой воде до полного исчезновения мыла, которое мешает равномерной окраске.
2.4 Протравливание
Крашение тканей растительными красителями требует предварительной или последующей обработки волокна солями металлов - протравливания. Она необходима для закрепления красителя.
В качестве протрав используются алюмокалиевые квасцы, железный купорос, дихромат калия, медный купорос и другие. Раствор протравы делают из расчета 10 г на 1 литр воды (1%-ный). Раствор алюмокалиевых квасцов требует нейтрализации кальцинированной содой. После обработки холодным раствором протрав в течение суток ткань хорошо выполаскивается и сушится.
По алюмокалиевой протраве на волокне образуются лаки красителей, цвет которых соответствует цвету истинного красителя взятого растения. Все другие соли металлов образуют с красителями лаки различных оттенков.
5
Поэтому алюмокалиевые квасцы - основная главная протрава при крашении естественными красителями.
Соли других металлов изменяют цвет истинного красителя: соединения меди образуют лаки с коричневым или оливковым оттенком, хромовая протрава - с зеленоватым. С железной протравой волокна окрашиваются в черные или оливковые цвета, в зависимости от красильного растения. Одним и тем же красильным растением можно окрасить текстильные волокна в разные цвета, пользуясь различными протравами. В красильную емкость можно погружать образцы ткани, протравленные только одним каким-либо способом. Перед опусканием в протравную емкость ткань обязательно смачивали водой.
2.5 Приготовление красильных отваров
Приготовленное для крашения растение размельчают до частиц размером примерно 4-5 мм и замачивают на 6-12 часов или на сутки в мягкой холодной или теплой воде. На 100 г пряжи берут 100-150 г сушеных растений или 250-300 г свежих на 1-2 л воды.
Затем кипятят в этой же воде 15-20 мин. на слабом огне; кору, корки — 2-4 часа. Отвар процеживают через марлю (сито) в емкость для крашения. Траву кипятят в марлевом мешочке. Чтобы полнее выделить краситель, кипячение повторяют в той же пропорции, затем сливают растворы вместе. Можно с этой же целью добавить чайную ложку кальцинированной соды из расчета на 1 л. воды. Кипятят и в один прием — за 1-2 часа. В конце экстракт разбавляют водой.
2.6. Способы крашения ткани Крашение - сложный физико-химический процесс, в результате которого между молекулами ткани и молекулами красителя образуются достаточно прочные связи.
Бак для окраски тканей должен быть просторным и не иметь трещин и сколов эмали, чтобы не было примеси посторонних веществ, искажающих цвет изделий. Ткань надо укладывать так, чтобы не образовывались складки, а раствор при крашении необходимо постоянно перемешивать, это поможет избежать не прокрашенных полос и обеспечит равномерную окраску. Если же требуется создать "мраморную" окраску, то пользуются техникой узлового батика: изделие после обычной подготовки связывают узлами или перетягивают тесьмой, под которыми ткань прокрашивается не до конца и получается более светлого тона.
Перед крашением ткань обязательно нужно смочить водой, иначе окраска выйдет неровной. Для окрашивания льна нужно взять в 15-25 раз больше воды, чем вес ткани. Красить не менее часа при очень тихом кипении (93°). Ткань должна быть погружена полностью. При крашении постоянно «переводить» ткань. «Переводить» ткань при тихом кипении следует не менее часа стеклянной или деревянной палочкой. Крашение нужно производить медленно, чтобы окраска была равномерной. В красящем растворе не должно быть комочков и ткань не должна образовывать складок.
После окрашивания ткань необходимо прополоскать в теплой воде, в которую добавлено немного столового уксуса.
Не всегда крашение производится непосредственно в процессе вываривания. Иногда необходимый цвет достигается спустя некоторое время после окончания процесса крашения. Примером этого является так называемая кубовая окраска шерсти, дающая исключительную по прочности и красоте окраску в синий цвет. Окрашивание ведется рядом способов,
различают: содовый, поташный, купоросный и другие кубы. Наиболее удобным в использование является содовый куб. Материал сначала окрашивается в желтый цвет, который быстро зеленеет, а под конец синеет. Окрашенный в синий цвет материал промывают в мыльной воде и прополаскивают в обыкновенной.
6
Для получения очень темного цвета окрашенный материал до промывки мыльным раствором несколько раз погружают в кубовый раствор. Если во время окраски цвет раствора ослабел, нужно прибавить немного краски из «матки» до получения первоначального цвета красочного раствора. Таким способом можно получить и другие цвета.
3. Практическая часть
В работе я использовала белую хлопчатобумажную ткань. Брусника, использованная для приготовления красителей, была собрана в лесу летом. Репчатый лук – куплен в магазине.
Большинство красителей, содержащихся в растениях водорастворимы. Их легко извлечь простым вывариванием растительного сырья. Вода, используемая для этого, должна быть обессоленной, чтобы краситель не выпал в осадок. За неимением дистиллированной использовалась горячая кипяченая вода.
Растительное сырье вываривалось в течение 1 часа в эмалированной посуде; вода должна полностью покрывать растительный материал. Выкипающую воду нужно периодически доливать.
Далее растительный отвар процеживался. Полученный экстракт можно хранить в прохладном месте несколько часов, но лучше сразу использовать для окрашивания образца ткани.
Окраска производилась в эмалированной посуде. В еще теплый красильный экстракт я опускала окрашиваемый материал, для ровного окрашивания предварительно намоченный. Далее оставляла его в красителе в течение 15 или 40 минут. Окрашиваемую ткань желательно периодически переворачивать для достижения равномерной окраски. Вынув окрашенную ткань из раствора растительного красителя, оставляла её для просушки. Затем разгладила ткань.
Опыт 1
Шелуху репчатого лука кипятила 20минут. Погрузила ткань с предварительно сделанными на ней узелками с помощью пуговиц и нитки в кипящую воду с шелухой. Кипятила 30 минут. Извлекла ткань из раствора. Высушила и разгладила выкрашенную ткань.
Итог: получился лоскуток коричневого цвета из-за узелков на ткани остались разводы, в места, где была завязана нитка остались светлые полосы (Образец 1) Приложение 3
Опыт 2
Пропустила раствор с луковой шелухой из предыдущего опыта
(Опыт 1) через сито, чтобы очистить раствор от шелухи и замочила в полученном растворе предварительно намоченные лоскутки ткани ткань. Один лоскуток держала 20 минут, а другой 60 минут. Высушила и разгладила выкрашенные лоскутки.
Итог: лоскуток, который был в растворе 20 минут (Образец 2) получился светлее, чем лоскуток, который был в растворе 60 минут (Образец 3) Приложение 4
Опыт 3
Я постирала лоскуток, который был замочен в растворе луковой шелухи на 60 минут, жидким мылом.
Итог: при стирке цвет пены не изменился ( был белый), но цвет лоскутка немного ослаб (Образец 4). Приложение 4.
Опыт 4
Ягоды брусники кипятила 20минут. Погрузила ткань, предварительно связанную в узел, в воду с брусникой. Кипятила 30 минут. Извлекла ткань из раствора. Высушила и разгладила выкрашенную ткань. Вывод: получился лоскуток розового цвета, на лоскутке почти не заметны разводы, т.к. ткань получилась светлая и светлые разводы на ней не особо заметны. (Образец 5) Приложение 5
7
Опыт 5
Пропустила раствор с брусникой из предыдущего опыта (Опыт 4) через сито, чтобы очистить раствор от ягод и замочила в полученном растворе предварительно намоченные лоскутки ткани. Один лоскуток держала 20 минут, а другой 60 минут. Высушила и разгладила выкрашенные лоскутки.
Вывод: лоскуток который был в растворе 20 минут (Образец 6) получился светлее чем лоскуток, который был в растворе 60 минут (Образец 7) Приложение 6.
Опыт 6
Я постирала лоскуток, который был замочен в растворе луковой шелухи на 60 минут, жидким мылом.
Итог: при стирке цвет пены не изменился, (был белый) но лоскуток совсем потерял свой цвет и стал (Образец 8). Приложение 6.
Вывод: интенсивность окраски ткани зависит от времени окрашивания, влияния щелочной среды (стирка мылом), обработки теплом (утюжка)
Опыт 7
Для закрепления цвета я решила протравить лоскутки во время покраски уксусом т.е. налила уксус в раствор луковой шелухи с расчетом 15 мл на литр и опустила туда лоскуток на час.
Вывод: сравнивая полученный лоскуток (Образец 12) с лоскутком полученным в результате обычного окрашивания тоже в течение часа (Образец 10 , видно, что у них незначительная разница в цвете. Приложение 7.
Опыт 8
Постирала жидким мылом лоскуток полученный в предыдущем опыте (Опыт 7).
Вывод: постиранный лоскуток (Образец 13) не потерял свой цвет, а даже стал немного ярче. Приложение 7.
Опыт 9
Повторила опыт №7 ,но уже использовала краситель из брусники.
Вывод: сравнивая полученный лоскуток (Образец 16) с лоскутком полученным в результате обычного окрашивания тоже в течение часа (Образец 14) , видно, что у них незначительная разница в цвете. Приложение 8.
Опыт 10
Постирала также лоскуток полученный в предыдущем опыте (Опыт 9).
Вывод: результат получился другим; постиранный лоскуток (Образец 17) потерял свой цвет и стал светло-розового цвета, но сравнивая его с образцом постиранным после обычного окрашивания в течения часа (Образец 15), он все же лучше сохранил свой цвет. Приложение 8
Где же можно применить полученные знания? Я начала с узелкового батика;
использовала полученные мною красители и зеленку (т.к. у меня не было зелёного красителя) Для этого я завязала несколько узелков на ткани обычной ниткой и покрасила промежутки между узелками полученными красителями (из луковой шелухи и брусники).
В результате получился образец №9. Приложение 9.
Здесь есть ещё то, над чем работать, используя советы. Приложение 10.
Я увлекаюсь вышивкой лентами и не всегда могу найти ткань нужного цвета для основы, попробовала, и вот что у меня получилось. Приложение 11.
8
Постельное бельё! Очень важно, какие красители используются при окрашивании этой ткани, ведь мы соприкасаемся с ней в течение 8-9 часов в сутки. Для этого в процеженный раствор луковой шелухи положила предварительно намоченную наволочку и держала в течение 12 часов, постирала, поутюжила. Получился цвет жёлтого минерала с цветом золота ремесленников. Приложение 12.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённой исследовательской работы я получила образцы хлопчатобумажных тканей, окрашенных в разные оттенки коричневого цвета (шелуха репчатого лука) и розовый цвет (ягоды брусники).
Красители для окраски могут быть легко получены из доступного природного растительного сырья. Процесс крашения ткани прост и мог осуществляться древними славянами и их потомками (X-XIX веков). Приобретение природных красителей доступно и не требует больших денежных затрат. Таким способом можно придать различные цвета белым тканям, покрывалам, постельному белью, полотенцам, обновить многие старые вещи. Окрашенные ткани будут радовать глаз и не причинят вред здоровью человека.
Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых красителей в быту уменьшает риск возникновения многих кожных заболеваний, различные проявления аллергических реакций, особенно в детском возрасте. В настоящее время возможно создание одежды из тканей, окрашенных природными красителями. Процесс крашения тканей интересный и увлекательный.
Природные красители уникальны и каждая краска имеет свою удивительную историю.
В результате проведенного исследования мне стало ясно, что природные красители содержатся в овощах, фруктах, ягодах и травах, так как они содержат в себе красящий пигмент, который и отвечает за цвет овощей и фруктов. В настоящее время возможно создание вещей из тканей, окрашенных природными красителями, но в основном они пригодны для декоративных работ.
Главный недостаток природных красителей в том, что их цветовая гамма ограничена, они дают не яркие цвета при крашении ткани, а если не использовать при крашении закрепители, то окраска ткани со временем становится блеклой или пропадет совсем. Для получения более сочного цвета необходимо многослойное, кубовое окрашивание. Хотя природные красители сильно уступают своими свойствами химическим красителям, они все же пригодны для выполнения декоративных работ.
К сожалению, мне не удалось получить выкрасы с другими цветами и оттенками. В летнее время я проведу опыты с покраской ткани, используя свежие овощи, растения и цветы, часть из них я оставлю в засушенном виде, чтобы использовать их зимой и присмотрюсь к травам в аптечной упаковке. Интересно: будет ли отличаться окрас ткани с использованием красителей из только что собранных растений и тех, которые прошли просушку? Я думаю, что это будет темой моей следующей работы.
Моя гипотеза подтвердилась: красители для ткани можно получить в домашних условиях, но прочность и интенсивность окраски не всегда будет одинаковой.
Цель работы достигнута, практическое применение найдено.
9
Список литературы
-
Елкина А. К. Крашение дублировочных материалов естественными органическими и кубовыми красителями// Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация/ М. : ВШИР. - Вып. 6(36), 1980. - С. 95-111.
-
Реставрация тканей. Крашение текстильных материалов. Методические рекомендации./ Сост. Семечкина Е.В., - ВХНРЦ - М., 1990
-
Спасова Ф. Основы практического крашения, М: Гардарика - 2000
-
Федотов Г. Сухие травы: основы художественного ремесла, М: АСТ-пресс – 1999
-
Хольмгардсгоди Б. Растительные красители лесной полосы России, М: Гардарика - 2000
-
www.narodko.ru
-
www.laestrella.ru
-
http://puteshestvvenik.
-
http://festival. 1september.ru.
-
http://images.yandex.ru/yandsearch
-
http://www.hnh.ru/handycraft/Nodular_batik
10
Приложение 1
Основные виды древних природных красителей
Название красителя | Из чего добывают | Цвет окрашиваемой ткани |
индиго | Кустарник-индигофера | Темно- синяя |
пурпур | пурпур, получавшийся из моллюсков, которые относятся к семейству багрянок. | Желтый, зеленый, синий, красно - фиолетовый |
охра | глины или рассыпающиеся в пыль комочки | Желтая, коричневая |
Уголь, копоть | Порошок, пыль, крошка | Черный, серый |
Ярко-желтая | кора барбариса | Желтая |
Кармин | Насекомые «конишель» | Багряный, алый, красновато - пурпурный, иногда оранжевый |
Ализарин | Корень марены (крап) | Ализариновый красный цвет, розово - красный |
вайда | Листья кустарника вайда - красильная | Синий, сине - зеленоватый, и для получения зеленого |
алканна | | Розовый, фиолетовый |
Сафлор(картамин) красильный, американский шафран | Лепестки | Розовый с золотистым оттенком, желтый - золотистый |
Красный сандал(сантамин) | Древесина сандалового дерева | Коричневый, синевато - красноватый |
Кампеш( синее дерево) | Толченая древесина | Серый и черный |
Кора дуба | Измельченная | Разные оттенки коричневого, золотистого |
Приложение 2
Цвета природных красителей
| Куркума, карри, лепестки цветков календулы, листья берёзы, полынь,крушина,толокнянка,восковик,барбарис,подмаренник,василистник. |
| Экстракт семян аннато, морковный сок, нерафинированное пальмовое масло. |
| Порошок паприки, облепиха, чистотел. |
| Алкана, можжевельник. |
| Шалфей, петрушка, листки пачули, шпинат,бузина.хвощь,щавель,можжевельник,бирючина,черёмуха,тополь. |
| Красный чай из сандалового дерева и/или красный порошок сандалового дерева – получается теплый красно-коричневый, крушина, трава серпуха, ольха, сливяное дерево, щавель конский, лишайники. |
| Корица, молоко, мед, а также большинство ароматных масел ванили |
| Порошок какао, шоколад, кофе, чёрный чай лечебная глина и т.д. |
| Вайда, гречиха, ежевика, черника, лакмусик, шалфей луговой, гераний лесной. |
| Щавель, кора черной ольхи, корни камыша, листья клена, зверобой, стебли бобов (осенью, после уборки урожая, высохшие) |
| Корень кувшинки, кора ракитника. |
| Ягоды бузины |
| Черника |
| Брусника |
| Репчатый лук |
Приложение 10
Техника узелкового батика
С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине. А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, даже детям, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.
Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ.
Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками…
Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов.
Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура.
Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.
Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора.
Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.
Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно.
Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.
Приложение 11
Практическое применение. Фоновое окрашивание.
Приложение 12
Практическое применение. Окрашивание постельного белья.
1 Федотов Г. Сухие травы: основы художественного ремесла, М: АСТ-пресс – 1999
2
2 Спасова Ф. Основы практического крашения, М: Гардарика - 2000
4