Сампурский филиал
МБОУ «Сатинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа на тему:
Школьная форма: «За» и «Против».
Подготовила:
Учащаяся 8 класса
Сампурского филиала
МБОУ Сатинской СОШ
Копылова К.
Руководитель:
Кормышова Н.И
Сампур 2014
2 слайд:
Проблема: Как должен выглядеть современный школьник?
Гипотеза: «Строгая одежда формирует чистоту нравов, а легкомысленные костюмы приводят к легкомыслию тех, кто их носит».
С.С.Уваров
3 слайд:
Цель: Изучить историю и оценить возвращение школьной формы.
4 слайд:
Задачи:
Изучить историю появления школьной формы в России.
Провести параллель между прошлым и настоящим;
Выяснить отношение учителей и учащихся к школьной форме.
5 слайд:
Из истории школьной формы.
В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. У учащихся гимназий были светло-синие фуражки с черным козырьком, цветным кантом и эмблемой. Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города.
6 слайд:
Из истории школьной формы.
Положение о форме для девочек было утверждено в 1896 году. Например, воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от их возраста. Для воспитанниц 6-9 лет — коричневый (кофейный) , 9-12 лет — голубой, 12-15 лет — серый и 15-18 лет — белый.
7 слайд:
Из истории школьной формы.
В 1918 г. декрет «О единой школе...» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. А в 1949 г. форму вновь ввели. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником-стойкой, а девочек в коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам белым). Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. Но уже через несколько лет серые гимнастерки были заменены синими костюмами.
8 слайд:
Из истории школьной формы.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы
В 1973 году появилась новая форма для мальчиков:
это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и двумя карманами с клапанами на груди
9 слайд:
Из истории школьной формы.
В 1988 г. в порядке эксперимента некоторым школам было разрешено отказаться от ношения формы, а через 4 года она была официально отменена во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, согласно закону «Об образовании». Исключение тогда составили учебные заведения, находящиеся в ведении военно-морского управления. Кадеты и курсанты различных военных училищ всегда ходили в форме.
Вот уже больше десяти лет российские школьники обходились без форменной одежды, а на занятия приходили, кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах.
10 слайд:
Из истории школьной формы.
В 2002 году встал вопрос о введении в школах единой формы.
11 слайд:
Школьная форма советского времени (с белыми фартуками) традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже на другие праздники.
12 слайд:
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Среди его нововведений – право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся.
Таким образом, в стране снова на законодательном уровне введена школьная форма.
Есть ли в других странах мира школьная форма? Если да, то как она выглядит?
13 слайд:
Школьная форма в разных странах мира.
Школьная форма в Японии известна на весь мир. Это и традиционные матроски для школьниц, и классический вариант одежды. Одежду для школ разрабатывают известные дизайнеры.
Школьная форма в Китае нередко напоминает спортивный костюм. Но приемлем и классический вид.
В Шри-Ланке форма обычно белого цвета. Так как жаркой стране такой цвет подходит лучше всего.
Школьная форма в Индии всегда очень нарядная и обязательна для всех. На девочках иногда бывают однотонные сари.
14 слайд:
Школьная форма разных стран мира.
В Великобритании в каждой школе действует своя форма, к которой обязательно прилагается кепка или шляпа с логотипом школы, а также галстук, верхняя одежда и даже носки.
Школьная форма в Мексике обязательна для всех учащихся. В каждой школе введена форма собственного цвета и дизайна.
Форма в Испании имеет, на первый взгляд, стандартный набор: блузка, юбка, жилет, гольфы, рубашка, брюки, галстуки.
В Бразилии школьная форма достаточно проста. Исключения бывают в традиционных или военно-учебных заведениях.
15 слайд:
Как вы видите, школьная форма в разных странах во многом схожа, но в то же время очень разнообразна и интересна по-своему.
Среди учащихся и учителей нашей школы я провела опрос на тему «Как вы относитесь к школьной форме». Результаты представлены в виде диаграммы.
75% учащихся начальных классов «ЗА» школьную форму. И только 25% «ПРОТИВ». В среднем звене обратная ситуация. «ЗА» школьную форму проголосовали лишь 23% учащихся, а 77% ею недовольны.
Большинство тех, кто отрицательно относится к школьной форме, мотивирует это рядом причин:
Не нравится именно тот вариант и стандарт одежды, который принят в школе. Возможно, что изменение цвета и модели улучшило бы ситуацию в положительную сторону.
Нарекания в адрес производителей формы, т.к. она не совсем удобна, многим в ней холодно в зимнее время года, а рыночные цены в связи с большим спросом на форму – сильно завышены.
16 слайд:
Существует общий перечень плюсов и минусов школьной формы.
Преимущества:
Школьная форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
Форма ограничивает возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка.
Единый стандарт на форму гарантирует, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
Если единая форма существует, её производство можно дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть расходов на обучение детей.
17 слайд:
Недостатки школьной формы:
Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы.
Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.
Качество большинства изделий оставляет желать лучшего.
18 слайд:
Мнение медиков…
Внедрение формы в учебно-образовательные учреждения поддерживают многие доктора и медицинские работники, поскольку они опасаются за здоровье учеников, порой посещающих занятия в небезопасной для их здоровья одежде. Нынешняя молодежная мода часто пугает: сочетание ярких кричащих цветов, обнаженная поясница, джинсы, обтягивающие до предела. Длительное переохлаждение пояснично-крестцовой области приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов, вызывая сбой функционирования почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов.
Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья. Школьная форма подходит по данному требованию и не вызывает нарушения здоровья учащихся.
19 слайд:
Выводы:
Я изучила историю школьной формы в России и выяснила, что на протяжении почти 2-х столетий форма менялась несколько раз, была отменена и вновь стала востребованной и актуальной.
Школьная форма принята не только у нас, в России, но и во многих странах мира.
Проведенный мною соц.опрос показал, что отношение учащихся к школьной форме оставляет желать лучшего по ряду причин.
Считаю, что требования к форме должны приниматься всеми участниками образовательного процесса и учитывать материальное положение многодетных и малообеспеченных семей.
Одежда учащихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам, месту проведения занятий, погоде, температурному режиму помещения.