МБОУ «средняя общеобразовательная школа №158»
ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА
Новосибирск-2017
Цель работы
Цель: Изучение основ деловой риторики.
Задачи:
- 1. Понять основы деловой риторики.
- 2. Ознакомиться с основными понятиями риторики.
- 3. Приобрести коммуникативные навыки.
Структура:
Работа состоит из введения, основной части, разбитой на подтемы, подведения итогов опроса девятиклассников и заключения.
Актуальность деловой риторики
Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны.
Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности по строить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей.
Актуальность деловой риторики
Важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам.
Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно – значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.
Вышесказанное обуславливает выбор темы «Деловая риторика» и обосновывает ее актуальность в настоящий момент.
Эпоха как фон создания образа (интересы, традиции, ценности, потребности)
Российская Федерация возвращается себе имидж Великой Державы, громко заявляет о своем месте на международной арене, больше не является просто сырьевым источником, как это было последние лет пятнадцать. С приходом к власти такого политического и идейного лидера, как Владимир Владимирович Путин страна снова смело заявляет о себе, как о мировой державе, с которой не только можно, но и нужно считаться. Наша страна переживает нелегкие времена, но вместе с этим в ней происходит новый подъем патриотических чувств у граждан, а также стимул для развития новых ресурсов, а, следовательно, и становления новой самодостаточной, ни от кого не зависящей страной!!!!
Первое представление героя: имидж персонажа (внешний вид, манера поведения, общения, невербальные средства общения)
Герой фильма – Владимир Владимирович Путин
компоненты делового общения
- Коммуникативные средства
- Познавательные
- Конструктивность в разговор, четкое устное словесное выражение
- Эмоциональность в обсуждении острых вопросов
I. Жесты и позы
1. уверенного в себе человека
- подбородок приподнят
- ноги широко раздвинуты в позиции сидя
2. жесты относящиеся к оценке сказанного
- открытые ладони, что говорит о честности и открытости
3. расстегнутый пиджак – знак открытости, дружеского расположения
II. Дистанция – не нарушающая личного пространства собеседника, что говорит об уважении к собеседнику.
III. Мимика – часто улыбается сдержанно, что говорит не только о его дружеском расположении, но и наличие аристократической сдержанности.
IV. Интонация – спокойная, размеренная речь, с ударными словами для акцента на идею или главную мысль.
невербальные средства общения Владимира Владимировича Путина
1. Кинесика – совокупность телодвижений: жестов, мимики.
невербальные средства общения Владимира Владимировича Путина
2. Просодика - система фонетических средств (тембр, акценты, интонация)
невербальные средства общения Владимира Владимировича Путина
3. Такесика – динамические прикосновения, определяются статусом, возрастом, полом, степенью знакомства.
Речь персонажа (специфические языковые средства, использование приемов агональной риторики)
Речь персонажа (специфические языковые средства, использование приемов агональной риторики)
- Речь Путина Владимира Владимировича представляет собой повествование в публицистическом стиле, преобладают такие фигуры речи как: эффект воздействия, лексический повтор (с точки зрения, сточки зрения украинского закона), общественно-политическая лексика.
- Происходит смешение стилей: научного и публицистического.
- Публицистический – эмоциональность .
- Научный – объективность, точность, прямой порядок слов.
- Таким образом, речь главного героя становится выразительна, иронична, индивидуальна. Риторический образ Путина В.В. дополняется элементами агональной состязательной риторики , в которой наряду с лингвистическими аргументами соседствуют эмоции, практические стимулы, актуальность.
-
Личностные и деловые качества персонажа
Выделим наиболее популярные виды деловых качеств и оценим их присутствие в образе Владимира Владимировича:
- умение работать в команде;
- организаторские способности;
- умение четко излагать свои мысли устно и письменно ;
- умение убеждать и выступать перед аудиторией ;
- вежливость и тактичность.
Таким образом, в образе Владимира Владимировича Путина деловые качества преобладают над личностными.
Способы построения взаимоотношений с партнерами (использование Искусства словесной атаки, цитированием)
- Владимир Владимирович Путин в своей речи часто использует искусство словесной атаки . Прежде всего оно связано с использованием фраз-убийц, а также с умением парировать их по правилу (оценка, возврат, углубление).
- Искусство словесной атаки направлено на конструктивный диалог, но, если невозможно, вернуть собеседника к сотрудничеству, то через эмоциональный уровень переходят к ответной реакции, либо с положительным, либо с отрицательным исходом.
Д иалог П утина В.В. и его собеседника. В нём присутствуют все элементы композиции: зачин, формулировка темы, развитие позиции сторон, подведение итогов.
Общение с оппонентами: ведение деловой беседы, делового телефонного разговора, деловых переговоров, межкультурного взаимодействия
Деловых телефонных разговоров Владимир Владимирович не ведет, а если и использует телефон в деловом общении, то разговор крайне короткий.
Навыки публичного выступления персонажа (композиция вступления, приемы привлечения и удержания внимания аудитории)
- Владимир Владимирович по долгу службы публичная личность и любое его выступление, беседа, интервью по факту уже публично. Ораторство - это его часть профессии. Мысли его убедительны и остроумны, лаконичны и конкретны. Не нуждаются в излишних толкованиях.
позиция в оценке деловых качеств героя, переданная посредством создания литературного образа
- «Крым – путь на Родину» – это документальный фильм о современной истории, о событиях к которым ни один человек не остается равнодушным.
- Путин Владимир Владимирович - демонстрирует человеческие качества, такие как доброта, ответственность, активность, жизнелюбие, коммуникабельность. Именно эти качества лежат в основе человеческих отношений, которые, в свою очередь, становятся фундаментом отношений деловых.
Результаты опроса
- Знаете ли вы, что такое деловая риторика?
Результаты опроса
- Знаете ли вы различия между вербальными и невербальными средствами общения?
Результаты опроса
- Смотрели ли вы фильм «Крым. Путь на Родину»?
Результаты опроса
- Как вы относитесь к нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину?
Результаты опроса
- Как вы считаете, какие качества преобладают у В.В. Путина – личностные или деловые?
Результаты опроса
- Замечали ли вы, что В.В. Путин очень редко решает какие-либо вопросы по телефону?
Результаты опроса
- Как вы считаете, нужно ли человеку, не работающему в политике, уметь излагать свои мысли убедительно, остроумно и лаконично?
Результаты опроса
- Как вы думаете, какие качества должны быть у человека, чтобы работать президентом?
- Ответственность
- Ум
- Красноречие
- Умение быть лидером
заключение
Изучая тему «Деловая риторика», перед нами стояли задачи, которые были достигнуты в процессе исследования. Мы изучили основы деловой риторики, ознакомились с основными понятиями и постарались приобрести коммуникативные навыки.
Можно сделать вывод, что овладение культурой деловой речи и общения, выработка собственного стиля служебных взаимоотношений, формирование имиджа обязательны для профессиональной пригодности современного гражданина Российской Федерации.