- посмотреть на ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ с двух точек зрения :
как на ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и как на СОБЫТИЕ,
- чтобы ОСОЗНАТЬ и УЛОВИТЬ характер
исследовательского проекта (и любого другого) в отличие от характера урока/занятия для того,
- чтобы осознанно, целенаправленно, легко и эффективно УПРАВЛЯТЬ исследовательским проектом в радость себе и детям.
Каждое событие имеет свой характер (в восприятии человека). человек придает характер природным явлениям: грозный (шторм), трагическое, мягкое и пр., что отражается в соответствующем понятии.
каждое понятие обозначается термином, то есть каждое явление имеет свое имя и свой характер: дождь, гроза, ливень, радуга, туман, тайфун, ураган, бриз, ветер и пр.
так и каждое событие – имеет свое имя и свой характер и свои особенности протекания: рождение, болезнь, смерть, свадьба, война, революция, праздник, семейный обед, урок, работа, перемена …
Есть события, которые длятся минуты (урок, перемена) и
оставляют небольшой «след» в памяти и сознании.
Другие события длятся недолго (свадьба) или долго, годами (обучение, заключение, замужество, революция, война, болезнь и т.п.), и оставляют существенный «след», переворачивают жизнь «с ног на голову», оставляют неизгладимый след в жизни человека …
Третьи длятся бесконечно долго, являясь «фоном», условием протекания более коротких во времени событий
Одни события возникают и заканчиваются, приходят и уходят вне и
независимо от нашего сознания, возникают и заканчиваются как бы
«сами по себе (конфликт, болезнь, успех и пр.)
Другие события происходят по нашей задумке, по плану, в соответствии с какой-то программой, расписанием, режимом дня ...
Это обучение в школе, праздники, каникулы, уроки , контрольные, экзамены, перемены, завтраки, обеды и ужины, проекты , в том числе исследовательские …
Обучение в начальной школе – это достаточно продолжительное произвольное событие в жизни каждого человека.
Это событие состоит из великого множества больших и малых, пересекающихся и непересекающихся, предсказуемых и неожиданных, важных и второстепенных, приятных, радостных и грустных, желанных и нежеланных событий.
И все эти события в сознании ребенка как картинки в калейдоскопе …
Жизнь вообще и жизнь каждого человека неоднородна –
она состоит из разных событий :
- больших и малых,
- радостных и трагичных,
- важных и обыденных,
- традиционных (привычных) и необычных,
- целостно-завершенных и незавершенных … Одни события длятся годы (школьное обучение,
например) , другие меньше года (учебный год), третьи длятся минуты (урок, перемена, обед, прогулка и пр.) …
- Коммуникативное событие – это ограниченный в пространстве и времени, мотивированный, целостный, социально обусловленный процесс взаимодействия коммуникантов
Каждое событие состоит из этапов, фаз, частей, элементов, участников и других составляющих это событие компонентов …
Учебный год состоит из четвертей или триместров
Учебные четверти и триместры состоят из недель, в которых свое «веселое» начало (всегда трудно «запустить» процесс) и свой конец, перегруженный контрольными и проверочными работами
Учебные недели состоят из учебных дней и выходных (после последних трудно входить в ритм).
Учебный день состоит из череды уроков, перемен, занятий и других событий (завтрак, обед, экскурсия, библиотека, кружок, секция, прогулка и пр.)
Урок имеет свое внутреннее устройство, структуру и продолжается до 45 минут.
Проект, по сравнению с уроком – это продолжительное событие , которое протекает несколько дней или несколько недель, пересекаясь и перемежаясь с другими учебными событиями …
Работа в проекте как событии предполагает:
- иной ритм работы сознания участников этого события;
- иной характер отношений между участниками проекта !
Задача учителя: помочь детям правильно распределить время, интересы и внимание между уроками и проектом, чтобы одно учебное событие не «заглушить» другим учебным событием, а организовать взаимодействие, «взаимопонимание» и «взаимопомощь» уроков и проекта, и всех событий в школьной жизни ребёнка.
Основным компонентом школьного обучения считается урок.
В настоящее время появилась необходимость новых форм школьного обучения и воспитания , которые требуют серьезного пересмотра, осмысления подходов, механизмов и инструментов, лежащих в основе
«выращивания» субъекта собственной учебной деятельности , то
есть личность , действующую осознанно и целенаправленно .
Процесс выращивания осознанного и целенаправленного субъекта следует начинать с первого класса , когда проект для ребенка представляется как просто одно из СОБЫТИЙ учебного дня : интересное, приятное, познавательное, но – не как ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Только собственные осознанные и ц еленаправленные действия ребенка с ИНФОРМАЦИЕЙ могут развивать его способности работать с ней.
Значит, наша задача в начальной школе состоит в организации условий, « провоцирующих» осознанные информационные действия детей , осознанность умения учиться.
Что умеем делать хорошо – то и любим. Чего не умеем — того и не любим. Не получается. Потому и скучно. А коли скучно, то и лень, и бессилие.
Мы можем и должны рассматривать учебный проект или любое учебное занятие как событие развития и воспитания обучающихся .
Эта идея «скрепляет» и удерживает все возможные слои и аспекты образовательной практики – в ней соединяются и теоретическое конструирование события , и живая деятельность взрослых (учителей) и детей (учеников).
* Эмансипация младших школьников – признание детей учителями и родителями дееспособными , то есть осмысленно и ответственно действующими субъектами
В науке определено понятие «учебное занятие» как пространство усвоения знаний и формирования универсальных учебных действий как фрагмент учебной деятельности по формированию познавательных, личностных и метапредметных результатов и как интервал в 30-45 мин.
Ключом к решению проблемы о специфике учебного занятия как события воспитания и развития является представление о новом типе содержания, разработанного в ФГОС общего образования.
Качественно новое содержание всегда требует
качественно новых форм его освоения .
Эту закономерность сформулировал еще Л. С. Выготский. Он писал:
«Новый тип обобщения требует и нового типа общения » .
Учитель должен включать ребенка в конкретную осознанную предметную
деятельность в ходе протекания проектного события, то есть:
- Использовать в ходе события различные способы возвращения детей к прожитому ранее и ранее приобретенному опыту (на других уроках, дома, на улице и пр.).
- Фиксировать разными способами (выращивать интеллект-карту, например, строить диаграммы настроения и пр.) что нового ребенок усвоил и насколько он с удовольствием возвращается к освоенному накануне способу действия (чем вчера занимались на математике, что узнали нового, сохранились ли знания в памяти...).
- Создавать «зацепки»*, т. е. «обнаруживать» с детьми неожиданные странности в учебной ситуации, искусственно создавать паузы-остановки в привычной череде учебных или проектных действий и событий, которые переводят их в ситуацию неопределенности, «загадочности» …
- Создана ли комфортная психологическая атмосфера учебного события
- Получилось ли совместные межличностные переживания использовать для перехода к совместной учебной или проектной деятельности.
- Переживают ли школьники успешность/неуспешность своих практических действия (это важно как подтверждение их значимости для обучающегося).
- Удалось ли создать проблемную ситуацию («озадачивание») в качестве
«нового» поворота в уже знакомом материале, в ходе событий.
- Есть ли «разрывы» непрерывности, переживание невозможности дальнейшего движения, которые «требуют» обсуждения сложившейся ситуации, выход из которой — определение и постановка задачи: «Мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти»*.
* Именно здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность детей.
45
- сохранение логики и осознанности протекания проектных событий,
- четкость применения терминов и понятий, что позволяет детям ясно осознать отличие старого знания от нового;
- наличие умения «держать паузу» как проявление мастерства учителя, свидетельство корректности, точности поставленной учебной задачи;
- применение учителем разнообразных форм
индивидуального общения с каждым учеником класса.
Рефлексивно-оценочный этап – это развязка и эпилог учебного
занятия/проекта, который придает событию целостность .
Здесь совершается, осуществляется:
- рефлексия пути о цели к планируемому результату ,
- рефлексия движения (процесса) и поиска, осознания новых
знаний ,
- фиксируется и обосновывается решение учебной задачи,
- делается упор на общем деловом обсуждении продвижения вперед отдельных учащихся и всего класса (шкала развития), и самого учителя.
Завершение учебного занятия как СОБЫТИЯ должно быть пережито детьми и осознано как их личный вклад в общую коллективную
деятельность .
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНТАКТ , который предполагает:
- ПЕРЕЖИВАНИЕ общего и индивидуального пространства душевного комфорта (мы вместе не просто чтобы что- то познать, мы целостны, нам хорошо с нашим учителем);
- НАЛИЧИЕ ОПОРЫ НА МОТИВ межличностного общения, подчеркивающего приоритет целостности каждого из участников совместной деятельности;
- ОСОЗНАННОСТЬ всех действий и РЕФЛЕКСИВНОСТЬ (что я делаю, зачем, как)
Мне понятно, я осознаю:
- что мне надо или хочется сделать и изменить;
- насколько это важно для меня и почему это важно;
- как срочно и как это следует сделать;
- кто мне в этом может помочь и что может помешать;
- есть смысл составить список дел и работать по плану;
- как делать выбор и расставлять приоритеты;
- как важно уметь управлять собой.
- Осознанность чтения связана с пониманием значений слов и смысла предложений, которые входят в художественный, учебный или научный текст, с пониманием смысловых отношений между частями текста, но главное – с осознанием основной мысли художественного или научного произведения
- Осознанность чтения – результат обучения чтению и уровня развития мышления, уровня знаний.
Мозговой штурм – это важнейшее проектное событие , которое позволяет в оперативном режиме найти варианты решения затруднения, проблемы без обращения к источникам.
Мозговой штурм – метод решения проблемы посредством стимулирования творческой активности детей для поиска решений, в том числе нетрадиционных.
Моделирования – это важнейшее проектное событие, метод познания окружающего мира, выбор образно-наглядного заместителя/заменителя исследуемого объекта (явления или предмета) и перенесение информации на этот от объект на модель в целях его познания, управления или конструирования.
Интеллект-карта – мощный инструмент работы с собственным сознанием, так как она помогает:
- Осознать, «что я знаю» о том или ином объекте,
«что я понимаю» или «что я умею».
- Структурировать информацию и знания, которые в памяти, выявить «пробелы».
- Визуализировать и предъявить свои знания, свое
понимание.
- Визуализировать направления выбора. и пр.
Метод анализа документов позволяет получить сведения о фактах, прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможен или почему-то невозможен.
Анализ документов может быть качественным («проблемный поиск», погружение в тему, тематические обобщения) и количественным (контент-анализ, основанный на идентификации «поисковых образцов» и их подсчете).
К числу документов относятся: 1) письменные источники-тексты в любой форме; 2) статистические данные ; 3) иконографические изображения (кино, фото и т. п.); 4) фонетические документы (радио, телевидение, магнитофон и т. п.); 5) информация в машиночитаемой форме (дискеты, компакт-диски и т. п.).
Измерение – это один из важнейших и наиболее труднопонимаемых в начальной школе процессов, требующий особенного внимания учителя. Это процесс сбора количественных данных о чем-либо в числовом выражении методом сравнения с эталоном. Включает в себя взаимодействие целого ряда элементов системы измерения: объект измерения, измерительная задача, методы и средства измерения, результат и погрешность (точность) измерения, измеряющий (субъект измерения). Измерять можно длину, ширину, высоту, расстояние, площадь, вес, объем, скорость, силу и пр.
- 1. Принятие решения о начале измерения объекта внимания, исследования, познания, интереса.
- 2. Уточнение цели измерения – измерительной задачи.
- 3. Выбор единицы измеряемой величины, способа измерения и необходимых инструментов, приспособлений, методов, выбор способа фиксации полученных данных.
- 4. Проведение измерения в соответствии с поставленной целью и измерительной задачей.
- 5. Обсуждение погрешности (точности) измерения.
- 6. Определение и обсуждение меры самостоятельности проведения измерения (самостоятельно, совместно со старшими участниками и пр.).
- 7. Составление таблиц, графиков, диаграмм, их корректировка при необходимости.
- 8. Поощрение или награждение инициативных участников проектного события.
- 9. Принятие решения о завершении события.
Данные об измерении объекта внимания, исследования:
- Значения измеренных величин (длина, расстояние, площадь, вес, сила и пр.) – их документальное представленные (таблицы, фото, схемы, рисунки, текстовые описания и пр.)
- Схемы, диаграммы, графика, интеллект-карты, таблицы, эскиза, рисунка, короткого заключения.
- Уже а начальной школе дети должны понять, что такое потребности, мотивы , цель , средства , установки , ценности, методы, условия, результат деятельности (дети не осознают это, если с ними об этом не разговаривать …);
- Задача учащихся осознать значение своего понимания собственных мотивов, цели , средств деятельности , методов и результат
деятельности (умения посмотреть на себя со стороны), а также научиться превращать свою непроизвольную активность в
целенаправленную деятельность .
- Проект – это активная форма обучения ;
- Проект – это сложный многофакторный процесс;
- Проект – это деятельность личности или группы;
- Проект – это путь от цели к результату (этапы большого пути);
- Проект – это система взаимосвязанных элементов;
- Проект – это реализация плана и совокупность результатов;
- Проект – это современная форма социально-производственных отношений;
- Проект – это исключительно творческая деятельность;
- Проект – это материализованный продукт проекта;
- Проект как событие и проект как деятельность .
позволяет создать условия наиболее быстрого и эффективного
достижения требований ФГОС , в которых прописаны:
- Личностные результаты (система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
- Метапредметные результаты (система универсальных способов деятельности, которые применимы при решении задач в любой предметной области, а так же в реальных жизненных ситуациях - это познавательные, коммуникативные и регулятивные действия)
- Предметные результаты (система конкретных знаний и навыков, которые усваиваются школьниками в рамках и в логике отдельного учебного предмета)
- мы конкретизировали содержание понятий « событие », « проект », « осознанность » и
« новый образовательный результат »;
- обсудили событийный подход к организации проектной работы детей в начальной школе, разработанный в науке;
- выяснили, что такое проектное событие , из каких проектных событий обычно состоит проект, познакомились со структурой проектного события и его характеристикой;
Презентацию подготовила учитель начальных классов: Козлова Л.Ф.
Спасибо за внимание!