СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект. Влияние прыжков через скакалку на развитие физических качеств детей.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект. Влияние прыжков через скакалку на развитие физических качеств детей.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15

Влияние прыжков через скакалку на развитие физических качеств детей.

Проект-исследование










Исполнитель:

Сорокин Иван

ученик 9 класса

Руководитель проекта:

Павлова Екатерина Александровна

учитель физической культуры







п. Карпушиха

2024 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3 

1.Теоретическая часть……………………………………………………………4

1.1  История возникновения скакалки, виды……….…………………………..4

1.2. Требования к подбору скакалки…………………………………………….7

1.3. Противопоказания для прыжков на скакалке………………………………8

1.4. Техника безопасности при прыжках на скакалке………………………….9

2. Практическая часть…………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………...………………………..11

Список литературы………………………………………………………………12

Приложения …………………………………………………..…………………13




Введение.

Прыжки, так же как ходьба, бег, метание, лазанье, упражнение в равновесии, используются во многих жизненных ситуациях с древних времён.

Для детей скакалка является одним из самых доступных и любимых детьми спортивных снарядов. Прыжки на ней являются прекрасным физическим упражнением, они развивают выносливость и ловкость, улучшают осанку и укрепляют все мышцы тела и сердечно-сосудистую систему организма, и поэтому полезны не только для детей, но и для взрослых. Кроме того, прыгать на скакалке и играть с ней в разные игры – это весело!

Вместе с историей развития человеческого общества развивались и совершенствовались разновидности прыжков, повышались результаты в прыжках. Это определило тему нашей исследовательской работы: Влияние прыжков через скакалку на развитие физических качеств личности.

Данная тема является актуальной, потому что прыжки через скакалку являются средством развития физических способностей, способствуют развитию выносливости, координации движения, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а так же голеностопные суставы, мышцы ног, кисти рук.

Цель - изучить влияние прыжков через скакалку для развития физических качеств обучающихся.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Используя литературные источники, изучить историю возникновения скакалки как инструмента развития физических качеств человека.

2. Практическим путем выяснить влияние этого спортивного снаряда для развития физических качеств личности обучающихся

3. Создать видеоуроки по прыжкам через скакалку для детей младшего возраста

Предмет исследования: оценка физических качеств личности – выносливости, скорости, координации обучающихся

Объект исследования: влияние прыжков через скакалку на развитие физических качеств личности школьников.

Гипотеза: систематические занятия прыжками через скакалку улучшают физическое развитие школьников

Теоретическая часть

1.1 История возникновения скакалки, ее виды.

Скакалка – это предмет для спортивных занятий, состоящий из кожаного или синтетического шнура и ручек. Скакалку ещё называют "прыгалкой", и уже из названия понятно, какие действия нужно выполнять с этим спортивным снаряжением.

Ни для кого не секрет, что непритязательный предмет веревочка, прозванный скакалкой, по сути, универсальный тренажер, равного которому человечество еще не изобрело. Никто не зафиксировал точной даты появления его на свет, но гениальная простота снаряда заставляет признать, что люди нашли ему применение с древнейших времен. Римские фрески, изображения бродячих артистов средневековья, более поздние гравюры и рисунки изображают действия, сходные с теми, что мы можем наблюдать в каждом дворе, где после школы резвятся ребята. Даже спортивная форма не была необходимостью. Еще наши прабабушки отлично ладили с веревочкой, изящно прыгая в пышных юбках и на каблуках, поражая кавалеров грацией и ловкостью. Однако смекалистые тренеры быстро сообразили, что дамские развлечения можно применять для подготовки спортсменов, причем, весьма рационально.

Уже в ХVIII веке лондонские боксеры, жокеи сгоняли вес и накачивали мышцы ног прыжками до полного изнеможения. А еще раньше во французских и итальянских школах фехтования тот же способ применялся для формирования мышц конечностей: у фехтовальщиков должны быть «железные икры». И в современных видах спорта скакалка применяется повсеместно как основа при физической подготовке (ОФП), а в художественной гимнастике упражнения со скакалкой один из основных видов программы.

Большим поклонником популяризатором скакалки был знаменитый боксер Мохаммед Али. На показательных выступлениях он пропрыгал 15 трехминутных раундов (с перерывами в 1 минуту) при этом все время поддерживал очень высокий темп 220 прыжков в минуту. В южнокорейском городе Пуссон на специальных соревнованиях 65летний ПокПон Та за час соревнования со скакалкой сделал 14628 прыжков (224 прыжка в минуту). Японец К.Судзукуна прыгал через скакалку 37427 раз подряд, ни разу не зацепив. На свое выступление он затратил 4 часа 22 минуты 50 секунд в темпе 142 прыжка в минуту.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что никто не зафиксировал точной даты появления его на свет, но гениальная простота снаряда заставляет признать, что люди нашли ему применение с древнейших времен.

В современном мире существует уже отдельный вид спорта по прыжкам через сакалку.

Скиппинг – относительно молодой вид спорта, начавший развиваться за рубежом около 30 лет назад, а в России – с начала 90-х годов прошлого века.

Понятие скипинг появилось от английского “skip”, т.е. прыгать. Оформился в отдельную спортивную категорию скипинг еще в начале 80-х годов 20 века. Сегодня скипинг подразумевает не только прыжки через скакалку, а более широкий комплекс упражнений с применением этого простого, дешевого и компактного тренажера. Скипинг невероятно популярен в среде боксеров, волейболистов, борцов, пловцов, конькобежцев и просто людей, ведущих здоровый образ жизни.

Выделяют следующие виды скакалок:

1.Утяжеленная скакалка

Утяжеленные – утяжеленными могут быть ручки или шнур. Ручки утяжеляются за счет подшипников или специальных стержней. Такая скакалка – самая скоростная. Если же утяжелен шнур, то скакалка будет медленной, зато даст хорошую нагрузку на плечевой пояс.

2.Скоростная скакалка

Данные приборы делают больше среднего оборотов в минуту, поэтому даже 10 минут тренировки с ней способны дать нагрузку, сравнимую с 3-х-километровых кроссом. В отличие от утяжеленных, они легче в обращении и приспособлены скорее не для накачивания мышц, а именно сжигания жира.

3. Электронная скакалка со счетчиком калорий.

Электронная скакалка со счетчиком калорий. Скакалка вычисляет количество потраченных калорий, исходя из введенных данных о весе тела.

Достаточно всего лишь взвеситься и затем ввести свои параметры в счетчик. А потом «умный» прибор самостоятельно подсчитает точное количество потраченных калорий.

4.Скакалка со счетчиком оборотов.

Очень необычная, у неё есть счетчик, с помощью которого можно знать сколько раз ты сделал прыжков.

5.Детская скакалка с пластиковыми ручками.

Детские – самые дешевые и простые скакалки с пластмассовыми ручками и шнуром из ПВХ. Длина не регулируется. Они не подходят для активных физических нагрузок, по длине могут быть коротковаты для взрослых, но неплохи для разминки.

6.Гимнастическая скакалка.

У гимнастической скакалки в художественной гимнастике не имеются ручки, вместо ручек разрешается обжигать края или завязывать на концах узлы. Внешне она похожа на верёвку. Скакалки изготавливаются из нейлона или пеньки.

У них произвольный цвет - скакалки могут быть либо цветными, либо однотонными.

7. Нейроскакалка - современная скакалка, представляющая собой ось со светящимся колесом на конце и кольцом, которое нужно крутить на ноге, перепрыгивая через ось. Это отличный тренажер для детей. В отличие от простой скакалки, ее не нужно держать руками, она надевается на одну ногу.

1.2. Требования к подбору скакалки.

В диаметре скакалка должна быть не тоньше 0, 8 или 0, 9 см. Если она будет тоньше – она будет слишком легкой и ее будет трудно крутить; если толще – то наоборот, тяжело. Она должна быть достаточно длинной, чтобы касаться каждый раз пола в тот момент, когда туловище выпрямлено и руки находятся на уровне бедер. Для того чтобы определить правильную длину скакалки, ребенок должен взять ее за ручки и наступить в середине стопой. Когда ребенок ее натянет, концы должны касаться подмышек. Остальную длину необходимо срезать. Когда скакалка слишком длинная, то трудно контролировать движения. Если скакалка слишком длинная, и вы завязали на ней узлы, чтобы укоротить, может произойти удар по телу тот же, что и от удара камнем

Если возможности лично измерить длину скакалки под свой рост нет, ориентируйтесь на общепринятую таблицу соотношения роста к длине:

- для роста до 150 см подойдет 1,8-метровое изделие;

- 151-167 см - 2,5 м;

- 168-175 см - 2,8 м;

- 176-183 см - 3,0 м;

- от 183 см – 3,5-3,8 м.

Требования, которые обязательно необходимо соблюдать при прыжках на скакалке:

-прямая спина;

-при отрыве и приземлении необходимо пружинить ноги;

-делать круговые движения кистями рук с прижатыми к корпусу тела руками.

3. Разновидности прыжков

– прыжки классические;

– прыжки на одной ноге;

– прыжки боком;

– прыжки в приседе;

– прыжки «руки скрестно»;

– прыжки с продвижением;

– прыжки со сменой ног;

– прыжки «ноги скрестно»;

– прыжки смешанные;

– прыжки парные;

– прыжки групповые;

– прыжки сложные;

– многоборье.

1.3. Противопоказания для прыжков на скакалке

К сожалению, не всем рекомендуется заниматься прыжками на скакалке, так как нагрузки при выполнении данных упражнений очень велики. Детям, которые имеют проблемы с суставами, коленными чашечками, хрящами, лишним весом лучше выбрать другой вид упражнений. Также следует учесть, что при прыжках очень сильно увеличивается артериальное давление, поэтому тем, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, следует обратиться к врачу за консультацией. Не помешает при занятиях скипингом аккуратность и абсолютно здоровому человеку, особенно, если в этом деле вы - новичок. Не усердствуйте на первых порах, постепенно увеличивайте нагрузку. Это только глядя на тренировку профессионального спортсмена, кажется, что прыгать через скакалку проще простого. Кроме того, осмотритесь вокруг, чтобы не завалить на себя взвивающейся скакалкой предметы интерьера. Также обращайте внимание, на что приземляетесь. Ведь при неосторожном приземлении с прыжка можно подвернуть ногу.


1.4 Техника безопасности при прыжках на скакалке

Прежде, чем приступить к тренировкам, нужно хорошенько разогреться. Сделайте хотя бы за пять минут упражнения на растяжку мышц, несколько скручиваний, наклоны, прыжки.

К занятиям со скакалкой лучше приготовить спортивную обувь на амортизирующей подошве: кеды или кроссовки.

Во время прыжков на скакалке ноги в момент приземления должны пружинить, не выпрямляйте их до конца во время прыжков. Приземления производятся на носочки с перекатом на пятку при обратном прыжке.

Прыжки на скакалке должны быть легкими и бесшумными, как у кошки.

Скакалку надо держать крепко, но без напряжения. Работать должны кисти рук и предплечья. Вращения круговые. Плечевые суставы не участвуют. Спину держите ровно, плечи расслабьте.

Учтите, что прыжки со скакалкой на асфальте, создают большую ударную силу на суставы, чем на полу.

Предплечья должны быть вдоль тела прижаты к корпусу, слегка согнуты в локтях.

Тренировки на скакалке нужно начинать в размеренном ритме, набирая увеличивающийся темп прыжков со скакалкой.

Интенсивность тренировок со скакалкой так же увеличивайте постепенно.


Глава II. Практическая часть

Практическая часть исследовательской работы проводилась на базе МАОУ СОШ № 15 и МАДОУ № 15 «Малышок» в период с декабря 2023 года по февраль 2024 года. В эксперименте участвовало 10 детей подготовительной к школе группы детского сада и 9 учеников 1 класса.

На начальной стадии исследования были выявлены:

1. умение прыгать на скорость в течение 10 секунд

2. умение прыгать на выносливость в течение 1 минуты.

По результатам исследования получились следующие данные (Приложение 1).

Результаты проведенных исследований оказались неутешительными. Половина испытуемых показали низкий уровень прыжков, как на скорость, так и на выносливость.

Также для выявления влияния прыжков через скакалку на здоровье была проведена проверка уровня работы сердечно-сосудистой системы и ее восстановления после нагрузки. Для этого у испытуемых до выполнения прыжков, сразу после выполнения, а также после десятиминутного отдыха была измерена ЧСС. Результаты оказались следующими (Приложение 2):

Быстрое восстановление работы ССС после нагрузки до норы не наблюдалось ни у одно из испытуемых. Пульс был выше нормы у 4 человек, значительно выше нормы – 14 человек

Для ребят мы организовали мастер класс по прыжкам на скакалке, где обучили и показали элементарные правила выполнения прыжков, подбора скакалки и т.д. Затем нами были подготовлены видеоурок, который также был предоставлен детям и родителям по ссылке https://youtu.be/2aGR9UlUXYQ?si=PUUdDTAd946QhiqU. Ребятам было дано задание заниматься дома самостоятельно и также два раза в неделю мы проверяли их умения на занятиях.

По истечению двух месяцев нами были проведены повторные замеры по тем же показателям (Приложение 3 и 4).

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о том, что систематические занятия прыжками через скакалку, позволяют детям быстрее освоить данный спортивный снаряд и повышают уровень скоростных способностей и выносливость и способность быстрее восстанавливаться после нагрузки.



Заключение

Прыжки на скакалке — не детская забава, а серьезная тренировка опорно-двигательного аппарата. Каждый прыжок — это вертикальная нагрузка, которую мы в обычной жизни не испытываем. Регулярные тренировки укрепляют позвоночник и ноги, особенно голеностоп.

Скакалка — мощный кардиостимулятор. Прыжки улучшают работу сердца и сосудов, а также развивают легкие. Каждая тренировка — активный приток кислорода к мозгу и тканям.

Для изучения влияние прыжков через скакалку на развитие физических качеств личности была проведена данная исследовательская работа. Мы изучили литературу по теме исследования, узнали виды скакалок, правила подбора данного инвентаря и безопасности при прыжках. Провели исследование для выявления уровня умения учащихся прыжкам на скакалке на скорость (координационная работа) и в течение длительного времени (определение уровня выносливости), также провели практикум с демонстрацией комплекса упражнений для обучения прыжкам через скакалку, разработали видеоурок с рекомендациями.

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению его потребностей в движении.

Родителям необходимо задуматься над тем, чтобы ребенок с юных лет учился самостоятельно преодолеть свою лень. Укреплял здоровье посредством занятий спортом. Начиная с малого, он сможет добиться огромных результатов в будущем. Скакалка в данном случае – самый простой и интересный вариант, она поможет развить координацию и выносливость ребенка.




Список использованной литературы

1. В.А. Лепешин «Скакалка всегда в моде». Журнал «Физкультура в школе», N6, 2000г.

2.Черкасов А.С. «В процессе занятий». Журнал «Физкультура в школе» N5, 2002 г.

3.«Быстрее, выше, сильнее» Детская энциклопедия, 2003г.

4. Научно-методический журнал «Физкультура в школе», 2006г. №7, №8.

5. Научно-методический журнал «Физкультура в школе», 1991г. №3.





Приложения

Приложение 1.

Прыжки через скакалку на время


Количество прыжков за 10 сек


Количество прыжков за 1 мин


до

до

испытуемый 1

21

42

испытуемый 2

1

7

испытуемый 3

1

8

испытуемый 4

4

15

испытуемый 5

10

30

испытуемый 6

23

50

испытуемый 7

15

35

испытуемый 8

10

25

испытуемый 9

10

30

испытуемый 10

4

14

испытуемый 11

2

11

испытуемый 12

7

23

испытуемый 13

3

16

испытуемый 14

1

9

испытуемый 15

9

20

испытуемый 16

3

12

испытуемый 17

5

20

испытуемый 18

0

3


На скорость:

количество

До 5 раз – низкий уровень

9

От 5 до 8 – средний уровень

2

От 9 и выше – высокий уровень

7

На выносливость:


До 20 раз – низкий уровень

9

От 21 до 50 – средний уровень

8

Выше 50 – высокий уровень

1







Приложение 2.


Проверка восстновления уровня ЧСС после нагрузки

Учащийся

Перед уроком

После 1 мин на скакалке

Через 10 минут отдыха

1

16

33

28

2

15

29

26

3

12

36

32

4

14

29

25

5

14

25

22

6

16

31

28

7

16

30

24

8

14

34

25

9

13

30

26

10

15

28

22

11

12

32

27

12

13

35

24

13

15

27

21

14

12

26

19

15

13

23

20

16

15

22

20

17

14

26

21

18

18

32

25


Результаты

60-90 норма

0

100-130 выше нормы

4 человека

Выше 130 – значительно выше нормы

14 человек


Приложение 3.

Прыжки через скакалку на время через 2 месяца


Количество прыжков за 10 сек

Количество прыжков за 1 мин


после

после

испытуемый 1

23

60

испытуемый 2

9

19

испытуемый 3

10

29

испытуемый 4

10

37

испытуемый 5

18

41

испытуемый 6

23

54

испытуемый 7

20

47

испытуемый 8

17

39

испытуемый 9

15

52

испытуемый 10

11

41

испытуемый 11

8

33

испытуемый 12

13

40

испытуемый 13

10

29

испытуемый 14

9

19

испытуемый 15

16

38

испытуемый 16

11

30

испытуемый 17

12

34

испытуемый 18

3

10


На скорость:

количество

До 5 раз – низкий уровень

1

От 5 до 8 – средний уровень

1

От 9 и выше – высокий уровень

16

На выносливость:


До 20 раз – низкий уровень

3

От 21 до 50 – средний уровень

12

Выше 50 – высокий уровень

3





Приложение 4

Проверка уровня восстановления ЧСС через 2 месяца

Учащийся

Перед уроком

После 1 мин на скакалке

Через 10 минут отдыха

1

15

30

13

2

15

26

14

3

14

31

15

4

12

28

16

5

12

26

15

6

14

30

14

7

14

27

15

8

14

26

15

9

13

28

16

10

12

24

14

11

12

22

16

12

12

25

14

13

12

23

15

14

12

26

15

15

13

26

15

16

14

25

14

17

13

23

12

18

15

28

13



Результаты

60-90 норма

13 человек

100-130 выше нормы

5 человека

Выше 130 – значительно выше нормы

0 человек