ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ОТКРЫТИЕ»
Тема: «Ворона к нам весну приносит»
(исследовательский проект)
Авторы:
ученица 4А класса
Ходжибаева Манижа
Руководитель: Наумова Т.Н.,
учитель начальных классов
высшей квалификации
МБОУ СОШ №2
г. Ханты-Мансийск
2018 г.
Аннотация
Свою исследовательскую работу мы посвящаем изучению праздника коренных жителей Севера ханты и манси - «Вороний день». Национальные, традиционные праздники являются частью культуры народа ханты и манси. Мы считаем, что мы - жители Югры должны уважать и знать обычаи, традиции, культуру коренного народа.
Тема проекта: традиционный праздник народов Севера «Вороний день».
Цель: расширить знания о живой природе родного края, об отражении птиц (вороны) в культуре ханты и манси
Мы считаем: эта тема актуальна тем, что богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.
Практическая значимость: рассматриваемая тема представляет интерес при проведении праздников, классных часов, уроков литературного чтения, окружающего мира, краеведения.
Объектом нашего исследования стала ворона серая, культура коренных народностей ханты, манси.
Предметом изучения стало символическое значение праздника.
Содержание
1.Введение……………………………………………………………….4 2. Основная часть ………………………………………………………5
2.1. Биология серой вороны ……….…………………………………5
2.2.Традиции празднования «Вороньего дня»……………………….7
2.3. Легенды, связанные с праздником………………………………10
2.4. Ворона-оберег…………………………………………………….11
3. Заключение …………………………………………………………….12
4. Литература ……………………………………………………………..12
5. Приложения…………………………………………………………….13
Введение
Актуальность. Мы живем в крае, название которого звучит очень красиво – Югра. В этом необыкновенном крае проживают люди ханты-манси с очень интересными обычаями. Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю, праздники и традиции коренного народа. С 2012 года проводится праздник «Вороний день», который стал праздником автономного округа и ежегодно отмечается во вторую субботу апреля. Это – один из самых почитаемых праздников на Севере. Мы с мамой были на этом празднике, и я спросила маму: «Птиц много разных, но почему именно праздник вороны празднуется?». Мама не смогла ответить на мой вопрос, и я решила с помощью литературы и интернета сама найти ответы на вопросы: почему ханты поклоняются вороне, с чем ассоциируется эта птица у северного народа, символом чего она является, какие приметы связаны с данным праздником.
Цель работы: расширить знания о живой природе родного края, об отражении птиц (вороны) в культуре ханты и манси
Задачи:
в литературе найти научные сведения о вороне серой, описывающие её биологию;
познакомиться с традициями празднования Вороньего дня у народов ханты, манси;
провести мастер-класс «Ворона-оберег» в классе, подготовить выступление на тему «Ворона к нам весну приносит».
Мы выдвинули гипотезу: национальный праздник «Вороний день» – часть культуры народа ханты и манси с определенным символическим значением и глубинным смыслом.
Объект исследования – ворона серая, культура коренных народностей ханты, манси.
Предмет исследования – символическое значение праздника «Вороний день».
Место исследования: МБОУ «СОШ № 2», срок исследования – ноябрь - март 2017-2018 года, продолжительность всей работы – 5 месяцев
2. Основное содержание
У северных народов есть несколько традиционных праздников, посвященных животным и птицам, как символам природных явлений или свойств характера. Это и Проводы Лебедя, и праздник Трясогузки, и Медвежий праздник, но именно «Вороний день» стал праздником автономного округа и ежегодно отмечается во вторую субботу апреля с 2012 года в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа.
2.1. Биология серой вороны
Се́рая воро́на (лат. Corvus cornix) – вид птиц из рода воронов.
Внешний вид. Голова, крылья и хвост чёрные, туловище серое. Длина около 50 см, масса тела 460-690 г. (Приложение 1).
В среднем эта птица несколько крупнее грача, плотнее сложена, имеет более высокий и крепкий, изогнутый по коньку клюв. Туловище серое, голова, «манишка», крылья, хвост черные со слабым металлическим блеском. Радужка темная, клюв и ноги черные.
Голос – разные модификации карканья, наиболее частый сигнал – хриплое «карр». По земле передвигается широкими шагами, в случае опасности начинает «скакать».
Питание. Воро́ны – всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей – семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами. (Приложение 2).
Размножение. Сезону размножения предшествует ток с воздушными играми, погонями, кувырканьем в воздухе. Новое гнездо партнеры строят каждый сезон. Серая ворона начинает гнездиться в марте-апреле. Гнезда устраивают в парках и скверах, в развилке толстых ветвей деревьев, опорах ЛЭП, подъёмных кранах, за водосточными трубами. (Приложение 3). Гнезда строят из сухих веток или тростника, скреплённых глиной и дёрном, кроме того, нередко используют проволоку, выстилают гнездо перьями, травой, паклей, ватой, тряпками, синтетикой. Возле гнезда ведёт себя осторожно и незаметно. Самка откладывает 4-6 голубовато-зеленых с темными крапинками яиц, в период с конца марта до мая. Насиживает их одна самка, в течение 18-19 суток, круглосуточно не покидая гнезда, самец кормит её в период насиживания. Через 25 дней вылупляются птенцы, кормят их оба родителя. Птенцы вылетают примерно в середине июня, еще некоторое время держатся вместе с родителями, которые их подкармливают. В июле семейные стайки распадаются. Размножаются на 2-5-й год жизни. Максимальный точно известный возраст – 20 лет.
Образ жизни. Вороны способны проявлять смекалку, например, запоминать места спрятанной добычи, возвращаясь за ней по необходимости или скидывать с большой высоты орехи. Несмотря на небольшие размеры вороны бесстрашно защищают своих птенцов. Если птенец выпадает из гнезда – лучше не пытаться взять его в руки – вороны сразу же начинают кричать, привлекая сородичей, собираются в большом количестве и атакуют незванного гостя, будь то кошка, собака или человек. Во время атаки стараются подлетать сзади, клевать в голову или глаза. Вороны запоминают обидчика и при следующем его появлении обязательно поднимут крик и шум.
Ареал. Восточная Европа, Малая Азия, территория России с запада до Енисея. Существуют как полностью оседлые городские популяции, так и популяции, гнездящиеся в естественных ландшафтах, а также переходные.
2.2. Традиции празднования Вороньего дня
Ворона
Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна.
Ворона - первый признак.
У птицы просят мудрости, добра,
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети - множество забав
Приносит им весенний первый праздник!
А. Тарасова «Ворона»
Особое место среди традиционных обрядов занимают те, которые посвящены различным календарным праздникам, ежегодно повторяющиеся.
В календаре ханты и манси, или как их раньше называли – обских угров, год состоит из четырех сезонов: лета (лун), осени (сус), зимы (таль) и весны (тови). Однако календарь начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января. Каждый месяц у северных народов обозначен природными изменениями и деятельностью человека в этот период, поэтому и носит соответствующее название.
Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день. Ненцы, ханты и манси отмечают его 7 апреля. Вурна хатл (Вороны день) – Торумангки хатл (Богини матери день) по-хантыйски, Урин-эквахотал - по-мансийски.
Празднование вороньего дня 7 апреля совпадает с христианским праздником Благовещение Пресвятой Богородицы. В представлении обских угров ворона ассоциируется с женским духом, а вороний день – с солнцем. Ворона считается источником жизни, покровительницей женщин и детей. Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. На ветки березы вешают связки калачей и баранок. Также на ветки деревьев повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни. Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона – первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит».
Итак, можно сделать вывод: по мнению ханты и манси "вороны приносят весну". Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, словно пробуждая саму природу.
В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей. В вороньей песне, записанной на Северной Сосьве, есть такие слова: "С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!"
У ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Кругом царит приподнятое настроение, женщины готовят угощение, варят «соломат» – мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчинам нельзя брать в руки топор, а женщинам – иголку. Из священных лабазов и нарт достают личные, семейные, родовые фигурки духов (лунх), которых угощают кровью и жиром жертвенного животного и обряжают в новые одежды.
На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей – это кедр, у женщин – береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам – платки или отрезы из сукна, мужчинам – рубашки, яркие завязки для кисов, детям – всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.
Непременным элементом праздника были традиционные мансийские танцы. (Приложение 4). Мужчины и женщины исполняли их отдельно под струнный музыкальный инструмент - саигвильтат. В танце, изображавшем весеннее поведение птиц, женщины закрывали лицо и голову платком, оставляя лишь небольшие отверстия для глаз. Эти танцы имели и магическое значение, связанное с представлением о женском теле как символе плодородия.
Вороний праздник в каждом селении проводится по-своему.
Однако схожими традициями, по нашему мнению, является то, что перед началом обряда женщины собираются на окраине леса. Разводят костры, готовят пищу, накрывают на столы (Приложение 4). Детвора крутится возле столов. Потом все вместе кидают кусочки еды в сторону леса, как будто для ворон, чтобы они принесли удачу, счастье, тепло и солнце. Отдельно возле березки поставили стол с угощеньями, на веточки привязывали ленточки, яркие лоскутки, кто-то повязал платочек с монетками. Это все дары для духов.
2.3. Легенды, связанные с праздником
«Давным-давно это было. Прилетела как-то ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг никого нет, пусто. Холодно и хмуро. Собралась тогда ворона с силою и каркнула во все горло. Полетело ее громкое «кар-кар» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалась в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля. С этого дня начался род ханты. И был этот день седьмым от начала месяца твердого наста. И стали этот день называть «Ворнга хатл» — «Вороний день».
«По преданью, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми, в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живность кормить - самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Полетела в сторону от чума. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили: улетала птица белая, а вернулась - черная. А когда узнали, что наелась она падали, то выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере».
В Ханты-Мансийске есть декоративная скульптурная композиция по мотивам хантыйской и мансийской мифологии «Мифологическое время». Все скульптуры выстраиваются по центральной оси аллеи в определенном порядке: «Космическое деление мира»; «Возникновение», «Небесная Богиня – Мать Калтащ»; «Мир-суснэ-хум»; «Дух леса»; «Дух воды»; «Вороний праздник» (Приложение 5). Скульптура «Вороний праздник» - знаменует начало весны, пробуждение природы. В хантыйских и мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Вороньи праздники связаны с заботой о производстве потомства, здоровье и благополучии детей.
2.4. Ворона-оберег.
Северный народ знает мудрость и благосклонность священной птицы, верит, что хороший праздник принесет благополучие на целый год. Повязывая ленточку на священное дерево, каждый участник праздника по традиции произносит пожелание: «Пусть пищи хватит каждой паре!», «Пусть хватит пищи и людям, и птицам!»
Так как Ворона является покровительницей семейного счастья, оберегающая семейный очаг. Мы предлагаем познакомиться с изготовлением куклы-оберега «Ворона».
Для изготовления «Вороны» нам потребуются:
Лоскуты ткани 4*20см, согнутые пополам (9 шт.)
2 красные нитки: 25 и 30 см
Красная косынка 13*13см
Клюв (треугольник ткани) 3*3см
Хвост 30*2 см
Этапы работы:
Берем лоскутки ткани (9 штук), складываем их пополам.
Вставляем клюв.
Перевязываем полоской – получаем хвостик.
Затем перевязываем красной ниткой, длиной 30 см.
Накидываем косынку.
П


еревязываем косынку красной ниткой, длиной 25 см.



3.Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что традиционный праздник народа Севера «Вороний день» – часть их культуры; у праздника есть свое символическое значение; праздник связан с живым миром природы; богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.
Нам понравилось исследовать эту тему. В ходе исследования мы составили сценарий праздника «Вороний день» и покажем учащимся нашей школы. А также я подготовила презентацию «Изготовление вороны – оберега», покажу мастер-класс и научу делать «Ворону-оберег» ребят нашей школы.
Мы подтвердили гипотезу, что традиционные национальные праздники коренного народа Севера – это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом.
В дальнейшем планируем изучить и другие объекты живой природы, которые нашли отражение в мифологии, культе, обрядовых праздниках коренных народов моей малой родины – Югры.
Список источников информации
Ругина Вилена. Праздники народа ханты «Ямальский меридиан», 2001, №4, С.40-41
http://www.biblioteka15.ru/
http://tyum-pravda.ru/cultura-main/20180-mat-vorona-ili-pernataya-pokrovitelnitsa-zhenschin-semi-i-detej
http://admhmansy.ru/city/monuments.php?ELEMENT_ID=100740
http://etnic.ru/news/voroniy-den-pochemu-khanty-poklonyayutsya-vorone.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/серая ворона
Приложение

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.
15