МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №2
«Зона распространения хомяков на территории Саратовской области. Особенности ухода за ними в домашних условиях»
Работу выполнила ученица 4 «В» класса
МОУ Лицей №2
Гаврилова Дарья
Саратов 2019
- Актуальность проекта
Саратовская область расположена в лесостепной зоне. Данный проект разработан во время изучения зоны степей на уроках окружающего мира. В классе есть ученики, которые в доме держат хомяков, эти дети знакомы с особенностями ухода, умеют заботиться о «братьях меньших». Подготовка данного проекта состоит из следующих этапов:
Знакомство с животными зоны степей.
Сбор материала о том, как хомяки стали домашними животными. Особенности ухода.
Упоминание о хомяках в произведениях художественной и научно – популярной литературе.
- Основная цель проекта
Углубить и расширить знания учащихся о животных степей (о хомяках), заинтересовать, развить инициативность, коммуникабельность, привить навыки работы в коллективе, поощряя взаимопомощь.
- Задачи проекта
Для достижения поставленной цели нужно:
Каждому ученики принять участие в анкетировании.
Собрать материал об особенностях ухода за хомяками в Областном Детском Экологическом Центре.
Узнать о зоне распространения хомяков в Саратовской области. (Областной музей краеведения).
Познакомиться с произведениями художественной и научно – популярной литературы, где есть упоминание о хомяках.
- План действий
№ задачи | Мероприятия | Сроки выполнения | Исполнители |
1 | Анкетирование на классном часе. | Декабрь | Ученики |
2 | Посещение Областного Детского Экологического Центра, Областного музея краеведения. поиск материала в интернете. Просмотр домашних книг и энциклопедий. | Январь | Ученики |
3 | На классном часе заслушать сообщения учащихся. | Январь | Ученики |
- Характер взаимодействия с другими людьми
№ | Мероприятия | Люди или организации, к которым пришлось обратиться | Как с ними взаимодействовали участники проекта. |
1 | Посещение библиотек № 6, 8, школьной | Работники библиотек | Помощь в подборе литературы Предоставление для просмотра книг и энциклопедий Ксерокопирование |
2 | Посещение ОДЭЦ | Педагоги ОДЭЦ | Наблюдение за поведением животных Беседа с работниками отдела животных, их рекомендации и советы |
3 | Посещение СОМК | Экскурсоводы музея | Просмотр экспозиции «Зона степей Саратовской области |
- Оформление проекта
Данный проект предполагается представить в виде доклада с приложениями (слайд-шоу).
- Идеи презентации проекта
Результаты представленной работы предполагается представить в виде буклета и доклада со слайд – шоу.
- Самоанализ работы над проектом
В результате работы над проектом получены следующие результаты:
Удалось заинтересовать учеников идеей поиска новой для них информацией методами работы с книгой, интернетом.
Удалось активизировать творческие способности детей в области краеведения и окружающего мира.
Удалось выявить наиболее яркие личности в различных видах творчества.
В дальнейшей работе с классом можно сделать:
Продолжать развивать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Продолжать развивать навыки поиска информации с применением новых методов ее обработки, восприятия и доведения до окружающих.
На уроках окружающего мира по зоне степей мы узнали, что среди грызунов встречаются и хомяки. Кто же они: вредные грызуны или забавные домашние животные? Мы решили заняться исследованиями
В классе было проведено анкетирование по следующим вопросам:
Хотелось ли вам что либо – узнать о хомяках?
Держали ли вы этих животных дома?
Приходилась ли вам видеть хомяков в природе?
Знаете ли вы, как за ними ухаживать?
В анкетировании принимало участие 24 человека.
Хотели что – либо узнать о хомяках - 88% (21 человек)
Держали хомяков дома – 25% (6 человек)
Уже знают, как за ними ухаживать – 33% (8 человек)
Приходилось видеть хомяков в природе 46% (11 человек)
Диаграмма ответов учащихся
![]()
Делаем вывод, что большинство одноклассников интересуются этими забавными животными. Но только 4 человека знают, как из вредных грызунов они превратились в домашних животных. Для получения информации мы отправились в библиотеки.

В энциклопедии был обнаружен следующий материал:
ХОМЯК ОБЫКНОВЕННЫЙ. Этих распространенных грызунов, обитающих в средней полосе страны, частенько отлавливают и пытаются держать в домах, но рекомендовать их в качестве приятных комнатных питомцев нельзя. Взрослые зверьки, даже выращенные людьми с раннего возраста, становятся очень злобными. Активны они в сумерки и ночью, так что наблюдать за ними затруднительно. Выделения этих крупных хомяков довольно обильны и пахучи.
Для любительского содержания это не подходящие зверьки, но их можно использовать как подопытных животных при лабораторных исследованиях или содержать в живых уголках юных натуралистов как объект изучения.
Молодые хомяки мирно уживаются друг с другом и даже приручаются, но к полутора-двух месячному возрасту становятся агрессивными друг к другу и к своим воспитателям. Выращенные мною однопометники разного пола, достигнув примерно половины роста взрослого животного, стали бросаться на руку. В начале сентября, когда им было примерно 30 дней, самец сильно изранил самку, так что пришлось опасаться за ее жизнь и отсадить во временное помещение, из которого зверек сумел удрать. После этого она месяца два жила в смежном чердачном помещении, приходя в мой живой уголок ночами, чтобы подкормиться. Любопытно, что пытаясь делать запасы, хомяк не только затаскивал их в свои убежища, но и наполнял зерном щели, в которые сам проникнуть не мог. Так, одно время зверек упорно сыпал похищаемый у меня фураж в дыру, пробитую из чердачного помещения в комнату нижнего этажа, вызывая недоумение работавших там людей и уборщицы. В конце концов, пришлось всерьез заняться поимкой ночного разбойника. Дважды его накрывал импровизированный самолов из настороженного фанерного ящика, но каждый раз зверек уходил из-под него, не забывая утащить и приманку. Беглец был пойман только тогда, когда фанерная легкая ловушка была заменена тяжелым ящиком из досок, который хомяк уже не сумел приподнять. За время своей свободной жизни хомяк взматерел, оброс густой зимней шерстью и стал еще более злобным. Загонять его в клетку пришлось с помощью фанерного листа и веника, которым я страховался от бросков на ноги зверька, подпрыгивающего почти до уровня колен.
В природных условиях хомячки проводят зиму в спячке, что, по-видимому, служит одним из условий их успешного размножения. За лето самка приносит до трех пометов, в каждом из которых бывает 8-12 и даже до 20 детенышей. Беременность длится около 23 дней. Зверьки практически всеядны, хотя отдают предпочтение зерновым кормам и корнеплодам.
В ответах на анкету только 8 человек указали, что умеют ухаживать за хомяками.
Теперь отправляемся в Областной Детский Экологический Центр, чтобы получить рекомендации по уходу за этими животными. Здесь мы узнали много интересного. А как вы думаете, «чистюля» или «грязнуля» хомячок? Хомяки очень аккуратные. Всю территорию своего жилища они делят на зоны: спальню – гнездо, кладовую – столовую и туалет. Они всегда придерживаются этой планировки. В их жилище должны быть сучки, веточки. Они необходимы для «физзарядки», стачивания и затачивания зубов. Педагог ОДЭЦ дал рекомендации по уходу и кормлению хомяков. А еще нам рассказали, что у хомяков есть защечные мешки, где животные могут прятать корм.

В Областном музее краеведения мы узнали, что хомяки обитают в степном Заволжье, на юге области в Новоузенском, Александров Гайском, Дергачевском и Озинском районах.


Впервые золотистые хомячки были обнаружены в Сирии, а научно описаны были в 1839 г. натуралистом Вотерхаузом. Но лишь единичные экземпляры этого животного в музеях подтверждали, что открыт новый вид грызуна из семейства хомякообразных. Только в 1930 г. израильскому зоологу профессору Ахарони из Иерусалима удалось поймать первого живого хомяка. Произошло это неподалеку от Алеппо, места в Сирии, где впервые обнаружили новый вид хомякообразных.
Профессор Ахарони нашел в глубокой норке самку с двенадцатью детенышами. Но во время их транспортировки в Англию сумели выжить только трое или четверо животных. От них очень скоро появилось потомство.
Все содержащиеся в наше время в неволе хомячки ведут свое происхождение именно от этих отловленных в Сирии животных, поэтому можно сказать, что все они находятся в родстве друг с другом. В 1938 г. хомячки из Англии попали в США. А после Второй мировой войны они использовались в качестве идеального лабораторного материала и в таком виде вновь возвратились в Европу.
В короткое время хомячок превратился из простого лабораторного материала в одного из любимейших домашних животных. Так, карликовые хомячки для лабораторных исследований используются мало. Недавно они были «открыты» как почти идеальные домашние животные и стали очень популярными. Эти хомячки быстро привыкают к людям, становятся ручными и охотно с ними общаются.
Домашними животными хомячки стали в течение нескольких последних десятилетий. В настоящее время в Германии их насчитывается около миллиона особей. В России их еще больше. В мире существует примерно 300 видов грызунов. Они образуют самый обширный класс среди млекопитающих. Сами хомяки относятся к подотряду мышей и семейству землеройных.
Самым ближайшим родственником домашних хомяков является большой хомяк, или, как его еще называют, хомяк полевой. Он обитает в Европе и Азии. Но сейчас этот вид находится на грани вымирания, хотя еще совсем недавно он был самым многочисленным, Поэтому во многих странах эти животные находятся под охраной. Но им это мало помогает, поскольку изменение привычной для хомяка окружающей среды идет в быстрых темпах.
Полевой хомяк живет на полях и пашнях. Но в наше время их обильно удобряют пестицидами, гербицидами и глубоко вспахивают землю, что заставляет хомяков покидать свои жилища. В домашних условиях держать такого хомяка не рекомендуется.
Еще один вид хомяков — средний хомяк, он встречается в Болгарии, Румынии и Малой Азии. Об этом хомяке, кроме данных о его ареале обитания и его биологии, мало что известно. В качестве домашнего животного он еще не использовался.
Многие виды карликовых хомяков, к которым относятся полосатый и сибирский, распространены в Европе. Бродячий карликовый хомяк не зря получил свое название. Впервые он был замечен в Румынии, а вскоре его нашли и в Пелопонесее, в Греции.
К семейству землеройных относится также африканский хомяк. А в Северной и Южной Америке обитают мыши Нового Света и азиатские слепыши. И, хотя они очень похожи на простых мышей, все же они являются ближайшими родственниками все тех же хомяков.
Подошла к концу работа над проектом, но в библиотеке дали список книг, в которых можно причитать о хомяках, в ОДЭЦ рассказали о коллекционере, чья коллекция насчитывает свыше 40 видов хомяков, в интернете узнали о хомяках с волнистой шерсткой, а одноклассники предлагают послушать рассказы о забавных случаях из жизни хомяков…
Интересно! Впереди нас ждут новые исследования.
Список литературы
Биология. Энциклопедия для детей. Москва, «Аванта+» 1999.
Домашние питомцы. Энциклопедия для детей. Москва, «Аванта+» 2007.
Я познаю мир. Экология. Детская энциклопедия. Москва, «Издательство АСТ» 1998.
Я познаю мир. Животные. Детская энциклопедия. Москва, «Издательство АСТ» 1998.
М.В. Куропаткина. Хомячки. Москва, «Вече» 2004.