Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
по дисциплине: МДК 05.01 Применение интерактивных средств проектной деятельности младших школьников
Исследовательская работа по теме:
«Здоровый образ жизни»
Выполнила:
ученица 4 класса Джумутова С.Н.
Проверил преподаватель
Сергалиева Н.С.
Астрахань, 2021
Содержание
Введение
Основная часть
Здоровый образ жизни
Режим дня
Питание
Личная гигиена
Закаливание
Вредные привычки
Физическая культура и спорт
Личные наблюдения
Обобщение и выводы
Заключение
Источники
Приложение
Введение
Всем известно, что в наше время необходимо быть здоровым, быть физически развитым и быть готовым сдавать нормы ГТО. Однако в последнее время врачи отмечают, что школьники стали чаще болеть. Причин для этого много: большая учебная нагрузка, неправильное питание, нарушения режима дня, то есть несоблюдение здорового образа жизни (ЗОЖ).
Здоровая нация - это здоровое государство. Нашему государству необходимы здоровые граждане, поэтому важно обращать внимание школьников на необходимость соблюдения здорового образа жизни и учить ребят заботиться о своём здоровье. Я считаю, что работа на эту тему актуальна.
Цель работы:
Научиться вести здоровый образ жизни (планировать режим дня, придерживаться рационального питания, выполнять правила личной гигиены, ежедневно заниматься физическими упражнениями).
Задачи:
Изучить понятие о здоровом образе жизни и его компонентах;
Провести наблюдения за изменениями своего веса и определить влияние физических нагрузок на мой вес;
Провести анкетирование среди учеников 6 классов и проанализировать результаты;
Привлечь внимание одноклассников к проблеме здорового образа жизни.
Объект исследования: здоровый образ жизни человека и его содержательные характеристики как способы укрепления здоровья человека.
Предмет исследования: рассмотреть здоровье как важнейшую ценность и потребность человека.
Результат работы:
Составить индивидуальный и оптимальный для меня ежедневный комплекс упражнений для поддержания физической формы и выполнять их ежедневно;
По результатам анкетирования сделать рекомендации по соблюдению ЗОЖ ученикам 6 класса;
Создать презентацию и представить результаты работы на конференции.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
Основоположник советской системы здравоохранения, врач, Семашко Николай Александрович говорил: «Здоровье – это самое ценное, что есть у человека». Здоровье является важным фактором для развития, роста и долгой жизни любого человека.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – деятельность человека, направленная на укрепление физического, психического, нравственного здоровья.
Здоровый образ жизни включает в себя:
Особенно важно научиться соблюдать здоровый образ жизни детям и подросткам. Ведь подростковый период (с 12-13 до 18 лет) характеризуется развитием организма: перестройкой деятельности всех органов, быстрым ростом тела, различными психологическими, эмоциональными и физиологическими проблемами. В подростковом возрасте могут возникнуть различные расстройства органов (наблюдается повышение давления, сердцебиение, учащение пульса, одышка, головная боль). Чаще эти симптомы наблюдаются у подростков, которые либо регулярно не занимаются физической культурой, либо занимаются с большими нагрузками. Часто у подростков при чрезмерном чтении, работе с компьютером, нарушается зрение. При длительном неподвижном сидении могут возникать головокружения, неприятные ощущения в ногах, животе. То есть на физическое развитие подростка оказывают влияние несоблюдение режима дня, неправильная двигательная активность, несоблюдение режима питания. Поэтому, подросткам надо быть очень внимательными к своему здоровью, и вести здоровый образ жизни.
И именно в этом возрасте необходимо правильно сформировать представления о здоровом образе жизни. Ребятам важно «правильно повзрослеть»: не приобрести дурных и вредных привычек, а главное – научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье. У них должна возникнуть потребность в здоровом образе жизни,
Ведь образ жизни зависит от образа мыслей, мировоззрения, складывающегося из знаний человека.
Режим дня
Режим дня - это распорядок, рациональное распределение времени в течение суток на все виды деятельности по собственному выбору. Он должен предусматривать время для учёбы, отдыха, приёма пищи, сна. Его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, собранность, организованность, целеустремлённость.
Режим дня имеет свои принципы:
Строгое ежедневное выполнение;
Недопустимость частых изменений;
Все виды деятельности должны быть посильными для организма;
Отдых должен быть достаточным для восстановления сил организма.
Важно соблюдать следующий распорядок дня: вставать в одно и то же время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, ложиться спать в проветриваемой комнате в одно и то же время!
Режим дня позволяет человеку правильно распределить своё время, меньше уставать, быстрее восстанавливать силы, больше успевать, затрачивать меньше сил на выполнение разных дел, использовать каждую минуту своего времени с пользой, что расширяет содержательность жизни. Обязательно необходимо найти в своём расписании время на занятие спортом, посещение театра и кино, чтения книг, прогулок, встреч с друзьями.
При составлении распорядка дня надо учитывать следующие моменты:
Отвести время для занятий физической культурой и спортом (3 раза в неделю);
На домашнее задание тратить не более двух часов в день;
Спать девять часов в сутки;
За два часа до сна не принимать пищу и не смотреть телевизор.
При организации режима дня нужно постоянно чередовать умственную и физическую работу, больше заниматься активным отдыхом для восстановления работоспособности. Это поможет избежать утомления – состояния временного снижения работоспособности человека. Если после отдыха утомление наступает быстро, значит, отдыха было недостаточно и необходимо перестроить режим дня.
Для профилактики переутомления нужно научиться владеть навыками самоконтроля. Контроль над своим состоянием приучит подростка к активному наблюдению и к постоянной оценке своего здоровья.
Режим дня помогает вести здоровый образ жизни и сохранять здоровье.
Питание
Сократ говорил: «Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требуют твои голод и жажда. Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
Сохранение здоровья зависит от качества, разнообразия и ритмичности питания. Вредны для организма и недостаток еды, и избыток еды.
Суточный рацион подростка должен быть построен так, чтобы не происходило увеличения веса. А он будет увеличиваться, если с пищевыми продуктами поступает больше энергии, чем человек её затрачивает.
Стабильный режим питания способствует правильному пищеварению, хорошему усвоению пищи. Известно, что лучше есть понемногу, но часто. Специалисты рекомендуют принимать пищу 4 раза в день в одно и то же время суток.
Необходимо соблюдать следующие правила питания:
Приём пищи осуществлять только при ощущениях голода;
Отказываться от приёма пищи при болях, недомоганиях, повышенной температуре тела;
Отказываться от приёма пищи перед сном;
Отказываться от приёма пищи до и после физической нагрузки.
Следовательно, в питании подростка должны присутствовать: мясо, рыба, молочные продукты, фрукты, овощи, злаки, орехи.
Не нужно забывать и о воде. В сутки необходимо выпивать до 2-х литров питьевой воды.
И обязательно надо отказаться от фаст-фуда, газированных напитков, сухариков, чипсов, большого количества сладостей, так как эти продукты только наносят вред организму!
Личная гигиена
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдений правил личной гигиены. Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. К ним относят: гигиену тела и полости рта, содержание в чистоте своей одежды и жилища. Подросткам необходимо ухаживать за кожей тела, волосами, полостью рта, стричь ногти, следить за одеждой и обувью.
Обязательно мыть руки перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете. Надо принимать ежедневный душ перед сном. Каждый день надо менять нижнее бельё, носки. В зависимости от типа волос необходимо мыть их 1-2 раза в неделю.
Закаливание
Целебные свойства холодной воды, солнца, воздуха были известны и широко использовались разными народами мира – египтянами, ассирийцами, индусами, русскими. Древние индусские мудрецы считали, что омовение даёт десять преимуществ: ясность ума, свежесть, бодрость, силу, красоту, молодость, чистоту, здоровье, приятный цвет кожи и внимание женщин.
И сегодня мы знаем, что закаливание – это средство оздоровления организма, повышение его устойчивости к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды и повышения его работоспособности. Особенно закаливание важно для профилактики простудных заболеваний.
Закаливание повышает сопротивляемость организма к действию колебаний температуры, влажности и атмосферного давления, болезнетворных микробов и т.д.
Закаливание происходит при помощи природных факторов: солнца, воздуха, воды. В основном принимают солнечные ванны, воздушные ванны, обливание, обтирание, купание.
Вредные привычки
Здоровый образ жизни и вредные привычки несовместимы. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывают табако-курение, алкоголь, наркотики. Эти вещества объединяет не только вредоносное действие на здоровье, но и быстрое привыкание, которое формируется быстрее, чем младше ребёнок, а со временем физическую и психическую зависимость (болезнь).
Подростки должны знать, понимать, и усвоить на всю жизнь, что курение, алкоголь, наркотики – это страшный яд! Яд, отравляющий весь организм, подрывающий здоровье, тормозящий рост и развитие.
Под воздействием этих вредных веществ меняется и поведение человека: он становится неуправляемым и способен совершить поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих.
Человек с вредными привычками не только губит своё здоровье, он становится неинтересным в общении, деградирует, перестаёт стремиться к чему либо, не интересуется окружающим миром, его жизнь скучна и однообразна.
Физическая культура и спорт
Все мы часто слышим выражение: « Движение - это жизнь», но мало задумываемся над его смыслом.
Действительно, причина многих болезней - недостаток движения. Особенно страдают от малоподвижного образа жизни школьники. Большую часть времени они проводят за партой, потом играют в компьютер, смотрят телевизор.
Между тем, специалисты уверенны, что растущему организму необходимо не меньше 8 часов физкультурных занятий в неделю, а оптимально 1,5-2 часа физической активности в день.
Подросткам обязательно, помимо уроков физической культуры, заниматься спортом и делать ежедневную утреннюю гимнастику. Она способствует переходу организма к бодрому состоянию и помогает повысить работоспособность и улучшить самочувствие ребёнка.
Рекомендации:
Важно соблюдать режим дня, правильно питаться, вовремя ложиться спать, меньше уделять время компьютеру, больше гулять.
Здоровый образ жизни – залог здоровья в будущем. Школьникам следует:
Понимать значение правильного образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учёбе;
Знать и соблюдать правила личной гигиены;
Уметь правильно выстраивать режим дня и выполнять его;
Знать основные правила рационального питания и придерживаться их;
Понимать значение двигательной активности для развития здорового организма и выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом;
Выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур;
Уметь составить для себя программу оздоровления и выполнять её;
Знать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, не допускать их появления;
Знать особенности своего физического, психического развития, характера, памяти, внимания для дальнейшего совершенствования.
Заключение
Здоровье человека – это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.
Во время выполнения исследования я подтвердила свою гипотезу о том, что соблюдение здорового образа жизни положительно влияет на организм человека.
Я достигла цели своей исследовательской работы и научилась соблюдать здоровый образ жизни.
Я поняла, что мне и моим одноклассникам необходимо приобретать знания о здоровом образе жизни и развивать свои физические возможности, самосовершенствоваться.
Необходимо планировать свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустой потери времени», а чтобы режим был спланирован с пользой – для духовного, умственного и физического развития. Для этого нужно ставить перед собой цели и добиваться их, работая над собой каждый день.
Список литературы
Аюбов Э.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015. -232 с.: ил. - (ФГОС. Инновационная школа).
Гурьев С.В. Физическая культура: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М: ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 144 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).
Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре. – М.: Вентана-Графф, 2014 -40 с., ил. – (Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет).
Здоровый я – здоровая страны/сост. Л.Н. Воронецкая, Е.А. Попок. – Минск: Красико - Принт, 2015. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, изд-во «Просвещение». – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2014.
Метод определения лишнего веса. Формула Брока. http://diet-clinica.ru/articles/art_02/
Синягина Н.Ю, Кузнецова И.В. «Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения» - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2013 -145с.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015. – 239 с.
Тест http://www.mhealth.ru/form/tests/52145/
Тест http://www.psychologies.ru/tests/
Тест http://testoteka.ukr.net/lifestyle/test/203/
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений//. – М.: Просвещение, 2014 – 159 с.
Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#
Эффективные диеты http://edimka.ru/text/diets/index
Приложение 1
Диеты при различных заболеваниях
Диета №1 | Язва | Примерное меню диеты № 1 (протертая). Первый завтрак: яйцо всмятку, каша рисовая молочная протертая, чай с молоком. Второй завтрак: яблоко печеное с сахаром. Обед: суп овсяный молочный протертый, фрикадельки мясные паровые с морковным пюре, мусс фруктовый. Полдник: отвар шиповника, сухарики. Ужин: рыба отварная, запеченная под молочным соусом, картофельное пюре, чай с молоком. На ночь: молоко. |
Диета №2 | Гастрит | Примерное меню диеты № 2. Завтрак: яйцо всмятку, сыр, каша овсяная молочная, чай. Обед: бульон мясной с вермишелью, котлеты мясные жареные без панировки с морковным пюре, кисель. Полдник: отвар шиповника. Ужин: рыба заливная, пудинг из риса с фруктовой подливой, чай. На ночь: кефир. |
Диета №3 | Заболевания кишечника | Примерное меню диеты № 3. Первый завтрак: салат овощной с растительным маслом, омлет паровой, чай. Второй завтрак: яблоко свежее. Обед: щи вегетарианские со сметаной, мясо отварное с тушеной свеклой, компот из сухофруктов. Ужин: голубцы овощные, крупеник из гречневой крупы с творогом, чай. На ночь: кефир. |
Диета №4 | Заболевания кишечника | Примерное меню диеты № 4. Первый завтрак: каша овсяная протерся на воде, творог свежеприготовленный протертый, чай. Второй завтрак: отвар из сушеной черники. Обед: бульон мясной с манной крупой, тефтели мясные паровые, каша рисовая протертая на воде, кисель. Полдник: отвар шиповника несладкий теплый. Ужин: омлет паровой, каша гречневая протертая на воде, чай. На ночь: кисель. |
Диета №5 | Гепатит | Примерное меню диеты № 5. Первый завтрак: творог с сахаром и сметаной, каша овсяная молочная, чай. Второй завтрак: яблоко печеное. Обед: суп из сборных овощей вегетарианский на растительном масле, кура отварная в молочном соусе, рис отварной, компот из сухофруктов. Полдник: отвар шиповника. Ужин: рыба отварная с соусом белым на овощном отваре, картофельное пюре, ватрушка с творогом, чай. На ночь – кефир. |
Диета №6 | Подагра | Примерное меню диеты № 6. Первый завтрак: салат овощной с растительным маслом, яйцо всмятку, пудинг из моркови с яблоками и пшеном, чай. Второй завтрак: отвар шиповника. Обед: суп-лапша молочный, котлеты картофельные жареные, кисель. Полдник: яблоки свежие. Ужин: сырники запеченные, голубцы, фаршированные овощами с рисом, чай. На ночь: отвар пшеничных отрубей. |
Диета №7 | Нефрит | Примерное меню диеты № 7. Первый завтрак: яйцо всмятку, каша гречневая рассыпчатая, чай. Второй завтрак: яблоки печеные. Обед: борщ вегетарианский со сметаной (1/2 порции), мясо отварное с жареным картофелем, компот из сухофруктов. Полдник: отвар шиповника. Ужин: биточки морковно-яблочные запеченные, лапшевник с творогом, чай. |
Диета №8 | Ожирение | Примерное меню диеты № 8. Первый завтрак: салат овощной с растительным маслом, творог нежирный, чай. Второй завтрак: яблоки свежие. Обед: борщ вегетарианский со сметаной (полпорции), мясо отварное, капуста тушеная с растительным маслом, компот из сухофруктов без сахара (на ксилите). Полдник: творог нежирный с молоком. Ужин: рыба отварная, рагу из овощей, чай. На ночь: кефир нежирный. |
Диета №9 | Сахарный диабет | Примерное меню диеты № 9. Первый завтрак: творог нежирный с молоком, каша гречневая рассыпчатая, чай. Второй завтрак: отвар пшеничных отрубей. Обед: щи из свежей капусты вегетарианские с растительным маслом, мясо отварное с соусом молочным, тушеная морковь, желе фруктовое на ксилите. Полдник: яблоки свежие. Ужин: шницель капустный, рыба отварная, запеченная в молочном соусе, чай. На ночь: кефир. |
Диета №10 | Заболевания сердечно-сосудистой системы | Примерное меню диеты № 10. Первый завтрак: яйцо всмятку, каша овсяная молочная, чай. Второй завтрак: яблоки печеные с сахаром. Обед: суп перловый с овощами на растительном масле (1/2 порции), мясо отварное с морковным пюре, компот из сухофруктов. Полдник: отвар шиповника. Ужин: пудинг творожный (1/2 порции), отварная рыба с картофелем отварным, чай. На ночь: кефир. |