Будущее книги исследовательский проект
Проект ученицы 6 «А» класса
КГУ «Средняя школа имени Н.К. Крупской»
Тохтахуновой Мубаряк
Руководитель проекта
учитель русского языка и литературы:
Бакиева Алиябви Ахметвона
«Всем хорошим во мне я обязан книгам.»
Максим Горький
Цель проекта : изучить историю создания книги и выяснить, а будет ли книга завтра в печатном бумажном виде.
Задачи:
- выяснить, как появились книги, кто их создал;
- изучить этимологию слова «книга»;
- провести анкетирование с целью изучения отношения учащихся к книге;
- объяснить школьникам положительное влияние книг в жизни.
Актуальность: Современные дети чаще читают цифровые электронные книги, а книги в печатном виде читают реже. Им легче найти в Интернете заинтересовавшую их книгу, чем пойти в библиотеку. Книга на бумажных носителях все реже спрашивают в библиотеке. Возникает вопрос какова же судьба книг на бумажном носителе? Будут ли в будущем дети их читать? Каково будущее книги?
Предмет исследования: мнение учащихся 6-7 классов.
Метод исследования : анализ, анкетирование, опрос.
Гипотеза: Неясное будущее книги. Книга в бумажном варианте проигрывает книге в электронном варианте.
Я люблю читать книги. У нас дома большая библиотека, там много интересных книг. К чтению книг нас приучила мама. Мне нравится читать книги в бумажном варианте. Сейчас школьниками активно читаются электронные варианты книг, мы часто используем их, а в библиотеки ходим редко. Я подумала, а каково же будущее книги в бумажном варианте? Часто ли читают такие книги школьники? Я решила провести исследование среди школьников и изучить какие книги они читают? Какой вид книги они предпочитаю читать? Электронный или бумажный вариант книги? Современные школьники активно пользуются гаджетами и цифровыми технологиями, наше время – это век бурного развития цифровых технологий. Виртуальный мир Интернет нас всех постепенно втянул в единую мировую паутину. Школьники все реже читают книги на бумажном носителе. Если и читают предпочитают цифровые электронные книги.
Какова история книги? От глиняных плиточек с изображением знаков, от папируса до бумаги. Еще во времена правления фараонов, в древнем Египте, для письма научились изготавливать особый материал, его изготавливали материал из растения, что дало название папирус. Это растение росло в Египте, в Африке. Для применения их в письме брали листья большие, склеивали и сворачивались в трубочки – свитки. Это были свитки, на которых заполнялись древнеегипетские письмена (иероглифы), они и были древними книгами. В Шумерских глиняных табличках писали свои книги. Все эти материалы уступили место более прочным материалам. В Малой Азии, в городе Пергама, во 2 веке до нашей эры, был изобретен материал, который много веков служил для письма и изготовления книг, - специально обработанная, тонкая кожа животных. От названия города и получил свое именование – пергамент. Это был очень дорогой материал потому что на его изготовление уходило много телячьих первосортных шкур. Бумага пришла немного позже и завоевала всемирную известность и тем материалом на котором печатали книги. Бумага была изобретена во 2 веке до нашей эры китайцами. Наблюдение китайцев за обычными осами привело к мысли изготовления бумаги. Так природа научила человечество создавать материал бумагу. Как же изготавливали бумагу? В качестве сырья для изготовления бумаги использовали тряпки, пеньку, солому, древесную кору. Сырье сортировали, мыли, перемалывали на специальных мельницах и варили с добавлением клея до получения однородной волокнистой массы. Эту массу выкладывали
Глинобитные таблички (клинопись)
Берестяные книги
Свинцовые книги
Свиток папируса
Печатные книги
Электронные книги
Обращение писателя Сергея Михалкова к читателям:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)
Книги для развития личности очень важны. Книга – это тихий друг, который не предаст и всегда будет рядом. Благодаря книге мы формируем свое мировоззрение, расширяется словарный запас, мы учимся мыслить, у нас формируется культура. Книга способствует духовному росту. Книга дает нам знания, обогащает наш внутренний мир, делает нас умнее и сильнее. Книга всегда останется верным нашим спутником по жизни.
Практическая часть исследования 1
Издание постера на тему: «Книга – источник знаний»
Книга – это способ путешествовать во времени и пространстве, не покидая своего комнатного уголка. Главная функция книги — сохранение и передача информации. С течением веков книги аккумулировали знания человечества, будучи основой образовательного процесса.
Правила обращения с книгами :
- Книги не любят когда их рвут, мнут, пачкают.
- Книги переходят из рук в руки, нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.
- Любите книги и если книжка порвалась или запачкалась заклейте и почисти страницы книги.
Практическая часть исследования 2
Проведение анкетирования в 6 «А», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б» классах
Анкета
- Любите ли вы читать книги?
2. Назовите ваше любимое произведение?
3. Чему учит вас прочитанное произведение?
4. Современные школьники читают ли книги?
5. Ходите ли вы в библиотеки?
6. Вам нравится бумажный вариант книги или электронный?
7. Какое будущее у книги на ваш взгляд?
Анкетирование проводилось в 4-х классах в 6 «А», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б». В анкетировании участвовали 50 человек. Проведя анализ анкетирования. Сделала выводы.
Выводы:
1.Современные школьники мало читают книги, читать любят единицы;
2.Называют любимых героев произведения, читают только те что заданы по программе образовательной;
3.Школьники признают, что книга – источник знаний, но в библиотеки ходят редко;
4.Читают используя Интернет ресурсы и в электронном варианте;
5.Бумажный вариант нравится читать малому количеству школьников;
6.Большинство школьников уверены, что в будущем будут книги только в электронном варианте.
На основе опроса мы составили диаграмму данных
Заключение
Наш исследовательский проект на тему «Будущее книги» подтвердил нашу гипотезу, будущее книги в бумажном варианте весьма неясно. Книга для школьников является источником знаний, с эти согласны все ученики, книги читают. Но книга в бумажном варианте все же предпочтительней чем электронная версия. Читателей привлекает электронный вариант книги, удобно читать. Мы надеемся, что читательский интерес у школьников возрастет и чтение книг будут их любимым занятием. Что правила обращения с книгами будут ими использоваться неукоснительно. Беречь книги, не мять, не рвать, не пачкать, а относиться как к ценности.
Список использованной литературы
- Берков, П.Н. Предмет и объём истории книги как науки // Тр. Ин-та книги,документа и письма, 1936. А. А. Говоров и Т. Г. Куприянова История книги – Москва. Издательство «Светотон» 2001.
- Берков, П.Н. Предмет и объём истории книги как науки // Тр. Ин-та книги,документа и письма, 1936. А. А. Говоров и Т. Г. Куприянова История книги – Москва. Издательство «Светотон» 2001.
- Берков, П.Н. Предмет и объём истории книги как науки // Тр. Ин-та книги,документа и письма, 1936.
- А. А. Говоров и Т. Г. Куприянова История книги – Москва. Издательство «Светотон» 2001.
- Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. - 736 с. История книги / под. ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М.: Светотон, 2001. - 400 с. Немировский, Е.Л. Что такое книга? // В мире книг,1979. - №6. Немировский, Е.Л. Книга // Книга: энциклопедия / Редкол.: И.Е. Баренбаум, А.А. Беловицкая, А.А. Говоров и др. -- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -- 800 с.: ил.
- Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. - 736 с. История книги / под. ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М.: Светотон, 2001. - 400 с. Немировский, Е.Л. Что такое книга? // В мире книг,1979. - №6. Немировский, Е.Л. Книга // Книга: энциклопедия / Редкол.: И.Е. Баренбаум, А.А. Беловицкая, А.А. Говоров и др. -- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -- 800 с.: ил.
- Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. - 736 с.
- История книги / под. ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М.: Светотон, 2001. - 400 с.
- Немировский, Е.Л. Что такое книга? // В мире книг,1979. - №6.
- Немировский, Е.Л. Книга // Книга: энциклопедия / Редкол.: И.Е. Баренбаум, А.А. Беловицкая, А.А. Говоров и др. -- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -- 800 с.: ил.
Ссылки на сайты:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Книга - Что такое бумажная книга?
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная книга_(документ) - Что такое электронная книга?
3. Всё о книге - Бытенская СШ (rooivacevichi.gov.by)
4. Факты о книгах (zhabinkalib.by)
5. Попала в переплёт: из чего состоит книга? – статья – Корпорация Рос-сийский учебник (издательство Дрофа – Вентана) (rosuchebnik.ru)
Фото отчет исследования
Благодарю за внимание!