Исследовательско-игровой проект «Насекомые» Актуальность проекта
Как признают ученые, насекомые остаются одной из самых больших тайн природы. Более одного миллиона их видов известно нам. Например, муравьев существует более 14 тыс. видов, а пчел – около 21 тыс. разновидностей. Каждый вид ценен, так как выполняет свою роль в природе. Однако считается, что мы познали максимум 20% существующих на земле видов насекомых и несколько миллионов видов еще не исследованы наукой. Мы даже точно не знаем роли, выполняемой в природе рядом насекомых. Раньше исследователи не удосуживались заниматься таким скучным делом, как считать их. Поэтому неизвестно, сколько насекомых было лет 50-100 назад. И никогда не проводилось серьезных исследований по влиянию пестицидов на живущих рядом, в лесах насекомых. Игнорировались жизненно важные вопросы. Ученые, проанализировав данные за последние десятилетия, пришли к неутешительному выводу: популяция насекомых на Земле быстро сокращается. Если дело пойдет такими темпами и дальше, то через 10 лет исчезнет четверть видов насекомых. Еще через 50 останется только половина. Через 100 – ни одного. Наиболее вероятная причина такого резкого исчезновения насекомых – уничтожение человеком их естественной среды обитания, интенсивное развитие сельского хозяйства с его разработкой новых пестицидов и увеличением их производства и применения. Если учесть, что насекомые не только являются важнейшим звеном в пищевой цепочке других животных, но и отвечают за опыление растений, человечество может ожидать в ближайшем будущем серьезнейший экологический кризис.
Цель проекта
Развитие познавательного интереса детей, желания узнать больше о мире насекомых.
Задачи проекта
Образовательные задачи
Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых (места обитания, способы передвижения, питание, размножение).
Способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых.
Формировать умение устанавливать связь насекомых с растительным и животным миром.
Развивающие задачи
Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Развивать наблюдательность.
Активизировать память и внимание детей.
Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь детей, звукопроизношение.
Воспитательные задачи
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к насекомым.
Способствовать осознанию того, что нет животных красивых и некрасивых, приятных и противных, все они приспособлены к среде своего обитания, поэтому гармоничны, эстетичны и устроены целесообразно.
Развивать умение радоваться красоте всего живущего на земле.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое художественно-эстетическое, физическое.
Вид проекта
Исследовательско-игровой; фронтальный; среднесрочный.
Время реализации проекта
Апрель - сентябрь
Состав участников
Дети старшей группы.
Этапы реализации проекта
Организационно-подготовительный этап.
Определение проблемы, цели и задач проекта. Выявление знаний детей о насекомых. Изучение литературы. Подбор художественной и научно-популярной литературы для реализации проекта, фотографий, слайдов, иллюстраций, картинок с изображением различных насекомых, дидактических пособий; изготовление и приобретение дидактических игр, подбор игрушек, изображающих насекомых.
Проблемный вопрос, поставленный перед детьми
«Почему нельзя обижать насекомых?»
Предметно-развивающая среда, способствующая осуществлению проекта
Экологические пространства на территории детского сада:
- экологическая тропа;
- площадка природы;
- уголок нетронутой природы;
- клумбы.
Эколого-предметная среда в группе.
Уголок природы: модели, схемы фаз жизненного цикла насекомых, календарь наблюдений за насекомыми, схемы различных сред обитания насекомых (наземной, подземной, воздушной, водной), дидактические игры – природоведческие и экологические, картинки, иллюстрации, фотографии с изображением насекомых, схема экологической тропинки, природный материал.
Уголок занимательной математики: лабиринты, ребусы, кроссворды, дидактические игры «Путаница», «Найди отличия», «Посчитай» и т. д., наборы геометрических фигур и схемы составления из них насекомых.
Книжный уголок: художественная и энциклопедическая литература о насекомых, иллюстрации с изображением насекомых для описания, картотеки стихов, загадок, примет.
Уголок изодеятельности: силуэты насекомых для раскрашивания, схемы, трафареты с изображением насекомых, раскраски «Насекомые», «Цветы», фотографии, открытки, картинки для срисовывания.
Стена творчества: поделки из бумаги «Насекомые в оригами», поделки из бросового и природного материала, тематические выставки детских работ
Театрализованный уголок: маски-шапочки цветов, насекомых, подбор музыкальных произведений (песни о насекомых, записи звуков, которые издают насекомые).
Игровой уголок: игрушки насекомых, птиц, лягушек и т. п., искусственные цветы, дидактические игры.
Основной этап (цикл практических дел)
Наблюдения за насекомыми.
Естественно-научные наблюдения, опыты и эксперименты.
Работа с дневником наблюдений.
Экскурсионно-практические занятия на экологической тропе.
Беседы о насекомых.
Чтение художественной литературы.
Чтение познавательной и энциклопедической литературы.
Заучивание стихотворений о насекомых.
Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.
Просмотр фото- и видеоматериалов, мультимедийных презентаций.
Дидактические игры.
Подвижные игры, физкультминутки.
Пальчиковые игры.
Игры-имитации.
Игры-превращения.
Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, прикладное творчеством.
Отгадывание и придумывание загадок, игры-викторины, разгадывание кроссвордов.
Знакомство с моделями существенных признаков насекомых.
Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.
Интегрированное занятие (НОД) «Насекомые», НОД «Насекомые весной», «Насекомые осенью».

Наблюдения за насекомыми
Опыты и эксперименты
«Как спрятаться бабочкам?», «Как пчелки переносят пыльцу?», «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» («Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», стр. 27, 73, 159). «Вытаптывание почвы» («Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников», стр. 106). «Строение тела насекомого», «Как насекомое передвигается», «Видит ли насекомое?», «Хорошо ли видит насекомое?», «Слышит ли насекомое?», «Чем питается насекомое?» (Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»). Рассматривание насекомых, цветов, коры деревьев через лупу.
Экскурсионно-практические занятия на экологической тропе.
«Клумбы для бабочек», «Зачем бабочке кружочки» (на станциях «Цветочная мозаика», «Клумба для бабочек») (пособие «Экологические проекты в детском саду»). «Муравьиная семья» (на станции «Муравейник»), «Бабочка-капустница» (на станциях «Цветочная мозаика», «Клумба для бабочек»), «Путешествие по экологической тропинке» (на станции «Муравейник») (пособие «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе», стр. 35-38, 109-113, 131-132).
Художественная литература
Аракчеев Ю. Сидел в траве кузнечик.
Бианки В. Муравейник зашевелился.
Бианки В. Приключение муравьишки.
Бианки В. Почему муравьи в одиночку не ходят.
Иванов С. На пасеке.
Павлова Н. Бабочки.
Паустовский К. Похождение жука-носорога.
Романова Н. Муравей-Красная точка.
Сладков Н. Бабочка над землей.
Шим Е. Жук на ниточке.
Шорыгина Т. А. Беседы о временах года.
Шорыгина Т. А. Беседы о насекомых с детьми 5 – 8 лет.
Дидактические игры
Замаскируй насекомое.
Подобрать насекомое к трафаретам цветной бумаги и рассказать, как замаскировали свое насекомое и почему.
Игра в слова.
Воспитатель называет зверей, птиц, рыб, насекомых и других животных. Если дети услышат название насекомого, то хлопают в ладоши.
Кто где зимует?
Лабиринты: «Помоги пчелке», «Помоги муравью добраться до муравейника», «Бабочка летит к цветку».
Найди насекомых.
Воспитатель в группе (или на участке) прячет насекомых (это могут быть как игрушки, так и бумажные насекомые). Дети их находят и приносят педагогу.
Отгадай, кого я загадал.
Ребенок при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.
Путаница.
Нахождение на карточках наложенных контуров насекомых.
Разложи правильно.
Воспитатель перемешивает картинки. Дети должны «навести порядок», разложить картинки по группам (домашние животные, растения, насекомые, птицы и т. д.).
Разрезные картинки.
Одна картинка с изображением насекомого разрезана на 5-10 частей, а другая служит образцом. Ребенок должен из частей сложить картинку.
Угадай животное.
В каждой схеме-модели зашифровано животное, имеющее определенные черты внешнего строения. Расшифровав модель, дети должны узнать животное.
Узнай бабочку по контуру крыльев.
Узнай насекомое по силуэту.
Узнай по описанию.
Узнай, что это.
Ребенок определяет насекомое по части изображения.
Чей голос.
Воспитатель включает аудиозапись, дети определяют, что за насекомое издает звук.
Четвертый лишний.
Ведущий кладет перед детьми 4 картинки, три из которых относятся к общему понятию. Тот, кто первый определит лишнюю, то есть не подходящую к остальным картинку, получает фишку. В старших группах ребенок должен словесно объяснить свои действия.
Что было бы, если бы не было насекомых.
Что неправильно нарисовал художник.
Подвижные игры
«Пчелки и медведь», «Жуки», «Пчелки и ласточка», «Бабочки», «Насекомые опыляют цветы», «Пчелы в ульях», «Кузнечики», «Мошки и стрекоза», «Комары». (Дети делятся на две группы: одни изображают комаров, другие – гуляющих детей. «Комары», произнося звук «з-з-з», бегут за детьми, которые стараются спрятаться от них в «домики». Затем участники игры меняются.)
Этюд «В какой почве больше насекомых»
«Утоптанная почва» - дети стоят, прижавшись друг к другу.
«Неутоптанная почва» - частички почвы (дети) находятся на некотором расстоянии друг от друга, взявшись за руки, между ними – дети в масках-шапочках насекомых (дети, изображающие насекомых могут стоять между детьми – «частичками почвы», проползать, пробегать).
Этюд «Палочник маскируется»
Изобразительная деятельность
Рисование
Рисование насекомых по памяти.
Срисовывание с фотографий, открыток, книг.
Рисование по трафаретам, точкам.
Раскрашивание.
Рисование с использованием нетрадиционных художественно-графических техник, в том числе рисование песком., монотипия предметная.
Рисование на морской гальке.
Прикладное творчество
Поделки из бросового и природного материала.
Оригами.
Заключительный этап (продукт проекта)
Изготовление альбома «Насекомые».
Презентация «Как мы знакомились с миром насекомых» (для совместного просмотра детей с родителями и педагогами дошкольного учреждения»).
Использованная и рекомендуемая литература
Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Бацина Е. Г. (и др.). педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. – Волгоград: Учитель, 2014.
Бондаренко Т. м. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004.
Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2008.
Горькова Л. Г. (и др.). сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М.: ВАКО, 2008.
Иванова А. И. Мир животных. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2009.
Кондратьева Н. Н. (и др.). «МЫ». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-пресс», 2002.
Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. – СПб: 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Волгоград: Учитель, 2014.
Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2015.
Машкова С. В. (и др.). познавательно исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2013.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Мн.: «Асар», 1996.
Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М.: Просвещение, 2015. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. Мозаика-Синтез, 2002.
Николаева С. Н. Юный эколог. – М. Мозаика-Синтез, 2002.
Соколова Л. А. Экологическая тропа детского сада. – СПб: 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб: 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.