СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательско-игровой проект «Насекомые».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательско-игровой проект «Насекомые» ориентирован на формирование основ экологического мировоззрения и культуры, осознанно-бережного отношения к природе, развитие познавательных интересов через решение следующих задач: уточнение, систематизация и углубление знаний о насекомых, представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса, развитие эмоционально-доброжелательного отношения и интереса к насекомым.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательско-игровой проект «Насекомые».»

Исследовательско-игровой проект «Насекомые» Актуальность проекта

Как признают ученые, насекомые остаются одной из самых больших тайн природы. Более одного миллиона их видов известно нам. Например, муравьев существует более 14 тыс. видов, а пчел – около 21 тыс. разновидностей. Каждый вид ценен, так как выполняет свою роль в природе. Однако считается, что мы познали максимум 20% существующих на земле видов насекомых и несколько миллионов видов еще не исследованы наукой. Мы даже точно не знаем роли, выполняемой в природе рядом насекомых. Раньше исследователи не удосуживались заниматься таким скучным делом, как считать их. Поэтому неизвестно, сколько насекомых было лет 50-100 назад. И никогда не проводилось серьезных исследований по влиянию пестицидов на живущих рядом, в лесах насекомых. Игнорировались жизненно важные вопросы. Ученые, проанализировав данные за последние десятилетия, пришли к неутешительному выводу: популяция насекомых на Земле быстро сокращается. Если дело пойдет такими темпами и дальше, то через 10 лет исчезнет четверть видов насекомых. Еще через 50 останется только половина. Через 100 – ни одного. Наиболее вероятная причина такого резкого исчезновения насекомых – уничтожение человеком их естественной среды обитания, интенсивное развитие сельского хозяйства с его разработкой новых пестицидов и увеличением их производства и применения. Если учесть, что насекомые не только являются важнейшим звеном в пищевой цепочке других животных, но и отвечают за опыление растений, человечество может ожидать в ближайшем будущем серьезнейший экологический кризис.



Цель проекта

Развитие познавательного интереса детей, желания узнать больше о мире насекомых.

Задачи проекта

Образовательные задачи

  • Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых (места обитания, способы передвижения, питание, размножение).

  • Способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых.

  • Формировать умение устанавливать связь насекомых с растительным и животным миром.

Развивающие задачи 

  • Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

  • Развивать наблюдательность.

  • Активизировать память и внимание детей.

  • Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь детей, звукопроизношение.



Воспитательные задачи 

  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к насекомым.

  • Способствовать осознанию того, что нет животных красивых и некрасивых, приятных и противных, все они приспособлены к среде своего обитания, поэтому гармоничны, эстетичны и устроены целесообразно.

  • Развивать умение радоваться красоте всего живущего на земле.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое художественно-эстетическое, физическое.



Вид проекта

Исследовательско-игровой; фронтальный; среднесрочный.

Время реализации проекта

Апрель - сентябрь

Состав участников

Дети старшей группы.

Этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап.

Определение проблемы, цели и задач проекта. Выявление знаний детей о насекомых. Изучение литературы. Подбор художественной и научно-популярной литературы для реализации проекта, фотографий, слайдов, иллюстраций, картинок с изображением различных насекомых, дидактических пособий; изготовление и приобретение дидактических игр, подбор игрушек, изображающих насекомых.

Проблемный вопрос, поставленный перед детьми

«Почему нельзя обижать насекомых?»

Предметно-развивающая среда, способствующая осуществлению проекта

Экологические пространства на территории детского сада:
- экологическая тропа;
- площадка природы;
- уголок нетронутой природы;
- клумбы.

Эколого-предметная среда в группе.

Уголок природы: модели, схемы фаз жизненного цикла насекомых, календарь наблюдений за насекомыми, схемы различных сред обитания насекомых (наземной, подземной, воздушной, водной), дидактические игры – природоведческие и экологические, картинки, иллюстрации, фотографии с изображением насекомых, схема экологической тропинки, природный материал.

Уголок занимательной математики: лабиринты, ребусы, кроссворды, дидактические игры «Путаница», «Найди отличия», «Посчитай» и т. д., наборы геометрических фигур и схемы составления из них насекомых.

Книжный уголок: художественная и энциклопедическая литература о насекомых, иллюстрации с изображением насекомых для описания, картотеки стихов, загадок, примет.

Уголок изодеятельности: силуэты насекомых для раскрашивания, схемы, трафареты с изображением насекомых, раскраски «Насекомые», «Цветы», фотографии, открытки, картинки для срисовывания.

Стена творчества: поделки из бумаги «Насекомые в оригами», поделки из бросового и природного материала, тематические выставки детских работ

Театрализованный уголок: маски-шапочки цветов, насекомых, подбор музыкальных произведений (песни о насекомых, записи звуков, которые издают насекомые).

Игровой уголок: игрушки насекомых, птиц, лягушек и т. п., искусственные цветы, дидактические игры.



Основной этап (цикл практических дел)

  • Наблюдения за насекомыми.

  • Естественно-научные наблюдения, опыты и эксперименты.

  • Работа с дневником наблюдений.

  • Экскурсионно-практические занятия на экологической тропе.

  • Беседы о насекомых.

  • Чтение художественной литературы.

  • Чтение познавательной и энциклопедической литературы.

  • Заучивание стихотворений о насекомых.

  • Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.

  • Просмотр фото- и видеоматериалов, мультимедийных презентаций.

  • Дидактические игры.

  • Подвижные игры, физкультминутки.

  • Пальчиковые игры.

  • Игры-имитации.

  • Игры-превращения.

  • Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, прикладное творчеством.

  • Отгадывание и придумывание загадок, игры-викторины, разгадывание кроссвордов.

  • Знакомство с моделями существенных признаков насекомых.

  • Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.

  • Интегрированное занятие (НОД) «Насекомые», НОД «Насекомые весной», «Насекомые осенью».





Наблюдения за насекомыми



































Опыты и эксперименты

«Как спрятаться бабочкам?», «Как пчелки переносят пыльцу?», «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» («Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», стр. 27, 73, 159). «Вытаптывание почвы» («Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников», стр. 106). «Строение тела насекомого», «Как насекомое передвигается», «Видит ли насекомое?», «Хорошо ли видит насекомое?», «Слышит ли насекомое?», «Чем питается насекомое?» (Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»). Рассматривание насекомых, цветов, коры деревьев через лупу.

Экскурсионно-практические занятия на экологической тропе.

«Клумбы для бабочек», «Зачем бабочке кружочки» (на станциях «Цветочная мозаика», «Клумба для бабочек») (пособие «Экологические проекты в детском саду»). «Муравьиная семья» (на станции «Муравейник»), «Бабочка-капустница» (на станциях «Цветочная мозаика», «Клумба для бабочек»), «Путешествие по экологической тропинке» (на станции «Муравейник») (пособие «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе», стр. 35-38, 109-113, 131-132).

Художественная литература

Аракчеев Ю. Сидел в траве кузнечик.
Бианки В. Муравейник зашевелился.
Бианки В. Приключение муравьишки.
Бианки В. Почему муравьи в одиночку не ходят.
Иванов С. На пасеке.
Павлова Н. Бабочки.
Паустовский К. Похождение жука-носорога.
Романова Н. Муравей-Красная точка.
Сладков Н. Бабочка над землей.
Шим Е. Жук на ниточке.
Шорыгина Т. А. Беседы о временах года.
Шорыгина Т. А. Беседы о насекомых с детьми 5 – 8 лет.

Дидактические игры
  • Замаскируй насекомое.
    Подобрать насекомое к трафаретам цветной бумаги и рассказать, как замаскировали свое насекомое и почему.

  • Игра в слова.
    Воспитатель называет зверей, птиц, рыб, насекомых и других животных. Если дети услышат название насекомого, то хлопают в ладоши.

  • Кто где зимует?

  • Лабиринты: «Помоги пчелке», «Помоги муравью добраться до муравейника», «Бабочка летит к цветку».

  • Найди насекомых.
    Воспитатель в группе (или на участке) прячет насекомых (это могут быть как игрушки, так и бумажные насекомые). Дети их находят и приносят педагогу.

  • Отгадай, кого я загадал.
    Ребенок при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.

  • Путаница.
    Нахождение на карточках наложенных контуров насекомых.

  • Разложи правильно.
    Воспитатель перемешивает картинки. Дети должны «навести порядок», разложить картинки по группам (домашние животные, растения, насекомые, птицы и т. д.).

  • Разрезные картинки.
    Одна картинка с изображением насекомого разрезана на 5-10 частей, а другая служит образцом. Ребенок должен из частей сложить картинку.

  • Угадай животное.
    В каждой схеме-модели зашифровано животное, имеющее определенные черты внешнего строения. Расшифровав модель, дети должны узнать животное.

  • Узнай бабочку по контуру крыльев.

  • Узнай насекомое по силуэту.

  • Узнай по описанию.

  • Узнай, что это.
    Ребенок определяет насекомое по части изображения.

  • Чей голос.
    Воспитатель включает аудиозапись, дети определяют, что за насекомое издает звук.

  • Четвертый лишний.
    Ведущий кладет перед детьми 4 картинки, три из которых относятся к общему понятию. Тот, кто первый определит лишнюю, то есть не подходящую к остальным картинку, получает фишку. В старших группах ребенок должен словесно объяснить свои действия.

  • Что было бы, если бы не было насекомых.

  • Что неправильно нарисовал художник.



Подвижные игры

«Пчелки и медведь», «Жуки», «Пчелки и ласточка», «Бабочки», «Насекомые опыляют цветы», «Пчелы в ульях», «Кузнечики», «Мошки и стрекоза», «Комары». (Дети делятся на две группы: одни изображают комаров, другие – гуляющих детей. «Комары», произнося звук «з-з-з», бегут за детьми, которые стараются спрятаться от них в «домики». Затем участники игры меняются.)

Этюд «В какой почве больше насекомых»

«Утоптанная почва» - дети стоят, прижавшись друг к другу.
«Неутоптанная почва» - частички почвы (дети) находятся на некотором расстоянии друг от друга, взявшись за руки, между ними – дети в масках-шапочках насекомых (дети, изображающие насекомых могут стоять между детьми – «частичками почвы», проползать, пробегать).

Этюд «Палочник маскируется»

Изобразительная деятельность

Рисование

Рисование насекомых по памяти.
Срисовывание с фотографий, открыток, книг.
Рисование по трафаретам, точкам.
Раскрашивание.
Рисование с использованием нетрадиционных художественно-графических техник, в том числе рисование песком., монотипия предметная.
Рисование на морской гальке.

Прикладное творчество

Поделки из бросового и природного материала.
Оригами.



Заключительный этап (продукт проекта)

Изготовление альбома «Насекомые».

Презентация «Как мы знакомились с миром насекомых» (для совместного просмотра детей с родителями и педагогами дошкольного учреждения»).



Использованная и рекомендуемая литература


Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Бацина Е. Г. (и др.). педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. – Волгоград: Учитель, 2014.
Бондаренко Т. м. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004.
Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2008.
Горькова Л. Г. (и др.). сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М.: ВАКО, 2008.
Иванова А. И. Мир животных. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2009.
Кондратьева Н. Н. (и др.). «МЫ». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-пресс», 2002.
Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. – СПб: 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Волгоград: Учитель, 2014.
Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2015.
Машкова С. В. (и др.). познавательно исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2013.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Мн.: «Асар», 1996.
Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М.: Просвещение, 2015. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. Мозаика-Синтез, 2002.
Николаева С. Н. Юный эколог. – М. Мозаика-Синтез, 2002.
Соколова Л. А. Экологическая тропа детского сада. – СПб: 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб: 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.