СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательское занятие в кружке по проектной деятельности в 3 классе "Сердце как хорошо , что ты такое..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательское занятие в кружке по проектной деятельности в 3 классе "Сердце как хорошо , что ты такое..."»

Исследовательское занятие в кружке по проектной деятельности в 3  классе.

Тема: « Сердце­ как хорошо, что ты такое…» Цели: исследовать значение слова «СЕРДЦЕ«узнать,  какие значения имеет слово сердце; рассмотреть примеры употребления этогослова в русском языке; выяснить, каким должно быть сердце у человека;

Ход занятия:

-Добрый день и добрый час!

Я рада сегодня приветствовать вас

Вы друг к другу повернитесь

С добротою улыбнитесь

Поприветствуйте гостей

Дорогих учителей

Ведь улыбка без сомнения

поднимает настроение 

Не придется нам писать

И не станем мы считать

Мы сегодня на уроке

Будем с вами рассуждать.

1. Определение темы.

­- Сегодня у нас очередное занятие кружка «Юные исследователи» О чем мы сегодня будем говорить послушайте ребят. Продолжите строчку. В середине человечка день и ночь стучит … (Сердечко)

-А где оно находится и для чего нам нужно сердце?

-Сердце расположено внутри грудной клетки с левой стороны. Найдите его у себя. Сожмите руку в кулак, вот таким размером наше сердце.

2. Определение цели и задач. ­

-Ребята, а что по вашему – сердце? 

¬ Я вам сегодня на занятии хочу рассказать притчу «Два сердца». В один солнечный день красивый парень стоял на площади города ит с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Оно было идеально – ни вмятинки, ни царапинки. Парень был этим очень горд. Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал: ¬ Моё сердце гораздо красивее твоего! И протянул своё сердце – помятое, всё в шрамах, с рваными краями. - Как вы думаете, что было дальше? – Чьё же сердце красивее? - Чем всё закончилось, я вам расскажу позже. -А сейчас давайте посмотрим на тему, она у нас раскрыта не до конца. Сердце, как хорошо, что ты такое! - А вот какое ещё может быть сердце мы и продолжим наши исследования.

¬ Цель – исследовать значение слова «сердце». Объект – значение слова. --Задачи: ­ узнать какие значения имеет слово «сердце»;                ­ рассмотреть примеры употребления слова в разных его  значениях в русском языке;                ­ выяснить каким должно быть сердце человека. Гипотеза: У каждого человека своя жизнь, своя миссия на Земле, своё  предназначение. И для слова тоже. По вашему мнению это слово является  однозначным или многозначным?

3.Работа по теме

-Какими методами вы пользовались когда искали информацию? ­ 1 группа искала значение слова . какое бы вы дали определение слову «сердце»? (Дети зачитывают)   Сердце получило своё название по своему местоположению в теле  в  середине. Значит, слова СЕРДЦЕ, СЕРЕДИНА, СРЕДА(третий день  недели) раньше были однокоренными, потому что все они называют  середину чего­либо. ­ Ну а мы с Вами сегодня попробуем подробно разобрать 2­е значение этого  слова. (символ чувств…) 4. Работа в группах. (у каждого свои задания).

1 группа –Это интересно. 2 группа фразеологизмы3 группа пословицы 4 гр здоровое сердце

 подберите родные слова. ­У любого человека есть своя семья и родственники и у лов тоже есть родные  слова. ­Назовите, как можно больше родственных слов к слову «сердце». СЕРДЕЧКО, ПРЕДСЕРДИЕ, СЕРДЕЧНЫЙ, СЕРДЕЧНОСТЬ. 2 группа – подберите правильно синонимы и антонимы к слову «сердце»  (лишнее вычеркнуть). Синонимы: милосердие, доброта, отзывчивость, душевность. Антонимы: бессердечие, бесчувствие, бездушие, чёрствость. 3 группа – как вы думаете, как русскому народу удалось передать свою  мудрость, свой опыт через слово? (ответы детей) Мудрые мысли, жизненный опыт. ­ Давайте понаблюдаем, как слово «сердце» живёт в русском фольклоре, а  конкретно в половицах и поговорках. ­ Соедините части пословиц, выберите из них любые и объясните значение. Слайд. Н.у./ 1.Думай умом, поступай как подскажет сердце. 2. С глаз долой – из сердца вон. 3. Сердце матери лучше солнца греет. 4. Сердце не камень. ФИЗМИНУТКА. «мы устали чуточку, отдохнём минуточку». 5. Работа с фразеологизмами. ­ Что такое фразеологизмы? (речевой оборот речи). ­ Фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску. ­ Слово «сердце» очень многогранное. Оно помогает сделать язык лучше,  выразительнее. А как? – Да, очень просто, оно входит в состав фразеологизмов.  ­ А что такое фразеологизм? (каждой группе объяснить значение) «Золотое сердце» ­ добрый, отзывчивый человек. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-zdorovoe-serdce.html «Открывать сердце» ­ признаваться в любви. «Сердце в пятки ушло» ­  у кого возникает ощущение сильного страха,  испуга, волнения. 6. Герои сказки.  Слайд. ­ Назовите героев, что их всех объединяет? Задание по группами. ­ Определите, какое сердце у героя, приведите 2­3 примера  доказательства. Царица – мачеха: !. Заставила Черновку убить молодую царевну.  2. Зависть. Молодая царевна:  1.заботливая.  2. Верная, преданная. 3. Умеет прощать. 4. Не держит зла. (пожалела Черновку, отпустила её). 5. Никого не обидела (руку и сердце). Королевич Елисей: 1. Преодолевает препятствия, чтобы найти любимую. 2. Отважный. 3. Смелый. -Часто к конфликту приводят злые, обидные слова, которые мы друг другу говорим иногда. Поиграем в игру «Замени плохие слова добрыми»

(слайд 6) Игра «Скажи по- другому»

Я бросаю мяч, а вы называете противоположное значение.

Доброе сердце – злое

Веселое – грустное

Храброе – трусливое

Здоровое – больное

Маленькое – большое

Ласковое – сердитое

Холодное-горячее

Отважное – пугливое

Любящее – ненавидящее

Жадное – щедрое

Медленное – быстрое

Одинокое - дружное 

ленивый – трудолюбивый

жадный – щедрый

Проведение Опытов.

-Вспомним правила поведения в нашей лабортории

Так давайте проведем небольшой опыт и посмотрим, как работает сердце и для чего же оно нам нужно. Посмотрите, это резиновая груша. Груша – это сердце, вода в стакане – это кровь, трубочки - сосуды. Сжали грушу и опустили трубочку в жидкость. Разжали кулачок. Кровь наполняет сердце, а затем оно сжимается, выталкивает кровь и движет кровь по нашему организму. Повторили еще раз. Такое движение никогда не останавливается, сердце работает без устали, неутомимо. Сравните размер сердца и руки, ноги, головы, туловища. Сердце такое маленькое, но должно быть очень сильным, чтобы толкать кровь по сосудам. Сосуды - это такие маленькие трубочки, по которым кровь доставляет всем органам кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Ребята, а как вы думаете, сколько может прожить человек без воды и без еды?

Ответы детей.

Педагог: Без еды человек может прожить до 40 дней, а вот без воды около 6. Без кислорода и питательных веществ наши органы не могут ни существовать, ни работать. Так с чем же можно сравнить наше сердце, оно работает как что?

Педагог: Дети, а как мы чувствуем, что сердце работает?

Дети: Оно стучит.

Педагог: Правильно! По его стуку. В момент, когда сердце выталкивает кровь в сосуды, раздаются глухие удары-толчки крови, называемые «пульсом».

Педагог: Где мы с вами можем услышать пульс:

1. На запястье руки;

2. на висках;

3. под нижней челюстью.

Чувствуете толчки? Так сердце выталкивает кровь по сосудам.

Педагог: А как еще мы можем услышать сердце? Послушайте сердце ушком друг у друга. Слышите, как стучит сердце?

Дети: Да.

Педагог: Когда мы обращаемся к врачам, наше сердце часто слушают прибором, которое называется фонендоскоп. Давайте и мы попробуем послушать сердцебиение, возьмите фонендоскоп и послушайте, как стучит сердце вашего соседа.

Педагог: Как стучит сердце?

Дети: тук-тук, тук-тук.

Педагог: Дети, а как вы думаете, сердце всегда работает вот так ровно?

Дети: Нет.

Педагог: А как вы думаете почему?

Педагог: Когда мы побегали или попрыгали, нашему организму нужно больше крови и биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии, и сердце может отдохнуть и биться медленнее. Давайте проверим на себе, как работает сердце после физической нагрузки.

Физ.минутка.

.Педагог: Давайте мы еще раз послушаем, как бьется сердце друг у друга фонендоскопом.

Педагог: Как стало звучать сердце после игры?

Дети: Оно стало стучать быстрее!

Педагог: Правильно, до игры оно билось спокойно, а после игры стало биться быстро, часто. Таким образом, мы тренируем наше сердце, чтобы оно работало лучше.

- А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак — так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь.

- Знаете ли вы сколько крови в вашем организме? 3 литра (показать 3хлитровую банку)
- А у взрослого человека 5 литров и всю кровь сердце прогоняет по организму много раз за день.
- Работает ли сердце ночью, когда вы спите?
- Может ли оно остановиться? Почему?
- Можно ли снова запустить сердце? (в больницах с помощью дефибриллятора - электрический разряд и уколы -адреналин) Если ничего этого нет - делают непрямой массаж сердца.

Педагог: Дети, как можно беречь сердце?

Педагог: Ребята, посмотрите на памятки. Здесь изображены физические упражнения для тренировки сердца, а на второй полезные и вредные продукты питания. Давайте обсудим наши памятки.

Педагог: Давайте поиграем в игру «Полезно - вредно». Я буду показывать картинки, а вы должны громко хлопать в ладоши, когда увидите что это полезно для сердца, а если вредно, то топаем все ногами.

7. Вывод. ­ В повседневной жизни мы встречаем множество различных людей. Среди нихесть добрые, отзывчивые люди, с прекрасным сердцем, а также люди с  жестким сердцем, буздушные, заботящиеся только о личном благополучии  (как царица). ­ Но добрых людей всё же больше. ­ Я Вам начала рассказывать притчу. Интересно, чем же она заканчивается? Парень взглянул на сердце старика и засмеялся: ­Ты, возможно, шутишь. Старик! Сравни своё сердце с моим! Моё  идеально! А твоё! Твоё – всё в шрамах и слезах. ­Да, ­ ответил старик. – Твоё сердце выглядит идеально. Но я бы никогда  не согласился обменяться нашими сердцами. Каждый шрам на моём  сердце  это человек, которому я отдал свою любовь – я вырывал кусок  моего сердца для него.

Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломлённый. Из его глаз  текли слёзы. Он подошёл к старику. Достал своё сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику.  Старик взял его подарок и вставил в своё сердце. Потом он в ответ  оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в дыру сердца  молодого человека. Кусок подошёл, но не идеально.Молодой человек посмотрел на своё сердце, уже не идеальное, но более  красивое, чем оно было раньше. Пока любовь старика не коснулась его. И они, обнявшись, пошли по дороге. ­ В чём же главная мысль? (делиться, делать добро). 8. Составление синквейнов ( по группам).

9. Рефлексия. 

 . А какое сердце вы бы хотели иметь? «Пусть моё сердце будет …» (допишите на своих сердечках слово). Слайд. Благородное, золотое, большое, доброе, чуткое, храброе,  мужественное, мудрое, светлое.

10. Итог. ­  Тема урока продолжите  Сердце, как хорошо, что ты такое… ­Какое? Один из мудрецов сказал: « В сердце есть нечто такое, откуда исходит  добро. И нужно делиться своими частицами сердца