ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА ИСПОЛЬЗУЯ МЕТОД ПРОЕКТА.
Н.Л. Елькина, преподаватель кафедры «Общеобразовательные, гуманитарные и правовые дисциплины »
ОАНО ВПО «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институт),
г. Тольятти, Россия
Современная социально-экономическая ситуация предъявляет повышенные требования к процессу личностного и профессионального становления специалистов. Выбор профессионального пути в настоящее время связывается не только с ответственностью за результаты сделанного выбора для самого индивида, но и за экономические затраты на переобучение, пособие по безработице и социальные пособия в случае неадекватного решения о будущей профессии.
Профессиональное становление квалифицированных специалистов представляет собой процесс, который включает поиск и выбор профессии, её освоение в ходе профессионального обучения, адаптацию и реализацию в процессе самостоятельной профессиональной деятельности.
Существует много оснований для выбора профессии:
1. Объект деятельности (с чем работать): человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты и т.д.); информация (тексты, формулы, схемы ); финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты); техника ( приборы, машины); искусство (литература, музыка и т.д.); животные и растения ; изделия и продукты ; природные ресурсы (земли, леса, и др.)
2. Тип деятельности (что делать): управление; обслуживание; образование; производство (изготавливать продукцию); конструирование; исследование; защита.
3. Сфера деятельности: финансы; логистика; информационные технологии; телевидение; красота и спорт; образование и наука; культура и искусство; охрана окружающей среды; производство; торговля; другое.
4. Востребованность на рынке труда: высокая; средняя; низкая; уникальные специалисты.
5. Доступность получения профессии: легкодоступная (есть средние специальные учебные заведения в районе проживания и т.п.); труднодоступная (обучение только на базе 11 кл., платное, конкурс…).
6. Уровень заработной платы (доходность): до 300 $ (до 9 тыс. руб.); до 700 $ (до 20 тыс. руб.); свыше 700 $ (свыше 20 тыс. руб.).
7. Моральное удовлетворение (соответствие своим интересам и ценностям): желание быть полезным людям; любовь к природе,; потребность в самосовершенствовании, личностном росте; желание обеспечить свою семью.
8. Тип занятости: полная занятость; частичная занятость.
9. Ритм работы: фиксированный рабочий день (напр., с 9.00 до 18.00); «плавающий график» (напр., определенное кол-во рабочих часов в неделю,
сменная работа.
10. Форма взаимоотношений с организациями: штатный сотрудник; временное сотрудничество (договор подряда, краткосрочный контракт); «свободный художник».
Важнейшим этапом профессионального становления является обучение в колледже, здесь наряду с освоением программ обучения происходят процессы дальнейшего профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение как деятельность личности сопровождается ошибками и трудностями, многие из которых являются типичными для различных стадий профессионального становления, которое происходит на этапе обучения в колледже.
Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у обучающихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является систематическое применение исследовательского метода в образовании. Данный метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного обучающимся.
Остановимся на исследовательском методе проектов, позволяющим формировать следующие компетенции:
организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качества;
решать проблемы, принимать решения в нестандартных ситуациях;
работать в коллективе и в команде;
брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
Рассмотрим использование интерактивного метода и групповой работы студентов II курса при освоении дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» и реализации метода проекта при изучении темы «Профессиональная карьера». Студенты объединяются в группы, выбирают своего лидера, задачей которого является координирование работы, консультирование, и представление результатов, оценивание деятельности участников группы. В ходе проектной деятельности студентами использовались следующие методики:
1. Беседы и интервью со студентами разных курсов.
В ходе бесед и интервью студенты использовали методику незаконченных предложений: завершите, пожалуйста, незаконченные предложения: «Студент – это…», «Наибольшие трудности в процессе обучения возникают из-за …», «Наиболее трудным в процессе профессиональной подготовки для меня является…», «Моя будущая профессия для меня…», «Моя будущая работа…», «В моей будущей профессии мне нравится…», «В моей будущей профессии мне не нравится…».
2. Экспертные собеседования с преподавателями учебного заведения.
В ходе таких собеседований студенты выявили, какие, по мнению преподавателей, трудности и вопросы возникают у студентов, а также какие способы для их разрешения они используют. Анализируя наиболее типичные психологические трудности студентов на разных этапах профессионального развития (см. таблицу), можно отметить:
1. Возникающие трудности отражают естественные противоречия, связанные с процессом личностного и профессионального развития.
2. Трудности создают определенное напряжение, которое в свою очередь побуждает ставить вопросы и искать на них ответы.
3. Для каждого периода профессионального развития характерны определенные вопросы, которые ставят студенты.
В учебно-профессиональном периоде обучения (2-3 курс) наиболее распространены следующие вопросы: Как укрепить свою убежденность в необходимости учиться? Как извлечь максимум пользы из педагогической практики? Как преодолеть сомнения в правильности сделанного выбора? Как справиться с тревогой и неуверенностью перед проведением занятий во время практики? Как лучше подготовить дипломную работу? Как подготовиться к приему на работу? Как устроиться на успех в профессиональной деятельности? и т. д. Анализируя варианты окончаний фразы «Моя будущая профессия для меня…», можно сказать, что профессия студентами второго и третьего курса воспринимается туманно, как некое будущее, которое наступит не скоро. В оценках профессии преобладает неопределенность, конкретный вид деятельности никак не упоминается. Студенты не выделяют предметное содержание будущей профессиональной деятельности. Это могли бы быть ответы любого студента любого учебного заведения. Важно отметить также, что профессия рассматривается прежде всего как аспект личностной самореализации. Преобладает взгляд на профессию как на способ самовыражения. В 60% случаев встречаются ответы типа «Моя будущая профессия — это…»: «…способ самовыражения», «…путь к реализации себя и своих целей», «…возможность принести пользу и самореализоваться». Следующая группа ответов отражает эмоционально-оценочное отношение к профессии. Здесь наблюдается большой разброс оценок — от негативных до восторженно-позитивных, например: профессия — это «…радость, получение материальной независимости, счастье делать то, что я хочу» или: «…является очень темной лошадкой», «…не самое главное в жизни». В третью группу вошли ответы, отражающие восприятие студентами профессии как неизбежного факта их будущей жизни, например: «…это мое будущее», «…важный фактор моей жизни», «…стиль жизни и способ зарабатывать деньги». Профессия как способ заработка упоминается всего в пяти случаях, причем в трех из них это заработок плюс еще что-то, например: «…стиль жизни и способ зарабатывать деньги».Окончания фразы «Моя будущая работа…» подразделяются на те же группы, что и суждения о будущей профессии. Здесь также встречаются варианты, отражающие ожидания и требования к работе, например: «…должна соответствовать моему ожиданию и запросам». Кроме того, эмоциональные оценки стали еще насыщеннее, например: «Моя будущая работа — это…»: «…ужас…» или «…арена для самореализации, это главная и любимая часть моей жизни», «…возможность заниматься любимым делом». В суждениях о работе в большинстве случаев преобладает все-таки неопределенность («…не ясно еще для меня», «…представляется мне пока туманно»); ярко выраженный негативный ответ, к счастью, всего один. Когда речь идет о будущей работе, прежде всего подчеркивается аспект самореализации, возможность заниматься интересным делом и значимость работы для личности («…будет очень хорошей и полезной для меня»). Работа как заработок рассматривается в трех случаях («…должна быть высокооплачиваемой»). Окончания фразы «В моей будущей профессии мне нравится…» в определенной степени отражают особенности мотивации профессионального выбора студентов. Они распределились на несколько групп в зависимости от того, что выделялось как наиболее привлекательное в будущей профессии. Прежде всего, студентов привлекает возможность самореализации и творчества («…то, что я могу творить, следить за полетом фантазии, открывать новый мир», «…возможность реализовать себя в творческом плане»). Далее следуют широкие возможности для общения («…возможность постоянного взаимодействия с людьми…», «…общения с людьми, получения морального и материального удовлетворения…»). Часто упоминаются альтруистические мотивы, разносторонность профессии, возможность решать личные проблемы («…ее разнообразие и перспективность», «…то, что она пригодится мне в личной жизни», «…близость к людям, власть»). В ответах общение обычно сочетается с самореализацией или с альтруистическими установками. Таким образом, мотивы, которые выделяют студенты, адекватны их будущей профессиональной деятельности и свидетельствуют об их знании профессии. В то же время ответы студентов характеризуются противоречивостью высказываний и некоторой нереалистичностью (например, привлекает «…ее оплата и коллектив», «…возможность получения морального и материального удовлетворения»). Часто студенты высказывают желание и самореализовываться, и деньги получать.
Типичные трудности студентов на различных этапах обучения в колледже.
Период обучения | Типичные трудности |
2 курс | • Сомнения в правильности сделанного выбора, переосмысление оснований сделанного выбора. • Смутное представление жизненных и профессиональных целей и ценностей. • Снижение убежденности в необходимос- ти учиться (овладевать теорией). • Переживания по поводу предстоящей практики. • Трудности прохождения практики: встреча с реальностью,переживание некомпетентности, снижение уверенности в себе. • Появление и дальнейшее осознание не- обходимости усиления практической под- готовки для работы. • Трудности выбора формы и методов са- моподготовки. • Несформированность ряда профессио- нально важных и личностных качеств, не- обходимых для осуществления профессиональной деятельности. |
3 курс | • Отсутствие способов работы над дипломм ным проектом. • Неконкретность (отсутствие) плана тру- доустройства. • Отсутствие готовности к конкурентному поведению на рынке труда. • Смутное (нереалистичное) представле- ние о ситуации на рынке труда. • Отсутствие эффективных способов пове- дения на рынке труда (составление поис- кового письма, профессионального резю- ме, проведения собеседования с работодателем и др.). • Появление страхов и тревог по поводу начала профессиональной деятельности (страх неуспеха). |
Последовательное разрешение возникающих трудностей и вопросов студентов позволяет решить различные задачи профессионального становления и самоопределения:
введение в программу обучения новой дисциплины «Введение в профессию: общие компетенции профессионала», позволяющей студентам более глубоко понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии и усвоить многие практические навыки для поиска работы и профессиональной деятельности.
определение студентами более четкой мотивации к профессиональной деятельности через различные психологические тренинги, приглашение работодателей, посещение городских ярмарок вакансий.
освоение способов поведения на рынке труда (составление поискового письма, профессионального резюме, проведения собеседования с работодателем и др.) при изучении дисциплин: «Эффективное поведение на рынке труда», «Документационное обеспечение управления».
настрой на успех в профессиональной деятельности, повышение уверенности в своих силах и возможностях с помощью участия в различных творческих конкурсах, таких как «Серебряная ложка» для студентов специальности «Технология продукции общественного питания», «Невские берега» ( г. Санкт- Петербург) для студентов специальности «Косметика и визажное искусство», «Золотые ножницы» для студентов специальности «Парикмахерское искусство», участие в олимпиадах, конференциях и т. п.
Метод проектов - это ориентированная на интересы студента модель обучения, в центре внимания которой стоят интересы студента. Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Коллективная проектно-исследовательская деятельность создает особую атмосферу — единства действия и целостности коллектива, организации взаимодействия и взаимопомощи, корректировки правил отношений между студентами и преподавателем, активизации познавательной деятельности.
Литература:
Алексеева Л.Н. Личностно-профессиональное становление и развитие человека. Архангельск, 2010.
Антропов В.А., Туманова Т.В., Семенко И.Е. Профессиональное становление личности в период обучения в вузе. Екатеринбург, 2007.
Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени. /Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2009.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2009
Иванова Н.Л. Социальная идентичность и профессиональное становление личности. Ярославль, 2008.
Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. Научный журнал «Вестник Челябинского гос.пед.университета». Сер.3 №27,2005.