Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене
Подготовила:
Педагог – психолог
МБОУ «Молодежненской школы №2»
Яковлева А.С.
Адаптация - означает приспособление к новым условиям,
требованиям,
отношениям, видам деятельности.
Школьная адаптация - это процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения.
Признаки успешной адаптации:
-удовлетворённость ребёнка процессом обучения;
-ребёнок легко справляется с программой;
-степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
-удовлетворённость межличностными отношениями-с одноклассниками и учителями.
Признаки дезадаптации :
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка
-нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
-стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
-нежелание выполнять домашние задания;
-негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
-беспокойный сон;
-трудности утреннего пробуждения, вялость;
-постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Проблемы школьной адаптации
Изменение условий обучения
Начальная школа
ОДИН основной учитель
Переход в 5 класс
МНОГО учителей-предметников
ОДИН кабинет
ОДИН классный коллектив
МНОГО кабинетов
МНОГО других ребят
ОДНИ требования
Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя
МНОГО разных требований
Заново завоевать авторитет у новых учителей
Исследование процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения
Цель: изучение особенностей адаптации пятиклассников к новым условиям обучения
Задачи:
- организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, социометрический статус);
- выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей;
- определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.
Диагностическая программа
1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Э.М.Александровской (экспертная оценка учителя)
2 Методика «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к школе»(В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина)
3. Анкета «Оценка школьной мотивации» Н. Г. Лускановой .
4. Экспресс – методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации»
5. Методика В.Г.Щур «Лесенка»
6. Социометрическое исследование Дж.Морено
7. Наблюдение за учащимися во время уроков, на переменах .
- Зона адаптации - 95% Зона неполной адаптации – 5% Зона дезадаптации - 0 %
- Зона адаптации - 95%
- Зона неполной адаптации – 5%
- Зона дезадаптации - 0 %
- Зона адаптации – 32% Зона неполной адаптации – 59% Зона дезадаптации - 9%
- Зона адаптации – 32%
- Зона неполной адаптации – 59%
- Зона дезадаптации - 9%
- Зона адаптации - 70% Зона неполной адаптации - 13% Зона дезадаптации - 17%
- Зона адаптации - 70%
- Зона неполной адаптации - 13%
- Зона дезадаптации - 17%
Экспертная оценка учителя
5 – А класс
5 – Б класс
5 – В класс
- Зона адаптации - 90% Зона неполной адаптации – 10% Зона дезадаптации - 0 %
- Зона адаптации - 90%
- Зона неполной адаптации – 10%
- Зона дезадаптации - 0 %
- Зона адаптации - 75% Зона неполной адаптации – 25% Зона дезадаптации - 0 %
- Зона адаптации - 75%
- Зона неполной адаптации – 25%
- Зона дезадаптации - 0 %
- Зона адаптации - 75% Зона неполной адаптации – 25% Зона дезадаптации - 0 %
- Зона адаптации - 75%
- Зона неполной адаптации – 25%
- Зона дезадаптации - 0 %
Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (родители)
5 – А класс
5 – Б класс
5 – В класс
Уровень школьной мотивации учащихся
«Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации».
Исследование уровня самооценки
Межличностные взаимоотношения 5 - А класс
Межличностные взаимоотношения 5 - Б класс
Межличностные взаимоотношения 5 - В класс
Итоговый уровень адаптации пятиклассников
Рекомендации для родителей
- Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
- Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
- Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
- Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией.
- Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детств
Рекомендации педагогам
- Адекватная похвала (ребенка необходимо поощрять за успехи, говорить надо так, чтобы ребенок знал свои возможности и способности: «Ты справился с этим заданием, потому что у тебя есть сила воли и желание довести дело до конца».);
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок (шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки);
- Использование на уроке учебно-познавательной игры ;
- Стимулирующее оценивание ;
- Удовлетворение потребности быть значимой личностью (такой метод уместен для работы с учениками с заниженной самооценкой, так называемых «отшельников, одиночек»; ребенку дается интересное индивидуальное задание, которое он подготовит самостоятельно дома, а потом необходимо на уроке спросить у него именно это задание, таким образом у остальных учащихся проявляется интерес к этому ребенку, а у непосредственно этого ребенка повышается уровень самооценки);
- Опора в изучении материала на жизненный опыт, связь с окружающим миром (это делается для того, чтобы ученик понимал, что изучаемый материал пригодится в жизни, ученик должен быть заинтересован в обучении);
- Наличие на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (свободная беседа, ученик в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия и пр.);
- Развивающая кооперация (групповая работа, работа в парах);
- Внимательно и с заинтересованностью относитесь к тому, что для ученика значимо, стимулируйте и поддерживайте его интересы регулярно .
Спасибо за внимание!