СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  изучение особенностей адаптации пятиклассников к новым условиям обучения 

Задачи:

- организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, социометрический статус);

- выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей;

- определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Исследование процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения»

Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене Подготовила: Педагог – психолог МБОУ «Молодежненской школы №2» Яковлева А.С.

Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене

Подготовила:

Педагог – психолог

МБОУ «Молодежненской школы №2»

Яковлева А.С.

Адаптация   -    означает приспособление к новым условиям,  требованиям, отношениям, видам деятельности.   Школьная адаптация  - это процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения.

Адаптация   - означает приспособление к новым условиям,

требованиям,

отношениям, видам деятельности.  

Школьная адаптация  - это процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения.

Признаки успешной адаптации:   -удовлетворённость ребёнка процессом обучения; -ребёнок легко справляется с программой; -степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; -удовлетворённость межличностными отношениями-с одноклассниками и учителями.

Признаки успешной адаптации:

-удовлетворённость ребёнка процессом обучения;

-ребёнок легко справляется с программой;

-степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

-удовлетворённость межличностными отношениями-с одноклассниками и учителями.

Признаки дезадаптации : - усталый, утомлённый внешний вид ребёнка -нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; -стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; -нежелание выполнять домашние задания; -негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; -беспокойный сон; -трудности утреннего пробуждения, вялость; -постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки дезадаптации :

- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка

-нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;

-стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

-нежелание выполнять домашние задания;

-негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

-беспокойный сон;

-трудности утреннего пробуждения, вялость;

-постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Проблемы школьной адаптации Изменение условий обучения  Начальная школа ОДИН основной учитель Переход в 5 класс МНОГО учителей-предметников ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив МНОГО кабинетов МНОГО других ребят ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у новых учителей

Проблемы школьной адаптации

Изменение условий обучения

Начальная школа

ОДИН основной учитель

Переход в 5 класс

МНОГО учителей-предметников

ОДИН кабинет

ОДИН классный коллектив

МНОГО кабинетов

МНОГО других ребят

ОДНИ требования

Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя

МНОГО разных требований

Заново завоевать авторитет у новых учителей

Исследование процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения

Исследование процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения

Цель: изучение особенностей адаптации пятиклассников к новым условиям обучения     Задачи: организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, социометрический статус);  выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей;  определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

Цель: изучение особенностей адаптации пятиклассников к новым условиям обучения    

Задачи:

  • организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, социометрический статус);
  • выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей;
  • определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.
Диагностическая программа 1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Э.М.Александровской (экспертная оценка учителя) 2 Методика «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к шко​ле»(В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина) 3. Анкета «Оценка школьной мотивации» Н. Г. Лускановой . 4. Экспресс – методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации» 5. Методика В.Г.Щур «Лесенка» 6. Социометрическое исследование Дж.Морено 7. Наблюдение за учащимися во время уроков, на переменах .

Диагностическая программа

1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Э.М.Александровской (экспертная оценка учителя)

2 Методика «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к шко​ле»(В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина)

3. Анкета «Оценка школьной мотивации» Н. Г. Лускановой .

4. Экспресс – методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации»

5. Методика В.Г.Щур «Лесенка»

6. Социометрическое исследование Дж.Морено

7. Наблюдение за учащимися во время уроков, на переменах .

Зона адаптации - 95% Зона неполной адаптации – 5% Зона дезадаптации - 0 % Зона адаптации - 95% Зона неполной адаптации – 5% Зона дезадаптации - 0 % Зона адаптации – 32% Зона неполной адаптации – 59% Зона дезадаптации - 9% Зона адаптации – 32% Зона неполной адаптации – 59% Зона дезадаптации - 9% Зона адаптации - 70% Зона неполной адаптации - 13% Зона дезадаптации - 17% Зона адаптации - 70% Зона неполной адаптации - 13% Зона дезадаптации - 17% Экспертная оценка учителя 5 – А класс 5 – Б класс 5 – В класс
  • Зона адаптации - 95% Зона неполной адаптации – 5% Зона дезадаптации - 0 %
  • Зона адаптации - 95%
  • Зона неполной адаптации – 5%
  • Зона дезадаптации - 0 %
  • Зона адаптации – 32% Зона неполной адаптации – 59% Зона дезадаптации - 9%
  • Зона адаптации – 32%
  • Зона неполной адаптации – 59%
  • Зона дезадаптации - 9%
  • Зона адаптации - 70% Зона неполной адаптации - 13% Зона дезадаптации - 17%
  • Зона адаптации - 70%
  • Зона неполной адаптации - 13%
  • Зона дезадаптации - 17%

Экспертная оценка учителя

5 – А класс

5 – Б класс

5 – В класс

Зона адаптации - 90% Зона неполной адаптации – 10% Зона дезадаптации - 0 % Зона адаптации - 90% Зона неполной адаптации – 10% Зона дезадаптации - 0 % Зона адаптации - 75% Зона неполной адаптации – 25% Зона дезадаптации - 0 % Зона адаптации - 75% Зона неполной адаптации – 25% Зона дезадаптации - 0 % Зона адаптации - 75% Зона неполной адаптации – 25% Зона дезадаптации - 0 % Зона адаптации - 75% Зона неполной адаптации – 25% Зона дезадаптации - 0 % Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (родители) 5 – А класс 5 – Б класс 5 – В класс
  • Зона адаптации - 90% Зона неполной адаптации – 10% Зона дезадаптации - 0 %
  • Зона адаптации - 90%
  • Зона неполной адаптации – 10%
  • Зона дезадаптации - 0 %
  • Зона адаптации - 75% Зона неполной адаптации – 25% Зона дезадаптации - 0 %
  • Зона адаптации - 75%
  • Зона неполной адаптации – 25%
  • Зона дезадаптации - 0 %
  • Зона адаптации - 75% Зона неполной адаптации – 25% Зона дезадаптации - 0 %
  • Зона адаптации - 75%
  • Зона неполной адаптации – 25%
  • Зона дезадаптации - 0 %

Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (родители)

5 – А класс

5 – Б класс

5 – В класс

Уровень школьной мотивации учащихся

Уровень школьной мотивации учащихся

 «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации».

«Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации».

Исследование уровня самооценки

Исследование уровня самооценки

Межличностные взаимоотношения  5 - А класс

Межличностные взаимоотношения 5 - А класс

Межличностные взаимоотношения  5 - Б класс

Межличностные взаимоотношения 5 - Б класс

Межличностные взаимоотношения  5 - В класс

Межличностные взаимоотношения 5 - В класс

Итоговый уровень адаптации пятиклассников

Итоговый уровень адаптации пятиклассников

Рекомендации для родителей Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку. Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию

Рекомендации для родителей

  • Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
  • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
  • Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
  • Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией.
  • Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детств

Рекомендации педагогам

  • Адекватная похвала (ребенка необходимо поощрять за успехи, говорить надо так, чтобы ребенок знал свои возможности и способности: «Ты справился с этим заданием, потому что у тебя есть сила воли и желание довести дело до конца».);
  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок (шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки);
  • Использование на уроке учебно-познавательной игры ;
  • Стимулирующее оценивание ;
  • Удовлетворение потребности быть значимой личностью (такой метод уместен для работы с учениками с заниженной самооценкой, так называемых «отшельников, одиночек»; ребенку дается интересное индивидуальное задание, которое он подготовит самостоятельно дома, а потом необходимо на уроке спросить у него именно это задание, таким образом у остальных учащихся проявляется интерес к этому ребенку, а у непосредственно этого ребенка повышается уровень самооценки);
  • Опора в изучении материала на жизненный опыт, связь с окружающим миром (это делается для того, чтобы ученик понимал, что изучаемый материал пригодится в жизни, ученик должен быть заинтересован в обучении);
  • Наличие на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (свободная беседа, ученик в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия и пр.);
  • Развивающая кооперация (групповая работа, работа в парах);
  • Внимательно и с заинтересованностью относитесь к тому, что для ученика значимо, стимулируйте и поддерживайте его интересы регулярно .
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!