СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование социальных причин девиантного поведения. Практическая работа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены практические задания  по видам девиантного поведения, выявлению социальных причин девиантности, его типы и путей преодоления

Просмотр содержимого документа
«Исследование социальных причин девиантного поведения. Практическая работа по обществознанию»

Практическая работа №7.

Исследование социальных причин девиантного поведения и путей их устранения


Цели: провести анализ социальных причин девиантного поведения и выявить пути их устранения

Место проведения: учебная аудитория, ОБПОУ «КЭМТ».

Средства обучения:
  • методические рекомендации к практической работе № 7.

  • РМ к практической работе № 7.

  • Виды самостоятельной работы:

  • Составление схем

  • Составление таблиц

  • Установление соответствия между определениями и терминами

  • Исправление ошибок в тексте


Краткая теория

Отклоняющееся поведение, его формы и проявления

Социальные нормы, которым люди следуют в своих дейс­твиях, придают социальному миру регулярность и предсказу­емость. Но не всегда и не все действия индивидов соответству­ют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняют­ся от правил, которым они обязаны руководствоваться.

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (от­клоняющееся) поведениесоциальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Основными формами девиантного поведения являются:

  • пьянство;

  • наркомания;

  • преступность;

  • проституция;

  • само­убийство;

  • гомосексуализм.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершаю­щий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под ка­тегорию противоправного действия. При этом подчеркива­ется, что девиантное поведение относительно, ибо принадле­жит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выражен­ную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.


Объяснение девиации

Его сущность

Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному ти­пу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к пре­ступлениям отражается в его облике

Психологическое

Девиантное поведение является следст­вием психологических качеств, черт ха­рактера, внутренних жизненных устано­вок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и сре­дой. В то же время сам поступок, нару­шение закона может стать результатом психологического состояния девианта

Социо­логичес­кое

Концепция аномии (гр. безза­коние)

Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (ано­мией), т.е. распадом существующей си­стемы социальных ценностей и норм, ре­гулирующих жизнедеятельность людей

Теория стигма­тизации)

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а груп­повой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установ­ленных норм.

Объяснение девиации

Его сущность


Выделяют первичную и вторичную де­виацию. При первичной девиации ин­дивид время от времени нарушает неко­торые социальные нормы. Однако окру­жающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя деви­антом. Вторичная девиация характери­зуется тем, что на человеке ставят клей­мо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием кри­минальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска. К таким группам, в частнос­ти, относят определенные слои молодежи.

На основании соотношения целей и средств современные социологи выделяют следующие

типы девиантного поведения.

Тип поведения

Его характеристика

Инновация (при­нятие социально одобряемых це­лей, но отрица­ние законных средств их достижения)

Инноватор признает ценности общества и принимает жизненную цель, но так как законными средствами ее не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор — это преступник

Ритуализм (от­рицание приня­тых целей при бе­зусловном согла­сии с социально одобряемыми средствами)

Ритуалист отвергает ценности общества и диктуемые ими цели жизни, а законные методы и средства он признает. В результате девиации может сформироваться ревност­ный бюрократ, или неудачливый бизнесмен, или педант-преподаватель, для которого вы­полнение повседневных норм, ритуал пол­ностью заслоняют значимые жизненные цели

Ретритизм (от­рицание целей и средств как «бег­ство от дейст­вительности»)

Ретритист (отступник) отвергает и цен­ности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик)

Бунт, мятеж (отказ от сущест­вующих целей и средств с одно­временной заме­ной их новыми)

Бунтарь не только отвергает ценности, цели и средства этого, по его мнению, несовершенного мира, но и хочет заменить их своими — идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал


По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худ­шую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитив­ный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основ­ных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, пси­хические расстройства и др., требуют организации разных ви­дов социальной помощи — открытия кризисных центров, до­мов для бездомных, телефонов доверия и т. д.

Ход работы

Выполнить задания.


Задание 1.Закончи определение:

Социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе – это


Задание 2. Составить схему «Формы девиантного поведения»:




Формы девиантного поведения











Задание 3. Перечислите основные концепции причин возникновения девиантного поведения








Задание 4. Установите соответствие :

1.Инновация - А. отказ от сущест­вующих целей и средств с одно­временной заме­ной их новыми

2.Ритуализм - Б. от­рицание целей и средств как «бег­ство от дейст­вительности»

3.Ретритизм - В.при­нятие социально одобряемых це­лей, но отрица­ние законных средств их достижения

4.Бунт, мятеж - Г. от­рицание приня­тых целей при бе­зусловном согла­сии с социально одобряемыми средствами

1

2

3

4

В

Г

Б

А


Задание 5. Выберите правильный ответ. Новаторство является формой

1) негативного отклоняющегося поведения

2) позитивного отклоняющегося поведения

3) неправомерного поведения

4) конформистского поведения


Задание 6. Исправьте ошибки в предложениях

  1. Действующую толпу составляют люди, собравшиеся около места происшествия и решившие посмотреть, что будет дальше; конвенциональная толпа представляет собой группу людей, со­вместно выражающих радость или горе, гнев или протест; под случайной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения; экспрессивная толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отноше­нии конкретного объекта.

  2. Человеческое поведение может приобретать социальный смысл даже вне общения с другими людьми.

  3. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер: позитивный характер проявляется в стрем­лении нарушить функционирование социальной системы, а нега­тивный — в стремлении ее совершенствовать.

4.Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и человека к совершению девиантных поступков, биологический объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии и психологи­ческий учитывает влияние социальных и культурных факторов.

Задание7. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

  1. Делинквентное поведение — это поступки людей, совершаемые ими в мире права. А

  2. Правомерное поведение — это отклонение в поступках людей от общепризнанных норм. Б

  3. Девиантное поведение — это нарушение закона, влекущее серь­езные наказания. В

  4. Правовое поведение — это поведение, которое соответствует правовым предписаниям и носит в основном полезный для обще­ства характер. Г

  5. Конформистское поведение — это правомерное поведение, но представляющее собой чрезвычайно вредный и неудобный для окружающих образец поступков людей. Д

  6. Правонарушение — это поведение, которое связано с наруше­нием права, но не наносит вреда. Е

  7. Злоупотребление правом — это поведение, которое проявляется в том случае, если люди сознательно подчиняются законам и доб­ровольно совершают свои поступки. Ж

  8. Объективно противоправное поведение — это поведение, кото­рое характеризуется низкой степенью активности людей, стараю­щихся вести себя так, как поступают другие, не задумываясь над сущностью тех или иных поступков. З

  9. Привычное поведение — это такое поведение, при котором люди не уважают право и соблюдают его лишь из-за страха быть под­вергнутыми ответственности. И

  10. Социально активное поведение — это поведение, которое стано­вится внутренней потребностью людей следовать нормам права и исполнять его предписания.

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Вывод: