Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гриневская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
«Рассмотрено» Руководитель МО Пожиленкова Т.И. __________________ (ФИО) Протокол № ______ от«____»_________2017г | «Согласовано» Зам.директора по УВР МБОУ Гриневская СОШ Кравченко Н.В. ____________ (ФИО) «____»___________2017г | «Принято» Педагогическим советом МБОУ Гриневская СОШ Протокол № _____ «_____»________2017г | «Утверждаю» Директор МБОУ Гриневская СОШ Созоненко Л.М. ______________ (ФИО) Приказ № _____ «____»__________2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО курсу «Исследовательская деятельность. География туризма Брянской области».
( предмет)
11 класс
(класс)
Составитель:
учитель географии
(предмет)
Кравченко Наталья Викторовна
(Ф.И.О.)
первая категория
с. Гринево
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Письмом Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Положением о рабочей программе учителя-предметника МБОУ Гриневская СОШ;
Рабочая программа учебного предмета «Исследовательская деятельность. География туризма Брянской области» составлена в соответствии с примерной программой Даринский А.В. Программа курса «География туризма» //География в школе. - №2. – С. 29-31.,География Брянской области: Учебное пособие для учителей и учащихся 9-х классов //Под ред. Л.М.Ахромеева. – Издательское товарищество «Дебрянск». – Брянск.
География туризма – раздел социальной (рекреационной) географии, изучающий закономерности и факторы территориальной организации туризма как
одного из видов отдыха и соответствующей отрасли хозяйства. Основная задача географии туризма состоит в изучении процессов территориальной организации туризма. География туризма изучает взаимосвязи основных составляющих территориальной системы туризма – потоков, туристско-экскурсионных
ресурсов, материальной базы туризма, транспорта, а также связь этой системы с
общественными потребностями в сфере использования свободного времени, с
расселением, территориально-производственными комплексами, отраслями хозяйства и т.д.
Изучение географии туризма возможно в старших классах, когда учащиеся изучают экономическую и социальную географию, имеют представление об
ее объекте, структуре, методах и проблемах развития. Изучение географии туризма играет большую роль в формировании географической культуры, создает
целый ряд важнейших понятий и представлений как о природных, так и культурно-исторических туристских ресурсах и ценностях человечества.
Проблемы туризма — предмет изучения не только географии, но и других наук — экономики, медицины, социологии, психологии, с которыми она
тесно связана.
Цель курса — ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в России и Брянской области. В первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, виды туризма и этапы развития туризма в
России. Во второй части курса – туристско-рекреационные возможности Брянской области.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
основные понятия географии туризма;
виды туризма;
факторы, определяющие потребности в туризме населения;
уровень развития туризма в России и на территории Брянской области;
особенности туризма в крупных регионах России и на территории
Брянской области;
основные районы и центры туризма, главные туристские маршруты;
туристские возможности Брянской области.
Учащиеся должны уметь:
использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения
условий и возможностей развития туризма в своем регионе;
давать на основе различных источников характеристику туристского
центра и маршрута;
уметь составлять маршрут туристского похода по литературным и картографическим материалам.
Курс рассчитан на 34 часа: по 1 часу в неделю в течение года
Учебно-тематический план
ВСЕГО 34 часа, в том числе, практических работ - 4, проектов -1.
1 полугодие – 17 часов
2 полугодие – 17 часов
№ п/п | Название тем курса | Всего часов | | Форма контроля |
лекции | практ. | |
1 | Основные понятия географии туризма. | 3 | 3 | | Самостоятельная работа |
2 | Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции. | 3 | 3 | | Самостоятельная работа |
4 | Особенности природы и социально – экономических условий Брянской области. | 10 | 10 | | Самостоятельная работа |
5 | Туристско – рекреационный потенциал Брянской области. | 16 | 12 | 4 | |
6 | Итоговое занятие | 2 | | | Отчет о проделанной работе (проект) |
| Итого: | 34 | 30 | 4 | |
Содержание учебного курса
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА
И ВИДЫ ТУРИЗМА (6 ч)
Тема 1. Основные понятия географии туризма (3 часа)
География туризма — отрасль рекреационной географии. Проблемы гео-
графии туризма, их связь с социологией, демографией, экономикой. Основные
понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские учреждения, туристская индустрия, туристская инфраструктура, туристский район, источники географии туризма.
Тема 2. Социально-экономическая сущность туризма, его виды и
функции, 3 часа)
Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой, экологический. Классификация туризма по характеру организации, по способам передвижения, по продолжительности, по составу туристов. Отечественный и иностранный туризм, функции туризма: социально-культурная, экономическая, медицинская.
РАЗДЕЛ II. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (26 час)
Тема 1.Особенности природы и социально-экономических условий
Брянской области (10 час)
Географическое положение, природные особенности территории области
(особенности геологического строения, рельеф, климат, реки и озера, почвенный покров, растительный и животный мир, полезные ископаемые). Административное деление области. Население. Специализация народного хозяйства, различия в уровне развития сферы обслуживания. Возможности туристского потенциала. Важнейшие транспортные связи магистрали.
Вклад нашего края в народное хозяйство страны. Экономические и культурные связи с другими странами.
Сведения о прошлом края, революционных событиях и событиях войн.
Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Передовые пред-
приятия и учреждения.
Тема 2. Туристско-рекреационный потенциал Брянской области (20
часов)
Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Маршруты пешеходных, водных и лыжных походов. Рекреационные функции территории: санаторно-курортное лечение, спортивный отдых, оздоровительный и
экскурсионно-познавательный отдых. Заповедник и заказники. Памятники истории и культуры, музеи края. Стоянки древних людей: Хотылево, Юдиново,
Елисеевичи, Тимоновка, Неготино, «Холм», «Куракин бор», «Черепеньки»,
«Грудок». Поселения древнеславянских племен: вятичей, северян, радимичей.
«Почепское селище». Древнерусские памятники культуры и города: Вщижское
городище, «Чашин курган», Брянск, Радогощ, Стародуб, Трубчевск, Погар, Ка-
рачев, Севск, Мглин. Историко-архитектурные, религиозные и культурные па-
мятники XV-XX веков. Места, связанные с Великой Отечественной войной и
партизанским движением: Брянск, Трубчевск, Клетня, рубежи обороны 50-й
армии, братские могилы и мемориальные комплексы, Партизанская поляна,
Медвежьи печи, Сеща, Мамаевка, Болотня, Кокоревка, Кукуевка, Пролысово,
Гуры и др.
Туристско-экскурсионные учреждения Брянской области. Природные
возможности Брянщины, способствующие развитию самодеятельного туризма.
Долина рек Десны, Болвы, Ипути, как территории обладающие высоким рекреационным потенциалом. Привлекательность их как для водных, так и для
пеших и лыжных путешествий. Перспективы развития велосипедного и авто-
мобильного туризма.
Примерные темы практических занятий (4 часа)
1. Оценка туристских ресурсов заданного района по различным источникам информации.
2. Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определенной целью.
3. Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-
оздоровительного путешествия.
4. Разработка маршрута туристского похода по картографическим и
литературным источникам.
Список литературы
1. Афроимов И.Л, Губанов Л.М. По туристским тропам Брянщины. -
Изд-во «Брянский рабочий», 1962.
2. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей
туристских походов со школьниками. М.: Просвещение, 1981.
3. География Брянской области: Учебное пособие для учителей и
учащихся 9-х классов //Под ред. Л.М.Ахромеева. – Издательское товарищество
«Дебрянск». – Брянск, 1995.
4. Герои Советского Союза – наши земляки. Библиографический ука-
затель. - Брянск, 1995.
5. Даринский А.В. Вопросы туризма в школьном курсе географии:
/Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 135 с.
6. Даринский А.В. Программа курса «География туризма» //География
в школе. - №2. - 1994. – С. 29-31.
Календарно – тематическое поурочное планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения |
теория | практика | всего | |
| I. Основные понятия географии туризма и виды туризма. . | 6 | | 6 | |
| Основные понятия географии туризма. | | | 3 | |
| Введение. География туризма. | 1 | | 1 | |
| Проблемы географии туризма. | 1 | | 1 | |
| Источники географии туризма. | 1 | | 1 | |
| Социально-экономическая сущность туризма. | | | 3 | |
| Виды туризма. | 1 | | 1 | |
| Классификация туризма. | 1 | | 1 | |
| Функции туризма. | 1 | | 1 | |
| II. Туристско – рекреационный потенциал Брянской области. | 22 | 4 | 26 | |
| Особенности природы и социально – экономических условий Брянской области. | | | 10 | |
| ГП Брянской области. Природные особенности территории области. | 1 | | | |
| Административное деление области. | 1 | | | |
| Население области. | 1 | | | |
| Специализация народного хозяйства. Возможности туристского потенциала. | 1 | | | |
| Важнейшие транспортные связи, магистрали. | 1 | | | |
| Вклад нашего края в народное хозяйство страны. Экономические и культурные связи с другими странами. | 2 | | | |
| Сведения о прошлом края, революционных событиях и событиях войн. | 1 | | | |
| Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Передовые предприятия и учреждения. | 2 | | | |
| Туристско – рекреационный потенциал Брянской области. | | | 16 | |
| Интересные места для проведения походов и экскурсий. | 1 | 1 | 2 | |
| Маршруты пешеходных, водных, лыжных походов. | 1 | 1 | 2 | |
| Рекреационные функции территории. Заповедники и заказники. | 2 | | 2 | |
| Памятники истории и культуры. Музеи края.Стоянки древних людей. | 1 | 1 | 2 | |
| Поселения древнеславянских племён. Древнерусские памятники культуры и города. | 1 | | 1 | |
| Историко – архитектурные, религиозные и культурные памятники 15-20 веков. | 1 | | 1 | |
| Места, связанные с Великой Отечественной войной и партизанским движением. | 1 | | 1 | |
| Туристско – экскурсионные учреждения Брянской области. Перспективы развития велосипедного и автомобильного туризма. | 3 | 1 | 4 | |
| Итоговое занятие (защита проектов) | | | 2 | |
ИТОГО | 30 | 4 | 34 | |
26