СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследовательская деятельность. География туризма Брянской области».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Исследовательская деятельность. География туризма Брянской области» составлена в соответствии с примерной программой Даринский А.В. Программа курса «География туризма» //География в школе. - №2.  – С. 29-31.,География Брянской области: Учебное пособие для учителей и учащихся 9-х классов //Под ред. Л.М.Ахромеева. – Издательское товарищество «Дебрянск». – Брянск.

Просмотр содержимого документа
««Исследовательская деятельность. География туризма Брянской области».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гриневская средняя общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области



«Рассмотрено»

Руководитель МО

Пожиленкова Т.И. __________________

(ФИО)

Протокол № ______

от«____»_________2017г


«Согласовано»

Зам.директора по УВР МБОУ Гриневская СОШ

Кравченко Н.В. ____________

(ФИО)

«____»___________2017г

«Принято»

Педагогическим советом МБОУ Гриневская СОШ

Протокол № _____

«_____»________2017г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Гриневская СОШ

Созоненко Л.М. ______________

(ФИО)

Приказ № _____

«____»__________2017 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО курсу «Исследовательская деятельность. География туризма Брянской области».

( предмет)

11 класс

(класс)




Составитель:

учитель географии

(предмет)

Кравченко Наталья Викторовна

(Ф.И.О.)

первая категория












с. Гринево

2017- 2018 учебный год




Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Письмом Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

- Положением о рабочей программе учителя-предметника МБОУ Гриневская СОШ;


Рабочая программа учебного предмета «Исследовательская деятельность. География туризма Брянской области» составлена в соответствии с примерной программой Даринский А.В. Программа курса «География туризма» //География в школе. - №2. – С. 29-31.,География Брянской области: Учебное пособие для учителей и учащихся 9-х классов //Под ред. Л.М.Ахромеева. – Издательское товарищество «Дебрянск». – Брянск.


География туризма – раздел социальной (рекреационной) географии, изучающий закономерности и факторы территориальной организации туризма как

одного из видов отдыха и соответствующей отрасли хозяйства. Основная задача географии туризма состоит в изучении процессов территориальной организации туризма. География туризма изучает взаимосвязи основных составляющих территориальной системы туризма – потоков, туристско-экскурсионных

ресурсов, материальной базы туризма, транспорта, а также связь этой системы с

общественными потребностями в сфере использования свободного времени, с

расселением, территориально-производственными комплексами, отраслями хозяйства и т.д.

Изучение географии туризма возможно в старших классах, когда учащиеся изучают экономическую и социальную географию, имеют представление об

ее объекте, структуре, методах и проблемах развития. Изучение географии туризма играет большую роль в формировании географической культуры, создает

целый ряд важнейших понятий и представлений как о природных, так и культурно-исторических туристских ресурсах и ценностях человечества.

Проблемы туризма — предмет изучения не только географии, но и других наук — экономики, медицины, социологии, психологии, с которыми она

тесно связана.

Цель курса — ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в России и Брянской области. В первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, виды туризма и этапы развития туризма в

России. Во второй части курса – туристско-рекреационные возможности Брянской области.










Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


В результате изучения курса учащиеся должны знать:

основные понятия географии туризма;

виды туризма;

факторы, определяющие потребности в туризме населения;

уровень развития туризма в России и на территории Брянской области;

особенности туризма в крупных регионах России и на территории

Брянской области;

основные районы и центры туризма, главные туристские маршруты;

туристские возможности Брянской области.

Учащиеся должны уметь:

использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения

условий и возможностей развития туризма в своем регионе;

давать на основе различных источников характеристику туристского

центра и маршрута;

уметь составлять маршрут туристского похода по литературным и картографическим материалам.

Курс рассчитан на 34 часа: по 1 часу в неделю в течение года


































Учебно-тематический план

ВСЕГО 34 часа, в том числе, практических работ - 4, проектов -1.

1 полугодие – 17 часов

2 полугодие – 17 часов


п/п

Название тем курса

Всего
часов



Форма

контроля

лекции

практ.


1

Основные понятия географии туризма.

3

3


Самостоятельная работа


2

Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.

3

3


Самостоятельная работа

4

Особенности природы и социально – экономических условий Брянской области.

10

10


Самостоятельная работа


5

Туристско – рекреационный потенциал Брянской области.

16

12

4


6

Итоговое занятие

2



Отчет о проделанной работе (проект)


Итого:

34

30

4























Содержание учебного курса


РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА

И ВИДЫ ТУРИЗМА (6 ч)

Тема 1. Основные понятия географии туризма (3 часа)

География туризма — отрасль рекреационной географии. Проблемы гео-

графии туризма, их связь с социологией, демографией, экономикой. Основные

понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские учреждения, туристская индустрия, туристская инфраструктура, туристский район, источники географии туризма.

Тема 2. Социально-экономическая сущность туризма, его виды и

функции, 3 часа)

Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой, экологический. Классификация туризма по характеру организации, по способам передвижения, по продолжительности, по составу туристов. Отечественный и иностранный туризм, функции туризма: социально-культурная, экономическая, медицинская.

РАЗДЕЛ II. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (26 час)

Тема 1.Особенности природы и социально-экономических условий

Брянской области (10 час)

Географическое положение, природные особенности территории области

(особенности геологического строения, рельеф, климат, реки и озера, почвенный покров, растительный и животный мир, полезные ископаемые). Административное деление области. Население. Специализация народного хозяйства, различия в уровне развития сферы обслуживания. Возможности туристского потенциала. Важнейшие транспортные связи магистрали.

Вклад нашего края в народное хозяйство страны. Экономические и культурные связи с другими странами.

Сведения о прошлом края, революционных событиях и событиях войн.

Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Передовые пред-

приятия и учреждения.

Тема 2. Туристско-рекреационный потенциал Брянской области (20

часов)

Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Маршруты пешеходных, водных и лыжных походов. Рекреационные функции территории: санаторно-курортное лечение, спортивный отдых, оздоровительный и

экскурсионно-познавательный отдых. Заповедник и заказники. Памятники истории и культуры, музеи края. Стоянки древних людей: Хотылево, Юдиново,

Елисеевичи, Тимоновка, Неготино, «Холм», «Куракин бор», «Черепеньки»,

«Грудок». Поселения древнеславянских племен: вятичей, северян, радимичей.

«Почепское селище». Древнерусские памятники культуры и города: Вщижское

городище, «Чашин курган», Брянск, Радогощ, Стародуб, Трубчевск, Погар, Ка-

рачев, Севск, Мглин. Историко-архитектурные, религиозные и культурные па-

мятники XV-XX веков. Места, связанные с Великой Отечественной войной и

партизанским движением: Брянск, Трубчевск, Клетня, рубежи обороны 50-й

армии, братские могилы и мемориальные комплексы, Партизанская поляна,

Медвежьи печи, Сеща, Мамаевка, Болотня, Кокоревка, Кукуевка, Пролысово,

Гуры и др.

Туристско-экскурсионные учреждения Брянской области. Природные

возможности Брянщины, способствующие развитию самодеятельного туризма.

Долина рек Десны, Болвы, Ипути, как территории обладающие высоким рекреационным потенциалом. Привлекательность их как для водных, так и для

пеших и лыжных путешествий. Перспективы развития велосипедного и авто-

мобильного туризма.


Примерные темы практических занятий (4 часа)

1. Оценка туристских ресурсов заданного района по различным источникам информации.

2. Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определенной целью.

3. Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-

оздоровительного путешествия.

4. Разработка маршрута туристского похода по картографическим и

литературным источникам.










































Список литературы

1. Афроимов И.Л, Губанов Л.М. По туристским тропам Брянщины. -

Изд-во «Брянский рабочий», 1962.

2. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей

туристских походов со школьниками. М.: Просвещение, 1981.

3. География Брянской области: Учебное пособие для учителей и

учащихся 9-х классов //Под ред. Л.М.Ахромеева. – Издательское товарищество

«Дебрянск». – Брянск, 1995.

4. Герои Советского Союза – наши земляки. Библиографический ука-

затель. - Брянск, 1995.

5. Даринский А.В. Вопросы туризма в школьном курсе географии:

/Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 135 с.

6. Даринский А.В. Программа курса «География туризма» //География

в школе. - №2. - 1994. – С. 29-31.






































Календарно – тематическое поурочное планирование


п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

проведения

теория

практика

всего



I. Основные понятия географии туризма и виды туризма. .

6


6



Основные понятия географии туризма.



3



Введение. География туризма.

1


1



Проблемы географии туризма.

1


1



Источники географии туризма.

1


1



Социально-экономическая сущность туризма.



3



Виды туризма.

1


1



Классификация туризма.

1


1



Функции туризма.

1


1



II. Туристско – рекреационный потенциал Брянской области.


22

4

26



Особенности природы и социально – экономических условий Брянской области.



10



ГП Брянской области. Природные особенности территории области.

1





Административное деление области.

1





Население области.

1





Специализация народного хозяйства. Возможности туристского потенциала.

1





Важнейшие транспортные связи, магистрали.

1





Вклад нашего края в народное хозяйство страны. Экономические и культурные связи с другими странами.

2





Сведения о прошлом края, революционных событиях и событиях войн.

1





Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Передовые предприятия и учреждения.

2





Туристско – рекреационный потенциал Брянской области.



16



Интересные места для проведения походов и экскурсий.

1

1

2



Маршруты пешеходных, водных, лыжных походов.

1

1

2



Рекреационные функции территории. Заповедники и заказники.

2


2



Памятники истории и культуры. Музеи края.Стоянки древних людей.

1

1

2



Поселения древнеславянских племён.

Древнерусские памятники культуры и города.

1


1



Историко – архитектурные, религиозные и культурные памятники 15-20 веков.

1


1



Места, связанные с Великой Отечественной войной и партизанским движением.

1


1



Туристско – экскурсионные учреждения Брянской области. Перспективы развития велосипедного и автомобильного туризма.

3

1

4



Итоговое занятие (защита проектов)



2


ИТОГО

30

4

34






26