СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность с младшими школьниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье написано, как ведется работа над исследовательской деятельностью. Имеются памятки, приемы используемые мной, подготовленные проекты. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность с младшими школьниками»

Проектно-исcледовательская деятельность с обучающимися

Знание только тогда становится знанием,
 когда оно приобретено усилиями своей
 мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой


Организация проектно-исследовательской деятельности с обучающимися является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

- личностно ориентирована;

- характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

В требованиях ФГОС НОО заложены требования для развития обучающихся проектно-исследовательской деятельности.

Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.

Для развития навыков исследовательской деятельности учащихся использую педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

Уроки и внеурочная деятельность предоставляют много возможностей для этого.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении используются разнообразные формы учебной работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования, включаю как индивидуальную, так и групповую форму работы, дети учатся:

- ставить исследовательские вопросы;

- формулировать проблемы;

- выдвигать гипотезы (пока еще с трудом);

- составлять план работы;

- вести наблюдения;

- планировать и проводить опыты для нахождения необ­ходимой информации и проверки гипотез;

- выделять существенную информацию из разных источ­ников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т. п.);

- организовывать (систематизировать) информацию;

- представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т. п.

В своей работе мы вместе с детьми реализовали несколько мини-проектов «Писатели детям», «Я и мои друзья», выпуск классной газеты через групповую работу. При этом ребята умеют ставить задачи – для чего нужно и что будем делать, дополнительно дома вместе с родителями готовят материал для наших проектов. Самостоятельно ученики совместно с родителями подготовили проект «Сочиняем сказку». Одна ученица в классе ведет дневник наблюдений за природой, что способствует формированию проектной деятельности и формированию УУД. Коллективные проекты расположены в классе в разделе «творчество учащихся». Индивидуальные проекты размещены в портфолио школьников.

В настоящее время с одним учеником из класса готовим исследовательскую работу на школьную ученическую конференцию исследовательских работ, посвященную 80-летию ЕАО по теме «Прошлое, настоящее, будущее ЕАО».

Также в конце учебного года планируется провести в классе классную конференцию по теме «Мое портфолио», «Чему я научился во 2 классе», что также будет способствовать формированию исследовательской культуры учащихся.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволит достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня, развиваются универсальные учебные действия и приобретаются важные исследова­тельские умения, позволяющие достичь планируемых  результатов, т.е. обеспечивается реализация требований ФГОС НОО.



Учитель начальных классов: Т.А.Чистякова


Приложение

Критерии выполнения исследовательской работы.

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подго­товленность к опубликованию.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, пред­лагаемых решений.

4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библио­графии, цитируемость.

5. Оформление, соответствующее стандартным требованиям.


Алгоритм стратегии научного поиска

1. Попытку решения научной задачи следует предпринимать до изучения специальной литературы по теме.

2. Далее следует определить пути решения задачи, согласовав их с научным руководителем.

3. Изучив литературу по теме исследования, приступить к решению научной задачи.

4. Получив ответы на поставленные вопросы, исследователь должен критически проанализировать полученные результаты и сделать на их основе научные выводы.

Критерии защиты исследовательской работы.

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подхо­дов, результатов; убедительность и убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.

3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени,
удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность суждений, дружелюбие, стрем­ление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, добро­желательность, контактность.


Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»

1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.

3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.