СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа " Азбука вежливых слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме " Азбука вежливых слов" . Использование вежливых слов детьми школы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Азбука вежливых слов"»













ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ «АЗБУКА ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»














Выполнила: Маскаева Анастасия

ученица 1ж класса

Руководитель: Грачева Кристина Евгеньевна

учитель начальных классов










Ленинск-Кузнецкий

2017


ОГЛАВЛЕНИЕ


I. Введение……………………………………………………………………..3

II. Основная часть

2.1.Вежливые слова и их происхождение……………………………………4

2.2.Наше исследование………………………………………………………..5

III. Заключение ………………………………………………………………..6

IV. Список литературы………………………………………………………..6

VI. Приложение «Памятка для обучающихся школы»……………………..7































I.ВВЕДЕНИЕ

С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Меня заинтересовал вопрос: что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают? Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование.

Цели исследования:

  1. Выяснить происхождение вежливых слов

  2. Изучить влияние вежливых слов на взаимоотношения людей

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по теме вежливых слов

  2. Узнать какие бывают вежливые слова, их происхождение

  3. Провести анкетирование обучающихся начальных классов, на сколько, хорошо они знают вежливые слова и как часто их применяют на практике.

Методы исследования:

  1. Теоретические (использование справочной литературы)

  2. Методы опроса (тестирование)

  3. Наблюдение

Гипотеза: от приятных слов язык не отсохнет.

Объект исследования: использование учащимися начальных классов вежливых слов в общении друг с другом.

Предмет исследования: влияние слов на настроение и взаимоотношения людей.


















II.Основная часть

2.1.Вежливые слова и их происхождение

Сначала я узнала о происхождении слова «Вежливость». Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести.

А лексическое значение этого слова следующее: Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:

  • слова приветствия;

  • слова благодарности;

  • слова просьбы;

  • слова извинения;

  • слова похвалы;

Из истории вежливых слов я узнала следующее:

  • Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым. В давние времена у скотоводов - кочевников при встрече спрашивали: «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?» И это не случайно. От здоровья скота зависела жизнь каждого человека и всего племени, ведь именно скот давал молоко и мясо для еды, шкуры и шерсть для одежды, служил средством передвижения

  • Своя история у слова благодарности спасибо. Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говори «спаси – бо». Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо.

  • Известное всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.

  • Слово «прощай» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово «до свидания». Теперь в практике речевого общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания! » (пожелание и прощание вместе).



2.2.Наше исследование

Вместе с классным руководителем мы решили провести исследование в нашей школе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи. Для этого мы составили анкету и провели опрос среди учащихся нашей школы. Всего в опросе принимало участие 51 человек.

Анкетирование проходило по следующим вопросам:

  1. Часто ли вы употребляете слова вежливости?

  2. По отношению к кому чаще всего вы употребляете слова вежливости?

  3. Запишите слова вежливости, которые обычно употребляете.

  4. С каким настроением вы произносите вежливые слова?

  5. Как вы думаете, вежливые слова влияют на настроение?

  6. Считаете ли вы себя вежливым человеком?

  7. Считаете ли ребят нашей школы вежливыми?


Результаты анкетирования оказались следующими:

67% обучающихся употребляют вежливые слова часто, ко всем и взрослым и детям. Они это делают с хорошим настроением и считают, что вежливые слова влияют на настроение. Самые популярные слова для них – это здравствуйте, до свидания. Эти ребята считают себя вежливыми и считают обучающихся нашей школы тоже вежливыми


15% обучающихся употребляют вежливые слова иногда, только ко взрослым. Самые популярные для них слова – это спасибо и пожалуйста. Они считают, что вежливые слова не влияют на настроение.


18% обучающихся употребляют вежливые слова редко, в основном к друзьям и родственникам. Они произносят вежливые слова с плохим настроением и считают, что вежливые слова не влияют на настроение. На вопрос, считаете ли вы себя вежливыми, они затруднились ответить или вовсе не ответили. На вопрос, читаете ли вы ребят нашей школы вежливыми, они затруднились ответить.


На основании опроса можно сделать вывод, что обучающиеся начальных классов нашей школы практически всегда в своей речи употребляют вежливые слова, чаще всего они это делают по отношению ко всем окружающим. Хорошие слова они произносят с хорошим настроением и считают, что вежливые слова способны влиять на наше настроение. А также мне стало известно, что багаж вежливых слов у детей велик, они в своей речи употребляют, как правило, такие слова, как здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо, извините, простите и т.д. Но всё же я думаю, что на достигнутом не стоит останавливаться, и для этого я сделала памятки с правилами вежливости, которые помогут школьникам легче общаться друг с другом, быть воспитаннее, добрее.


III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало, что гипотеза "От приятных слов язык не отсохнет" верна, потому что язык действительно не отсох, приятные слова говорить легко и самим приятно, говорить вежливые и добрые слова становится хорошей привычкой, а от этого налаживаются отношения.

Таким образом, с помощью своего исследования я

1. узнала происхождение вежливых слов
2. доказала, что вежливые слова - это действительно особенные слова, потому что каждое слово оказывает хорошее воздействие на человека.
3. вежливые слова помогают поднять настроение окружающих, не огорчать друзей и других людей, учат дружить, заботиться о близких. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, улучшить настроение.
4. вежливые слова необходимо использовать в своей речи, и тогда мы заметим, как мир начнет меняться, становиться добрее.
5. изготовила памятки для учеников с правилами вежливости.

















IV.Список литературы

1.В.И.Даль. Толковый словарь русского языка. ЭКСМО. М., 2011г.

2.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов. Толковый словарь русского языка. М.,2006г.

3.ООО «Видеостудия «КВАРЦ». Эллектронный носитель «Этикет. Тракт для подростков, желающих стать культурными людьми» (диск CD-ROM)

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/