СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Что в имени тебе моём"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучением имен занимается особая наука, которая носит название ономастика и её раздел антропонимика (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя). Значит антропонимика – это наука, изучающая имена, их значение, происхождение.

В языке каждый звук оказывает влияние на человека. Одни звуки радуют, другие печалят, третьи раздражают. Считается, что имя влияет на характер человека, на его поступки, отношения с людьми, выбор профессии.

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Что в имени тебе моём"»


Муниципальный конкурс

исследовательских работ и творческих проектов

младших школьников «Я познаю мир»














Окружающий мир


Что в имени тебе моём.














Автор: Абраменко Кристина

МБОУ-СОШ №2 р. п. Степное,

3Вкласс

Руководитель: Илюшова Т. А.















2013



Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

1. Наука об именах…………………………………………………………..4

2. Исследование имён по происхождению…………………………………5

3. Рейтинг самых популярных имён учеников начальной школы………..7

4. О значении некоторых имён……………………………………………...8

5. Советы для родителей…………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………..9

Список использованной литературы……………………………………...10

Приложение…………………………………………………………………11


































Введение

Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу. Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Оказывается, каждое имя что-то обозначает, часто о значении некоторых имен мы и не догадываемся.


Цель моего проекта: рассмотреть значение самых распространенных имен в школе

Задачи:

1.Узнать, какая наука изучает имена.

2.Выяснить происхождение имен учащихся начальной школы.

3.Выявить самые популярные имена среди мальчиков и девочек.

Объект исследования: имена.

Предмет: толкование имен.

Методы исследования: изучение литературы по данной теме, выяснение значений самых распространенных и редких имен, анкетирование, анализ лексического значения отдельных имен, беседы с родителями.

Актуальность: я считаю, что эта тема актуальна, потому что любому человеку интересно узнать, что обозначает его имя. Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.


1.Наука об именах


Изучением имен занимается особая наука, которая носит название ономастика и её раздел антропонимика (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя). Значит антропонимика – это наука, изучающая имена, их значение, происхождение.

В языке каждый звук оказывает влияние на человека. Одни звуки радуют, другие печалят, третьи раздражают. Считается, что имя влияет на характер человека, на его поступки, отношения с людьми, выбор профессии.


Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребенка, пытаясь обмануть злых духов. Или ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим.

В старину могли дать имя по внешности (Губа), характеру (Шумило), порядку рождения (Первуша). Были имена – обереги (Гнилозуб, Ончутка, Ждан, Неждан, Любава). На выбор имени могли повлиять время и место рождения (Суббота, Зима, Дорога), профессия родителей (Сом, Муковоз).

Что же такое имя?

  • Имя – это название, наименование, особенное слово.

  • Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.

  • Имена должны быть у всех людей.

  • Имя много значит для человека. Оно раскрывает характер человека, может повлиять на его судьбу.

Имя – это тайна человека, его охрана. Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал:

Между живущих людей безымянных не бывает

Вовсе; в минуту рожденья каждый, и низкий и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

Я провела анкетирование среди обучающихся 3-х классов по таким вопросам:


Анкета

  1. Как тебя зовут?

  2. Кто тебя так назвал? Как это произошло?

  3. Что ты знаешь о значении и происхождении своего имени?

  4. Твой день рождения.

  5. Твои именины.

  6. Как по разному тебя можно назвать?


Оказалось, что 68% детей так назвали, потому что имя очень понравилось родителям, 22% детей назвали в честь святого, и 10% в честь родственников (бабушек и дедушек).


В результате анкетирования я узнала, что на 3 и 5 вопрос 70% обучающихся 3-х классов не смогли точно ответить.

Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Я считаю, что узнать, каково происхождение имени, историю имени, толкование своего имени, наверное, интересно любому человеку. Ведь разнообразие как женских, так и мужских имён огромно. Какие-то имена имеют старинные корни, в этом случае происхождение имени связано с древней историей, а какие-то имена образовались совсем недавно, и насчитывают всего десятилетия. Но, какое бы не было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение.

2. Исследование имён по происхождению.

Мне стало интересно, какие же имена чаще всего встречаются среди учеников начальных классов и каково их происхождение. Я провела небольшое социологическое исследование и узнала, что из всех учеников младшего возраста встречаются имена различного происхождения:

– латинские;
– еврейские;
– греческие;
– славянские;

- скандинавские;

- германские;

-древнеримские;

-восточные;

- французские.

37 % учащихся носят имена греческого происхождения

18% - латинского

16% - еврейского

11% -славянского

5% - скандинавского

по 4% обучающихся являются носителями имён, пришедших из арабского (Тимур, Амир, Руслан, Амаль) и французского языков (Жанна и Полина), по 2% - из римского (Антон, Сергей), тюркского (Руслан), восточного (Бежан, Равиля), иранского (Айдар, Азамат).





3. Рейтинг самых популярных имён учеников начальной школы

Из 231 обучающихся начальной школы, встречается 75 различных имён. Из них самыми популярными в нашей школе среди девочек являются:

1 место -Анна и Анастасия (по 9 человек)

2 место – Дарья (6 человек)

3 место – Елизавета, Алина, Полина (по 5 человек)

4 место – Кристина (4 человека)

5 место – Юлия, Ангелина (по 3 человека)

Среди мальчиков:

1 место у Кирилла и Никиты (по 10 человек)

2 место у Максима (9 человек)

3 место у Александра и Андрея (по 7 человек)

4 место у Сергея, Алексея и Артёма (по 5 человек)

5 место у Владислава и Данилы ( по 4 человека)

61 имя встречается только 1 раз: Татьяна, Надежда, Наталья, Марина, Ксения, Дмитрий, Константин, Юрий, Николай, Владимир и другие. А ведь совсем недавно это были очень распространённые имена, они встречаются чаще среди старшеклассников нашей школы. А вот такие имена, как Эльсияра, Бежан, Дементий, Даяна, Маргарита, Ярослав, Жанна, Константин встречаются очень редко.

По данным соцопроса, проведённого среди обучающихся 1-4 классов, лишь 57% обучающихся знают, из какого языка пришло его имя, я надеюсь, что моё исследование поможет 43% обучающихся найти ответ на данный вопрос.

4. О значении некоторых имён


Значения некоторых имён довольно чётко прослеживаются, их легко можно «перевести»: например, Владимир – владеющий миром, Святослав – славный и святой, Светлана – светлая, Людмила – милая людям. Однако не все имена так легко расшифровываются. Для того, чтобы узнать значение того или иного имени, я обратилась к специализированной литературе – этимологическим словарям. Существуют также и специальные справочники, посвященные именно толкованию имён. С помощью них я нашла значения многих имён . Вот что у меня получилось

Мужские имена

Алексей - защитник

Денис – бог жизненных сил природы, бог виноделия

Кирилл – повелитель, владыка

Максим - величайший

Никита - победитель

Николай – победитель народов

Станислав – стать славным

Женские имена

Александра - защитница

Алёна - факел

Алла – воскресение, другая, следующая

Екатерина – чистота, благопристойность, непорочность

Елена – солнечный свет

Жанна – французский вариант имени Иоанна (божий дар)

Ирина – мир, покой

Кристина – посвященная Христу

  1. Советы для родителей

Выбор имени для родившегося ребенка – дело серьезное. Этим выбором в значительной степени определяется судьба ребенка. Имя закрепляет за человеком качества, выбранные носителем этого имени, т.е. намечается линия судьбы. Проанализировав литературу, можно определить критерии, которыми должны руководствоваться родители при выборе имени ребёнка, а именно:

- имя не должно быть слишком длинным и трудным;

- имя обязано звучать красиво, быть изящным по форме и должно хорошо сочетаться с отчеством и фамилией;

- имя не должно затруднять образования ласкательных форм;

- имя не должно вызывать неприятных ассоциаций;

- выбирая имя, нельзя считаться только с собственным вкусом, ведь носить имя будете не вы, а судить о нём – не только вы;

- при выборе имени необходимо помнить о дне святого, память которого приходится на день рождения ребёнка.

Заключение


Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя. Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Рассмотрев данную тему и изучив соответствующую литературу, я пришла к следующим выводам:

1)значение имени действительно оказывает влияние на самого человека;

2)в последние годы наибольшее распространение получили имена исконно русского происхождения;

3)к сожалению, многие ученики нашей школы не знают значение даже своего имени;

4)науку ономастику полезно изучать не только ученым, но и нам, ученикам.



Список литературы

1.     Имя и судьба. Составитель М. Чупрякова. Екатеринбург: «Литур», 2006.- 320 с.

2.     Мать и дитя. Как правильно назвать ребёнка. Составитель Орлова Л. Минск: «Харвест», 2009.- 192 с.

3.     Советский энциклопедический словарь. Составитель Булатов Р. М.: «Советская энциклопедия», 1988.-159 с

4. Тименчик Р.Д. Имя литературного персонажа. – «Русская речь», 1992. №5.

5.     Хигер Б.Ю.  Имя вашего ребёнка. М., «Центрполиграф», 1997.- 471 с.

6.     Хигер Б.Ю. Тайна влияния имени на подсознание. М.: «Астрель», 2007.-318 с.

7.     Источники  Интернет: www.vimeni.ru

8. http://www.akviloncenter.ru/name/list.htm

9. http://www.namepoem.ru/

11. http://www.calend.ru/names/ значение имени

12. http://enigma-project.ru/znachenie-imeni/kristina



Приложение №1

Греческие

Латинские

Еврейские

Славянские

Скандинав

ские

Артём

Андрей

Алексей

Александр

Антон

Ангелина

Александра

Алёна

Алла

Анастасия

Варвара

Вероника

Галина

Геннадий

Георгий

Денис

Дмитрий

Евгения

Егор

Елена

Екатерина

Ирина

Кирилл

Ксения

Кристина

Лариса

Лина

Никита

Ника

Николай

Нелли

Оксана

Олеся

Софья

Татьяна

Эмилия

Элина


Альбина

Алина

Валерий

Виктория

Валентина

Виталий

Диана

Дементий

Игнат

Константин

Максим

Марина

Наталья

Павел

Регина

Ринат

Ульяна

Юлия

Анна

Вероника

Давид

Даниил

Данила

Даяна

Елизавета

Ева

Иван

Илья

Мария

Матвей

Михаил

Рафаиль


Владимир

Владислав

Вячеслав

Злата

Людмила

Милена

Надежда

Светлана

Юрий

Ярослав

Яна

Амалия

Игорь

Олег

Ольга

Эльвира



Антон- древнеримское

Сергей –римское

Бежан , Равиля–восточное

Тимур, Амир, Руслан, Амаль- арабское

Жанна –французское

Айдар. Азамат – иранское

Камила -татарское

Приложение №2

девочки

мальчики

Анна - 9

Кирилл -10

Анастасия -9

Никита -10

Дарья -6

Максим -9

Елизавета -5

Александр - 7

Алина -5

Андрей 7

Полина -5

Сергей -5

Кристина -4

Алексей -5

Юлия -3

Артём -5

Ангелина -3

Владислав -4

Лидия -3

Данила -4