МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО ЛОНЧАКОВО»
БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Дед Мороз и Санта Клаус.
Сравнительный анализ главных новогодних персонажей.
Выполнил: Антропов Дмитрий,
Учащийся 8 класса
МБОУ СОШ С.П. «Село Лончаково»
Руководитель: Скокова Оксана Владимировна,
Учитель английского языка
МБОУ СОШ С.П. «Село Лончаково»
Лончаково
2015
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Глава 1 Развитие представлений о Санта Клаусе и Дедушке Морозе 4
1.1 Развитие представлений о Санта Клаусе и Дедушке Морозе учащихся и учителей нашей школы 4
1.2 Биография Деда Мороза 5
1.3 Биография Санта Клауса 8
1.4 Атрибутика Санта Клауса и Деда Мороза 10
1.5 Помощники новогодних персонажей 13
Снегурочка 13
Эльфы 16
Глава 2 Полезно знать 17
2.1 Интересные факты о Дедушке Морозе 17
2.2 Интересные факты о Санта Клаусе 18
Заключение 19
Литература 20
Введение Актуальность работы заключается в том, что Новый год и Рождество являются самыми популярными праздниками во всем мире, а главными персонажами данных мероприятий становятся Санта Клаус и Дед Мороз. Исходя из их высокой популярности становится интересно, а знаем ли мы биографию этих персонажей? Дед Мороз и Санта Клаус — это разные персонажи или один и тот же человек?
Гипотеза – Дед Мороз и Санта Клаус один и тот же новогодний персонаж.
Объектом исследования становится сравнительное исследование двух персонажей Деда Мороза и Санта Клауса.
Предметом исследования биография Санта Клауса и Деда Мороза.
Цель данной работы: провести сравнительный анализ народных новогодних персонажей Санта Клауса и Деда Мороза
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Провести анкетирование среди учащихся и работников школы
Изучить истории происхождения персонажей Санта Клауса и Деда Мороза
Провести сравнительный анализ персонажей
Использовались следующие методы исследования:
Анкетирование, анализ литературы, поисковый, классификация.
Практическая значимость: данная работа может применяться в качестве дополнительной литературы для подготовки урока английского языка по теме «Традиции» учителем и для самоподготовки учащегося.
Глава 1 Развитие представлений о Санта Клаусе и Дедушке Морозе 1.1 Развитие представлений о Санта Клаусе и Дедушке Морозе учащихся и учителей нашей школы Надо сказать, что Новый год, его символы и ритуалы испытывают большое давление времени, моды, рекламы и даже идеологии. Мы все больше удаляемся от истоков. Сегодня на запрос "фото Дед Мороз" и "фото Санта Клаус" Интернет нам выдает пару десятков одних и тех же имиджей - старички в красных шубах и шапках, с седой бородой, мешком подарков и посохом. Путаница с праздниками, которой мы увлеклись в последние 10 лет, вызвала хаос и в символике - это, с одной стороны, с другой - Дед Мороз, Снегурочка и Санта принадлежат всем и являются мегабрендами, которые используют все, кому не лень и так, как им заблагорассудится. О достоверности никто и не помышляет.
Люди уже не видят разницы между Дед Морозом и Санта Клаусом. Мне стало интересно, а в нашей школе знают историю этих персонажей? Верят ли в них?
Мной был проведен опрос среди учащихся и учителей нашей школы (граф. 1, граф. 2)
![]()
График 1 – Количество человек в школе
![]()
График 2 – Результаты опроса
Как видно из графика 2 - 42 % опрошенных считают, что дед Мороз и Санта Клаус это один и тот же человек.
1.2 Биография Деда Мороза Дед Мороз, которого мы с вами знаем с детства, датирован 1935 годом, и обязаны мы его появлению специальному указу Постышева о праздновании советского Нового года (вообще, празднование Нового года на Руси и тоже специальным указом ввел Петр Первый). После Октябрьской революции Рождество было упразднено за ненадобностью, для нового праздника понадобился свой символ и свой ритуал. Вспомнили о языческом божестве из древнеславянских сказок, который и стал прообразом Деда Мороза. Морозко, трескун - повелитель холода довольно злобного нрава (рис. 1). Трескун, Морозко, Студенец – так звали наши древние предки сурового бога зимы и северного ветра. Назвать его добрым не смог бы даже самый оптимистичный славянин, ведь в божественные обязанности входило не только замораживание рек и создание метелей, но и похищение непослушных детей (рис. 2). А еще считалось, что от удара посоха Трескуна в избах трескаются бревна.
В давние времена с наступлением зимы было принято задабривать его разными приношениями, чтобы не был жесток с холодами, уберег урожай и живность, им пугали и непослушных детей.
Он описывается высоким, крепким мужчиной, богатырем, в длинной шубе синего или фиолетового цвета, как и подобает мистическому персонажу родом с крайнего Севера.
С подачи большевиков имиджем нового символа занялись сказочники всех мастей - советские писатели, художники, поэты, кинематографисты и музыканты. Все вместе они и "сочинили" образ Деда Мороза (рис. 3) - рослый, могучий, седая борода, боярская шапка и длинная шуба в тон, отороченные белым лебяжьим пухом, кушак. Синий цвет впоследствии стал вытесняться более нарядным красным, более жизнерадостным, открытым, эмоциональным. На шубе появилась вышивка (сейчас, когда новогодние праздники у нас продолжаются две недели, это кажется вполне оправданным). Обувь - валенки, на руках - рукавицы. Его посох - волшебный, с набалдашником. Он не носит очки и не курит трубку, как это делает Санта. "Наш" ездит на санях, запряженных тройкой породистых лошадей, в отличие от Санты, который управляет упряжкой из 8 оленей. Кроме Снегурочки Деда Мороза всегда сопровождает свита - снеговики, которые несут мешки с подарками, птицы и другие обитатели леса.
Наш Дед Мороз сохранил статность воеводы, он крепок, у него сильный голос и повелительная манера говорить. Он царственен, справедлив. Как и подобает представителям высшего сословия, всегда заставляет себя ждать. Свои дары он раздает на свое усмотрение, его подарок нужно заслужить, как-то отличиться. Эта вечная сказка о том, что воздастся.


Рисунок 1 – Трескун
Рисунок 2 - Мороз

Рисунок 3 – Одежда Деда Мороза
1.3 Биография Санта Клауса Генеалогическое древо Санта-Клауса ведет нас к одному из самых почитаемых христианских святых, святому Николаю (рис.4) (Санта-Клаус - искаженное в голландском произношении имя этого святого). Первые описания Санты встречаются в скандинавских сказках, где он представлялся странноватым карликом, носящим одежду зеленого цвета, шляпу, украшенную кокардой из ветки остролиста и курящим трубку!
Как символ Санта появился за два столетия до того, как его образ обрел форму. Вначале было слово: стихи "Ночь перед рождеством", написанные Кларком Муром, профессором колумбийского университета, для своих детей. В нем рассказывается о святом Николае, который ночью перед Рождеством, когда засыпают мыши, бросает в каминную трубу, где жили три бедные сестры, золотые монеты, которые попали точно в их чулки, сушившиеся у очага. Отсюда пошел обычай в ночь перед Рождеством оставлять башмаки или носки для подарков у кровати, чтобы утром найти в них подарки. Сказка лежала долгое время, пока не была напечатана в одной газете. Стихи перепечатали десятки других изданий.
"Современный" имидж Санты приписывают американскому карикатуристу Томасу Насту, который нарисовал его для праздничного выпуска журнала Harper's Weekly, именно он переодел Санту (рис. 5) в красный короткий кафтан, перехваченный ремнем, красный колпак с помпоном, дал ему в руки мешок с подарками и католический посох с загнутым верхом. Продажи журнала возросли, но самому Санте было еще далеко до мировой популярности. Пока в 1930 году к нему не приложила руку компания "Кока-кола" (рис. 6), которая решила использовать Санту в своей рекламной кампании. И делала это из года в год, добавляя к становящемуся все более популярным символу все новые детали. В отличие от Деда Мороза Санта-Клаус выглядит более добродушным, демократичным, у него легкий нрав и лукавый взгляд.
Санта - коммерческий бренд, у которого есть собственная резиденция (Лапландия).


Рисунок 4 - Святой Николай Рисунок 5 - Санта Клаус

Рисунок 6 - Реклама Кока-колы
1.4 Атрибутика Санта Клауса и Деда Мороза Детально изучив литературу, просмотрев фильмы, пролистав страницы интернета была составлена сравнительная таблица атрибутики, которую используют Дед Мороз и Санта Клаус (табл. 1)
Таблица 1 – сравнительный анализ Санта Клауса и Дед Мороза
Санта Клаус | Дед Мороз |
Головной убор |
Колпак с помпоном | Боярская шапка |
Одежда |
Цвет -красный | Цвет – синий, белый, желтый, зеленый все чаще красный |
Белая опушка | Рисунок – узоры, вышивка и др. |
Куртка, иногда ниже пояса | Длинная шуба |
Красные штаны | Варежки |
Обувь |
Черные сапоги | Валенки |
Борода |
Коротко подстрижена, кудрявая | Буйная, длинная, растрепанная вольным ветром |
Рост и объем |
Рост низкий, худой | Внушителен по росту, крупный |
Прочие элементы |
Очки | Отсутствуют |
Курительная трубка | Нет |
Стандартный посох католического епископа (ибо не зря Санта Клаус происходит от св. Николая, епископа Мирликийского): палка с загнутым верхом | Посох - прямая палка, на ней может быть круглый набалдашник (или, по крайней мере, в виде звезды) |
Носки на камине | Отсутствуют |
Способ передвижения |
На оленях по небу | На тройке гнедых по земле |
Появление |
Ночью через дымоход камина | Способ неизвестен – мифичен |
Подарки |
Нужно вести себя хорошо весь год, чтобы получить подарок | Нужно рассказать стих. песню |
Место проживания |
Лапландия | Великий Устюг |
Помощники |
Эльфы | Снегурочка |
Отдельными персонажами можно считать оленей Санта Клауса. Сначала их было 8. Список из 8 оленей (рис. 7) приобрёл популярность после выхода в 1823 году стихотворения Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая». В этом стихотворении олени носили голландские имена. В итоги после значительных изменений мы имеем следующий список:
Dasher (Дэшер), «стремительный»
Dancer (Дэнсер), «танцор»
Prancer (Прэнсер), «скакун»
Vixen (Виксен), «резвый»
Comet (Комет), «комета»,
Cupid (Кьюпид), «Купидон»
Donder (Дондер), нем. «гром»
Blitzen (Блитцен), нем. «молния»
Rudolph (Рудольф)
Рудольф — девятый и самый популярный олень упряжки Санта Клауса.
Олень Рудольф (рис. 8) присоединился к классической восьмёрке в 1939 году, когда поэт Роберт Л. Мэй сочинил стихи, опубликованные в книге, которая раздавалась детям посетителей сети супермаркетов «Montgomery Ward» во время Рождества. История Рудольфа отражена в популярной песне и в ряде кинофильмов.
В стихотворениях Мэя другие олени насмехались над Рудольфом из-за его светящегося красного носа. Однажды из-за сильного тумана развоз подарков Санта-Клаусом затянулся, когда он добрался до дома Рудольфа, он заметил его светящийся нос в тёмной комнате и решил, что этот нос станет подходящим фонариком, освещающим дорогу его саням, и попросил Рудольфа стать передовым оленем в упряжке, на что тот охотно согласился.

Рисунок 7 – Олени Санта Клауса
Рисунок 8 - Рудольф
1.5 Помощники новогодних персонажей Снегурочка Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде, но присутствует в народном фольклоре.
В русском фольклоре Снегурочка (рис. 8) является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу», в котором видны языческие корни этого персонажа: "Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега.
«…Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!»…»
В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Одета в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички.
Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Однако в 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
После революции религия находилась под всё возрастающим давлением и контролем государства, в том числе Рождество и все связанные с ним обычаи. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. По постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Однако в 1935 году в результате поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года (1 января).
В книгах по организации новогодних ёлок советского периода, Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом (рис. 9), как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее.
В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, обычно светловолосых.
Для фильма «Снегурочка» (1968) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены в Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого, в Костроме теперь есть резиденция Снегурочки, в которой та круглый год принимает гостей. В 2009 году, 4 апреля впервые официально отмечался день рождения Снегурочки. С этого времени День рождения Снегурочки отмечается в Костроме ежегодно. Очередной, VII Межрегиональный праздник, посвящённый Дню рождения Костромской Снегурочки, состоится 27-28 марта 2015 года.
В наши дни наблюдается упрощение образа Снегурочки в средствах информации и интернете. В результате, накануне празднования нового 2012 года исламские проповедники Дагестана усмотрели в образе Снегурочки вызов традиционной культуре (из-за «коротенького развратного сарафанчика»), что привело к игнорированию торжеств в ряде школ республики.

Рисунок 8 - Снегурочка
Рисунок 9 – Дед Мороз и Снегурочка
Эльфы Помощники эльфы (рис. 10, 11) – маленькие человечки, которые помогают Санта Клаусу в его работе. Они собирают подарки в мешок Санты. Следят за оленями.
В одежде эльфов преобладают красный и зеленый цвет, полосатые чулки. Характер у эльфов вредны

Рисунок 10 – Эльф
Рисунок 11 – помощник Санты
Глава 2 Полезно знать 2.1 Интересные факты о Дедушке Морозе Разыскивая информацию, изучая различные источники можно найти интересные факты (схем. 1)
Схема 1
Злой дед, уносил детей в мешке






У Дед Мороза есть жена Зимушка
Помощница – Снегурочка появилась значительно позже Дед Мороза
Возраст 1500 – 2000 лет
Есть свой гардероб
Морозы состоят на службе у Деда Мороза
Исчезал почти на 20 лет (был отменен властями)
2.2 Интересные факты о Санта Клаусе Вот несколько интересных фактов о Санта Клаусе (схем. 2)
Прообразом Санта-Клауса был христианский святой Николай – епископ города Мира, известный тем, что тайно приносил подарки в дома бедных семей. Изначально в Европе было принято дарить подарки детям как раз в день святого Николая – 6 декабря, и только примерно с XVII века это стали делать на Рождество. Хотя в некоторых европейских странах, к примеру, в Нидерландах, до сих пор вручают детям подарки от имени Санта-Клауса дважды: 6 и 25 декабря. Интересно, что святой Николай считался покровителем Нового Амстердама, который позже стал называться Нью-Йорк.
Для того, чтобы отправить письмо Санта-Клаусу, нужно знать его почтовый код. Легче всего его запомнить канадцам, ведь там он пишется как H0H 0H0 – «Хо-хо-хо!»
Несмотря на то, что родину Санты обычно помещают либо в Лапландии, либо на Северном Полюсе, жители Канады утверждают, что Санта-Клаус – канадец. Обосновывают они это тем, что одежда рождественского персонажа тех же цветов, что и флаг Канады.
«Поправился» Санта в 1931 году, когда «Кока-Кола» сделала его лицом своей рекламной компании. Художник Хэддон Сандблом творчески переосмыслил образ, предложенный Нэстом, и создал того Санта-Клауса, которого мы знаем сейчас: полноватого улыбчивого старика в красно-белом камзоле и меховой шапочке тех же цветов. Естественно, такое цветовое решение было выбрано не случайно – красный и белый являются фирменными цветами «Кока-Колы». Считается, что Сандблом рисовал Санту со своего соседа, коммивояжера по имени Лу Пэшенс.

ВС В США военные из центра противовоздушной обороны ежегодно отслеживают маршрут полета Санта-Клауса. Дело в том, что в 1955 году один из магазинов американского города Колорадо-Спрингс напечатал в местной газете объявление о том, что можно позвонить Санте. Однако номер магазина был указан с ошибкой, в результате чего звонки начали поступать на военную базу. Офицеры решили не портить детям праздник, и начали называть им координаты того места, где пролетает Санта-Клаус в момент звонка. С той поры для военных это стало доброй рождественской традицией под названием “NORAD Tracks Santa”. Детям она очень нравится! Сейчас же перемещения Санты по миру можно отслеживать с помощью официального сайта военной базы, где координаты передаются в режиме реального времени

Схема 2
Заключение
В ходе выполнения данной работы было проведено анкетирование среди учащихся и учителей школы. Изучена литература: сказки, рассказы, истории из интернета на тему «Дед Мороз и Санта Клаус». Составлены диаграммы, схемы, таблицы сравнений.
Проанализировав вышеизложенное получаем результат: у Деда Мороза и Санта Клауса имеются большие различия - в одежде, в атрибутике, в персонажах, которые их окружают. Таким образом приходим к выводу что Санта Клаус и Дед Мороз — это разные мифические персонажи.
Литература
http://malpme.ru/interesnye-fakty-o-santa-klause/
http://malpme.ru/interesnye-fakty-pro-deda-moroza/
http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/77f0e8314d7a5b7ac325769b0041e59e
http://www.arrivo.ru/statii/interesniye-fakty/10-interesnyh-faktov-o-dedushke-moroze.html
http://www.xpomo.com/ruskolan/liter/ded.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EB%E5%ED%E8_%D1%E0%ED%F2%E0-%CA%EB%E0%F3%F1%E0
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Индрик, 1994. — Т. 2. — 784 с. — ISBN 5-85759-011-6.
Душечкина Е. В. Дед Мороз и Снегурочка // записки: журнал. — М., 2003. — № 1.
Душечкина Е. В. Три века русской ёлки // Наука и жизнь: журнал. — 2008. — № 1.