СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Дед Мороз и Санта Клаус. Сравнительный анализ главных новогодних персонажей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно исследовательская нработа подготовлена для НПК. направление - английский язык. В работе рассматривается различие между новогодними персонажами Дед Морозом и Санта Клаусом.

Практическая значимость: данная работа может применяться в качестве дополнительной литературы для подготовки урока английского языка по теме «Традиции» учителем и для самоподготовки учащегося.

Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Дед Мороз и Санта Клаус. Сравнительный анализ главных новогодних персонажей.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО ЛОНЧАКОВО»

БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ









ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Дед Мороз и Санта Клаус.

Сравнительный анализ главных новогодних персонажей.










Выполнил: Антропов Дмитрий,

Учащийся 8 класса

МБОУ СОШ С.П. «Село Лончаково»

Руководитель: Скокова Оксана Владимировна,

Учитель английского языка

МБОУ СОШ С.П. «Село Лончаково»


Лончаково

2015

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава 1 Развитие представлений о Санта Клаусе и Дедушке Морозе 4

1.1 Развитие представлений о Санта Клаусе и Дедушке Морозе учащихся и учителей нашей школы 4

1.2 Биография Деда Мороза 5

1.3 Биография Санта Клауса 8

1.4 Атрибутика Санта Клауса и Деда Мороза 10

1.5 Помощники новогодних персонажей 13

Снегурочка 13

Эльфы 16

Глава 2 Полезно знать 17

2.1 Интересные факты о Дедушке Морозе 17

2.2 Интересные факты о Санта Клаусе 18

Заключение 19

Литература 20



Введение

Актуальность работы заключается в том, что Новый год и Рождество являются самыми популярными праздниками во всем мире, а главными персонажами данных мероприятий становятся Санта Клаус и Дед Мороз. Исходя из их высокой популярности становится интересно, а знаем ли мы биографию этих персонажей? Дед Мороз и Санта Клаус — это разные персонажи или один и тот же человек?

Гипотеза – Дед Мороз и Санта Клаус один и тот же новогодний персонаж.

Объектом исследования становится сравнительное исследование двух персонажей Деда Мороза и Санта Клауса.

Предметом исследования биография Санта Клауса и Деда Мороза.

Цель данной работы: провести сравнительный анализ народных новогодних персонажей Санта Клауса и Деда Мороза

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Провести анкетирование среди учащихся и работников школы

  • Изучить истории происхождения персонажей Санта Клауса и Деда Мороза

  • Провести сравнительный анализ персонажей

Использовались следующие методы исследования:

Анкетирование, анализ литературы, поисковый, классификация.

Практическая значимость: данная работа может применяться в качестве дополнительной литературы для подготовки урока английского языка по теме «Традиции» учителем и для самоподготовки учащегося.











Глава 1 Развитие представлений о Санта Клаусе и Дедушке Морозе 1.1 Развитие представлений о Санта Клаусе и Дедушке Морозе учащихся и учителей нашей школы

Надо сказать, что Новый год, его символы и ритуалы испытывают большое давление времени, моды, рекламы и даже идеологии. Мы все больше удаляемся от истоков. Сегодня на запрос "фото Дед Мороз" и "фото Санта Клаус" Интернет нам выдает пару десятков одних и тех же имиджей - старички в красных шубах и шапках, с седой бородой, мешком подарков и посохом. Путаница с праздниками, которой мы увлеклись в последние 10 лет, вызвала хаос и в символике - это, с одной стороны, с другой - Дед Мороз, Снегурочка и Санта принадлежат всем и являются мегабрендами, которые используют все, кому не лень и так, как им заблагорассудится. О достоверности никто и не помышляет.

Люди уже не видят разницы между Дед Морозом и Санта Клаусом. Мне стало интересно, а в нашей школе знают историю этих персонажей? Верят ли в них?

Мной был проведен опрос среди учащихся и учителей нашей школы (граф. 1, граф. 2)















График 1 – Количество человек в школе



График 2 – Результаты опроса

Как видно из графика 2 - 42 % опрошенных считают, что дед Мороз и Санта Клаус это один и тот же человек.

1.2 Биография Деда Мороза

Дед Мороз, которого мы с вами знаем с детства, датирован 1935 годом, и обязаны мы его появлению специальному указу Постышева о праздновании советского Нового года (вообще, празднование Нового года на Руси и тоже специальным указом ввел Петр Первый). После Октябрьской революции Рождество было упразднено за ненадобностью, для нового праздника понадобился свой символ и свой ритуал. Вспомнили о языческом божестве из древнеславянских сказок, который и стал прообразом Деда Мороза. Морозко, трескун - повелитель холода довольно злобного нрава (рис. 1). Трескун, Морозко, Студенец – так звали наши древние предки сурового бога зимы и северного ветра. Назвать его добрым не смог бы даже самый оптимистичный славянин, ведь в божественные обязанности входило не только замораживание рек и создание метелей, но и похищение непослушных детей (рис. 2). А еще считалось, что от удара посоха Трескуна в избах трескаются бревна.

В давние времена с наступлением зимы было принято задабривать его разными приношениями, чтобы не был жесток с холодами, уберег урожай и живность, им пугали и непослушных детей.

Он описывается высоким, крепким мужчиной, богатырем, в длинной шубе синего или фиолетового цвета, как и подобает мистическому персонажу родом с крайнего Севера.

С подачи большевиков имиджем нового символа занялись сказочники всех мастей - советские писатели, художники, поэты, кинематографисты и музыканты. Все вместе они и "сочинили" образ Деда Мороза (рис. 3) - рослый, могучий, седая борода, боярская шапка и длинная шуба в тон, отороченные белым лебяжьим пухом, кушак. Синий цвет впоследствии стал вытесняться более нарядным красным, более жизнерадостным, открытым, эмоциональным. На шубе появилась вышивка (сейчас, когда новогодние праздники у нас продолжаются две недели, это кажется вполне оправданным). Обувь - валенки, на руках - рукавицы. Его посох - волшебный, с набалдашником. Он не носит очки и не курит трубку, как это делает Санта. "Наш" ездит на санях, запряженных тройкой породистых лошадей, в отличие от Санты, который управляет упряжкой из 8 оленей. Кроме Снегурочки Деда Мороза всегда сопровождает свита - снеговики, которые несут мешки с подарками, птицы и другие обитатели леса.

Наш Дед Мороз сохранил статность воеводы, он крепок, у него сильный голос и повелительная манера говорить. Он царственен, справедлив. Как и подобает представителям высшего сословия, всегда заставляет себя ждать. Свои дары он раздает на свое усмотрение, его подарок нужно заслужить, как-то отличиться. Эта вечная сказка о том, что воздастся.









Рисунок 1 – Трескун



Рисунок 2 - Мороз



























Рисунок 3 – Одежда Деда Мороза

1.3 Биография Санта Клауса

Генеалогическое древо Санта-Клауса ведет нас к одному из самых почитаемых христианских святых, святому Николаю (рис.4) (Санта-Клаус - искаженное в голландском произношении имя этого святого). Первые описания Санты встречаются в скандинавских сказках, где он представлялся странноватым карликом, носящим одежду зеленого цвета, шляпу, украшенную кокардой из ветки остролиста и курящим трубку!

Как символ Санта появился за два столетия до того, как его образ обрел форму. Вначале было слово: стихи "Ночь перед рождеством", написанные Кларком Муром, профессором колумбийского университета, для своих детей. В нем рассказывается о святом Николае, который ночью перед Рождеством, когда засыпают мыши, бросает в каминную трубу, где жили три бедные сестры, золотые монеты, которые попали точно в их чулки, сушившиеся у очага. Отсюда пошел обычай в ночь перед Рождеством оставлять башмаки или носки для подарков у кровати, чтобы утром найти в них подарки. Сказка лежала долгое время, пока не была напечатана в одной газете. Стихи перепечатали десятки других изданий.

"Современный" имидж Санты приписывают американскому карикатуристу Томасу Насту, который нарисовал его для праздничного выпуска журнала Harper's Weekly, именно он переодел Санту (рис. 5) в красный короткий кафтан, перехваченный ремнем, красный колпак с помпоном, дал ему в руки мешок с подарками и католический посох с загнутым верхом. Продажи журнала возросли, но самому Санте было еще далеко до мировой популярности. Пока в 1930 году к нему не приложила руку компания "Кока-кола" (рис. 6), которая решила использовать Санту в своей рекламной кампании. И делала это из года в год, добавляя к становящемуся все более популярным символу все новые детали. В отличие от Деда Мороза Санта-Клаус выглядит более добродушным, демократичным, у него легкий нрав и лукавый взгляд.

Санта - коммерческий бренд, у которого есть собственная резиденция (Лапландия).

Рисунок 4 - Святой Николай Рисунок 5 - Санта Клаус

Рисунок 6 - Реклама Кока-колы

1.4 Атрибутика Санта Клауса и Деда Мороза

Детально изучив литературу, просмотрев фильмы, пролистав страницы интернета была составлена сравнительная таблица атрибутики, которую используют Дед Мороз и Санта Клаус (табл. 1)

Таблица 1 – сравнительный анализ Санта Клауса и Дед Мороза

Санта Клаус

Дед Мороз

Головной убор

Колпак с помпоном

Боярская шапка

Одежда

Цвет -красный

Цвет – синий, белый, желтый, зеленый все чаще красный

Белая опушка

Рисунок – узоры, вышивка и др.

Куртка, иногда ниже пояса

Длинная шуба

Красные штаны

Варежки

Обувь

Черные сапоги

Валенки

Борода

Коротко подстрижена, кудрявая

Буйная, длинная, растрепанная вольным ветром

Рост и объем

Рост низкий, худой

Внушителен по росту, крупный

Прочие элементы

Очки

Отсутствуют

Курительная трубка

Нет

Стандартный посох католического епископа (ибо не зря Санта Клаус происходит от св. Николая, епископа Мирликийского): палка с загнутым верхом

Посох - прямая палка, на ней может быть круглый набалдашник (или, по крайней мере, в виде звезды)

Носки на камине

Отсутствуют

Способ передвижения

На оленях по небу

На тройке гнедых по земле

Появление

Ночью через дымоход камина

Способ неизвестен – мифичен

Подарки

Нужно вести себя хорошо весь год, чтобы получить подарок

Нужно рассказать стих. песню

Место проживания

Лапландия

Великий Устюг

Помощники

Эльфы

Снегурочка



Отдельными персонажами можно считать оленей Санта Клауса. Сначала их было 8. Список из 8 оленей (рис. 7) приобрёл популярность после выхода в 1823 году стихотворения Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая». В этом стихотворении олени носили голландские имена. В итоги после значительных изменений мы имеем следующий список:

  1. Dasher (Дэшер), «стремительный»

  2. Dancer (Дэнсер), «танцор»

  3. Prancer (Прэнсер), «скакун»

  4. Vixen (Виксен), «резвый»

  5. Comet (Комет), «комета»,

  6. Cupid (Кьюпид), «Купидон»

  7. Donder (Дондер), нем. «гром»

  8. Blitzen (Блитцен), нем. «молния»

  9. Rudolph (Рудольф)

Рудольф — девятый и самый популярный олень упряжки Санта Клауса.

Олень Рудольф (рис. 8) присоединился к классической восьмёрке в 1939 году, когда поэт Роберт Л. Мэй сочинил стихи, опубликованные в книге, которая раздавалась детям посетителей сети супермаркетов «Montgomery Ward» во время Рождества. История Рудольфа отражена в популярной песне и в ряде кинофильмов.

В стихотворениях Мэя другие олени насмехались над Рудольфом из-за его светящегося красного носа. Однажды из-за сильного тумана развоз подарков Санта-Клаусом затянулся, когда он добрался до дома Рудольфа, он заметил его светящийся нос в тёмной комнате и решил, что этот нос станет подходящим фонариком, освещающим дорогу его саням, и попросил Рудольфа стать передовым оленем в упряжке, на что тот охотно согласился.








Рисунок 7 – Олени Санта Клауса










Рисунок 8 - Рудольф

1.5 Помощники новогодних персонажей Снегурочка

Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде, но присутствует в народном фольклоре.

В русском фольклоре Снегурочка (рис. 8) является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу», в котором видны языческие корни этого персонажа: "Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега.

«…Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!»…»

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Одета в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички.

Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Однако в 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

После революции религия находилась под всё возрастающим давлением и контролем государства, в том числе Рождество и все связанные с ним обычаи. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. По постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Однако в 1935 году в результате поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года (1 января).

В книгах по организации новогодних ёлок советского периода, Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом (рис. 9), как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее.

В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, обычно светловолосых.

Для фильма «Снегурочка» (1968) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены в Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого, в Костроме теперь есть резиденция Снегурочки, в которой та круглый год принимает гостей. В 2009 году, 4 апреля впервые официально отмечался день рождения Снегурочки. С этого времени День рождения Снегурочки отмечается в Костроме ежегодно. Очередной, VII Межрегиональный праздник, посвящённый Дню рождения Костромской Снегурочки, состоится 27-28 марта 2015 года.

В наши дни наблюдается упрощение образа Снегурочки в средствах информации и интернете. В результате, накануне празднования нового 2012 года исламские проповедники Дагестана усмотрели в образе Снегурочки вызов традиционной культуре (из-за «коротенького развратного сарафанчика»), что привело к игнорированию торжеств в ряде школ республики.








Рисунок 8 - Снегурочка





Рисунок 9 – Дед Мороз и Снегурочка





Эльфы

Помощники эльфы (рис. 10, 11) – маленькие человечки, которые помогают Санта Клаусу в его работе. Они собирают подарки в мешок Санты. Следят за оленями.

В одежде эльфов преобладают красный и зеленый цвет, полосатые чулки. Характер у эльфов вредны












Рисунок 10 – Эльф




Рисунок 11 – помощник Санты

Глава 2 Полезно знать 2.1 Интересные факты о Дедушке Морозе

Разыскивая информацию, изучая различные источники можно найти интересные факты (схем. 1)

Схема 1

Злой дед, уносил детей в мешке





У Дед Мороза есть жена Зимушка

Помощница – Снегурочка появилась значительно позже Дед Мороза

Возраст 1500 – 2000 лет

Есть свой гардероб

Морозы состоят на службе у Деда Мороза

Исчезал почти на 20 лет (был отменен властями)


2.2 Интересные факты о Санта Клаусе

Вот несколько интересных фактов о Санта Клаусе (схем. 2)

Прообразом Санта-Клауса был христианский святой Николай – епископ города Мира, известный тем, что тайно приносил подарки в дома бедных семей. Изначально в Европе было принято дарить подарки детям как раз в день святого Николая – 6 декабря, и только примерно с XVII века это стали делать на Рождество. Хотя в некоторых европейских странах, к примеру, в Нидерландах, до сих пор вручают детям подарки от имени Санта-Клауса дважды: 6 и 25 декабря. Интересно, что святой Николай считался покровителем Нового Амстердама, который позже стал называться Нью-Йорк.













Для того, чтобы отправить письмо Санта-Клаусу, нужно знать его почтовый код. Легче всего его запомнить канадцам, ведь там он пишется как H0H 0H0 – «Хо-хо-хо!»









Несмотря на то, что родину Санты обычно помещают либо в Лапландии, либо на Северном Полюсе, жители Канады утверждают, что Санта-Клаус – канадец. Обосновывают они это тем, что одежда рождественского персонажа тех же цветов, что и флаг Канады.









«Поправился» Санта в 1931 году, когда «Кока-Кола» сделала его лицом своей рекламной компании. Художник Хэддон Сандблом творчески переосмыслил образ, предложенный Нэстом, и создал того Санта-Клауса, которого мы знаем сейчас: полноватого улыбчивого старика в красно-белом камзоле и меховой шапочке тех же цветов. Естественно, такое цветовое решение было выбрано не случайно – красный и белый являются фирменными цветами «Кока-Колы». Считается, что Сандблом рисовал Санту со своего соседа, коммивояжера по имени Лу Пэшенс.















ВС В США военные из центра противовоздушной обороны ежегодно отслеживают маршрут полета Санта-Клауса. Дело в том, что в 1955 году один из магазинов американского города Колорадо-Спрингс напечатал в местной газете объявление о том, что можно позвонить Санте. Однако номер магазина был указан с ошибкой, в результате чего звонки начали поступать на военную базу. Офицеры решили не портить детям праздник, и начали называть им координаты того места, где пролетает Санта-Клаус в момент звонка. С той поры для военных это стало доброй рождественской традицией под названием “NORAD Tracks Santa”. Детям она очень нравится! Сейчас же перемещения Санты по миру можно отслеживать с помощью официального сайта военной базы, где координаты передаются в режиме реального времени













Схема 2

Заключение



В ходе выполнения данной работы было проведено анкетирование среди учащихся и учителей школы. Изучена литература: сказки, рассказы, истории из интернета на тему «Дед Мороз и Санта Клаус». Составлены диаграммы, схемы, таблицы сравнений.

Проанализировав вышеизложенное получаем результат: у Деда Мороза и Санта Клауса имеются большие различия - в одежде, в атрибутике, в персонажах, которые их окружают. Таким образом приходим к выводу что Санта Клаус и Дед Мороз — это разные мифические персонажи.







Литература

  1. http://malpme.ru/interesnye-fakty-o-santa-klause/

  2. http://malpme.ru/interesnye-fakty-pro-deda-moroza/

  3. http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/77f0e8314d7a5b7ac325769b0041e59e

  4. http://www.arrivo.ru/statii/interesniye-fakty/10-interesnyh-faktov-o-dedushke-moroze.html

  5. http://www.xpomo.com/ruskolan/liter/ded.htm

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EB%E5%ED%E8_%D1%E0%ED%F2%E0-%CA%EB%E0%F3%F1%E0

  7. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Индрик, 1994. — Т. 2. — 784 с. — ISBN 5-85759-011-6.

  8. Душечкина Е. В. Дед Мороз и Снегурочка // записки: журнал. — М., 2003. — № 1.

  9. Душечкина Е. В. Три века русской ёлки // Наука и жизнь: журнал. — 2008. — № 1.