12

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАДЕТСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
СТАРШИНОВА НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
город-курорт АНАПА
Краевая научно-практическая конференция
«Патриотизм российской молодежи: традиции и современность»
Формирование креативной личности в процессе образования и воспитания в кадетской школе
Выполнили:
Новоселов Дмитрий,
Никитин Игорь – учащиеся 10 класса МАОУ КШ
Научный руководитель: Путинцева Юлия Борисовна– учитель русского языка и литературы 1 категории «МАОУ кадетская школа имени Героя Советского Союза Н.В. Старшинова»
г-к Анапа - 2016
Введение
Человеку XXI века жизненно необходимо быть креативной личностью. Однако обладание креативными качествами может быть лишь результатом последовательного, педагогически выверенного воздействия на сознание и чувства индивида, поэтапного приобщения его к культуре творчества и реализации своих интеллектуальных, организационных, коммуникативных и эмоциональных потенций.
Возможность создания связи между вещами и явлениями даёт такое качество, как креативность. Креативный человек способен связать частички своего опыта и синтезировать что-либо новое. Формирование креативности - ключевая задача системы образования сегодня. Креативность и творчество - самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между острой необходимостью формирования креативной личности как ведущего фактора экономического роста страны и личной конкурентноспособности и неразработанностью проблемы обучения креативному поведению в процессе обучения в российских школах.
Гипотеза исследования: обращение к культуре дает возможность выстраивать собирательный образ креативного, нравственного, культурного, духовного человека.
Цель исследования: дать определение креативности в контексте кадетского образования и воспитания, рассмотреть возможности образовательного и воспитательного процесса в МАОУ «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Николая Васильевича Старшинова» в формировании креативной личности
Задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования
Наблюдать образовательный и воспитательный процесс в школе с целью выявления возможностей воспитания в школе креативной личности.
Понятие креативной личности в контексте кадетского образования и воспитания
Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными своей Родине. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Именно сегодня, как никогда, перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой креативной личности.
Креативность (от лат. creatio – созидание) понимается, как способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [4]. Креативность можно рассматривать как основу продуктивного развития личности, как потенциал, обеспечивающий ее рост, присущий в той или иной степени каждому человеку[3]. Она реализуется в форме новых идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе – словом, во всех динамичных областях жизни. Этим и определяется ее ценность для общества [5].
Креативность, как интегративное качество личности, целесообразно рассматривать в следующих проявлениях: - в направленности, характеризующейся доминантностью познавательной мотивации по сравнению с другими типами мотивации; - в способностях создавать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления и поведения (способность к преодолению стереотипов, способность чувствовать проблемы, беглость мышления, гибкость мышления); - в характере как устоявшейся системе отношений и поведения человека (оригинальность, инициативность, нестандартность, терпимость к неопределенности, проницательность, радикальность) [3].
Итак, креативная личность – это личность, овладевшая ценностями отечественной и мировой культуры, обладающая психологическими знаниями, сформированными духовно-нравственными ценностями, высококультурная духовно-нравственная личность, а это и есть кадет.
Кадет – человек слова и дела
Что значит быть человеком дела и слова? Первое качество человека дела и слова – это ответственность. Это значит, надо помнить, что и кому пообещали и в каких масштабах. Помимо ответственности необходимо быть самостоятельным, исполнительным, делать то, о чем просят, максимально качественно, работать добросовестно. Уважать и любить собственный труд и труд окружающих. Уважать себя и свое слово. Тогда без труда можно будет назвать человека человеком дела и слова.
У кадет есть свой кодекс чести, в котором сказано о том, что настоящий кадет безукоризненно относится к своему слову, то есть человек слова и дела.
Возможности образовательного и воспитательного процесса в МАОУ «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Николая Васильевича Старшинова» в формировании креативной личности
Кадетскому образованию в России уже более 300 лет и исторически выпускники кадетских корпусов составляли фундамент Российской государственности и именно кадеты, служением своим, исторически составляли славу Государства Российского. Анализ истории России говорит о том, что в периоды, когда ее государственная и военная элита воспитывалась в системе лицеев и кадетских корпусов, государство имело больше побед и успехов [1].
Воспитание и формирование культурного человека, социального, духовно-нравственного, гражданина, патриота – задачи, стоящие перед педагогическим коллективом кадетской школы. Перед кадетами ставятся задачи осознания ценностей культуры, традиций, норм и правил кадетской школы, формирование идеалов на основе мировой и отечественной культуры; способности осознания себя, как члена кадетского братства; осознание себя представителем своего народа и всего человечества; формирование патриотизма, гражданственности, основанных на любви к своему Отечеству, национальной культуре, формирование культуры поведения, здорового образа жизни, трудовых и жизненных навыков; развитие чувства прекрасного, творческого потенциала[6].
Воспитательный процесс кадетской школы организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет. Исходя из этого, основной целью воспитания в училище является становление личности кадета, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей кадета, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье, профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности; создание благоприятных условий для интеллектуального, духовного, нравственного, физического развития личности кадет в здоровом образе жизни; социализация кадет в условиях образовательного учреждения закрытого типа; развитие единой системы классного, курсового и училищного самоуправления, развитие творческой инициативы кадет; формирование традиций кадетской школы.
МАОУ КШ реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся по физико-математическому профилю. Обучает юношей 5-11 классов, ориентирует выпускников на продолжение обучения в высших военных учебных заведениях. В школе создана интеграционная образовательная среда, включающая различные области из которых предметно-методическая, проектная и работа научного общества учащихся направлены на формирование кретивных качеств личности (рис 1).

Рис. 1 Интеграционная образовательная среда МАОУ КШ
Научное общество кадет «Logos» организовано в 2015-2016 учебном году, активно работает. Проведено 4 заседания общества согласно плану работы НОУ. Проведено открытое заседание научного общества кадет школы на городском уровне во время работы муниципальной площадки по военно-патриотическому воспитанию на базе МАОУ КШ.
Подготовлена и проведена внутришкольная научно-практическая конференция «Наша новая школа: образование, наука, культура» с приглашением сторонних экспертов (АФ МГПИ). На НПК заявлено 17 сообщений, выступило 10 кадет с докладами о результатах работы над своим проектом.
Победители секций внутришкольной НПК направлены на городскую НПК.
Активно работающие педагоги привлекали кадет к участию в конкурсах, олимпиадах, викторинах, тестах. Среди кадет есть победители и лауретаты международных, всероссийских, зональных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Таким образом, в 2015-2016 уч. году насчитывается 320 участий кадет в 29 мероприятиях различного уровня
Отличившиеся в научной работе школьники (10 человек) награждены администрацией МАОУ КШ поездкой в г. Севастополь на Всероссийскую акцию «Линейка памяти» в мае 2016 г., организованную Федеральным агенством по туризму. Программа патриотической акции была насыщенной, за три дня учащиеся посетили места воинской славы на территории Крыма, знакомились в ходе мероприятий с интересными людьми, получали опыт участия в торжественных меропритиях в честь победы Советского народа в Великой Отечественной войне
В процессе учебной деятельности и во внеучебной деятельности педагоги предлагают кадетам участвовать в проектной деятельности. Активно в нашей школе в этом направлении работают педагоги Жежель Ольга Юрьевна (учитель истории), Зыско Елена Борисовна (учитель биологии), Осяк Светлана Анатольевна (учитель физики), Путинцева Юлия Борисовна (учитель русского языка и литературы)
Например, проект «Изучение изобразительно-выразительных средств русского языка на основе произведения «Зарево над волнами», которое написал наш земляк Герой Советского Союза Николай Васильевич Старшинов» (выполнил кадет Никитин И., руководитель Путинцева Ю.Б.).
В работе исследовалось произведение « Зарево над волнами», которое в 1971 году написал Николай Васильевич Старшинов, имя которого носит кадетская школа г-к Анапа. В нём Герой Советского Союза рассказывает о боевых друзьях-побратимах, легендарных героях Малой земли, о их сражениях под Новороссийском, на Таманском полуострове и в Крыму. Николай Васильевич знал и умело использовал богатства родного русского языка, его тончайшие оттенки и нюансы. Именно языковые средства языка и особенности их использования анализировались в проектной работе. Апробация результатов исследования прошла на школьной научно-практической конференции (февраль 2016 г), городской научно-практической конференции школьников «Академия»(май 2016) и городской научно-практической конференции «Мой город: Вчера, сегодня, завтра» (март 2016 г).
Большое внимание в школе уделяется физическому воспитанию, которое формирует силу и выносливость, развивает координацию, ловкость. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии, является одним из решающих факторов подготовки будущих военных. Поэтому, физическое воспитание имеет не меньшее значение в становлении и развитии личности. Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках, реже болеют соответственно имеют меньше пропусков по болезни. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера кадет. Физическое воспитание формируют физико-биологические изменения в организме, в значительной мере определяют характер нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека [6].
Чтобы поступить в школу, абитуриенты проходят специальные испытания – курс молодого бойца. Они сдают нормативы, определяющие их физическую подготовку. надежды Кубани», «Дюны Горгиппии 2016» и другие. Кадеты школы принимают активное участие в спортивно-массовых мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию. В 2015-2016 уч.году учащиеся приняли участие в 39 мероприятях, можно насчитать 2000 участий в мероприятиях различного уровня. Школьный уровень: пресс за 30 с., шахматный турнир на призы полковника Житкова и другие. Муниципальный уровень: «Споритвные Краевой уровень: военно-спортивные соревнования «Солдатами не рождаются, солдатами становятся» и другие. Практически на всех соревнованиях кадеты становятся победителями или призерами.
Одним из последних достижений стало второе место кадет г-к Анапа в открытом Кубке Председателя ДОСААФ РОССИИ среди команд военно-патриотических клубов юнармейцев, который проходил на полигоне «Раевский» c 6.08. 2016 по 9.08.2016 г. Подготовкой команды призеров, занимались директор кадетской школы Житков С. М., преподаватель ОБЖ кадетской школы Чепурин И.Л. и учитель физической культуры кадетской школы Малофеева И.М.
В 2016 году МАОУ КШ становится региональным ресурсным центром по военно-патриотическому воспитанию молодежи и проводит открытое районное мероприятие посвященное 23 февраля.
Заключение
Нами были проанализированы 6 источников научно- методической литературы, дано определение креативной личности в аспекте кадетского образования.
Наше исследование доказывает, что образовательный и воспитательный процесс в кадетской школе способствует формированию и развитию креативной личности.
Список литературы
Владимиров А. Жизнь – Отчеству, честь – никому! http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Zhizn_otech.htm
2. Галеева Н.И. Социально-психологическое исследование "Кто такой кадет" http://festival.1september.ru/articles/583547/
3. Гетманская Елена Валентиновна Личность: креативные характеристики // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-kreativnye-harakteristiki (дата обращения: 17.09.2016).
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей, 3-е изд. - СПб.: Издательство «Питер», 2007г. - 368 с.
5. Дудик Н.Ю. Социально-культурная деятельность как средство развития креативности воспитанников кадетского корпуса http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/11/27/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya
6. Майданова А. С. Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет 7 класса) // Молодой ученый. - 2016. - №1.1. - С. 13-15.
12