СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Фундаментальные основы рисунка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все популярнее становятся исследовательские и проектно- исследовательские работы. Учащиеся с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, посещают библиотеки и музеи, составляют призентации. Это один из примеров такой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Фундаментальные основы рисунка"»

Районный конкурс исследовательских и проектных,

творческих работ учащихся




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия №2



Образовательная

область: изобразительное искусство

Секция: изобразительное искусство



Тема: Фундаментальные основы рисунка

(исследовательская работа)









Выполнила ученица 7б класса

Котова Юля

Руководитель:

Климачева Елена Сергеевна,

учитель ИЗО







2014 год



Содержание

  1. Актуальность проблемы исследования…………………..3

2.Цель и задачи исследования……………………………….4

3. Исследовательская работа

«Фундаментальные основы рисунка»………………………………..5

а. истоки возникновения рисунка;

б. рисунок-основа изобразительного творчества;……………..7

в. выразительные средства рисунка …………………………..10

г. художники- графики…………………………………………12

4. Литература…………………………………………………………16.

































Актуальность проблемы исследования

Окружающий нас мир служит источником художественного творчества.

Первоосновой изобразительного искусства является рисунок — один из самых древних видов художественного творчества. Только средствами рисунка могли выразить свое отношение к окружающей действительности далекие предки современного человека, оставившие после себя творения первобытного искусства в виде наскальных изображений.

Рисунок- важнейшая область художественного творчества. Но не только. В жизни значение рисунка гораздо шире. Невозможно представить себе ни одну вещь в мире, которая возникла бы в обход использования рисунка. Все мысли человека, которые рождаются у него в голове, перед тем, как воплотится в жизнь в виде какого- либо изделия, проходит стадию графического изображения. Нет ни одной сферы деятельности человека, где не использовался бы рисунок.

Я решила свою исследовательскую работу посвятить изучению фундаментальных основ рисунка и сфер его применения в жизни человека. Проследить историю возникновения графики как вида искусства.

.

















Цель и задачи исследования



Объектом исследования является является графическое выражение творческой и конструктивной мысли человека- рисунок.

Цель исследования- определить место рисунка в истории изобразительного искусства и выявить его фундаментальные основы.

Цель обусловливает следующие задачи:

  • собрать теоретический материал (литературные и художественные источники, поисковый материал в результате посещения музеев, работа в библиотеке, использование современных информационных технологий;

  • изучить историю возникновения рисунка как вида изобразительного искусства;

  • разобрать виды графических изображений;

  • определить основные выразительные средства рисунка;

  • исследовать творчество художников- графиков;

  • создать серию графических работ.



















Исследовательская работа «Фундаментальные основы рисунка»

а .Истоки возникновения рисунка.

Современный человек окружен невероятным количеством художественных образов. Куда мы не обратим свой взор – все изобилует картинами, орнаментами, фотографиями, начиная с самого простого быта и заканчивая творениями искусства.

На протяжении всей истории человек стремился к передачи внутреннего или внешнего через образ.

Графика - самый древний вид изобразительно искусства, существующего и по сей день . Художественная культура человечества начинает свой отсчет с незапамятных времен – самого палеолита. Всем известна древнейшая наскальная живопись. Именно в палеолите (2,5 млн-10 000 лет до н.э.) зарождается искусство как таковое.

В ремя, когда земледелия еще не существовало, а Землю населяли вымершие виды животных, во времена каменного века, когда первобытный человек занимался собирательством и охотой с помощью примитивного оружия, уже тогда у человека появилась необходимость художественной передачи простых образов.



Первые графические работы появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Создав свои первые рисунки, которые фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и долгое время служившие средством общения между людьми, первобытный человек положил начало искусству графики. Так, с помощью изображений, человек в те далекие времена излагал свою мысль.

Наскальные рисунки – это изображения, нанесенные краской, высеченные или нацарапанные на скалах, каменных блоках, сводах пещер. В долине Валь-Камоника на северо-востоке итальянской области Ломбардия, в предгорьях Центральных Альп обнаружены тысячи наскальных рисунков, на которых изображены сцены быта и охоты, предметы, животные и пр. — на 24 ООО скал и каменных глыб сохранилось около 300 тыс. изображений.

Предполагается, что значение наскальных рисунков было ритуальным, но споры на эту тему ведутся и поныне. Изображались в основном животные, в том числе те, которые уже вымерли. Образ человека встречается намного реже и относится к более позднему периоду.

Д ля наскальных рисунков характерно отсутствие пропорций, простая примитивная техника изображения, иногда просматривается примитивный сюжет охоты, нередко рисунки первобытных людей передавили движение.



Н аскальная живопись распространена по всему миру. Самые яркие ее примеры находятся в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, Алжире. 





Не смотря на всю примитивность наскальных рисунков современные исследователи древнего творчества отмечают: «Авторы наскальных рисунков в пещерах лучше разбирались в анатомии четвероногих животных, чем большинство современных художников, и делали меньше ошибок на рисунках шагающих мамонтов и других млекопитающих».

Изучая первые рисунки древнего человека, рассматривая их удивительное художественное изображение, можно сделать вывод, что именно эти рисунки являются началом такого вида изобразительного искусства как графика, основой которого является рисунок.

б. Рисунок-основа изобразительного творчества.

Рисунок лежит в основе мастерства художника, служит первоосновой всех видов изобразительного искусства. Живописец начинает работу над картиной, сначала ее замыслив, а затем собирая большой подготовительный материал к ней, состоящий из карандашных эскизов, набросков, зарисовок, рисунков всех элементов будущего произведения, предваряя живопись маслом или темперой обязательным, проработанным во всех деталях и с передачей светотеневых особенностей рисунком на холсте. Таков закон создания картины. Без рисунка на холсте, никто из видных мастеров мировой живописи никогда не начинал писать картину — пейзаж ли, портрет ли, натюрморт и т.д. — красками.

И в работе скульптора, не говоря уже о творчестве художника- графика, художника- прикладника, архитектора, рисунок дает первое воплощение замысла.

Рисунок выполняется графическими материалами- чаще всего карандашом или углем, но он может быть сделан так же пером, ручкой и кистью.

Все художественные рисунки- это графические произведения.

Графика- целая область изобразительного искусства. Существует много графических техник, а главное- целей для которых создаются рисунки. Существуют разные виды рисунка.

Набросок-это рисунок, сделанный очень быстро. В наброске художник стремится изобразить основную пластическую мысль, увиденную в натуре. Это как бы выразительная графическая запись своего впечатления или идея будущей работы. У мастеров такие наброски бывают столь выразительны и интересны, что их хранят как произведения искусства.



Р исунок может быть более долгим, изучающим. Тогда его называют зарисовкой. Чаще всего такими бывают вспомогательные рисунки. Это зарисовки разных деталей для будущей картины или будущего проекта. Зарисовки выполняются, когда надо что-то внимательно рассмотреть, понять, из каких частей состоит предмет, какими особенностями он обладает.



Ч тобы объяснить, как устроена машина или какая- нибудь постройка, делают технический рисунок.





С уществует учебный рисунок. Цель учебного рисунка- освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка. Поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожи.

Творческий рисунок всегда особенный, в нем автор стремится выразить то, что ему кажется интересным. Вот для этого и необходимо учиться рисовать.

в.Выразительные средства рисунка.

Рисунки как изображения появляются на бумаге лишь с помощью таких изобразительных средств, как линии и штрихи, пятно.

Линия в изображении играет роль своеобразной границы, отделяющей форму предмета по его очертаниям (контурам) от других элементов, которые имеют свои отличительные признаки. Штрих, являющийся формально той же линией, но только короткой, прерывистой, несет в изображении функцию, необходимую для передачи объемности предмета (штриховка в рисунке создает впечатление правдоподобности формы и связи ее с окружающей средой).

Линии разные по своему характеру. Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность. Линия может быть смелой или строгой. Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией- росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений. В природе линии встречаются очень редко, в каком- то смысле их и вовсе нет. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линия- это знак, она условна, придумана как способ обозначения. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.



Пятно- основное средство изображение на плоскости. Можно сказать все, что может сделать художник на плоскости, - это наносить разнообразные пятна. Они могут быть бесконечно разными: большими и маленькими, округлыми и протяженными. Они то, изгибаясь, перетекают друг в друга, а то ясно и твердо очерчены, но при этом обязательно светлые или темные. Черное и белое- это как бы два полюса, между которыми развертывается все многообразие изобразительных возможностей.

Т емное и светлое образуют контраст. Контраст- это полярное противопоставление.

































Художники- графики

Много художников работает в технике графики.

Фаворский Владимир Андреевич

( 1886 — 1964) — русский, советский художник, мастер ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства. Действительный член АХ СССР (1962). Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962).

Первые серьезные навыки в рисовании Фаворский получил в московской студии Юона (1903-1905), параллельно посещая и вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище (СХПУ). После окончания гимназии Фаворский в 1905 году поступил в Мюнхенский университет. Занимаясь на искусствоведческом отделении философского факультета, он одновременно учился в школе Ш. Холлоши и в дальнейшем считал его своим основным учителем по искусству. Вернувшись в 1907 году в Москву, Фаворский продолжил искусствоведческое образование в Московском университете и в 1913 году защитил дипломную работу "Джотто и его предшественники".

Уже в ранних критических статьях, посвященных творчеству художника, отмечено его особое отношение к материалу гравюры. Фаворский много работал в книжной графике. Начиная с обложки, титула, шрифта и вплоть до концовки оформление следует идее произведения, представляя единое пространственное изображение, которое не нарушает своим вторжением внутреннюю жизнь текста, а передает его стиль, не становясь при этом стилизацией. Стиль вещи Фаворский определяет как отношение предмета к пространству, которое, наполняя произведение, "создает мир в пределах, ограниченных рамой или контурами, бесконечно сложный и цельный". В 1920-30-е годы Фаворский преподавал.

С учебной целью были написаны основные его теоретические работы: "Лекции по теории композиции" и курс "Теория графики".

 В 1950 году он создает наиболее "монументальную" свою работу этого периода - оформляет "Слово о полку Игореве"; затем иллюстрирует "Бориса Годунова" А. С. Пушкина (1954-1955).

Одним из учеников Владимира Андреевича Фаворского был наш земляк художник- график , Народный художник РСФСР Константинов Федор Денисович, член-корреспондент АХ СССР.

Федор Денисович родился 17 марта 1910 года в деревне Макеево Зарайского уезда. В 1935г.художник окончил Московский институт изобразительных искусств.
Художник Константинов иллюстратор и оформитель русской, советской и зарубежной литературы, автор станковых серий, преимущественно на темы сельского труда, а также портретов деятелей мировой художественной культуры, работал главным образом в технике ксилографии.

Ему принадлежат выразительные портреты Моцарта (1955), Паганини (1956), Рихарда Вагнера (1953), Джузеппе Верди (1956), С. А. Есенин (1965). Мастер книжной иллюстрации; начиная с 1934 года создавал иллюстрации к книгам как русских писателей и поэтов, так и классиков мировой литературы.

С читается глубоким истолкователем произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Достоевского.В его оформлении выходили «Медный всадник» (1974—1975) и «Полтава» (1978—1979) А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» .









Талантливый художник за свою жизнь создал огромное количество прекрасных графических работ. Часть которых подарил нашему городу.

























Заключение.

В заключении еще раз необходимо отметить, что уходящее в глубь веков искусство рисунка,  не только лежит в основе разных  видов изобразительного искусства, но и является самостоятельной художественной техникой.

Рисунок можно считать самым непосредственным  видом искусства. Эта непосредственность позволяет напрямую запечатлеть то, что мы видим, а зарисовка с натуры вдохновляет и приносит свои плоды.

Рисунок все еще остается одним из самых эффективных способов прямой передачи визуальной информации, несмотря на возрастающую роль фотографии.

Научиться  рисовать способен  каждый, если выработать для себя правильный подход.

Всматриваясь в предметы, стараясь проанализировать и обобщить все, что видим, и рисунки будут обладать новизной и индивидуальностью. Ведь одни и те же предметы все видят и  рисуют по разному. Каждый акцентирует внимание на той детали, которая более значима для него. Кроме того, это необыкновенно увлекательное занятие, доступное каждому.

Я тоже очень люблю рисовать карандашом. И очень часто свое свободное время трачу для воплощения своих фантазий с помощью карандаша. Вот некоторые мои работы в техники графики, которая мне очень нравится.





Литература.

1."Традиции школы рисования" Художественно-промышленная Академия имени А.Л.Штиглица под редакцией В.В.Пугина, 2009г.
2. "Искусство рисунка" Б.А.Соловьева, 1989 г.
3. "Учебный рисунок" издательство Изобразительное искусство под редакцией В.А.Королева, 1981 г.

4."Рисунок" учебное пособие А.Е.Хитров, Т.И. Катуркин, 1957 г.

5.Тихонов С.В. Рисунок. Учебник. М. 1983. Архитектурный рисунок: современные требования: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2005.

8