СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Моя школьная тетрадь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему

«Моя школьная тетрадь»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Моя школьная тетрадь"»

Содержание


Введение. 1-3

Глава I: История возникновения школьной тетради. 4-5

Глава II. Материалы исследования. 6-7

п.2.1. Тетради, предпочитаемые учениками начальной школы.

п.2.2. Интервью. Консультация специалистов: психолога, логопеда,

продавца канцтоваров, классных руководителей первых классов

ГБОУ лицей № 408.

Выводы и рекомендации. 8

Список литературы. 9

Приложение. 10-12



















Введение

1 сентября! Необыкновенная осень! Неудивительно… Ведь именно этой осенью я стала первоклассницей. Перед началом учебного года мы с мамой купили школьный портфель. Я помню, какое это было радостное событие! Казалось бы - главный атрибут приобретён – все основные проблемы решены!.. Оказалось, вовсе не так - пришла очередь выбирать школьные тетради… Тогда, в сентябре, посовещавшись с мамой, мы решили, что купим тетради с красивыми яркими обложками.

Время летит быстро. Вот уже полгода как я ученица 1 класса. У меня появилось много школьных друзей. Общаясь с ребятами в классе и школе, мы заметили, что тетради у нас самые разные: у кого-то обложка пестрит яркими красивыми картинками, а у кого-то картинок на обложке нет. Меня вновь заинтересовали вопросы: «Какая же тетрадь будет наилучшей для меня и моих одноклассников? Может ли качество тетради влиять на здоровье и успеваемость детей?»

Вместе с моим учителем мы решили провести исследование и познакомиться с историческим прошлым современной тетради, узнать мнение других людей о том, какая же должна быть тетрадь у ученика начальной школы и разработать рекомендации для детей и родителей по приобретению школьной тетради.

Тема исследования: «Моя школьная тетрадь».

Объект исследования: приобретение школьной тетради.

Предмет исследования: ученическая тетрадь.

Участники исследования: ученики 1-х классов ГБОУ лицей №408, продавец канцелярских товаров, логопед, психолог, классные руководители первых классов.

Цель: исследование разнообразия школьных тетрадей, их качества и составление рекомендаций по их приобретению.


Задачи:

  1. изучить сведения ресурсов интернета и теоретическую литературу об истории возникновения современной тетради;

  2. провести опрос среди учащихся первых классов начальной школы лицея № 408 о том, как они выбирают себе ученическую тетрадь;

  3. выяснить мнение ребят о том, может ли повлиять выбор школьной тетради на здоровье ученика и качество обучения в школе;

  4. организовать интервью с психологом, логопедом и продавцом в магазине канцелярских товаров по данному исследованию;

  5. выяснить, могут ли повлиять обложки тетрадей на здоровье и психику ребёнка, на его успеваемость, к каким последствиям это может привести;

  6. сделать выводы и дать рекомендации родителям и ученикам по приобретению школьных тетрадей на следующий учебный год.

Гипотеза: Школьную тетрадь необходимо покупать, соблюдая определённые правила выбора, чтобы не навредить здоровью ребёнка и его успеваемости.

Мы предполагаем, что правильно подобранная тетрадь способствует улучшению успеваемости и собранности ученика, а так же не травмирует его психику.

Методы:

  1. метод изучения теоретической литературы и ресурсов интернета;

  2. опрос, анкетирование, обработка анкеты;

  3. наблюдение, интервью;

  4. обобщение;

  5. составление рекомендаций.

Время организации и проведения исследования: январь 2016 года.



Глава I: История возникновения школьной тетради

Тетрадь… эта важная часть школьного бытия сопровождает наше детство, сопровождала детство наших родителей – и, возможно, ещё не скоро отойдёт в прошлое. Думается, что тетради существовали в любой момент! Но так появились же они когда - нибудь… как и где это случилось? 


На этот вопрос нам помогло ответить само слово «тетрадь», значение которого мы нашли в различных словарях:

Тетра́дь (от греч. τετράδιον — четвёртая часть листа, от греч. τέτρα — «четыре») — носитель информации, предмет для произведения записей, состоящий из скреплённых листов белой бумаги1.

1. Сшитые листы чистой бумаги в обложке. Ученическая от. Общая от. (толстая тетрадь в плотной обложке). 2. Сложенный, сфальцованный печатный лист2.

Существуют ещё и похожие слова:

  • «тетралогия» – произведение, складывающееся из четырёх частей (к примеру, тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга», включающая четыре оперы);

  • «тетрада Фалло» – тяжёлый порок сердца, включающий четыре нарушения…

Иными словами, наименование «тетрадь» происходит от слова «четыре»…

В библиотеках средневековых университетов книги – для удобства студентов – делились на четыре части (действительно комфортно: не нужно ожидать, когда кто-то сдаст всю книгу – возможно, пока поработать с её частью, в условиях отсутствия книгопечатания это было незаменимо), и эти части и назывались четвертями – тетрадями… Но есть и предположение, что понятие «тетрадь» всё-таки древнее.
Быть может, оно пришло к нам из Старой Греции, где ученики (но, не только они) писали заострёнными палочками-стилями на покрытых воском дощечках. Но довольно много ли напишешь на одной дощечке? Иначе, скреплять сразу довольно много дощечек тоже не весьма комфортно – внушительная связка получится...

Хорошим вариантом оказались четыре дощечки – тетрадь! Такие ученические тетради дошли до наших времён – и они показывают нам, как и чему учили в античных школах. Так, в одной таковой тетради четырежды переписано очень актуальное изречение: «будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не выдрали!» 
Но есть и другая версия происхождения и самой тетради, и слова «тетрадь». «Любимым» материалом для письма в Старом мире был, конечно же, папирус! Так как вощеные дощечки были удобны для ученических упражнений, текущих записей «для памяти» – словом, для чего-то короткого и не особенно полезного, что позже сразу сотрёшь, а вот для громадных и полезных текстов необходимо было что-то долго сохраняющееся и лёгкое. В этом замысле папирус представлял собой совершенный вариант. Но и ему были присущи недостатки. Дело в том, что папирус нельзя сложить – он наряду с этим сломается, его возможно лишь свернуть в свиток. Каково отыскать в свитке (другой раз очень длинном) необходимое место.

В греческом городе Пергам в Малой Азии переняли у персов и усовершенствовали технологию выделки шкур. Вот так и появился материал для письма, который именуют – по названию города – пергаментом. Он оказался даже лучше папируса: не темнел и не ломался со временем. Сначала из пергамента – так сказать, «по инерции» – делали свитки, подобные папирусным. Но это было некомфортно: свиток должен быть длинным и узким, довольно много пергамента шло в отходы – а ведь это не недорогой материал! Наконец, было обнаружено оптимальное решение: лист пергамента складывали в четыре раза – вот это и называлось «тетрадой» – и пару таких тетрадей сшивали между собой, и это уже было похоже на то, что мы называем тетрадью сейчас. 
Так, появление тетради напрямую связано с изобретением пергамента. Должны были пройти века, чтобы пергамент в качестве материала для письма был вытеснен бумагой – и тетради стали бумажными.

Листы, из которых состоит современная тетрадь, могут быть чистые, а также в клетку, в линейку или в косую линейку. Самые распространённые тетради — ученические. В основном они используются в средних и высших учебных заведениях. Чаще всего имеют 12, 18, 24, 36, 46, 48, 60, 80, 96 листов. В ученической тетради, как правило, могут быть расчерчены поля.


Глава II. Материалы исследования.

2.1. Тетради, предпочитаемые учениками начальной школы.

С целью выяснения предпочтений учеников лицея № 408 при выборе ученических тетрадей, мы провели анкетирование среди первых классов учащихся начальной школы. В анкетировании приняли участие 61 человек. (Приложение № 1).

Ребятам была предложена анкета, состоящая из 4 вопросов. На заданные вопросы мы получили такие ответы учащихся:

Как вы считаете, какая обложка тетради должна быть у ученика начальной школы?
а) с яркими красивыми картинками- 15 чел.
б) без картинок- 46 чел.

3 человека ответили, что мамы покупают сами, не спрашивая мнения ребёнка.

Какая обложка тетради у вас сейчас?

а) с любимыми героями – 12 чел.

б) без картинок- 49 чел.

Когда вы выбираете тетради, учитываете качество страничек (плотность страничек, чёткая линовка и поля)?

а) да – 50 чел.

б) нет – 11 чел.

Могут ли повлиять обложки тетрадей на ваше здоровье и успеваемость?

а) да – 30 чел.

б) нет – 31 чел.


2.2. Интервью. Консультация специалистов.

После полученных в результате опроса ответов учащихся мы решили взять интервью у продавца и покупателей канцелярских товаров, психолога, школьного логопеда и классных руководителей 1-х классов. Мы обратились к ним с вопросом: «Как правильно выбрать ученическую тетрадь? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!»

Продавец канцтоваров Людмила рассказала нам, что прилавки с тетрадями как никогда пестрят своей яркостью и оригинальностью. Родители при покупке руководствуются чаще всего не качеством и даже не внешним видом, а мнением ребенка. Так же продавец рассказала нам, что сейчас очень популярны обложки тетрадей с мемами из социальных сетей и демотиваторы3 (Приложение 2).

Мнение учителя – логопеда ГБОУ лицей № 408:

«Суть тетради не в обложке, а в разлиновке. Особенно это важно для детей, которые только учатся писать. Но, если говорить про обложку, то она может помогать различать тетради по разным предметам, то есть, будет удобно, если обложки у тетрадей будут разного цвета. Определённо, в тетради с любимым героем на обложке (или в тетради с хорошо оформленной обложкой) ребёнок будет стараться писать лучше, чем в той тетради, которая ему не нравится. Качество страниц, бумаги и разлиновки – это самое важное».

Мнения классных руководителей первых классов ГБОУ лицей № 408 разошлись:

Один из классных руководителей считает, что ребёнок должен сам выбирать себе обложку тетради. Когда ученик сам выбрал тетрадь, то уже в магазине он начинает её любить и гордиться ей. Следовательно, будет стараться работать в ней аккуратно и получать хорошие отметки.

Другой классный руководитель считает, что яркая красочная обложка будет отвлекать ученика на уроке. При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на качества. Тетрадь должна быть из плотной качественной бумаги, иметь хорошую разлиновку.

Мой классный руководитель, Брагина Елена Ильинична, считает, что среди свойств рабочих тетрадей важны как плотность бумаги на обложке, так и плотность бумаги из которой сделаны тетрадные листы. Чёткая линовка и поля также имеют большое значение. Чёткая линовка и контраст бумаги внутри обложки важны для сохранения зрения ученика. Для учеников начальной школы будет удобнее, если тетрадь по математике будет одного цвета, а по русскому языку – другого. Яркие и красочные обложки будут отвлекать ученика от основной работы – учёбы. Спокойные однотонные цвета обложек способствуют организованности и активизации работоспособности учеников во время урока.

По мнению психолога, некоторые обложки тетрадей могут серьезно навредить психике ребенка. На прилавках всё чаще и чаще появляются тетрадки с вампирами, полуобнажёнными артистами, а также с провокационными надписями, например: «Выпей яду». Всем известно, что дети выбирают себе тетради, которыми зачастую хотят само - выразиться. Больше всего психолога насторожили обложки с нечестью. По ее словам, такие картинки чаще всего приводят ребенка к частым депрессивным настроениям, постоянным апатиям, что, несомненно, отрицательно скажется на успеваемости учеников. ТАКИЕ ТЕТРАДИ НЕ СЛЕДУЕТ ПОКУПАТЬ!


Выводы и рекомендации

В результате проведённого исследования мы пришли к таким выводам:

  1. Многие из учеников первых классов выбирают для учёбы неподходящие тетради, не все ребята знают, как правильно выбрать тетрадь в магазине.

  2. Не все учащиеся при покупке тетради обращают внимание на качество листов внутри тетради.

  3. Родители при покупке тетради для своего ребёнка зачастую доверяют только мнению своего ребёнка.

  4. Некоторые обложки тетрадей могут серьезно навредить здоровью ребенка.

  5. Чёткая линовка и контраст бумаги внутри обложки важны для сохранения здоровья ученика.

Мы познакомили учеников 1 б класса с результатами нашего исследования и разработали рекомендации ребятам и родителям для приобретения школьной тетради. Затем ребята, родители и учитель, решили, что по качеству и эстетическому оформлению более приемлемыми для нашего обучения в дальнейшем, будут тетради серии «Великолепная пятёрка». Во втором полугодии мы уже начали работать в этих тетрадях (Приложение 3).

Каждый решает сам, что ему есть и что пить, в каких тетрадях писать!

Советуем всё же при выборе тетради:

Не покупайте не проверенные тетради!

Не покупайте тетради, содержащие не приемлемое оформление!

При выборе тетради руководствуйтесь простотой и качеством.

Будьте здоровы!



Список литературы:

  1. Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю./Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное.-М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

  2. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова.

  3. Ресурсы Интернета:

http://demotivation.me/yodx5f1u2mwwpic.html

http://vslovare.ru/

http://slovonline.ru/slovar_ojegov/b-19/id-52954/teatr.html



























Приложение 1




Как вы считаете, какая обложка тетради должна быть у ученика начальной школы?
а) с яркими красивыми картинками- 15 чел.
б) без картинок- 46 чел.

3 человека ответили, что мамы покупают сами, не спрашивая мнения ребёнка.

Какая обложка тетради у вас сейчас?

а) с любимыми героями – 12 чел.

б) без картинок- 49 чел.

Когда вы выбираете тетради, учитываете качество страничек (плотность страничек, чёткая линовка и поля)?

а) да – 50 чел.

б) нет – 11 чел.

Могут ли повлиять обложки тетрадей на ваше здоровье и успеваемость?

а) да – 30 чел.

б) нет – 31 чел.



Приложение 2






































Приложение 3
















1 Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова.


2 Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.

3 Демотива́тор (демотивационный постер) — разновидность настенного плаката. Демотиватор пародирует мотиваторы (плакаты, предназначенные для создания рабочего настроения), используя схожие с мотиваторами изображения, но с подписями, формально направленными на создание атмосферы обречённости и бессмысленности человеческих усилий.

11