Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной центр развития творчества детей и юношества.
Конкурс исследовательских работ
«Моя земля, мои земляки»
Исследовательская работа
в номинации «Хранители реликвий, старины…»
«Музей и история родного края»
Выполнил: обучающийся Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ржавская основная общеобразовательная школа»
Курская области
Большесодатского района
с. Ржава ул. Никольская д. 49
Досев Александр Алексеевич, 10 лет.
Руководитель: учитель истории
Досева Наталья Сергеевна.
с. Ржава – 2015г.
Оглавление
I.Введение
II.Основная часть.
История возникновения школьного музея
Основные разделы музея.
Сведения об экспонатах музея.
III.Заключение.
VI. Библиография.
V. Приложение.
Введение
Актуальностьисследования.
Что такое школьный музей? Это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще - первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре. Уверен, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством развития личности ребенка.
Цель: изучение истории возникновения и развития школьного музея МКОУ Ржавской основной общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Исследовать историю создания школьного музея МКОУ «Ржавская ООШ».
2.Изучить разделы музея.
Каждый человек должен знать и ценить историю своего родного края. Школьные музеи – хранители памяти. Именно в них собраны материалы, несущие в себе отголоски истории тех мест, где они созданы. Каждый музей – это особая судьба, люди, события.
Ни у каждогообучающегося есть возможность побывать в музеях нашей области, а материал, собранный в нашем музее, интересен и познавателен, ведь он хранит историю жизни многих замечательных людей, имена которых значимы не только для нашего села.
Объект исследования: музей МКОУ «РжавскаяООШ».
Предмет исследования: изучение экспонатов музея.
Источники информации:
Материалы школьного музея.
Личные воспоминания Конюховой Р.И.
Местопроведения исследования: с.Ржава ул. Никольская д.49 Большесолдатского района Курской области.
ІІ. Методы исследования:
Основная часть
История возникновения школьного музея
У каждого человека есть свой уголок, где он родился и вырос. Здесь все родное и близкое сердцу. И всю сознательную жизнь человек проносит любовь к своей малой Родине. Моя Родина - село Ржава Большесолдатского района Курской области. Я люблю его и стремлюсь получше узнать его историю. Время проходит, и мы забываем многие важные детали. Остаются уже всё более и более сухие факты, сводки, описания событий. Для того, чтобы сохранить воспоминания, в школе создан музей, где собирается и хранится память о нашем крае. Мне выпала удивительная возможность побывать в школьном музее вместе с учителем истории Досевой Натальей Сергеевной. С ней я совершил экскурсию в прошлое нашего села, узнал историю создания музея.
Начав исследовательскую работу по данной теме, я посчитал необходимым встретиться с руководителем и основателем школьного музея МКОУ «Ржавская ООШ» Конюховой Раисой Ивановной учителем истории и обществознания. Она с удовольствием поделилась воспоминаниями о том, как создавался школьный музей.
«Когда я впервые предложила своим детям не просто взять у бабушки, дедушки и принести в школу старинную вещь, - рассказывает Раиса Ивановна, - а пойти к старожилам и в беседе с ними выяснить, чтоим досталось в наследство от их родителей и чем,потом пользовались сами. Мои воспитанники «хихикали», долго не соглашались: им было неловко, они стеснялись и не понимали, что нового могут им рассказать чужие старики. Но уже после первого нашего похода по селу они не могли угомониться и старательно выясняли, кого ещё можно отнести к категории старожилов села и о чём с ними надо побеседовать. И те вещи, которые хранились у нас в кабинете истории, стали приобретать для них совершенно иное значение.
Экспонаты первоначально были собраны для проведения краеведческой выставки, но жители села забирать свои вещи не стали, мотивируя это тем ,что в школе нужно создать музей.
К восьмидесятым годам собрано было уже так много интересного материала, что необходимо было найти ему применение. И директор школы выделил небольшую комнату для школьного музея. Долгие годы музей пополнялся экспонатами».
Основные разделы музея.
Музей наш начинается с этнографического раздела, когда обучающиеся собирали вещи старины. Это были 1972 – 1974 годы. А с 1976 года начали собирать сведения о жизни людей в своём селе. Раздел этот назвали «Наше село в прошлом». Здесь собран материал о наших людях при частнособственническом владении землёй, барских усадьбах Толстого, Медведева. Описано происхождение каждой деревни нашего села: Бардаковка, Щербачёвка, Красного Клина. Описаны праздники, гуляния, будни наших односельчан, собраны предметы домашнего обихода. Собран материал о строительстве нашей церкви. Есть и ценные документы к этому разделу:
1. Копия документа о передаче своей доли имущества деревни Щербачёвка Толстого Л.Н. своему брату Толстому С.Н.
2. Письмо Злобина Григория Константиновича, проживающего на Украине. Здесь указан план деревни Бардаковка ещё до образования колхоза, при панах.
Каждый год этот раздел чем – то пополнялся. Ребята записывали песни, частушки, которые пели и поют в нашем селе, разучивали старинные танцы, встречались со старыми жителями нашего села: Спицыной Ольгой Егоровной, Спицыной Ольгой Фёдоровной, Кирилловой Анной Андреевной, Досевой Екатериной Павловной, Олейниковой Аллой Ивановной. Одна из таких встреч заснята на видеокамеру.
Второй раздел посвящён истории образования на селе. Много информации о церковноприходских школах: как обучали, кто учил, где она была расположена. Собраны сведения о земской школе, о нашей школе в которой мы сейчас учимся. У нас много фотографий, которые отражают жизнь школы. Много сведений о наших директорах: Спицыной Пелагеи Иосифны (их тогда звали заведующими, а с 1933 года директорами), первом директоре Зоболеве Владимире Васильевиче (он работал по 1962 год во Ржаве), Бурцеве Николае Дмитриевиче (с 1962 по 1976 год), Копцевой Татьяне Тимофеевне (с 1976 по 1986 год), Чупикове Викторе Алексеевиче (с 1986 по 2002 год), Чупиковой Раисе Ивановне (с 2002 по 2008 год). Собраны материалы о первом выпускном седьмом классе, о рождении пионерской и комсомольской организации, письма – воспоминания тех, кто работал в школе до войны и после. Все материалы о школе оформлены на стендах и в альбомах. Наш музей пополнила богатым материалом заслуженный учитель РСФСР Копцева Татьяна Тимофеевна. Имеется также ценный документ об окончании Ржавского училища Спицыным Макаром Аркадьевичем, который датирован 1898 годом.
Третий раздел посвящён образованию колхоза. Собранный материал рассказывает о том, как и когда, кем формировались колхозы, кто первый вступил в колхоз, кто был первым председателем, где размещалась контора колхозов, когда все наши пять колхозов объединились в один колхоз «Знамя Победы», кто был председателем в этом колхозе. Собран материал о передовиках производства, оформлены стенды, в альбомах записаны беседы, отзывы людей об образовании колхоза. Есть многолетние данные по колхозу о количестве сельскохозяйственных угодий, об урожайности, о поголовье скота, о количестве техники.
Четвёртый раздел посвящён людям нашего села. Описаны родословные нескольких семей, корни которых вошли в историю нашего села. Собраны сведения об умельцах нашего села: о Сгонникове Николае Михайловиче и Бомбенко Павле Кирилловиче (ныне покойные). Эти талантливые люди хорошо рисовали, занимались резьбой по дереву.
Пятый раздел посвящён истории сел в годы войны. Оформлен большой стенд «Спасибо тебе, солдат». Здесь собраны фотографии односельчан – участников войны. Собран материал о партизанском отряде, действующем в урочище «Прохода», о местной партизанке Шуре Савельевой.
Особое значение придаётся работе по увековечению памяти погибших и пропавших без вести советских солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны. На холме, рядом с сельским кладбищем находится могила солдата, погибшего в ходе освобождения нашего села от немецко-фашистских захватчиков Макаренко Петра Федоровича. Он не был нашим земляком, поэтому по окончании войны в результате поисковых работ была налажена связь с матерью, долгие годы велась переписка. В 1978 году по инициативе пионеров состоялась встреча с матерью солдата, в селе прошел торжественный митинг по этому поводу. Пожилая женщина выразила благодарность учащимся школы за возможность поклониться его могиле, за заботу о ней. Мать решила не перевозить останки на родину в г. Ленинград. До сих пор школьники ухаживают за солдатской могилой.
Солдатские могилы обозначены красными звездочками, оградки окрашены. Школьники ухаживают за памятником, на плитах которого увековечены имена односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны. По имеющимся ранее сведениям, с фронта не вернулось 292 солдата. Пионеры, а также члены актива музея выступили с инициативой по уточнению этих данных. Работая со списками райвоенкомата, совершая подворный обход жителей села, опрашивая старожилов, ребята уточнили этот список. Теперь он включает 320 человек.
Весь собранный материал об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, вдовах актив музея запечатлен на видеокассетах, фотографиях и в Книге Памяти, которую составили сами обучающиеся. Книга Памяти состоит из двух томов, где материал собран по пяти разделам: «Живите долго, дорогие наши» (о ныне живущих ветеранах Великой Отечественной войны), «У войны нет безымянных героев» (уточненные сведения об односельчанах-участниках Великой Отечественной войны), «Ах, война, что ж ты подлая сделала...» (о вдовах погибших односельчан), «Дорогая цена Победы» (об инвалидах Великой Отечественной войны), «Память равна воскрешению» (списки погибших односельчан).
Активом школьного музея, куда вошли пионеры отряда «Поиск», собран материал об участии наших земляков, выпускников школы, в боевых действиях в Афганистане и Чеченской Республике и оформлен в альбом «Боль сердец».
Заключение.
В ходе осуществления исследовательской работы я понял, что музей был создан с целью сохранения истории родной земли. Он хранит память о людях, которые жили в нашей местности о быте и укладе жизни земляков.
История нашего села уходит вглубь веков, переходит в легенды, в предания, становиться частью памяти. И всё это собрано в нашем музее. Наше поколение гордится делами своих дедов, прадедов, отцов, матерей. В прошлом в селе было гораздо больше жителей. Сейчас их сейчас намного меньше, но пока есть молодые жители и школа – село живёт. Я люблю своё село и горжусь тем, что красивое название Ржава есть на карте Курской области.
Библиография.
1.Серебренников Г.Н. Организация и содержание научно-исследовательской работы музеев, М., 2010;
2.Научно-исследовательская деятельность музеев/ Музейное дело России, М., 2012.
Приложение

Никольский храм
Раздел «Этнографический»


Раздел «Из истории создания колхоза»


Раздел «Из истории школы»


Раздел «Прошлое нашего села»


Раздел «Они защищают Родину»
