МОУ Киселевская СОШ
им. Н.В. Попова


(исследовательская работа, посвященная учителю
Киселевской средней школы Параваевой Л.С.)
Выполнили:
учащиеся 10 класса
Кл.рук:
Бондаренко О.В.
2015г.
Ветер ,надув упругие губы,
Гудит на заре в зелёные трубы.
Он знает, что в городе и в селе
Хорошие люди живут на земле.
Идут по планете хорошие люди.
И может быть, тем уж они хороши,
Что в труд свой , как в песню ,им хочется всюду
Вложить хоть частицу своей души.
Учитель-это уникальная профессия, вне времени , моды и географии. Являясь одной из древнейших ,она остается востребованной по сей день.
Авторитет учителя складывается из многих качеств, присущих настоящему педагогу. Но дети глубоко признательны учителям, которые хорошо знают свой предмет, увлекаются им и стремятся передать это увлечение своим питомцам. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым предметом для ученика является сам учитель. И для многих этот пример является ориентиром для выбора будущей профессии, жизненного пути.
Таким жизненным ориентиром для многих поколений Киселёвских выпускников стала Параваева Лидия Степановна. Именно ей мы посвятили свою исследовательскую работу.
Воспитателем и учителем надо родиться. И она –прирожденный учитель, как говорят « от Бога». В ней все – строгость и доброта , требовательность и справедливость, удивительная трудоспособнось и творческий подход ко всему.
Вся ее трудовая биография связана с Киселёвской средней школой, и за многолетний труд Лидия Степановна награждена медалью « Ветеран труда».По нашей просьбе, Лидия Степановна согласилась рассказать нам о своей жизни, и вот что мы узнали.
Записано со слов Лидии Степановны.
Я родилась 12 февраля 1943 года. Детство свое я вспоминаю с неохотой, оно было послевоенное: трудное и голодное. С одеждой тоже было туго. Но детство есть детство: беззаботное и веселое. Семья у нас была большая, но дружная и трудолюбивая. Мама нас всех с детства приучала к труду, поэтому к юности мы умели всё или почти всё, что нужно было делать в доме и по хозяйству. Школьные годы не особо отличались событиями, но запомнился новогодний праздник, где я впервые увидела наряженную ёлку да ещё вращающуюся. Николай Васильевич придумал такое устройство для вращения. Это конечно была диковина. После окончания семилетки, для продолжения учёбы поступила в Заветинскую среднюю школу, где и окончила её в 1955году. Мало кто знает, но в юности я занималась сочинением стихов. С детства мечтала быть учителем, и после окончания школы поступила в Калмыцкое педагогическое училище в городе Элиста, и закончила его в1962 году. Училась добросовестно т. к. в дипломе всего несколько четверок, остальные пятерки.(Кстати ,через год исполнится 50 лет со дня окончания педучилища).
Годы учебы в институте запомнились бездорожьем. И вообще заочная учеба в институте дело трудное, требующее терпения и выдержки, поэтому получение диплома было самым радостным событием за эти годы. Это было нечто – сравнение только с покорением космоса. Я закончила Таганрогский Государственный Педагогический институт в 1977 году по специальности : учитель немецкого языка. Чужой язык – на котором нет общения (разговора) в кругу друзей, знакомых - требует каждодневного занятия , упражнения.
По распределению была направлена в Яшалтинский район, но там оказалось, были педкурсы и учителя не понадобились. Вот так я и оказалась в Киселевской средней школе. Так что в трудовой книжке только одна запись «принята на работу в Киселевскую среднюю школу и уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.» Запомнился первый рабочий день. Я попала в коллектив учителей ,где училась сама. Встретили меня тепло и радостно большим букетом роз, это был для меня чудесный праздник, на конец-то моя мечта сбылась - я стала учителем. За годы работы сменились три директора школы, но особое внимание заслуживает Попов Николай Васильевич. Это необыкновенно большой души человек ,«умница» в полном смысле этого слова ,у которого было развито чувство юмора , мы его очень любили. Его никогда не покидало чувство такта , доброта и сердечность . При нем в школе уделялось большое внимание трудовому воспитанию: он создал трудовой лагерь, где дети в основном отдыхали как в настоящем лагере, не нужно было ехать на море все было под рукой: прекрасное питание , речка с построенными ребятами катамаранами и небольшим трамплином для прыжков в воду. Это была прекрасная пора и для нас учителей . и для ребят. Потом в связи с состоянием здоровья его сменил Курочкин Александр Прокофьевич. После него . также ушедшему по состоянию здоровья, была назначена директором Зайцева Лидия Николаевна. Лидия Николаевна очень творческий человек, сама работала как «вол», но и другим не давала сидеть , сложа руки. При ней я десять лет была завучем – организатором. Годы работы с детьми – это счастливейшая пора моей жизни . Классы, в которых я была классным руководителем были одними из лучших в школе и это не хвастовство, а правда, так что ведущее место всегда было за нами. Думаю большой вклад в дело воспитания внесен мною, когда я была завучем –организатором. В то время в школе существовал родительский лекторий. Так вот впервые в районе в нашей школе я провела с родителями такие праздники как : «Папа , мама и я -спортивная семья», « Папа, мама и я –дружная семья», « Нам песня строить и жить помогает» и многое другое. Различные конкурсы, творческие вечера. Даже была ежегодная традиционная концертная программа : « Алло , мы ищем таланты!», « А что умеет делать мой папа!» Да разве все перечислишь! Эти годы моей жизни были отданы детям, их счастливой и радостной жизни. Я всегда старалась делать так , чтобы детям хотелось идти в школу. Вот , наверное, в благодарность за это, мои ученики помнят меня до сих пор. Приходят , приезжают , поздравляют с праздниками , они до сих пор помнят мой день рождения, зовут в гости. И это помогает мне продолжать жить. И я знаю- я не напрасно прожила свою жизнь! Вот так закончила свой рассказ Лидия Степановна. Нам остается добавить, что всю жизнь она прошагала с добрым сердцем , с любовью и уважением относилась к людям. Не приемлемо для нее зло и зависть к людям. Основные ее жизненные принципы :не унывать ,верить в хорошее. Любимые занятия - чтение и вязание. Сейчас Лидия Степановна на заслуженном отдыхе, любящая мать и бабушка. За плодотворный и добросовестный труд, Лидия Степановна ,награждена почетными грамотами и благодарственными письмами.
И в завершении нашей беседы, попросили ее высказать свое мнение о современной молодежи , на что услышали ответ: «Думаю ,что молодежь сейчас гораздо умнее, чем мы в годы нашей юности. Они владеют компьютером , черпая знания. А также Лидия Степановна пожелала будущему поколению: быть всегда хорошими людьми ,стремиться к поставленной цели!
Завершить нашу исследовательскую работу хотелось бы такими строками :
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут .
Старению и годам вопреки
За старшими идут ученики.
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука-
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело ,непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.