СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему "Почему в некоторых словах мы употребляем неверное ударение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: Установить, почему в некоторых словах мы употребляем неверное ударение .

Для достижения цели решили следующие задачи:

1. Выявили, какие слова с неверным ударением используем в своей речи.

2. Выдвинули гипотезы, почему испытываем трудности в произношении и искали им подтверждение.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Почему в некоторых словах мы употребляем неверное ударение"»



ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Секция «Русский язык»



Почему мы употребляем неверное ударение в словах?









Авторы: Филимонов Матвей,

Макашов Максим -

учащиеся 3 класса

Больше -Чесноковского филиала

ГБОУ СОШ с. Елшанка





Научный руководитель: Бубнова Людмила Борисовна

учитель начальных классов













с. Большая Чесноковка 2017 г.

Оглавление:

I. Введение

II.Основная часть

  1. Берегите родную речь.

  2. Гипотезы. Почему мы употребляем неверное ударение в некоторых словах?

3. Как мы говорим. Тест-опрос. Эксперимент «Дневник ошибок».

4.Анализ литературы и других источников.

5. Интервью с учителем русского языка.

6. Выводы.

III.Заключение

IV.Список использованных источников и литературы

V. Приложение.



























I.Введение

1.1 Проблема

В сентябре я праздновал свой девятый день рождения. Принёс в класс два торта, чтобы угостить ребят. Помню слова, которые тогда сказал: «Ребята, эти торты для вас, угощайтесь». А учительница сказала, что не разрешает нам, есть не понятно что. Мы очень удивились. Она помолчала и сказала, что есть, мы будем не торты, а торты. Мы тогда посмеялись. Но потом я понял, что совсем не смешно говорить неправильно. А мы довольно часто произносим слова с неверным ударением. Учителя исправляют наше произношение, а мы всё равно говорим неверно.

1.2 Актуальность.

«Устная речь широко звучит сейчас с трибуны, с кафедры, с эстрады, с театральных подмостков, с экрана телевизоров; именно поэтому овладение культурой литературного произношения - одна из первоочередных проблем культуры речи. Нет такой науки, сферы общественной деятельности, где бы, не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства. Все мы – для кого русский язык дорог – несём ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность».

Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того, чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. «Мал язык – да горами качает!» - говорит пословица.





1.3 Цели и задачи

Мы решили провести небольшое исследование.

Цель исследования:

Установить, почему мы употребляем неверное ударение в некоторых словах.

Для достижения цели мы решали следующие задачи:

1.Выявили, какие слова с неверным ударением используем в своей речи.

2.Выдвинули гипотезы, почему испытываем трудности в произношении и искали им подтверждение.

3.Изучили литературу по вопросу «Нормы произношения и ударения»

4.Провели опрос-тестирование обучающихся и взрослых, окружающих нас.

5. Провели эксперимент «Дневник ошибок».

6.Взяли интервью у учителя русского языка.

7.Сделали выводы.

II. Основная часть.

1. Почему мы употребляем неверное ударение в некоторых словах? Гипотезы.

Мы выдвинули такие предположения:

1) Слышим от кого-то неверное произношение и повторяем, не зная норм произношения.

2) Говорим, не задумываясь над лексическим значением слова.

3) Трудно запомнить нормы произношения.

2. Методы и средства исследования.

Для решения поставленных задач использовали такие методы и средства как опрос – тестирование, изучение литературы по данной теме, эксперимент, интервью, наблюдение, анализ результатов.



3. Как мы говорим.

Для проверки своих предположений выявили ошибки произношения в своей речи и в речи окружающих нас взрослых: старших учащихся, родителей, дедушек и бабушек, технических работников школы.

Попросили учителя протестировать нас на предмет постановки ударения в словах. А мы провели опрос-тестирование других учащихся и взрослых из нашего окружения, чтобы узнать, как говорят другие.

Для опроса был предложен тест: «Какой вариант произношения является правильным?»

ПОртфель

ПортфЕль

ИнстрУмент

ИнструмЕнт

АлфАвит

АлфавИт

ДоговОр

ДОговор

СвЁкла

СвЕкла

КлАла

КлалА

ПослАла

ПослалА

ЗвонИшь

ЗвОнишь

КрасИвее

КрасивЕе

ТОрты

ТортЫ

МагазИн

МагАзин

БАнты

БантЫ

ТуфлЯ

ТУфля

ЩавЕль

ЩАвель

СтолЯр

СтОляр

КиломЕтр

КилОметр

ШарфЫ

ШАрфы

ПонЯл

ПОнял

ПонялА

ПОняла

НачАл

НАчал

СтатУя

СтАтуя

ЖаворОнок

ЖАворонок

ПовтОрим

ПовторИм



Результаты.

Мы допустили ошибки в постановке ударения в таких словах: туфля (3), звонишь (2), шарфы (2), договор (2), клала (2), банты (1), торты (1), щавель (1), красивее(1), жаворонок (1), повторим (1).

Протестировали 9 обучающихся нашей школы и 9 человек из взрослых.

Учащиеся допустили ошибки в словах: шарфы (8), туфля (7), банты (6), договор (5), торты (4), звонишь (4), клала (3), щавель (2), понял (2), красивее (1), послала (1).

Взрослые допустили ошибки в постановке ударения в тех же словах и ещё в других, каждый от трёх до восьми ошибок.

Ещё мы провели эксперимент под названием «Дневник ошибок».

Завели тетрадь, куда в течение месяца записывали слова, которые произносили с ошибками в школе. Учитель нам делал замечания, исправлял, а мы записывали. В результате в этой тетради оказалось 17 слов, произнесённых нами с неверным ударением.

Вывод.

В основном мы произносим те же слова с неверным ударением, что и наши старшие друзья, родители, знакомые. Как чаще слышим, так и говорим. Не все взрослые имеют отличные знания в области «русского языка»: плохо учились в школе, родной язык не русский (в селе живут мордва, чуваши, армяне, азербайджанцы).

Часто мы произносим неверно слова, читая художественные произведения. Это объясняем тем, что не всегда понимаем значение употребляемых писателями и поэтами слов. Видимо наш словарный запас пока не велик. Признаёмся честно, мало читаем.

Слов с трудностями постановки ударения много, а правил нет. Поэтому трудно запомнить.

  1. Анализ литературы и других источников.

Чтобы опровергнуть или подтвердить свои предположения, мы обратились к специальной литературе. Мы с учителем подобрали её в школьной библиотеке.

Вот что мы узнали. « Раздел, посвящённый правилам произношения и ударения, в науке о языке называется орфоэпией. Слово орфоэпия происходит от греческого орфос «прямой, правильный» и эпос «речь». Буквально орфоэпия значит «правильное произношение». Русская орфоэпия содержит общие для всех пользующихся литературным языком правила произношения и ударения. Ударением называется звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение целиком относится к сфере устной речи. Лишь в редких случаях ставится на письме знак ударения для различения одинаково пишущихся слов и форм, например: позднее и позднее. Роль ударения в русском языке очень велика. Во-первых, силовое ударение выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию, играет роль важного смыслоразличительного средства, участвует в ритмической организации поэтической и прозаической речи. Во-вторых, русское ударение отличается разноместностью и подвижностью. Ударение может падать на приставку (вырезать), на корень (резать), на окончание (вырезной); при словоизменении оно свободно переходит с одного слога на другой (земля, землю) и даже выходит за пределы орфографического слова (на землю, по воду). Важной представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоление омонимии словоформ (руки не подаст – чистые руки, обрезать - обрезать, кругом – кругом). В современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, у которых зафиксировано колебание в ударении. Например: родился - родился, залитый - залитый, в избу - в избу. Языковеды считают, что колебание в ударении это неизбежный этап развития языка. А вариативность ударения обеспечивает менее резкий переход от старой нормы, к новой (кладбище – кладбище). Издано немало словарей и справочников, регламентирующих современное русское ударение. Например, словарь – справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова…» Мы в школе пользуемся «Орфоэпическим словарём русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы», авторов: С.Н.Боруновой, В.Л.Воронцовой, Н.А.Еськовой, издательства «Русский язык» 1983 г.

Из интернета мы узнали, что проблемой ошибок произношения интересуются многие.

Ученые – лингвисты, занимающиеся проблемой орфоэпических (акцентологических) ошибок, выделяют следующий ряд причин, которые препятствуют выработке норм литературного произношения:

  1. влияние диалекта (например, влияние северорусских говоров: дОговор, нАпасть, прИговор, рЕмень; южнорусских говоров: выборА, дочерЯ, матерЯ);

  2. влияние речи окружающих людей: жаргона, сленга, просторечия (хотя человек знает, как нужно произносить  правильно, но произносит иначе, так как такое произношение положительно воспринимается на улице);

  3. наличие в нашей речи большого количества иностранных, заимствованных слов (прОцент, цЕмент, компАс, докУмент);

  4. незнание правил орфоэпии (чтобы овладеть нормами литературного произношения, необходимо знать научные основы и правила, которым подчиняется орфоэпия);

  5. недостаточное внимание уделяется в школе вопросам орфоэпии (по сравнению с орфографией, лексикой, грамматикой); очень мало пособий, справочников, словарей по орфоэпии;

  6. влияние особенностей звуковой системы родного языка при изучении русского языка как народного;

  7. автоматизм устной речи.


Вывод: учёные подтвердили наши предположения о причинах ошибок в постановке ударения в словах.

5. Интервью с учителем русского языка.

Мы задали вопросы учителю русского языка Королёвой Антонине Ивановне.

- В чём причина употребления учащимися неверного ударения в некоторых словах?

Она ответила так.

- Дети мало читают, а значит, нет образца литературной речи;

- домашние часто говорят неправильно, а дети повторяют;

- не знают и не учат правила произношения.

Слова учителя русского языка снова подтвердили наши гипотезы.

III. Заключение.

Выводы.

Изучив разные источники по данной теме, результаты тестирования, мнение учителя русского языка и литературы, думаем, нам удалось выяснить, почему мы употребляем неверное ударение в словах:

  1. Не зная всех норм произношения, мы часто подражаем в речи окружающим нас людям. А многие из них произносят слова с неверным ударением.

  2. Изучая предмет « русский язык» не уделяем должного внимания нормам произношения.

  3. Мало читаем художественной литературы.

Писатель А.Н.Толстой справедливо считал, что «обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А И.С.Тургенев призывал: «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…»

Чтобы преодолеть трудности произношения мы предлагаем:

  1. Чаще обращаться к орфоэпическим словарям.

  2. На уроках русского языка с особым прилежанием изучать нормы произношения и нормы словоупотребления.

  3. Изготовить памятки: «Говорим правильно!», «Запомни!».

  4. Больше читать книг, чтобы расширять свой словарный запас.

Давайте говорить правильно, мыслить ясно и мы сбережём наш прекрасный язык!



Список литературы и других источников.

  1. К.С.Горбачевич «Нормы современного русского литературного языка» Москва «Просвещение» 1989.

  2. З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцов «Мир родной речи» Издательство «Знание» 1972.

  3. С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы» Издательство «Русский язык» 1983 г.

  4. Геллер А. В., Пескова А. Д., Тарасов И. А., Бродецкая Е. Л. Нарушение акцентологических норм в речи современных школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 12. – С. 50–55. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46211.htm.

  5. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Учебник «Русский язык» 3 класс» Издательство «Просвещение».

  6. Результаты тестирования, интервьюирования.

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!