ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Секция «Русский язык»
Почему мы употребляем неверное ударение в словах?
Авторы: Филимонов Матвей,
Макашов Максим -
учащиеся 3 класса
Больше -Чесноковского филиала
ГБОУ СОШ с. Елшанка
Научный руководитель: Бубнова Людмила Борисовна
учитель начальных классов
с. Большая Чесноковка 2017 г.
Оглавление:
I. Введение
II.Основная часть
-
Берегите родную речь.
-
Гипотезы. Почему мы употребляем неверное ударение в некоторых словах?
3. Как мы говорим. Тест-опрос. Эксперимент «Дневник ошибок».
4.Анализ литературы и других источников.
5. Интервью с учителем русского языка.
6. Выводы.
III.Заключение
IV.Список использованных источников и литературы
V. Приложение.
I.Введение
1.1 Проблема
В сентябре я праздновал свой девятый день рождения. Принёс в класс два торта, чтобы угостить ребят. Помню слова, которые тогда сказал: «Ребята, эти торты для вас, угощайтесь». А учительница сказала, что не разрешает нам, есть не понятно что. Мы очень удивились. Она помолчала и сказала, что есть, мы будем не торты, а торты. Мы тогда посмеялись. Но потом я понял, что совсем не смешно говорить неправильно. А мы довольно часто произносим слова с неверным ударением. Учителя исправляют наше произношение, а мы всё равно говорим неверно.
1.2 Актуальность.
«Устная речь широко звучит сейчас с трибуны, с кафедры, с эстрады, с театральных подмостков, с экрана телевизоров; именно поэтому овладение культурой литературного произношения - одна из первоочередных проблем культуры речи. Нет такой науки, сферы общественной деятельности, где бы, не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства. Все мы – для кого русский язык дорог – несём ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность».
Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того, чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. «Мал язык – да горами качает!» - говорит пословица.
1.3 Цели и задачи
Мы решили провести небольшое исследование.
Цель исследования:
Установить, почему мы употребляем неверное ударение в некоторых словах.
Для достижения цели мы решали следующие задачи:
1.Выявили, какие слова с неверным ударением используем в своей речи.
2.Выдвинули гипотезы, почему испытываем трудности в произношении и искали им подтверждение.
3.Изучили литературу по вопросу «Нормы произношения и ударения»
4.Провели опрос-тестирование обучающихся и взрослых, окружающих нас.
5. Провели эксперимент «Дневник ошибок».
6.Взяли интервью у учителя русского языка.
7.Сделали выводы.
II. Основная часть.
1. Почему мы употребляем неверное ударение в некоторых словах? Гипотезы.
Мы выдвинули такие предположения:
1) Слышим от кого-то неверное произношение и повторяем, не зная норм произношения.
2) Говорим, не задумываясь над лексическим значением слова.
3) Трудно запомнить нормы произношения.
2. Методы и средства исследования.
Для решения поставленных задач использовали такие методы и средства как опрос – тестирование, изучение литературы по данной теме, эксперимент, интервью, наблюдение, анализ результатов.
3. Как мы говорим.
Для проверки своих предположений выявили ошибки произношения в своей речи и в речи окружающих нас взрослых: старших учащихся, родителей, дедушек и бабушек, технических работников школы.
Попросили учителя протестировать нас на предмет постановки ударения в словах. А мы провели опрос-тестирование других учащихся и взрослых из нашего окружения, чтобы узнать, как говорят другие.
Для опроса был предложен тест: «Какой вариант произношения является правильным?»
ПОртфель | ПортфЕль |
ИнстрУмент | ИнструмЕнт |
АлфАвит | АлфавИт |
ДоговОр | ДОговор |
СвЁкла | СвЕкла |
КлАла | КлалА |
ПослАла | ПослалА |
ЗвонИшь | ЗвОнишь |
КрасИвее | КрасивЕе |
ТОрты | ТортЫ |
МагазИн | МагАзин |
БАнты | БантЫ |
ТуфлЯ | ТУфля |
ЩавЕль | ЩАвель |
СтолЯр | СтОляр |
КиломЕтр | КилОметр |
ШарфЫ | ШАрфы |
ПонЯл | ПОнял |
ПонялА | ПОняла |
НачАл | НАчал |
СтатУя | СтАтуя |
ЖаворОнок | ЖАворонок |
ПовтОрим | ПовторИм |
Результаты.
Мы допустили ошибки в постановке ударения в таких словах: туфля (3), звонишь (2), шарфы (2), договор (2), клала (2), банты (1), торты (1), щавель (1), красивее(1), жаворонок (1), повторим (1).
Протестировали 9 обучающихся нашей школы и 9 человек из взрослых.
Учащиеся допустили ошибки в словах: шарфы (8), туфля (7), банты (6), договор (5), торты (4), звонишь (4), клала (3), щавель (2), понял (2), красивее (1), послала (1).
Взрослые допустили ошибки в постановке ударения в тех же словах и ещё в других, каждый от трёх до восьми ошибок.
Ещё мы провели эксперимент под названием «Дневник ошибок».
Завели тетрадь, куда в течение месяца записывали слова, которые произносили с ошибками в школе. Учитель нам делал замечания, исправлял, а мы записывали. В результате в этой тетради оказалось 17 слов, произнесённых нами с неверным ударением.
Вывод.
В основном мы произносим те же слова с неверным ударением, что и наши старшие друзья, родители, знакомые. Как чаще слышим, так и говорим. Не все взрослые имеют отличные знания в области «русского языка»: плохо учились в школе, родной язык не русский (в селе живут мордва, чуваши, армяне, азербайджанцы).
Часто мы произносим неверно слова, читая художественные произведения. Это объясняем тем, что не всегда понимаем значение употребляемых писателями и поэтами слов. Видимо наш словарный запас пока не велик. Признаёмся честно, мало читаем.
Слов с трудностями постановки ударения много, а правил нет. Поэтому трудно запомнить.
-
Анализ литературы и других источников.
Чтобы опровергнуть или подтвердить свои предположения, мы обратились к специальной литературе. Мы с учителем подобрали её в школьной библиотеке.
Вот что мы узнали. « Раздел, посвящённый правилам произношения и ударения, в науке о языке называется орфоэпией. Слово орфоэпия происходит от греческого орфос «прямой, правильный» и эпос «речь». Буквально орфоэпия значит «правильное произношение». Русская орфоэпия содержит общие для всех пользующихся литературным языком правила произношения и ударения. Ударением называется звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение целиком относится к сфере устной речи. Лишь в редких случаях ставится на письме знак ударения для различения одинаково пишущихся слов и форм, например: позднее и позднее. Роль ударения в русском языке очень велика. Во-первых, силовое ударение выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию, играет роль важного смыслоразличительного средства, участвует в ритмической организации поэтической и прозаической речи. Во-вторых, русское ударение отличается разноместностью и подвижностью. Ударение может падать на приставку (вырезать), на корень (резать), на окончание (вырезной); при словоизменении оно свободно переходит с одного слога на другой (земля, землю) и даже выходит за пределы орфографического слова (на землю, по воду). Важной представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоление омонимии словоформ (руки не подаст – чистые руки, обрезать - обрезать, кругом – кругом). В современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, у которых зафиксировано колебание в ударении. Например: родился - родился, залитый - залитый, в избу - в избу. Языковеды считают, что колебание в ударении это неизбежный этап развития языка. А вариативность ударения обеспечивает менее резкий переход от старой нормы, к новой (кладбище – кладбище). Издано немало словарей и справочников, регламентирующих современное русское ударение. Например, словарь – справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова…» Мы в школе пользуемся «Орфоэпическим словарём русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы», авторов: С.Н.Боруновой, В.Л.Воронцовой, Н.А.Еськовой, издательства «Русский язык» 1983 г.
Из интернета мы узнали, что проблемой ошибок произношения интересуются многие.
Ученые – лингвисты, занимающиеся проблемой орфоэпических (акцентологических) ошибок, выделяют следующий ряд причин, которые препятствуют выработке норм литературного произношения:
-
влияние диалекта (например, влияние северорусских говоров: дОговор, нАпасть, прИговор, рЕмень; южнорусских говоров: выборА, дочерЯ, матерЯ);
-
влияние речи окружающих людей: жаргона, сленга, просторечия (хотя человек знает, как нужно произносить правильно, но произносит иначе, так как такое произношение положительно воспринимается на улице);
-
наличие в нашей речи большого количества иностранных, заимствованных слов (прОцент, цЕмент, компАс, докУмент);
-
незнание правил орфоэпии (чтобы овладеть нормами литературного произношения, необходимо знать научные основы и правила, которым подчиняется орфоэпия);
-
недостаточное внимание уделяется в школе вопросам орфоэпии (по сравнению с орфографией, лексикой, грамматикой); очень мало пособий, справочников, словарей по орфоэпии;
-
влияние особенностей звуковой системы родного языка при изучении русского языка как народного;
-
автоматизм устной речи.
Вывод: учёные подтвердили наши предположения о причинах ошибок в постановке ударения в словах.
5. Интервью с учителем русского языка.
Мы задали вопросы учителю русского языка Королёвой Антонине Ивановне.
- В чём причина употребления учащимися неверного ударения в некоторых словах?
Она ответила так.
- Дети мало читают, а значит, нет образца литературной речи;
- домашние часто говорят неправильно, а дети повторяют;
- не знают и не учат правила произношения.
Слова учителя русского языка снова подтвердили наши гипотезы.
III. Заключение.
Выводы.
Изучив разные источники по данной теме, результаты тестирования, мнение учителя русского языка и литературы, думаем, нам удалось выяснить, почему мы употребляем неверное ударение в словах:
-
Не зная всех норм произношения, мы часто подражаем в речи окружающим нас людям. А многие из них произносят слова с неверным ударением.
-
Изучая предмет « русский язык» не уделяем должного внимания нормам произношения.
-
Мало читаем художественной литературы.
Писатель А.Н.Толстой справедливо считал, что «обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А И.С.Тургенев призывал: «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…»
Чтобы преодолеть трудности произношения мы предлагаем:
-
Чаще обращаться к орфоэпическим словарям.
-
На уроках русского языка с особым прилежанием изучать нормы произношения и нормы словоупотребления.
-
Изготовить памятки: «Говорим правильно!», «Запомни!».
-
Больше читать книг, чтобы расширять свой словарный запас.
Давайте говорить правильно, мыслить ясно и мы сбережём наш прекрасный язык!
Список литературы и других источников.
-
К.С.Горбачевич «Нормы современного русского литературного языка» Москва «Просвещение» 1989.
-
З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцов «Мир родной речи» Издательство «Знание» 1972.
-
С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы» Издательство «Русский язык» 1983 г.
-
Геллер А. В., Пескова А. Д., Тарасов И. А., Бродецкая Е. Л. Нарушение акцентологических норм в речи современных школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 12. – С. 50–55. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46211.htm.
-
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Учебник «Русский язык» 3 класс» Издательство «Просвещение».
-
Результаты тестирования, интервьюирования.
13